Цоколи, типы и виды автомобильных ламп
Действующим ГОСТом 8769–75 предусмотрено наличие на транспортных средствах восьми видов внешних световых приборов. Каждый из них отличается конструкцией и назначением, что вынуждает производителей устанавливать различные типы автомобильных ламп.
Чтобы помочь владельцам транспортных средств сориентироваться среди разнообразия форм и размеров лампочек для автомобилей, рассмотрим их основные виды, принципиальные отличия и варианты замены. Приведенный справочный материал будет полезен всем, кто прямо или косвенно связан с обслуживанием автотранспорта.
Маркировка
Несмотря на договорённость автопроизводителей об унификации, классификация автомобильных ламп насчитывает десятки осветительных приборов, отличающихся формой колбы и типом цоколя. В условном обозначении автомобильных ламп советского образца используют следующие буквы:
- А – автомобильная;
- С – софитная;
- МН – миниатюрная;
- КГ – кварцевая галогенная.
Полная аббревиатура автолампы также включает номинальное напряжение, мощность и номер разработки, которые следуют после буквенного кода. К сожалению, такое сокращение неинформативно, а лампочки для автомобилей с маркировкой по ГОСТ 2023-88 востребованы исключительно в старых отечественных машинах.
Актуальной и более универсальной на сегодня является другая маркировка, выполненная по единому европейскому стандарту. Она включает следующие основные буквы:
- H – галогенная;
- D – ксеноновая;
- T – миниатюрная небольшой мощности с одним цоколем;
- R – диаметр цоколя – 15 мм, колбы – 19 мм;
- P – диаметр цоколя – 15 мм, колбы – не более 26,5 мм;
- W – без металлического цоколя;
- Y – дополнительный символ, указывающий на жёлтый (yellow) цвет колбы.
В конце условного обозначения добавляют строчную букву, обозначающую количество электрических контактов:
- s (single) – 1;
- d (duo) – 2;
- t (tres) – 3;
- q (quatro) – 4;
- p (penta) – 5.
Разновидность по типу автомобильных ламп
В зависимости от источника получения света, все виды автомобильных лампочек делятся на три группы, каждая из которых имеет свою градацию.
Галогенные
Галогенные лампы – источник света с нитью накаливания внутри колбы, заполненной галогенным газом. Несмотря на множество недостатков, они продолжают занимать лидерство, благодаря низкой цене и нежеланию многих автолюбителей переходить на ксенон и светодиоды. Рано или поздно совершенствование светодиодных автоламп вытеснит галогенки с их малым сроком службы и низкой светоотдачей при относительно высоком энергопотреблении. Изначально символ «Н» указывал на галогенную (Halogen) лампу, а цифра – на типоразмер. Появившиеся затем ксеноновые и светодиодные лампочки для авто продолжили выпускать в стандартных корпусах. В результате изделия с разными источниками света могут быть изготовлены в одинаковом корпусе, например, H7.
Но это не означает их полную взаимозаменяемость. В галогенной лампе расстояние от фланца до спирали – фиксированная величина, от которой зависит геометрия светового луча. Небольшое отклонение спирали от центра сильно влияет на фокусное расстояние и, как следствие, на чёткость светового пятна. В газоразрядной лампе источником света является дуга, а в светодиодной – один или несколько светодиодов. Все они отличаются цветовой температурой и углом распространения света, а значит, требуют индивидуального подбора оптики.
Газоразрядные
Ксеноновая автолампа имеет колбу из кварцевого стекла, внутрь которой закачана смесь газов. Благодаря точному химическому составу, в процессе работы лампы формируется луч света с заданной цветовой температурой. Керамическая вставка и стальной фланец служат преградой между раскалённой колбой и деталями цоколя. Все элементы цоколя выполнены с применением термоизоляционного материала и уплотнителей, обеспечивающих дополнительную защиту. Её работа невозможна без блока розжига, который задаёт точное значение напряжения питания.
Газоразрядные лампы на основе ксенона условно можно разделить на три большие группы:
- Ксеноновые лампы с цоколёвкой типа h2-h37, HB3-HB5, предназначенные для переоборудования штатных огней транспортных средств.
- Биксеноновые лампы для авто, изготовленные по стандарту h5M, HB1M, h23M и прочие с индексом «М». Их назначение – замена галогенных ламп, которые одновременно являются источником ближнего и дальнего света.
- Ксеноновые лампы с цоколями стандарта D1S, D1R – D4S, D4R, установленные на автомобиле заводом-изготовителем.
Светодиодные
Светодиодные автомобильные лампы – сравнительно новый представитель на авторынке, источником света которого служит один или несколько светодиодов. В связи с постоянным совершенствованием технологии, внешний вид led-автоламп тоже меняется. Без изменений остаётся цокольная часть, которая в точности повторяет размеры цоколей галогенных лампочек. Светодиодные осветительные приборы должны работать в тандеме с драйвером, обеспечивающим стабилизацию напряжения и тока. Основная масса led-продукции для авто выпускается на smd-чипах, но постепенно инициатива переходит к cob-матрицам.
Если слаботочные светодиоды полностью оправдали ожидания в организации подсветки салона, номерного знака и габаритов, то мощные светодиодные автолампы по-прежнему остаются слабым звеном среди всего объёма осветительных приборов. Высокая стоимость фирменных led-ламп головного света не по карману рядовому водителю, а дешёвый китайский товар уже успел обрести плохую репутацию. Основные причины – несоответствие заявленных характеристик реальности и низкое качество продукта.
Разновидность по цоколю
В работе автомобильные лампочки подвержены сильной вибрации. В связи с этим все элементы конструкции имеют повышенную прочность, а посадочное гнездо для цоколя оснащено зажимом или пружинными контактами. Все виды цоколей автомобильных ламп абсолютно не схожи с бытовыми аналогами. Поэтому, кроме указания типа автолампы, обязательно приводится маркировка по цоколю.
С защитным фланцем
О наличии фланца свидетельствует символ «P», с которого начинается код цоколя (h5-P43t). С фланцем выпускаются мощные лампы для головных фар. Например, популярные модели, устанавливаемые в фары ближнего, дальнего света и ПТФ с цоколями h4,h5, H7, HB3, HB4. Также сюда входят менее востребованные – h2, h22, R2 и многие другие.
Софитные
Данный тип цоколя обозначается как «SV». Автолампа имеет цилиндрическую форму длиною 30-40 мм с двумя цоколями по краям. Такая конструкция позволяет сэкономить внутреннее пространство и минимизировать размер плафона. Наибольшее применение они нашли в освещении салона, где светильники встраивают в обивку. Также софитные источники света используют в подсветке регистрационного знака и стоп-сигналов (например, C5W-SV8.5-8).
Штифтовые
Эти лампы имеют гладкий цилиндрический цоколь с двумя симметрично «BA» или асимметрично «BAY» «BAZ» расположенными штифтами для жесткой фиксации. Смещение штифтов необходимо для того, чтобы исключить возможность установки лампочки другого типа, например, белой вместо жёлтой. Надпись: «PY21W-BAY15s» означает, что данная лампа с желтой колбой, имеет цоколь штифтового типа диаметром 15 мм с одним контактом, мощностью 21 Вт.
Со стеклянным цоколем
Кодировка полностью стеклянных световых приборов начинается с буквы «W», за которой следует размер цокольной части в миллиметрах (W21W-W3x16d). Они очень практичны, и востребованы во многих автомобильных фонарях: указатели поворота, габариты, приборная панель и пр.
Новые виды цоколей
Разъёмные соединения нового формата разрабатываются, как правило, для светодиодных ламп. Их появление объясняется попыткой продвижения светодиодной продукции, а также является своеобразной защитой драйвера от монтажа осветительных приборов другого типа.
Читайте так жеНадеемся, данная статья поможет с выбором автомобильных ламп и упростит задачу покупки через интернет-магазины, где необходимо указывать точную маркировку товара. При покупке лампочки в местном магазине желательно взять с собой перегоревшую лампу, чтобы убедиться в их идентичности не только с помощью кода, но и визуально.
ledjournal.info
Автомобильные лампы: каталог, отзывы, лучшие виды
Автомобильные лампы, в отличие от бытовых, работают в более тяжелых условиях, отличающихся наличием вибрации и ударов. Поэтому оснащаются более прочными нитями накаливания, для изготовления которых используют вольфрам других марок.
Типы автомобильных ламп по принципу фиксации в плафоне можно разделить на две категории: фланцевые (h2, h5, H7, h21) и штифтовые.Первые предназначены для того, чтобы после их установки нить накаливания оказывалась точно в фокусе отражателя или на нужном от него расстоянии. Используются они в световых приборах головного освещения: фарах ближнего, дальнего и противотуманного света. Вторые не обеспечивают точности расположения нити накаливания, зато обеспечивают легкую и быструю замену при выходе из строя. Используются в приборах световой индикации, для освещения салона, багажника и моторного отсека.
Цоколи лампочек на 12V и на 24V не отличаются, поэтому смотрите на маркировку. Большинство легковых авто имеют в бортовой сети напряжение 12В.
Знак соответствия
Так как качество работы приборов наружного освещения непосредственно влияет на безопасность дорожного движения, производители обязаны обеспечить соответствие их комплектующих правилам безопасности. Подтверждение соответствию правилам безопасности отмечается на изделие знаком из буквы E и цифры, помещенных в окружность. Согласно требованиям Правил Европейской Экономической Комиссии при ООН цифра обозначает страну, разрешившую использование этого изделие на своей территории.
Странам присвоены следующие обозначения: Германия – 1, Франция – 5, Россия – 22. На нашем рынке приборов освещения заметны такие производители, как Narva и Philips. Продукция Narva отличается невысокой стоимостью, а изделия под брэндом Philips – отмечают, как имеющие отличное качество. Автомобильные лампы Osram выделяются очень хорошим соотношением цена – качество, то есть при невысокой цене обладают отменным качеством. Причем этим отличаются как лампочки с рабочим напряжением 12V, так и 24V. Особенно заметно это на лампах головного света h2, h5(н4), H7 и h21.
Дешевле продукции Narva на нашем рынке только китайские лампочки «Луч», но если Narva не стоит покупать для головного освещения, то «Луч» лучше не брать никуда. После тестирования их продукции лампочки Narva покажутся очень даже ничего. Конечно, не нужно сравнивать продукцию Philips с Narva. А задумав купить лампочку h21 Narva, вспомните о том, что скупой платит дважды, ведь лампочки h21 Philips неспроста дороже изделий от Narva. Диодные (светодиодные) лампочки Philips тоже имеют отличное качество. Narva же можно брать только для освещения бардачка. Поставьте в головное освещение Philips, не экономьте на безопасности.
Конструкции цоколей
Цоколем называется элемент конструкции лампы, предназначенный для удержания ее в патроне и подачи на нее электрического питания. В лампах накаливания и газоразрядных (например, ксеноновые) цоколь служит еще и для герметизации колбы. Это необходимо, потому как из колбы маломощных лампочек накаливания для предотвращения перегорания спирали откачен воздух. В колбы мощных ламп накаливания для той же цели, да еще и для улучшения теплоотдачи, закачивают буферный газ – пары галогенов (брома или йода), такие устройства называют галогеновые. В ксеноновые закачивают, как нетрудно догадаться, инертный газ ксенон.
При включении такой лампы в нем поддерживается электрический разряд, который заставляет газ светиться. При одинаковой мощности накаливания и газоразрядных ламп, яркость последних выше. Поэтому ксеноновые так быстро завоевали популярность. Но после появления на рынке led источников автомобильного света диодные (светодиодные) h2, h5, H7, и h21 стали обгонять по популярности «ксенон». Потому что, имея яркость не хуже, они гораздо проще устанавливаются.
Обозначение автомобильной лампы состоит из трех групп знаков.
Первая группа знаков
Таковая содержит информацию о рабочем напряжении, номинальной мощности, форме колбы. Например, 12v 5w. Это означает:
- 12v – рабочее напряжение.
- 5w – номинальная мощность.
Если лампочка имеет две нити накаливания, то в обозначении указывается мощность каждой из них, например, 12v 5/5w – лампочка рабочим напряжением 12В с двумя нитями накаливания мощностью по 5w каждая. В маркировку может входить символ, несущий информацию о колбе. Например, 12v P 5w обозначает устройство рабочим напряжением 12В, с одной нитью накаливания мощностью 5w в колбе Ø 26,5 мм.
Аналогично маркируются лампочки рабочим напряжением 24V. Например, 24v 5w означает устройство рабочим напряжением 24V с одной нихромовой спиралью мощностью 5W, а 24v 5/5w – рабочее напряжение 24V с двумя спиралями по 5W. Такие лампочки с металлическим цоколем должны быть двухконтактные. Оранжевая колба обозначается наличием в маркировке символа Y. Количество контактов на цоколе обозначается так:
- S – один контакт на торце.
- D – два контакта на торце. Двухконтактные имеют, например, обозначение цоколя W2×4,6D, что значит стеклянный цоколь толщиной 2 мм размером 4,6×4,6 мм с двумя контактами. Устройства с таким цоколем могут быть и светодиодные (диодные).
- T – три контакта на торце.
- Q – четыре контакта на торце.
- P – пять контактов на торце.
Типы цоколей автомобильных ламп в России регламентирует ГОСТ 28108-89, виды цоколей и ламп можно посмотреть на фото. Маркировка и обозначение автомобильных ламп.
Виды цоколей имеют следующие обозначения:
- W – стеклянный цоколь, сделанный вместе с колбой.
- SV или C – цоколь с обеих сторон. Используется для подсветки номера и освещения салона.
- BA – с симметричным расположением штифтов. Цифра после буквенной комбинации – диаметр цоколя.
- BAY – со смещением штифтов по высоте.
- BAZ – со смещением штифтов по высоте и окружности.
- BAU – со смещением штифтов по окружности.
- P – фланцевый цоколь.
- X – нестандартные особенности в конструкции.
- Цифры. У устройств с металлическим цоколем – его диаметр. Если цоколь стеклянный, первый размер – его толщина, а второй – длина стороны квадрата каковым он является в другой проекции.
Вторая группа знаков
Содержит информацию о типе лампы и наносится исключительно на лампы головного света. Располагаться она может как перед первой группой знаков, так и после нее. Например, маркировка h2 12V 90W означает то же, что и 12V 90W h2 – галогеновые лампы рабочим напряжением 12В с номинальной мощностью 90W. Галогеновые лампы с обозначением от h2 до h21 имеют такие цоколи:
- h2 – P14,5S.
- h3 – X
- h5 (н4) – P43T.
- H7 – PX26D.
- h21 – PGJ19-2.
- автомобильные лампы h4 – PK22S.
Буква H в обозначениях h2, h5(н4), H7 и h21 говорит о том, что лампы галогеновые (halogen). Автомобильные лампы h4 устанавливаются в противотуманных фарах, а h21 не только в противотуманках, но и в фарах ближнего и дальнего света. Маркировка 12V и 12В означает одно и то же – рабочее напряжение 12 Вольт.
Галогенные лампы
Галогеновые лампы в фарах головного света имеют несколько значительных недостатков, присущих в том числе лампам h5 и h7 philips:
- Низкая светоотдача.
- Небольшой срок службы (не более 2 тыс. часов).
- Нагрев при работе до высокой температуры. Большой процент излучения в инфракрасном диапазоне. Из-за чего зеркало рефлектора выгорает, и фара приходит в негодность.
Газоразрядные лампы
Ксеноновые лампы были изобретены в сороковых годах прошлого века в Германии. А уже в 51 году того же столетия первые ксеноновые лампы были презентованы компанией Osram. Первые ксеноновые лампы, имевшие высокую яркость при низкой рабочей температуре и спектр освещения близкий к дневному свету, стали быстро вытеснять угольные дуговые лампы из киноаппаратов. Позже они нашли применение в головном свете автомобилей, вытесняя h5 и h7.
В наше время колбы этих ламп изготавливаются из кварцевого стекла, так как это единственный недорогой материал с хорошей оптической проницаемостью, выдерживающий высокое давление.
Для увеличения эффективности таких источников света газ в их колбах находится под давлением до 30 кг/см2. Это обстоятельство заставляет при работе с ними соблюдать особые меры безопасности. Транспортируются такие лампы в предохранительных пластмассовых контейнерах, которые снимаются только после установки лампы, а при демонтировании обязательно надеваются.
Ксеноновые лампы philips хороши тем, что их свечение очень близко по спектру к дневному свету, поэтому глаза меньше устают и лучше различают препятствия на дороге. Яркость и спектр свечения не единственные их достоинства. Преимуществами также являются следующие качества:
- Возможность точной фокусировки за счет того, что источник света, которым является плазменная область возле катода, близок к точечному.
- Небольшой нагрев при работе.
- Незначительный процент тепловых лучей в рабочем спектре излучения.
- Большой срок службы (до 3–5 тыс. часов).
Диодные источники света
Следующей ступенью в эволюции автомобильных ламп стали светодиодные (led) источники света. Которые для головного света имеют такие же цоколи, как h2, h5(н4), H7 и h21. А так как диодные (led) лампы не требуют в отличие от разрядных специальных устройств питания, замена галогеновых ламп головного света на светодиодные чрезвычайно проста. Обычно замена h2, h5(н4) или H7 на диодные led выполняется владельцем автомобиля без посторонней помощи. Производят светодиодные автомобильные лампы все те же Philips, Narva и Osram. Светодиодные автомобильные лампы бывают как рабочим напряжением 12V, так и 24V. Причем диодные устройства led на 12В светят нисколько не хуже, чем led на 24V. LED — это аббревиатура от английского названия светодиодов — light-emitting diode.
В отличие от других типов ламп, диодные (светодиодные) led лампы имеют не только разную яркость, но и разные оттенки цвета освещения. Их обозначают цветовой температурой в градусах Кельвина для ламп led рабочим напряжением как 12В, так и 24V. Она соответствует таким цветам: от 6 до 6,5 тыс. К – холодный белый; от 4,2 до 5 тыс. К – нейтральный белый; от 3 до 3,5 тыс. К – теплый белый. При разной цветовой температуре яркость свечения led может быть одинаковая. Светодиодные источники (диодные) хороши тем, что их свечение очень близко по спектру к дневному свету. Яркость, спектр свечения, и надежность – вот основные достоинства, которые имеют светодиодные (диодные) лампы philips, включая h5 и h7.
autolirika.ru
Цоколи светодиодных ламп для авто, типы, виды, обозначение
Недавно возникла необходимость систематизировать цоколи светодиодных ламп для авто, потому что по внешнему виду я не мог сказать, куда такая подойдет среди обилия световых приборов транспортного средства. Конечно я знал, что их много, но в реальности количество оказалось огромным, что пришлось искать подробные таблицы и сделать себе шпаргалку. Так же в таблице указана и маркировка по международным стандартам. На картинках видно количество нитей накала, установленных в колбе.
Основные типы:
- h5 и H7 — самые распространенные;
- H8, h20, h21 — для противотуманных фар;
- W5W, T10, T4W — для габаритов и боковых указателей поворота;
- P21W — для основных сигналов поворота;
- W21W, T20, 7440 — для фонарей заднего хода.
Автомобильная светодиодная лампа под цоколь 7440 самая редкая, но спрашивают про неё часто, проиллюстрирую её фотографией для большей наглядности. По сути это европейское обозначение W21W T20, чаще всего применяются в стоп сигналах. Внешне похож на W5W, но ширина пластинки с контактами 16 мм., просто увеличенный вариант.
Для разъема 7440
Содержание
- 1. Подробная таблица по типам и видам
- 2. Цоколи по маркировке
- 3. Итоги
Подробная таблица по типам и видам
Цоколи автомобильных ламп типы и обозначение. Картинки увеличиваются.
Цоколи по маркировке
Имеют два типа маркировки, международное и европейское. Сейчас переходят на первое обозначение автолампочек, иначе возникает достаточно большая путаница с маркировкой.
Итоги
Есть еще одна система обозначения цоколей автомобильных ламп, но она используется реже и будет описана отдельно. При выборе уделите внимание конструкции и комплектующим, как правило одна модель выпускается в разных модификациях. Мои обзоры и реальные характеристики можно применять в пределах назначения. Например, если в обзоре тестируется HB3 для противотуманных фар, то этот тест, как правило, так же применим к другим источникам света для противотуманок.
led-obzor.ru
Категория | Число нитей накала | Электрические характеристики[1] | Примечание | Изображение | |
---|---|---|---|---|---|
h2 | 1 | 6 В/55 Вт, 12 В/55 Вт, 24 В/70 Вт | |||
h4 | 1 | 6 В/55 Вт, 12 В/55 Вт, 24 В/70 Вт | |||
h5 | 2 | 12 В/60 Вт (дальний свет)/55 Вт (ближний свет), 24 В/75 Вт (дальний свет)/70 Вт (ближний свет) | Аналог в США: «9003/HB2»[2] | ||
H7 | 1 | 12 В/55 Вт, 24 В/70 Вт | |||
H8 | 1 | 12 В/35 Вт | Прямоугольный цоколь | ||
H8B | 1 | 12 В/35 Вт | |||
H9 | 1 | 12 В/65 Вт | Прямоугольный цоколь | ||
H9B | 1 | 12 В/65 Вт | |||
h20 | 1 | 12 В/42 Вт | Прямоугольный цоколь | ||
h21 | 1 | 12 В/55 Вт, 24 В/70 Вт | Прямоугольный цоколь | ||
h21B | 1 | 12 В/55 В, 24 В/70 Вт | |||
h22 | 1 | 12 В/53 Вт | Прямоугольный цоколь | ||
h23 | 2 | 12 В/60 Вт (дальний свет)/55 Вт (ближний свет) | |||
h23A | 2 | 12 В/60 Вт (дальний свет)/55 Вт (ближний свет) | Прямоугольный цоколь | ||
h24 | 2 | 12 В/60 Вт (дальний свет)/55 Вт (ближний свет) | |||
h25 | 2 | 12 В/55 Вт (дальний свет)/15 Вт (Лампы дневного света) | Прямоугольный разъем | ||
h31W | 1 | 12 В/21 Вт, 24 В/21 Вт | |||
h37W/1 | 1 | 12 В/27 Вт | |||
h37W/2 | 1 | 12 В/27 Вт | Прямоугольный цоколь | ||
HB3 | 1 | 12 В/60 Вт | Прямоугольный цоколь | ||
HB3A | 1 | 12 В/60 Вт | |||
HB4 | 1 | 12 В/51 Вт | Прямоугольный цоколь | ||
HB4A | 1 | 12 В/51 Вт | |||
HIR1 | 1 | 12 В/65 Вт | Прямоугольный цоколь | ||
HIR2 | 1 | 12 В/55 Вт | Прямоугольный цоколь | ||
HS1 | 2 | 6 В/35 Вт (дальний свет)/35 Вт (ближний свет), 12 В/35 Вт (дальний свет)/35 Вт (ближний свет) | |||
HS2 | 1 | 6 В/15 Вт, 12 В/15 Вт | |||
HS5 | 2 | 12 В/35 Вт (дальний свет)/30 Вт (ближний свет) | Для мотоциклов | ||
HS6 | 2 | 12 В/40 Вт (дальний свет)/35 Вт (ближний свет) | |||
PX24W | 1 | 12 В/24 Вт | |||
PSX24W | 1 | 12V/24W | |||
S2 | 2 | 6 В/35 Вт (дальний свет)/35 Вт (ближний свет), 12 В/35 Вт (дальний свет)/35 Вт (ближний свет) | Для мотоциклов | ||
S3 | 2 | 6 В/15 Вт, 12 В/15 Вт | Для мопедов | ||
Категория | Цоколь (База) | Число нитей | Электрические характеристики[1] | Примечание | Изображение |
C5W | SV8.5 | 1 | 6 В/5 Вт, 12 В/5 Вт, 24 В/5 Вт | Старое обозначение: C11 | |
H6W | BAX9s | 1 | 12 В/6 Вт | ||
HY6W | BAZ9s | 1 | 12 В/6 Вт | Янтарный | |
HY21W | BAW9s | 1 | 12 В/21 Вт, 24 В/21 Вт | Янтарный | |
P13W | PG18.5d-1 | 1 | 12 В/13 Вт | ||
P19W | PGU20-1 | 1 | 12 В/19 Вт | ||
PR19W | PGU20-5 | 1 | 12 В/19 Вт | Красный | |
PY19W | PGU20-2 | 1 | 12 В/19 Вт | Янтарный | |
PS19W | PG20-1 | 1 | 12 В/19 Вт | ||
PSR19W | PG20-5 | 1 | 12 В/19 Вт | Красный | |
PSY19W | PG20-2 | 1 | 12 В/19 Вт | Янтарный | |
P21W | BA15s | 1 | 6 В/21 Вт, 12 В/21 Вт, 24 В/21 Вт | Старое обозначение: P25-1 | |
PR21W | BAW15s | 1 | 12 В/21 Вт, 24 В/21 Вт | Красный | |
PY21W | BAU15s | 1 | 12 В/21 Вт, 24 В/21 Вт | Янтарный | |
P21/4W | BAZ15d | 2 | 12 В/21 Вт (Основная нить)/4 Вт (Дополнительная нить), 24 В/21 Вт (Основная нить)/4 Вт (Дополнительная нить) | ||
PR21/4W | BAU15d | 2 | 12 В/21 Вт (Основная нить)/4 Вт (Дополнительная нить), 24 В/21 Вт (Основная нить)/4 Вт (Дополнительная нить) | Красный | |
P21/5W | BAY15d | 2 | 6 В/21 Вт(Основная нить)/5 Вт(Дополнительная нить), 12 В/21 Вт(Основная нить)/5 Вт(Дополнительная нить), 24 В/21 Вт(Основная нить)/5 Вт(Дополнительная нить) | Старое обозначение: P25-2 | |
PR21/5W | BAW15d | 2 | 12 В/21 Вт(Основная нить)/5 Вт(Дополнительная нить), 24 В/21 Вт(Основная нить)/5 Вт(Дополнительная нить) | Красный | |
P24W | PGU20-3 | 1 | 12 В/24 Вт | ||
PR24W | PGU20-6 | 1 | 12 В/24 Вт | Красный | |
PY24W | PGU20-4 | 1 | 12 В/24 Вт | Янтарный | |
PS24W | PG20-3 | 1 | 12 В/24 Вт | ||
PSR24W | PG20-6 | 1 | 12 В/24 Вт | Красный | |
PSY24W | PG20-4 | 1 | 12 В/24 Вт | Янтарный | |
P27W | W2.5x16d | 1 | 12 В/27 Вт | ||
P27/7W | W2.5x16q | 2 | 12 В/27 Вт (Основная нить)/7 Вт (Дополнительная нить) | Аналог в США: «3157» | |
PR27/7W | WU2.5×16 | 2 | 12 В/27 Вт (Основная нить)/7 Вт (Дополнительная нить) | Красный | |
PY27/7W | WX2.5x16q | 2 | 12 В/27 Вт (Основная нить)/7 Вт (Дополнительная нить) | Янтарный Аналог в США: «3757A» | |
R5W | BA15s | 1 | 6 В/5 Вт, 12 В/5 Вт, 24 В/5 Вт | Старое обозначение: R19/5 | |
RR5W | BAW15s | 1 | 12 В/5 Вт, 24 В/5 Вт | Красный | |
R10W | BA15s | 1 | 6 В/10 Вт, 12 В/10 Вт, 24 В/10 Вт | Старое обозначение: R19/10 | |
RR10W | BAW15s | 1 | 12 В/10 Вт, 24 В/10 Вт | Красный | |
RY10W | BAU15s | 1 | 6 В/10 Вт, 12 В/10 Вт, 24V/10 Вт | Янтарный | |
T1.4W | P11.5d | 1 | 12 В/1.4 Вт | ||
T4W | BA9s | 1 | 6 В/4 Вт, 12 В/4 Вт, 24 В/4 Вт | Старое обозначение: T8/4 | |
W2.3W | W2x4.6d | 1 | 12 В/2.3 Вт | ||
WY2.3W | W2x4.6d | 1 | 12 В/2.3 Вт | Янтарный | |
W3W | W2.1×9.5d | 1 | 6 В/3 Вт, 12 В/3 Вт, 24 В/3 Вт | Старое обозначение: W10/3 | |
W5W | W2.1×9.5d | 1 | 6 В/5 Вт, 12 В/5 Вт, 24 В/5 Вт | Иногда обозначают «T10» Старое обозначение: W10/5 | |
WR5W | W2.1×9.5d | 1 | 12 В/5 Вт, 24 В/5 Вт | Красный | |
WY5W | W2.1×9.5d | 1 | 6 В/5 Вт, 12 В/5 Вт, 24 В/5 Вт | Янтарный | |
W15/5W | WZ3x16q | 2 | 12 В/15 Вт(Основная нить)/5 Вт(Дополнительная нить) | Для мотоциклов | |
W16W | W2.1×9.5d | 1 | 12 В/16 Вт | Аналог в США: «921» | |
W21W | W3x16d | 1 | 12 В/21 Вт | ||
WY21W | WX3x16d | 1 | 12 В/21 Вт | Янтарный | |
WP21W | WY2.5x16d | 1 | 12 В/21 Вт | ||
WPY21W | WZ2.5x16d | 1 | 12 В/21 Вт | Янтарный | |
W21/5W | W3x16q | 2 | 12 В/21 Вт(Основная нить)/5 Вт(Дополнительная нить) | ||
WR21/5W | WY3x16q | 2 | 12 В/21 Вт(Основная нить)/5 Вт(Дополнительная нить) | Красный | |
Категория | Цоколь (База) | Число нитей | Электрические характеристики[1] | Примечание | Изображение |
C21W | SV8.5 | 1 | 12 В/21 Вт | Старое обозначение: C15, Только для фонарей заднего хода | |
R2 | P45t-41 | 2 | 6 В/45 Вт (Дальний свет)/40 Вт (Ближний свет), 12 В/45 Вт (Дальний свет)/40 Вт (Ближний свет), 24 В/55 Вт (Дальний свет)/50 Вт (Ближний свет) | ||
S1 | BA20d | 2 | 6 В/25 Вт (Дальний свет)/25 Вт (Ближний свет), 12 В/25 Вт (Дальний свет)/25 Вт(Ближний свет) | Для мотоциклов |
dic.academic.ru
название, разновидности, как определить виды, маркировка, размеры, таблицы, список с картинками, фото
В автомобилестроении применяется множество различных ламп. Их общее количество – более сотни. Они участвуют в подсветке салона, обеспечивают видимость на дороге, мигают на приборной панели. О том, каковы их технические и электрические характеристики, размеры и типы, как разобраться в маркировке, пойдет речь в этом обзоре.
Технические особенности цоколя
Конструктивный элемент, который удерживает лампочку в патроне, называется цоколем. Внутри него проходят электроды, а снаружи имеются контакты. От источника питания по контактным путям передаётся ток. Этот элемент для крепления лампы изготавливают из металла или керамики.
Цоколи автомобильных источников света могут быть резьбовыми, штифтовыми, софитными. Бывают даже бесцокольные разновидности. Размеры электроламп тоже различны – от 5 до 25 мм в диаметре (в зависимости от автомобиля и сферы использования).Знаете ли вы? Сегодня трудно представить себе машину без фар. Первый автомобиль Карла Бенца (Carl Benz) был представлен публике в 1885 году. А первую электрическую фару изобрели только в 1898 году.
Функция цоколя
Различают три основных функции цоколей электроламп:
- средство фиксации в патроне;
- передатчик тока от источника питания;
- герметизация колбы и защита её содержимого от контакта с атмосферой.
Важно! Современные соединительные элементы устроены таким образом, чтобы пользователь не мог случайно подсоединить лампу в несоответствующее гнездо.
Разновидности
В эпоху возникновения автомобилей классификации ламп ещё не существовало. Маркировка видов и типов осветительных приборов зависела от производителей. Теперь эти параметры определяются государственными и международными стандартами. Автомобильные осветительные элементы разделяют по типу:
- автомобильной лампы;
- цоколя.
Современные цоколи и их маркировка описаны Межгосударственным стандартом (IEC-EN 60061-1), а осветительные приборы – Государственным стандартом СССР «Лампы для дорожных транспортных средств» ( ГОСТ 2023.1-88).
По типу автомобильных ламп
В основе деления автомобильных лампочек на группы – источник получения света. Учитываются также некоторые конструкционные особенности. Поэтому они делятся на следующие виды:
Виды осветительных элементов | Маркировка | Описание | Пример маркировки |
Софитная | C | Используется в освещении салона. Её форма позволяет максимально сэкономить пространство благодаря наличию двух цоколей по бокам. | C7-8 |
Ксеноновая | D | Ксеноновая, или газоразрядная, используется в источниках ближнего и дальнего света и содержит газ ксенон внутри колбы. | h2, h5, H7, D1R – D4S |
Галогенная | H | Заполнена галогеном и применяется в источниках ближнего или дальнего света (как и ксеноновая). Является её предшественницей. | h2, h5, H7 |
С колбой 26,5 мм и диаметром цоколя 15 мм | P | Применяются в стоп-сигналах, поворотниках, задних фонарях | P21W |
С колбой 19 мм и диаметром 15 мм | R | R5W | |
Бесцокольная | W | Могут использоваться в салоне авто и для подсветки багажника | W5W |
Знаете ли вы? Изначально символ H (halogen) указывал на галогенную лампу. Когда был начат выпуск ксеноновых, то они выпускались в таких же корпусах, но не были взаимозаменяемыми. Их отличает геометрия светового луча, фокусное расстояние и чёткость пятна света.
По цоколю
В автомобильных осветительных элементах используют несколько типов цоколей. В основе их разделения – тип подсоединений (например, резьбовой, штифтовой). Такая классификация отражена в таблице:
Типы цоколей | Маркировка | Описание | Пример маркировки |
Резьбовой, ввинчивающийся в патрон | Е | Резьбовые появились раньше других. Сейчас и в отечественной, и в международной классификации они маркируются одинаково. | Е2 |
Штифтовой (с одним или несколькими штифтами) | Ш, B | Штифтовой (байонет) – это модификация резьбового цоколя. Его бока оснащены штифтами, которые выполняют функции резьбы и фиксатора в патроне. Отечественные маркируются буквой Ш (штифтовой), а иностранного происхождения –буквой B (bayonet). Они могут быть двух- или трёхконтактными. В отечественных также имеются цифры перед буквой, обозначающие количество контактов. | B2, 2B2 |
Фокусирующий | P | Цифры после буквы указывают на диаметр ориентирующей части. | P15 |
Софитный | S | Особенность софитного цоколя – наличие контактов с обеих сторон. Используется в осветительной системе автомобиля. | SV7-8 |
Бесцокольный | W | В бесцокольных сопряжение колбы и патрона выполнено через саму колбу. | W2.1-9.5d |
Маркировка ламп
Полная маркировка отечественных осветительных элементов может выглядеть так: АКГ-12-55-1 (h4). Аббревиатура расшифровывается таким образом: лампа автомобильная кварцевая / галогенная с номинальным напряжением 12 В и мощностью 55 Вт. Соответствует европейской h4, и эти изделия взаимозаменяемые. Число после буквенной аббревиатуры всегда указывает на номинальное напряжение в вольтах, а следующее после тире – на мощность в Вт. После второго тире цифры говорят об отличительной особенности этой модели от базовой.
Важно! По сравнению с другими типами ламп, ксеноновые обеспечивают более легкий свет, что улучшает видимость при движении в ночное время. Что еще более важно, расчетный срок службы ксеноновой – 2000 часов. Это намного больше, чем у галогенной (от 450 до 1000 часов). Но у ксеноновой бликов гораздо большее кличество, чем у других осветительных элементов.
Как определить тип цоколя по названию
Чтобы определить цоколь по названию, необходимо иметь под рукой таблицу соотношений:
Сфера применения | Тип лампы | Цоколь |
Ближний / дальний свет | R2 | P45t |
HB3 | P20d | |
HB4 | P22d | |
HB5 | PX29t | |
h2 | P14,5s | |
h4 | PK22s | |
h5 | P43t | |
H7 | PX26d | |
h21 | PGJ19-2 | |
H9 | PGJ19-5 | |
h26 | PGJ19-3 | |
h37W/1 | PG13 | |
h37W/2 | PGJ13 | |
Ксеноновые | D2S | P32d-2 |
D1S | PK32d-2 | |
D2R | P32d-3 | |
D1R | PK32d-3 | |
D3S | PK32d-5 | |
D4S | P32d-5 | |
Указатели поворота передние | W21W | W3x16d |
P21W | BA15s | |
PY21W | BAU15s/19 | |
h31W | BAY9s | |
Указатели поворота боковые | W5W | W2,1×9,5d |
WY5W | W2,1×9,5d | |
Стоп-сигналы | W21W | W3x16d |
P21W | BA15s | |
Стоп-сигналы / габаритные фонари | P21/4W | BAZ15d |
W21/5W | W3x16g | |
P21/5W | BAY15d | |
Габаритные фонари | W5W | W2,1×9,5d |
T4W | BA9s/14 | |
R5W | BA15s/19 | |
R10W | BA15s | |
C5W | SV8,5/8 | |
P21/4W | BAZ15d | |
P21W | BA15s | |
Фонари заднего хода | W16W | W2,1×9,5d |
W21W | W3x16d | |
P21W | BA15s | |
W21/5W | W3x16g | |
P21/5W | BAY15d | |
Противотуманные фары | HB3 | P20d |
HB4 | P22d | |
h2 | P14,5s | |
h4 | PK22s | |
H7 | PX26d | |
h21 | PGJ19-2 | |
H8 | PGJ19-1 | |
Стояночное освещение и габаритные фонари | W3W | W2,1×9,5d |
W5W | W2,1×9,5d | |
T4W | BA9s/14 | |
R5W | BA15s/19 | |
H6W | PX26d | |
Указатели поворота задние | W16W | W2,1×9,5d |
W21W | W3x16d | |
P21W | BA15s | |
PY21W | BAU15s/19 | |
h31W | BAY9s | |
Задние противотуманные фары | P21/4W | BAZ15d |
W21W | W3x16d | |
P21W | BA15s | |
W21/5W | W3x16g | |
P21/5W | BAY15d | |
Освещение номерного знака | W5W | W2,1×9,5d |
T4W | BA9s/14 | |
R5W | BA15s/19 | |
R10W | BA15s | |
C5W | SV8,5/8 | |
Подсветка салона и багажника | 10W | SV8,5 T11x37 |
C5W | SV8,5/8 | |
R5W | BA15s/19 | |
W5W | W2,1×9,5d |
Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.
auto.today
Лампочки для фар автомобилей — виды и особенности выбора
Не работают фары? Нужно поменять лампочки для фар автомобилей? Разберёмся.
Для начала рассмотрим, какие бывают лампочки в фарах.
В первую очередь лампы для автомобиля можно поделить на 2 основных типа:
Лампы головного света — устанавливаются в передние фары автомобиля.
Лампы дополнительного света — к ним относятся габаритные огни, стояночные и лампы салона, стоп-сигналы.
Каждый тип ламп имеет свои обозначения и стандарты подключения (например, h2, h4, h5 — обозначения для ламп с содержанием галогеновых газов).
Виды ламп в фарах автомобиля
Во-вторых, по назначению передние лампы делят:
Лампочки дальнего/ближнего света — основное освещение дорожного покрытия перед автомобилем. Представляют собой составляющие блок-фары, переключаемые при необходимости осветить дальние/ближайшие участки дороги.
Противотуманные лампы — устанавливаются в головной оптике. Свет от фар как бы стелется по дороге, не освещая туман по высоте. Используются в тяжелых метеоусловиях (туман, дождь, снегопад). Не только помогают водителю лучше ориентироваться на дороге в непогоду, но и увеличивают видимость самого транспортного средства для других участников дорожного движения.
В-третьих, деление по конструкции:
Автомобильные лампы накаливания — самый старый вид ламп. Можно сказать устаревший.
Галогенные (галогеновые) лампы — представляют собой лампу накаливания, в колбе которой находится буферный газ (пары галогенов — брома или йода). Отличаются большим сроком службы. Самый распространенный тип ламп, используемых в фарах авто. Постоянно дорабатываются для получения большей интенсивности света и увеличения радиуса освещения перед авто.
Ксеноновые лампы — состоят из колбы с газом (ксеноном) и электродов. Светятся благодаря электрической дуге, возникающей вследствие подачи напряжения. Свет, который испускает ксеноновая лампа, — белый, близкий по спектру к дневному, и яркий (интенсивность выше в 3 раза, чем у галогеновых ламп). Яркие, энергоэффективные, и долгоживущие лампы. Комфортные для глаз водителя, но могут быть чрезмерно яркими для других участников движения.
Светодиоды — состоят из многочисленных светоизлучающих диодов (LED). Излучаемый свет близок к дневному свету. Потребляют меньше электроэнергии, по сравнению с галогенными, и имеют очень долгий срок службы. Работают без износа в течение длительного времени использования. Благодаря небольшим размерам открывают широкие возможности для дизайна. Однако зимой световой поток светодиодных ламп значительно снижается.
Что нужно знать о лампочках в фары перед заменой
1. Основное правило, которое нужно помнить, если вы планируете заменить лампочки в фарах, — это то, что лампы в фарах нужно менять парами.
Для этого есть веские основания:
- Лампочки устанавливались вместе в одно время, а значит, раз перегорела одна, то и смерть другой не за горами.
- Если вы решите оставить вторую и заменить только одну в целях экономии, то тем самым вы нарушите картину светораспределения, т.к. новая лампа всегда будет светить ярче той, которая уже отработала немало.
2. Собираясь в магазин за новыми лампочками в фары, возьмите с собой старые. Так вам будет проще подобрать аналогичные и исключите риск купить неподходящие. Тем не менее, не забывайте изучить надписи на упаковках.
3. В продолжение темы про упаковки: проверьте, стоит ли ней знак соответствия. Это обязательное условие, если товар качественный (а именно такой и нужен). Если же вы увидели надпись Offroad use only («Использовать только вне дорог общего пользования») или Not for use in Europe («Не использовать в Европе»), то такие лампы пропускаем — они запрещены к использованию в России.
4. Надписи +50% Light или Beam Performance +60% на упаковке обещают вам, что некоторые точки перед автомобилем будут освещены лучше по сравнению с возможностями обычных ламп. Однако помните, что дополнительные эффекты снижают ресурс лампочек, что означает более скорую их замену.
5. Лампы белого и желтого свечения и надписи типа 2600 К. Здесь эталоном для сравнения выступает дневная цветовая температура, которая находится в рамках 4000-6500 К.
Значение на упаковке близко к нему — свет, излучаемый лампой, похож на дневной. Он комфортный и привычный, создаёт меньшую нагрузку на глаза, в нём предметы более чёткие. Однако в дождливую погоду или в тумане видимость резко падает, т.к. белый свет отражается от капель воды.
Значение на упаковке ниже 3000 К — перед вами лампы жёлтого свечения. Они эффективны в непогоду, хотя при хороших погодных условиях не так удобны. В связи с этим, устанавливают их в противотуманные фары, а не головные.
Если колба лампы цветная, скорее всего, это чисто эстетическое решение — свет будет белым. В некоторых случаях колбы окрашивают в синий, чтобы повысить цветовую температуру.
6. Отсутствует указание на срок службы лампы в фары? Стандартным временем жизни при напряжении 13,2 В считается:
- для галогеновых ламп — 600 ч.,
- для газоразрядных (ксеноновых) ламп — около 3000 ч.,
- для светодиодов (LED) – 10 000 ч.,
- для органических светодиодов (OLED) – 30 000 ч.
Превышение напряжения снижает срок службы лампочки (например, увеличение напряжения на 5% влечёт снижение срока службы лампы на 40%). Однако световой поток будет сильнее. При низком напряжении ситуация обратная.
7. Оригинальная лампа была 60/55 Вт, но в наличии только более мощная – 100/90 Вт. Стоит ли приобрести её, да и света она даёт больше? Нет, больше не значит лучше. Если не хотите, чтобы эксперимент увенчался пожаром из-за превышения нагрузки на проводку.
8. Являются ли аналогами газоразрядная (ксеноновая) лампа и галогеновая лампочка в фары с пометкой intense white хenon effect? И та и другая испускает чистый белый свет, но они всё же различаются — газоразрядные лампочки светят лучше.
Заказать автозапчасти >>>
Замена лампочек в фарах
Если у вас не включаются фары, как правило, не требуется полное снятие или замена фар для восстановления их работоспособности. Сам процесс замены лампы в фаре и последовательность шагов может отличаться в зависимости от модели автомобиля, однако зачастую хватает открутить несколько крепёжных болтов и немного времени. Например, замена лампочек передних фар происходит следующим образом: откручиваются болты, снимается фара (можно снять не вытаскивая разъём) либо оттянуть фару не снимая полностью весь блок, чтобы достать до лампочки, осторожно выкрутить или нажать на специальный штекер для отделения лампы, установить новый световой элемент.
Основная сложность процесса замены лампы в фаре — конструкция авто, не позволяющая беспрепятственно добраться до креплений и самой лампочки. Иногда требуется снятие других деталей автомобиля, чтобы произвести замену. Также некоторые детали слишком туго поддаются, поэтому не все справятся с этой задачей (в основном это касается девушек) или есть риск при чрезмерном усилии повредить детали (особенно если это усилие там и не нужно). В связи с этим иногда легче обратиться в автосервис, чем тратить время на то, чтобы разобраться в нюансах процесса, к тому же стоит услуга недорого, и у профессионалов займёт немного времени.
Как сделать тонировку фар читайте здесь.
service-liga.ru
Противотуманные фары | Галоген: h2, h3, h4, h4c, H7, H8, h21, HB3, HB4, h37w/1, h37w/2 |
|
|
Ближний / дальний свет | Лапы накаливания: R1, R2, Галоген: h2, h4, h5, H7, H9, Н11, HB1, HB2, HB3, HB4, ксенон D2S, D2R |
|
|
Передние указатели поворота | Лампы накаливания: W16W, W21W, P21W, PY21W, Галоген: h31W |
|
|
Боковые указатели поворота | Лампы накаливания: W5W, WY5W; W10W |
||
Задние указатели поворота | Лампы накаливания: W16W, W21W, P21W, PY21W Галоген: h31W |
|
|
Стоп-сигналы |
Лампы накаливания: |
||
Стоп сигналы / задние габаритные огни | Лампы накаливания: P21/4W, W21/5W, P21/5W |
||
Габаритные / стояночные огни | Лампы накаливания: W3W, W5W, T4W, R5W, H6W |
||
Задние габаритные огни | Лампы накаливания: W5W, T4W, R5W, R10W, С5W, P21/4W, P21W |
||
Подсветка номерного знака |
Лампы накаливания: |
||
Сигнал заднего хода | Лампы накаливания: W16W, W21W, W21/5W, P21W, P21/5W |
||
Лампы освещения салона | софитные лампы C5W, C10W лампы накаливания R5W, R10W; P21W |
keptm.ru