Двигатель 2101 1,2 л | Масло в двигатель ваз 2101 ремонт
Характеристики двигателя ВАЗ 2101
Годы выпуска – (1970 – 1983)
Материал блока цилиндров – чугун
Система питания – карбюратор
Тип – рядный
Количество цилиндров – 4
Клапанов на цилиндр – 2
Ход поршня – 66 мм
Диаметр цилиндра – 76 мм
Степень сжатия – 8,5
Объем двигателя ваз 2101 – 1198 см. куб.
Мощность двигателя ваз 2101– 59 л.с. /5600 об.мин
Крутящий момент – 89 Нм
Топливо – АИ92
Расход топлива — город 9,4л. | трасса 6,9л. | смешанн. 9,2л/100 км
Расход масла — 700 гр. на 1000 км
Вес двигателя ваз 2101 — 114кг
Габаритные размеры двигателя ваз 2101 (ДхШхВ), мм — 540х522х621
Какое лить масло в двигатель ваз 2101:
5W-30
5W-40
10W-40
15W-40
Сколько масла в двигателе 2101: 3.75 л.
При замене заливать около 3.5 л.
Ресурс ваз 2101 :
1. По данным завода – 125 тыс.км
2. На практике – 200 тыс.км
ТЮНИНГ
Потенциал – 200 л.с.
Без потери ресурса около 70-75 л.с.
Двигатель 2101 устанавливался на:
ВАЗ 2101
ВАЗ 2102
ВАЗ 21035
ВАЗ 21041
ВАЗ 21051
Неисправности и ремонт двигателя 2101
Двигатель ВАЗ 2101 1,2 л. базовый для всего классического семейства ВАЗ, вопреки некоторым мнениям что на ваз 2101 фиатовский двигатель, это не совсем верно, мотор 2101 создан из сырого прототипа двигателя FIAT 124. За счет увеличенного, по отношению к фиатовскому движку, межцентрового расстояния, позволил инженерам ВАЗ неоднократно увеличивать рабочий объем двигателя. В последствии из него были построены моторы 1.3 л., 1.5 л., 1,6 л. вплоть до 1,7 л. и 1,8 л.
Мотор копейки карбюраторный рядный 4-х цилиндровый с верхним расположением распределительного вала, газораспределительный механизм 2101 имеет цепной привод. Мотор относится к жигулевской так называемой «классической» серии с низким блоком. Ресурс двигателя ВАЗ 2101, в спокойном режиме эксплуатации, своевременному обслуживанию достигает 180-200 тыс. км.
На моделях 1970-1974 годов выпуска двигатель копейки имеет более высокую надежность, так как производство контролировалось специалистами из FIAT. Прежде чем описывать бесконечные проблемы двигателя, хотелось дать ответ на вопрос где находится у ваз 2101 номер двигателя. Становимся впереди машины, с левой стороны, смотрим на переднюю часть блока двигателя, в районе расположения сапуна и шкива коленвала. Внимательно смотрите, написано мелко.
Перейдем к проблемам ваз 2101, на движках существует проблема повышенного износа распредвала. Так же мотор нуждается в систематической(раз в 7-10 тыс.км) регулировке зазоров клапанов, об этом подскажет громкий стук при работе двигателя на холостом ходу слышный с места водителя при закрытом капоте .
Тюнинг двигателя 2101
Описание процесса тюнинга двигателя ВАЗ 2101
Тюнинг двигателя копейки, или как еще говорят форсирование двигателя ваз 2101, дело рисковое, учитывая написанное выше и учитывая общую изношенность мотора, если это не останавливает, тогда поехали.. сперва рассмотрим с точки зрения увеличения рабочего объема мотора. Это наиболее доступный метод улучшить ваш мотор, поднять мощность и крутящий момент во всем диапазоне. Вариант установки спортивных распредвалов, расточки каналов ГБЦ, компрессоры и прочее так же опишем в деталях чуть ниже. Но учитывая тот факт, что ваш двигатель 2101 бу, то навешивать слишком много на него чревато последствиями.
Так как увеличить мощность двигателя ваз 2101, начнем с автомобилей 1970-1974 годов выпуска, они отличается возможностью установки нива поршней диаметром 82 мм от ВАЗ 21213 Нива, благодаря толстостенному блоку цилиндров. Чтобы степень сжатия 2101 не просела (лужа в поршнях 21213), нужно нива поршни брать с плоским днищем или более легкие поршни 2112 и срезать вытеснитель с поршней. Со стандартным ходом 66 мм объем мотора составит 1,4 л. Получим прибавку мощности, сам же движок будет очень высокооборотистый.
Увеличение хода поршня до 80 мм. реализуется за счет установки коленвала от ВАЗ 2103 и шатунов с уменьшенным межцентровым расстоянием (129 вместо 136) или установкой поршней со сниженной компрессионной высотой, производство ТРТ.
Из плюсов отметим хорошую скорость наполнения цилиндров на средних и низких оборотах, более однородную смесь, улучшенное сгорание.
Минусы ТРТ поршней – меньшая их прочность по отношению к стандартным ВАЗ 2101, тепловая нагрузка на кольцо и вероятность прогара поршня.
Расточка двигателя ВАЗ 2101
Коленчатый вал и расточка двигателя ваз 2101 даст вам следующие объемы:
— поршень большего диаметра, стандартный ход
1,3 л. 79х66 (диаметр цилиндра Х ход поршня) ~64 л.с.
Максимальный крутящий момент около 95Нм при 3400об/мин
Получаем аналог двигателя 21011
— поршень большего диаметра, стандартный ход
1,4 л. 82х66 (до 1974 г.в.)
Серийно такие моторы ВАЗ не выпускались, информации о постройке подобных движков мало. Объясняется это тем, что для адекватного использования такого мотора нужно усиленный низ, кованые поршня, подобрать нужный верховой вал и т.д, плюс ко всему грамотно настроить. Максимальные обороты правильной конфигурации более 9000 об/мин. Ресурс такого движка около 20тыс в зависимости от эксплуатации.
1,5 л. 76х80 ~70 л.с.
Максимальный крутящий момент примерно 105Нм при 3000об/мин
Аналог двигателя Ваз 2103 на низком блоке. Этот вариант ответ на все вопросы как улучшить двигатель ваз 2101.
— поршень большего диаметра, увеличенный ход
1,6 л. 79х80 ~75 л.с
Максимальный крутящий момент примерно 115Нм при 3000об/мин
Аналог двигателя ваз 2106 на низком блоке.
1,7 л. 82х80 (до 1974 г.в.) ~ 80 л.с.
Максимальный крутящий момент ~125Нм при 3200об/мин
Конфигурация повторяет двигатель от нивы на 2101 на низком блоке
— поршень большего диаметра, увеличенный ход
1,8 л. 82х84 ~80 л.с. (до 1974 г.в.)
Максимальный крутящий момент ~135Нм при 3000об/мин
Для такого объема больше предназначен двигатель 2103
Тюнинг ГБЦ ВАЗ 2101
Хороший вариант модернизации двигателя ваз 2101 за счет снятия шероховатости каналов, полировка каналов ГБЦ и коллектора ВАЗ 2101 уменьшает сопротивление на впуске, мощность двигателя копейки увеличивается примерно на 5-8 лошадиных сил, увеличиться и крутящий момент во всем диапазоне . Для полировки необходимо снять ГБЦ, помыть смесью бензина, керосина и растворителя. После чего берется электродрель, на сверло наматывается тряпка, сверху шкурка. Коллектор неподвижно закрепляется тисками и начинаем пропиливание, после места изгиба коллектора делается все тоже самое на гибкой штанге. При доработке гбц на классике необходимо сточить выступ на соединении головки блока цилиндров и выпускного клапана (около 3 мм), после чего проходим тем же инструментом до возможности вставить клапан, после прохода всех каналов и спила в них втулок, полируем каналы со стороны седла.
Распредвал на классику
Сразу замечу, популярный вариант доработки двигателя ваз 2101 путем установки нивовского распредвала на классику гонщикам не подойдет, получится низовой мотор ваз, верха просядут, а это непозволительно. Оптимальные валики для ВАЗ 2101 с доработанной ГБЦ и увеличенным объемом до 1,5-1,6 городской СТИ-2, более спортивный СТИ-3 или СТИ-4 спортивный широкофазный, на нем возможно просядут низы, но мотор легко будет крутиться более 7000 об/мин. Подбираем распредвал на ВАЗ на стандартный двигатель ВАЗ 2101 или ВАЗ 21011 хороший выбор Нуждин 10,5 256 или Нуждин 11,2.
Правильно подобранный распределительный вал на 2101, а так же доработанная голова, при форсировке двигателя ваз 2101 способны показать более 80 л.с.
Компрессор на ВАЗ 2101
На рынке предлагаются готовые установочные комплекты компрессора на ваз 2101, например автотурбо компрессор с давлением 0,5 и 0,7 бар. Компрессор 0.5 бар автотурбо ставится с минимальными доработками. При установке компрессора на ваз с давлением 0,5 бар на доработанную ГБЦ с увеличенным до 1,5-1,6 л объемом автомобиль выдаст более 120 л.с. Со стандартным объемом до 90-100 л.с. Установка возможно сократит ресурс двигателя ваз 2101.
Роторный двигатель на ВАЗ 2101
Крайняя мера ибо цена роторного двигателя на ваз заставит сразу отбросить эту затею. Из роторных двигателей на классику встают РПД ВАЗ-411 мощностью 120л.с., ВАЗ-413 мощностью 140л.с. и ВАЗ-415 мощностью 140л.с, но более легкий. На копейку ставился РПД ВАЗ-411 мощностью 120л.с. с ним машина ехала около 180км/ч. Недостатки РПД ВАЗ это низкий ресурс(при заявленных изготовителем 125 тыс. км), высокий расход топлива и высокий расход масла(до 1л на 1000 км).
РЕЙТИНГ ДВИГАТЕЛЯ: 2
<<НАЗАД
wikimotors.ru
Двигатель 2101 – первый мотор в семействе ВАЗ
Ищем двух авторов для нашего сайта, которые ОЧЕНЬ хорошо разбираются в устройстве современных автомобилей.Обращаться на почту [email protected].
Образцом для двигателя ВАЗ 2101 послужил мотор Фиат 124, однако конструкцию модифицировали еще на этапе разработки. Распредвал был перемещен снизу внутрь ГБЦ, позволяя владельцам производить тюнинг своими руками, чтобы дополнительно увеличить мощность привода.
Характеристики мотора 2101
Для своего времени схема двигателя была передовой, в настоящее время позволяет успешно производить капремонт и тюнинг собственными силами в гараже. У завода производителя создано несколько поколений ДВС, однако с расходниками и запчастями проблем никогда не существовало.
Прототип мотор 124 Фиат
Выглядят технические характеристики движка 2101 следующим образом:
Изготовитель | ВАЗ |
Марка ДВС | ВАЗ-2101 |
Годы производства | 1970 – 1983 |
Объем | 1198 см3 (1,2 л) |
Мощность | 47,2 кВт (64 л. с.) |
Крутящий момент | 87,3 Нм (3400 об/мин) |
Вес | 114 кг |
Степень сжатия | 8,5 |
Питание | карбюратор ДААЗ-2101 (вертикальный двухрядный, открытие дросселей последовательное) |
Тип мотора | рядный |
Число цилиндров | 4 |
Местонахождение первого цилиндра | возле цепи ГРМ |
Число клапанов на каждом цилиндре | 2 |
Материал ГБЦ | сплав алюминиевый |
Допустимое коробление | прокладки коллекторов (впуск/выпуск) 0,08 мм прокладка головки цилиндров 0,05 мм |
Седло клапана | ширина 2 – 2,4 мм, угол 45° |
Распредвал | один верхний внутри ГБЦ, ширина фаз 232°, опережение выпускного клапана 42°, запаздывание впускного клапана 40° |
Сальник распредвала | диаметры – 40 мм, 56 мм, ширина 7 мм |
Материал блока цилиндров | чугун |
Диаметр цилиндра | класс А – 76 – 76,01 мм класс В – 76,01 – 76,02 мм класс С – 76,02 – 76,03 мм класс D – 76,03 – 76,04 мм класс Е – 76,04 – 76,05 мм |
Поршни и кольца | поршень из алюминиевого сплава с оловянным покрытием кольца чугунные, компрессионное снаружи хромированное (верхнее) и фасфотированное (нижнее) |
Диаметр поршня | класс А – 75,94 – 75,95 мм класс С – 75,96 – 75,97 мм класс Е – 75,98 – 75,99 мм |
Зазоры | поршень/стенка цилиндра – 0,153 – 0,173 мм (стандарт) или 0,19 мм (максимум) поршневых колец – 110 мм относительно плоскости разреза |
Кольцо компрессионное верхнее | 1,535 – 1,555 мм |
Кольцо компрессионное нижнее | 3,957 – 3,977 мм |
Кольцо маслосъемное | 2,015 – 2,035 мм |
Зазор между поршневой канавкой и кольцом | 0,03 – 0,07 мм |
Коленвал | чугун, литье |
Количество коренных подшипников | 5 |
Диаметр шейки КП | 50,795 – 50,775 мм |
Зазор коренной шейки | 0,1 – 0,5 мм |
Подшипники шатунные | диаметр шейки вала – 47,814 мм толщина вкладыша – 1,448 мм ширина вкладыша – 28,025 – 28,975 мм |
Сальники коленвала | передний – диаметры 42 мм, 60 мм, ширина 7 мм задний – диаметры 85 мм, 105 мм, ширина 10 мм |
Ход поршня | 66 мм |
Горючее | АИ-92 (допускается А-76) |
Нормативы экологии | Евро-2 |
Расход топлива | трасса – 7,8 л/100 км смешанный цикл 9,2 л/100 км город – 12 л/100 км |
Расход масла | максимум 0,7 л/1000 км |
Моторное масло для 2101 | 5W-30 и 15W-40 |
Объем моторного масла | 3,75 л |
Периодичность замены | каждые 5000 км |
Температура рабочая | 80° |
Ресурс мотора | заявленный 200000 км реальный 500000 км |
Регулировка клапанов | гайками и щупом |
Система охлаждения | принудительная, тосол-А40 |
Количество ОЖ | 9,75 л |
Помпа | крыльчатка полимерная, крепление на блоке |
Зажигание | катушка Б117А |
Свечи на 2101 | оригинал – А17-ДВ, можно ставить любые подходящего размера с двумя электродами |
Зазор между электродами свечи | 0,5 – 0,6 мм |
Цепь ГРМ | двухрядная роликовая, 114 звеньев |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Воздушный фильтр | сухой со сменным картонным картриджем и предочистителем, регулировкой температуры по сезону |
Масляный фильтр | рекомендуемый Mann W914/2 |
Маховик | 129 зубьев, 0,62 кг диаметр внутреннего отверстия – 25,67 мм диаметр наружный – 27,75 мм количество посадочных отверстий – 6 штук смещений нет |
Болты крепления маховика | М10х1,25 мм, длина 23,5 мм |
Маслосъемные колпачки | производителей Хорс или Corteco |
Компрессия | давление в цилиндрах от 10 – 14 бар, разница давлений в отдельных цилиндрах в пределах 1 бара |
Температура масла | 80°С |
Температура срабатывания термостата | 80 – 84°С |
Давление клапана внутри радиаторной пробки | 0,7 – 1 бар |
Содержание в выхлопе вредных продуктов | СН <200%, СО <0,5% |
Обороты ХХ | 850 –1000 мин-1 |
Усилие затягивания резьбовых соединений | свеча – 37,24 Нм маховик – 83,3 Нм болт сцепления – 29,4 Нм крышка подшипника – 80,36 Нм (коренной) и 50,96 Нм (шатунный) головка цилиндров – две стадии 39,2 Нм, 112,7 Нм |
Создавался двигатель 2101 под низкооктановое топливо, поэтому обычно эксплуатировался на А-76 бензине, несмотря на то, что изготовителем рекомендовано применение бензина АИ-92 – АИ-93. Изначально диаметр цилиндра был диаметра 76 мм, в последующих модификациях его увеличивали, и вновь возвращались к этому размеру неоднократно.
Конструкция ДВС
Особенности конструкции
Первоначально на этапе проектирования особенностью для двигателя стало верхнее расположение распредвала:
- ход поршня снизился на 5,5 мм в сравнении с эталоном Фиат 124;
- диаметр цилиндра увеличился на 3 мм.
Эта модернизация обеспечила приемистость и быстрый набор скорости. Кроме того, двигатель 2101 имел следующие нюансы конструкции:
- цепная передача ГРМ;
- недоработанные модели карбюраторов;
- капитальный ремонт через 20000 км пробега.
Цепь ГРМ
Сразу после выпуска первого ДВС этой серии производитель АвтоВАЗ выпустил мануал, в котором указал, какое масло в двигатель заливать, и привел описание параметров ДВС для увеличения ресурса движков. Таким образом, у владельцев следующих трех поколений моторов не возникало вопросов, какое масло лить, и в каком количестве.
Механизм ГРМ
Плюсы и минусы
В первые годы эксплуатации мотор 2101 выявил следующие недостатки:
- шумная работа цепного привода;
- повышенный расход бензина в двигателе из-за недоработок карбюраторов;
- частая корректировка зажигания;
- сложная регулировка клапанных зазоров.
Карбюратор Солекс
Однако усовершенствованная распредвалом головка блока цилиндров, улучшенный впускной коллектор и выпускной коллектор простейшей конструкции компенсировали эти недостатки. Чуть позже были разработаны карбюраторы ДААЗ Озон, замена которыми позволяла улучшить характеристики режимов ДВС.
Карбюратор Озон
Модификация 21011
Чтобы повысить характеристики двигателя, руководство АвтоВАЗ через 4 года разработало модификацию мотора 21011:
- рабочие объемы возросли до 1,3 л;
- диаметр цилиндра увеличился на 3 мм;
- мощность повысилась на 3 л. с.
При этом расход масла и топлива стали выше незначительно, в конструкции использовалось аналогичное навесное оборудование. Этот ДВС устанавливался на всю линейку автомобилей ВАЗ наравне с 2101 по 2006 год включительно.
Техобслуживание
Учитывая устройство ДВС, производитель рекомендует следующие графики технического обслуживания:
Объект техобслуживания | Время или пробег (что наступает раньше) |
Цепь ГРМ | замена через 100000 км |
Батарея АКБ | 1 год/20000 |
Зазор в клапане | 2 года/20000 |
Вентиляция картера | 2 года/20000 |
Ремни, приводящие в действие навесное оборудование | 2 года/20000 |
Топливопровод и крышка бака | 2 года/40000 |
Масло моторное | 1 год/10000 |
Фильтр масляный | 1год/10000 |
Фильтр воздушный | 1 – 2 года/40000 |
Фильтр топливный | 4 года/40000 |
Фитинги и шланги обогрева/охлаждения | 2 года/40000 |
Жидкость охлаждающая | 2 года/40000 |
Датчик кислородный | 100000 |
Свеча зажигания | 1 – 2 года/20000 |
Коллектор выпускной | 1 год |
При своевременных прочистках система смазки, охлаждения и подачи топлива эксплуатируется дольше без капремонта.
Неисправности: причины, устранение
В отличие от моторов с ременным приводом ГРМ 2101 гнет клапана значительно реже. Основными неисправностями ДВС считаются:
Поломка | Причина | Устранение |
Дым сизого цвета | порыв клапанных сальников, втулок и прокладок ГБЦ, износ колец | замена расходных элементов и уплотнений |
Перегрев ДВС | поломка вентилятора или термостата | замена навесного оборудования |
Расход масла увеличивается | протечки в клапанных крышках, выработка поршней/цилиндров | замена прокладок, установка следующего ремонтного размера поршней и колец |
Стук | подшипники кривошипа, вкладыши шатунов, увеличение зазора клапанов | замена расходных элементов поле квалифицированной диагностики |
Скоростной лимит «копеек» с моторами 2101 составлял 145 км/ч, а «до сотни» машина разгонялась за 18 – 20 секунд по прямой.
Автомобиль ВАЗ 2101 Копейка
Список авто, комплектовавшихся мотором 2101
Использовался двигатель 2101 в качестве силового привода следующих моделей ВАЗ:
- 2101 – седан;
- 2102 – универсал;
- 21035 – седан;
- 21041 – универсал;
- 21051 – седан.
В первый день пуска конвейера с него сошло 6 машин «копеек», до конца года было выпущено 21,5 тысяча авто. Пиковым годом стал 1973, когда ежегодный объем превысил 375 000 экземпляров ВАЗ 2101.
Тюнинг
Поскольку мотор 2101 был первым и единственным в линейке, тюнинг стал возможен только после выхода следующей модификации с большим размером цилиндра и поршня, соответственно. В своей основе форсировка содержит несколько традиционных конструкторских решений:
- снижение веса деталей КШМ и поршневой группы, маховика;
- увеличение рабочего объема мотора.
В последнем случае можно изменить длину кривошипа, расточить цилиндр под следующий размер серийно выпускаемого поршня. Поскольку 2101 считается самым слабым в линейке ДВС, то подойдет поршень от любого мотора следующего поколения.
Расточка блока цилиндров 2101
После модернизации в обязательном порядке следует пересмотреть характеристики электросистемы, тормозов и сцепления.
Таким образом, ДВС 2101 обеспечил мощный старт отечественных малолитражек. Его характеристики изначально превосходили свойства прототипа итальянского движка Фиат. Реальный ресурс неизвестен, поскольку некоторые моторы 70х годов используются до сих пор.
Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
swapmotor.ru
Двигатель ВАЗ 2101: характеристики, неисправности и тюнинг
ВАЗ 2101 – это один из первых массовых советских автомобилей, который производился в течение двух десятков лет. Знаменитая «копейка» оснащалась карбюраторным четырехцилиндровым двигателем объемом 1,2 литра. Бензиновый двигатель ВАЗ 2101 зарекомендовал себя как неприхотливый, экономичный и простой в ремонте мотор, который мог работать на 76 бензине и без каких-либо модернизаций продержался на конвейере более 20 лет.
Технические характеристики
Технические характеристики мотора ВАЗ 2101:
ПАРАМЕТР | ЗНАЧЕНИЕ |
---|---|
Годы выпуска | 1970 – 1983 |
Вес | 114 кг |
Материал блока цилиндров | чугун |
Система питания мотора | карбюратор |
Тип | рядный |
Рабочий объем | 1.2 |
Мощность | 59 лошадиных сил на 5600 оборотах |
Число цилиндров | 4 |
Количество клапанов | 2 |
Длинна хода поршня | 66 |
Диаметр цилиндра | 76 |
Степень сжатия | 8.5 |
Крутящий момент, Нм/об.мин | 89 Нм / 3600 |
Экологические нормы | ЕВРО 2 |
Топливо | Аи 76 |
Расход топлива | 9,2 л /100 км в смешанном цикле |
Масло | 5W30 — 15W40 |
Объем масла | 3,75 литра |
При замене лить | 3,5 литра |
Замена масла проводится | 15 тысяч км |
Ресурс мотора — по данным завода — на практике | 125+ 200+ |
Двигатель ВАЗ 2101 устанавливается ВАЗ 2101, 2102, 21035, 21041, 21051.
Особенности
Двигатели 2101 отличаются простотой конструкции, что существенно упрощало проведение ремонтных работ. Неприхотливый в использовании силовой агрегат не доставлял особых проблем своим владельцам и мог при обеспечении ему должного ухода пробежать 150-200 тысяч километров пробега.
Он изначально разрабатывался для работы на низкооктановом топливе, что позволяло существенно снизить расходы владельцев на эксплуатацию автомобиля. Мощности двигателя ВАЗ 2101 в 59 лошадиных сил было достаточно для разгона компактного и легкого автомобиля.
Недостатки
Силовой агрегат был разработан на основе прототипа мотора FIAT 124, поэтому он был не лишен и его характерных недостатков, которые беспокоили автовладельцев:
- Так например, использование карбюраторов первого поколения привело к увеличению показателей расхода топлива. Даже в смешанном режиме этот 1,2 литровый мотор расходовал порядка 10 литров на 100 километров пробега.
- Достаточно часто отмечались проблемы с зажиганием, которое постоянно требовало регулировки.
- Также в процессе эксплуатации сбивались зазоры у клапанов, что приводило к проблемам в работе силового агрегата. В результате приходилось проводить сложный и трудоемкий ремонт со вскрытием клапанной крышки.
Неисправности
НЕИСПРАВНОСТИ | ПРИЧИНЫ И РЕМОНТ |
---|---|
Появление громкого стука под нагрузкой, который был слышен даже с закрытым капотом. | Проблема вызвана сбившимся зазором клапанов. Ремонт в данном случае заключается во вскрытии клапанной крышки двигателя ВАЗ 2101 и регулировке зазора. |
Высокий расход масла. | Подобное свидетельствует об износе поршней. Также могут появляться протечки из-под клапанной крышки. В первом случае требуется серьезный капитальный ремонт. |
Систематический перегрев мотора. | Вышел из строя термостат или вентилятор. В том случае, если вентилятор работает, необходимо заменить термостат или водяную помпу. |
Из трубы идет сизый дым. | Причина подобного – выход из строя сальников клапанов, направляющих и втулок. Ремонт заключается в замене поврежденных элементов. |
Тюнинг
Тюнинг двигателя ВАЗ 2101 представляет определенные сложности. Дело в том, что запас прочности у двигателя ВАЗ 2101 не слишком большой, поэтому любое вмешательство в работу силового агрегата, и увеличение его мощности неизменно сказывается на ресурсе.
Не редкость случаи, когда даже относительно простой тюнинг, который давал прибавку в 15-20 лошадиных сил, приводил к тому, что мотор выходил из строя после 10-15 тысяч километров пробега. Именно поэтому к вопросам увеличения мощности следует подходить максимально взвешенно и обдуманно. Все работы должен выполнять опытный моторист.
- Вариант тюнинга с увеличением объема подразумевает расточку цилиндров и замену поршней на запчасти от старших моторов ВАЗа. Подобная работа представляет определенную сложность и может иметь высокую стоимость. Необходимо расточить цилиндры, заменить поршни и коленвал. Зачастую проще бывает провести свап двигателя, установив мотор от пятерки или шестерки ВАЗа.
- Установка турбины может рассматриваться исключительно в теории, так как такой вариант тюнинга приводит к быстрому выходу из строя ВАЗ 2101, тюнинг двигателя которого был выполнен с помощью турбины и компрессора. Мотор с установленной турбиной имеет ресурс порядка 20 тысяч километров, при этом показатель мощности в редких случаях превышает отметку в 100 лошадиных сил. Подобный вариант используют разве что для автомобилей, участвующих в дрег-рейсенге, где автовладельцы не заботятся о ресурсе автомобиля, а во главу угла ставят лишь технические характеристики форсированного мотора.
dvigatels.ru
Вместо сердца: история жигулевского мотора от ВАЗ-2101 до наших дней
В это трудно поверить, но уже почти 45 лет АвтоВАЗ использует моторы, ведущие родословную от "копейки". Скоро эра "классических" двигателей подойдет к концу, а мы отследим процесс их эволюции.
Говоря о двигателях родом из 70-х, первым делом приходит на ум сама «классика» — ВАЗ-2104, 05 и 07. Но последние партии этих моделей давно реализованы. Что же остается?
Последние носители двигателей первого поколения — это «родственники» Lada 4×4 и Chevrolet Niva. Но первая, по предварительным данным, при обновлении получит дефорсированный до 90 л.с. мотор от «Приоры», а вторая при смене поколения обзаведется 135-сильным двигателем под маркой Peugeot-Citroen…
Наконечник «копья»
Принято считать, что автомобиль ВАЗ-2101 — это локализованный в Советском Союзе Fiat 124, однако дело обстоит не совсем так. Автомобили внешне очень похожие, но в конструкцию было внесено более 800 ключевых изменений, прежде чем «фиатик» стал «копейкой». И, пожалуй, главное, что произошло на этом пути, — смена двигателя. По настоянию вазовцев двигатель Fiat-124, имевший довольно архаичную даже по тем временам конструкцию с нижним расположением распредвала, был превращен в верхневальный.
Кроме того, при сохранении рабочего объема в 1.2 литра диаметр цилиндра вырос с 73 до 76 мм, а ход поршня уменьшился с 71,5 до 66 мм, в результате чего мотор из длинноходного превратился в короткоходный, а значит, стал более оборотистым и «приемистым». Поднять обороты позволил именно переезд распредвала вверх — мотор стал чуть более шумным, но зато и более компактным, простым, экономичным.
По одной из версий Fiat произвел эту метаморфозу силами дочернего итальянского тюнинг-центра, по другой — в содружестве со специалистами самого ВАЗа. Как бы там ни было, а мотор получился. Если сравнивать по мощности, то принципиально выше она не стала, но если верить одной из вазовских легенд, в совокупности характеристики этого мотора так понравились итальянцам (приемистость, экономичность, простота конструкции, ремонтопригодность, ресурс), что получившееся решение они очень быстро стали тиражировать на своей продукции.
Легенда легендой, а уже следующий после «сто двадцать четвертого» Fiat 131 имел двигатель с верхним расположением распредвала, то есть схему, впервые примененную «Фиатом» на советской «копейке» и сейчас ставшую общепринятой. Ну а мотор ВАЗ-2101 вкупе с усовершенствованной трансмиссией (увеличенное сцепление, доработанные синхронизаторы, измененный кардан, новый задний мост), усиленной передней подвеской и полностью замененной задней, более жестким кузовом, а также рядом других «адаптационных» мер послужил основой первой вазовской модели и заложил архитектуру модельного ряда «Жигулей» на многие годы вперед.
Эволюция
Что бы ни говорили сейчас о вазовской «классике» (впрочем, о покойниках либо хорошо… ну вы знаете), но в 70-80 годы прошлого века «Жигули» были автомобилем мечты, наголову превосходя всё, что выпускал тогда отечественный автопром. И во многом это произошло именно благодаря тому первому двигателю.
Самой главной его «фишкой» были широкие возможности модернизации, причем недорогими методами — долгие годы инженеры могли получать новые модификации, не изменяя основную константу, расстояние между центрами цилиндров (для всех «классических» моторов оно равно 95 мм) и играя, по сути, лишь с диаметром цилиндра и ходом поршня. Давайте взглянем на основные стадии развития бензинового (на основе ВАЗ-2101 были созданы и дизельные варианты, но они — тема отдельного рассказа) «копеечного» двигателя.
*Мощность, указанная в таблице, измерена по методу «брутто», то есть когда на двигатель, установленный на стенде, «навешаны» все вспомогательные агрегаты — генератор, водяной насос, глушитель, вентилятор. Помимо этого метода, ранее использовался метод «нетто» — замер мощности производится без вспомогательных агрегатов и измеренное таким образом значение может отличаться от «брутто» на 10-20%. Поэтому иногда имеет место расхождение, например, мощность мотора ВАЗ-2101 в некоторых источниках равняется 59 л.с., а в других 64 л.с., двигателя ВАЗ-2103 — 71 и 77 л.с. Более корректным (более реальным) следует считать первое из этих значений («брутто»), именно такое и указано в таблице, второе же измерено по методу «нетто», по старому ГОСТу (в таблице не указано).
**Расход топлива указан по смешанному циклу, причем это усредненное значение, которое может немного отличаться в зависимости от модели автомобиля.
*** Этот и все последующие моторы рассчитаны на бензин с октановым числом не менее 91.
Битва за «конницу»
Мотор ВАЗ-2101 был действительно классным движком — возможности его совершенствования близки к бесконечности. Любому мастеру-двигателисту известно, что даже не тюнинг, а элементарная доработка при наличии растущих из правильного места рук позволяет получить с любого из описанных моторов порядка 100 л.с., абсолютно не теряя в ресурсе. Но вдумчивый тюнинг — это удел штучных экземпляров, построенных в гараже у дяди Васи, или мелкие серии «для спортсменов». А вот вазовских инженеров, делающих «народные» автомобили, реальная жизнь ставила в позу сугубо эротическую: условия массового производства, помноженные на плановую экономику…
Со временем игры с диаметром цилиндра и ходом поршня стали заходить в тупик. Стараясь собрать более мощные моторы из одного и того же скудного конструктора для «люксовых» версий и внедорожников, инженеры пришли к целому комплексу проблем, которые приходилось решать: задиры цилиндров, температурные режимы на грани фола, возросший расход топлива… Один из ярких примеров — мотор 2106: впускной тракт и диаметр клапанов «исходного материала» были явно рассчитаны на меньший рабочий объем, чем 1.6 литра (практический максимум — 1.5 литра, полученные на предыдущем, очень удачном моторе 2103), и поэтому проектного показателя мощности в 80 л.с. достичь так и не удалось.
«Классические» моторы ВАЗ сейчас
Тем не менее некоторые из «классических» двигателей АвтоВАЗа оказались весьма живучими, как, собственно, и сама «классика». Они обзавелись в конце 1990-х электронным впрыском (сначала центральным, а потом и распределенным), вписались в эконормы и продолжали ставиться на заднеприводники и «Нивы»… Рекордсменом-долгожителем, как мы знаем, оказался мотор 21214 — в 2014 году этот прямой потомок созданного в 1970 году двигателя всё еще ставится на внедорожники Lada 4×4 и Chevrolet Niva…
Но на самом деле то, что мы видим сейчас, — тупиковая ветвь эволюции, кроме которой у этих моторов ничего нет и уже не будет. А ведь могло бы быть! Об этом мало кто знает, но мы по традиции под занавес нашего рассказа подготовили для читателей одну интересную историю.
Сверхсекретный «триста двадцать первый»
В конце 1980-х годов группа вазовских инженеров-двигателистов отправилась в Димитровград, где имелся самый совершенный на тот момент моторный стенд, чтобы провести испытания в рамках техзадания на новый двигатель для АЗЛК — в СССР практиковалась такая «миграция технологий». К этому моменту был собран и испытан двигатель с заводским индексом 320 — созданный на «классическом» блоке, но с рядом прогрессивных решений, учитывающих все достоинства и недостатки исходной «итальянской идеологии». Развитием этого проекта и стал агрегат, который везли испытывать в Димитровград, — атмосферный бензиновый 8-клапанный двигатель с индексом 321, в частности, он имел блок цилиндров с оригинальной геометрией, повышенной жесткостью и температурной стойкостью. Рабочий объем — 1.8 л.
При всей своей новизне мотор отлично интегрировался в производство — затраты на адаптацию его к действующим техпроцессам были столь незначительны, что вазовцы уже мечтали оставить его себе, а не отдавать на АЗЛК… Но самое главное было в том, что на стенде двигатель завелся «с пол-оборота» и сразу же выдал проектные показатели — 92 л.с. (67 кВт) при 5 800 об/мин и 147 Нм при 3 800 об/мин. А теперь сравните эти цифры с данными из таблице. Представляете, какими бы могли быть «Жигули» и «Нивы» с таким базовым мотором? Сколько удалось бы получить при его модернизации, включавшей, кстати, и 16-клапанные варианты? Какие спортивные и гоночные версии этого двигателя можно было бы создать?
В 1988 году этот двигатель с индексом 321 прошел весь комплекс испытаний, был признан лучшим среди всех подобных проектов. Документацию передали на АЗЛК. А дальше… Мотор был воспроизведен в количестве 10 экземпляров. Часть досталась вазовским спортсменам. Один из двигателей, по слухам, угодил на ИжАвто и до сих пор используется на автомобиле «Иж» одним из руководителей завода… Говорят, что внедрению «триста двадцать первого» в серию помешали политические игры, без которых в автопроме, даже в советском (если не сказать особенно в советском) никогда не обходилось. И это лишь один из многочисленных фактов, которых в истории отечественного автомобиля предостаточно. Фактов любопытных, хотя и весьма печальных.
Технические данные в таблице: по материалам uacar.net, wikimotors.ru и собственной информации.
Читайте также:
www.kolesa.ru
Двигатель ВАЗ 2101
Характеристики двигателя ВАЗ 2101
Годы выпуска – (1970 – 1983)
Материал блока цилиндров – чугун
Система питания – карбюратор
Тип – рядный
Количество цилиндров – 4
Клапанов на цилиндр – 2
Ход поршня – 66 мм
Диаметр цилиндра – 76 мм
Степень сжатия – 8,5
Объем двигателя ваз 2101 – 1198 см. куб.
Мощность двигателя ваз 2101– 59 л.с. /5600 об.мин
Крутящий момент – 89 Нм
Топливо – АИ92
Расход топлива — город 9,4л. | трасса 6,9л. | смешанн. 9,2л/100 км
Расход масла — 700 гр. на 1000 км
Вес двигателя ваз 2101 — 114кг
Габаритные размеры двигателя ваз 2101 (ДхШхВ), мм — 540х522х621
Какое лить масло в двигатель ваз 2101:
5W-30
5W-40
10W-40
15W-40
Сколько масла в двигателе 2101: 3.75 л.
При замене заливать около 3.5 л.
Ресурс ваз 2101 :
1. По данным завода – 125 тыс.км
2. На практике – 200 тыс.км
ТЮНИНГ
Потенциал – 200 л.с.
Без потери ресурса около 70-75 л.с.
Двигатель 2101 устанавливался на:
ВАЗ 2101
ВАЗ 2102
ВАЗ 21035
ВАЗ 21041
ВАЗ 21051
Неисправности и ремонт двигателя 2101
Двигатель ВАЗ 2101 1,2 л. базовый для всего классического семейства ВАЗ, вопреки некоторым мнениям что на ваз 2101 фиатовский двигатель, это не совсем верно, мотор 2101 создан из сырого прототипа двигателя FIAT 124. За счет увеличенного, по отношению к фиатовскому движку, межцентрового расстояния, позволил инженерам ВАЗ неоднократно увеличивать рабочий объем двигателя. В последствии из него были построены моторы 1.3 л., 1.5 л., 1,6 л. вплоть до 1,7 л. и 1,8 л.
Мотор копейки карбюраторный рядный 4-х цилиндровый с верхним расположением распределительного вала, газораспределительный механизм 2101 имеет цепной привод. Мотор относится к жигулевской так называемой «классической» серии с низким блоком. Ресурс двигателя ВАЗ 2101, в спокойном режиме эксплуатации, своевременному обслуживанию достигает 180-200 тыс. км.
На моделях 1970-1974 годов выпуска двигатель копейки имеет более высокую надежность, так как производство контролировалось специалистами из FIAT. Прежде чем описывать бесконечные проблемы двигателя, хотелось дать ответ на вопрос где находится у ваз 2101 номер двигателя. Становимся впереди машины, с левой стороны, смотрим на переднюю часть блока двигателя, в районе расположения сапуна и шкива коленвала. Внимательно смотрите, написано мелко.
Перейдем к проблемам ваз 2101, на движках существует проблема повышенного износа распредвала. Так же мотор нуждается в систематической(раз в 7-10 тыс.км) регулировке зазоров клапанов, об этом подскажет громкий стук при работе двигателя на холостом ходу слышный с места водителя при закрытом капоте .
Карбюраторы Вебер и Озон постоянно требуют регулировки СО и очистки. Высокий расход масла ваз 2101, до 0,7 л на 1000км. Очень часто греется двигатель ваз 2101, причины тому неисправность термостата системы охлаждения. Изредка причиной перегрева двигателя ваз 2101 может стать отказ вентилятора, неисправность помпы, использование бензина с октановым числом выше рекомендуемого и ряд различных мелких причин. Очень нередки случаи когда двигатель ваз 2101 дымит, на то есть ряд причин основные это: прогар поршневых колец, богатит карбюратор, вышли из строя сальники клапанов, износ направляющих втулок клапанов и много много чего еще. Чаще всего это признак, что вас ждет капремонт двигателя ваз 2101. Так же нередки случаи когда троит двигатель ваз 2101, что ведет к быстрому его износу. Среди причин неисправность системы зажигания, при этом увеличивается расход топлива, потеря герметичности в цилиндре при сжатии, неисправность грм, слишком бедная смесь, прогам поршня или клапана, неправильно произведена регулировка клапанов и другое.
Неисправности двигателя ваз 2101 можно перечислять бесконечно, самые основные выше описаны, по другим случаям нужно обращаться к мастерам.
Тюнинг двигателя 2101
Описание процесса тюнинга двигателя ВАЗ 2101
Тюнинг двигателя копейки, или как еще говорят форсирование двигателя ваз 2101, дело рисковое, учитывая написанное выше и учитывая общую изношенность мотора, если это не останавливает, тогда поехали.. сперва рассмотрим с точки зрения увеличения рабочего объема мотора. Это наиболее доступный метод улучшить ваш мотор, поднять мощность и крутящий момент во всем диапазоне. Вариант установки спортивных распредвалов, расточки каналов ГБЦ, компрессоры и прочее так же опишем в деталях чуть ниже. Но учитывая тот факт, что ваш двигатель 2101 бу, то навешивать слишком много на него чревато последствиями.
Так как увеличить мощность двигателя ваз 2101, начнем с автомобилей 1970-1974 годов выпуска, они отличается возможностью установки нива поршней диаметром 82 мм от ВАЗ 21213 Нива, благодаря толстостенному блоку цилиндров. Чтобы степень сжатия 2101 не просела (лужа в поршнях 21213), нужно нива поршни брать с плоским днищем или более легкие поршни 2112 и срезать вытеснитель с поршней. Со стандартным ходом 66 мм объем мотора составит 1,4 л. Получим прибавку мощности, сам же движок будет очень высокооборотистый.
Увеличение объема двигателя ваз 2101 выпуска после 1974 года несколько отличается, блок цилиндров в целях экономии металла стал тонкостенным, максимальный возможный диаметр поршня 79 мм от ВАЗ 21011 или 2105.
Увеличение хода поршня до 80 мм. реализуется за счет установки коленвала от ВАЗ 2103 и шатунов с уменьшенным межцентровым расстоянием (129 вместо 136) или установкой поршней со сниженной компрессионной высотой, производство ТРТ.
Минусы коротких шатунов – угол наклона шатуна, чем больше угол наклона, тем с большим усилием он прижимает поршень к стенке цилиндра, увеличивается сопротивление движению, ухудшаются условия смазки, изнашиваются стенки цилиндра, шатун работает под большей нагрузкой (особенно в центре шатуна), надежность двигателя 2101 снижается.
Из плюсов отметим хорошую скорость наполнения цилиндров на средних и низких оборотах, более однородную смесь, улучшенное сгорание.
Минусы ТРТ поршней – меньшая их прочность по отношению к стандартным ВАЗ 2101, тепловая нагрузка на кольцо и вероятность прогара поршня.
Увеличение хода поршня до 84 мм. Коленвал ВАЗ 2130, а так же использовать поршни ТРТ, шатуны усаживаются до 134 мм.
Расточка двигателя ВАЗ 2101
Коленчатый вал и расточка двигателя ваз 2101 даст вам следующие объемы:
— поршень большего диаметра, стандартный ход
1,3 л. 79х66 (диаметр цилиндра Х ход поршня) ~64 л.с.
Максимальный крутящий момент около 95Нм при 3400об/мин
Получаем аналог двигателя 21011
— поршень большего диаметра, стандартный ход
1,4 л. 82х66 (до 1974 г.в.)
Серийно такие моторы ВАЗ не выпускались, информации о постройке подобных движков мало. Объясняется это тем, что для адекватного использования такого мотора нужно усиленный низ, кованые поршня, подобрать нужный верховой вал и т.д, плюс ко всему грамотно настроить. Максимальные обороты правильной конфигурации более 9000 об/мин. Ресурс такого движка около 20тыс в зависимости от эксплуатации.
— стандартный поршень, увеличенный ход
1,5 л. 76х80 ~70 л.с.
Максимальный крутящий момент примерно 105Нм при 3000об/мин
Аналог двигателя ваз 2103 на низком блоке. Этот вариант ответ на все вопросы как улучшить двигатель ваз 2101.
— поршень большего диаметра, увеличенный ход
1,6 л. 79х80 ~75 л.с
Максимальный крутящий момент примерно 115Нм при 3000об/мин
Аналог двигателя ваз 2106 на низком блоке.
— поршень большего диаметра, увеличенный ход
1,7 л. 82х80 (до 1974 г.в.) ~ 80 л.с.
Максимальный крутящий момент ~125Нм при 3200об/мин
Конфигурация повторяет двигатель от нивы на 2101 на низком блоке
— поршень большего диаметра, увеличенный ход
1,8 л. 82х84 ~80 л.с. (до 1974 г.в.)
Максимальный крутящий момент ~135Нм при 3000об/мин
Для такого объема больше предназначен двигатель 2103
Тюнинг ГБЦ ВАЗ 2101
Хороший вариант модернизации двигателя ваз 2101 за счет снятия шероховатости каналов, полировка каналов ГБЦ и коллектора ВАЗ 2101 уменьшает сопротивление на впуске, мощность двигателя копейки увеличивается примерно на 5-8 лошадиных сил, увеличиться и крутящий момент во всем диапазоне . Для полировки необходимо снять ГБЦ, помыть смесью бензина, керосина и растворителя. После чего берется электродрель, на сверло наматывается тряпка, сверху шкурка. Коллектор неподвижно закрепляется тисками и начинаем пропиливание, после места изгиба коллектора делается все тоже самое на гибкой штанге. При доработке гбц на классике необходимо сточить выступ на соединении головки блока цилиндров и выпускного клапана (около 3 мм), после чего проходим тем же инструментом до возможности вставить клапан, после прохода всех каналов и спила в них втулок, полируем каналы со стороны седла.
При дополнительной расточке каналов двигатель ВАЗ 2101 способен показать около 75 л.с. Так же рекомендуется использовать Т-образные клапана на классике вместо тюльпанообразных.
Распредвал на классику
Сразу замечу, популярный вариант доработки двигателя ваз 2101 путем установки нивовского распредвала на классику гонщикам не подойдет, получится низовой мотор ваз, верха просядут, а это непозволительно. Оптимальные валики для ВАЗ 2101 с доработанной ГБЦ и увеличенным объемом до 1,5-1,6 городской СТИ-2, более спортивный СТИ-3 или СТИ-4 спортивный широкофазный, на нем возможно просядут низы, но мотор легко будет крутиться более 7000 об/мин. Подбираем распредвал на ВАЗ на стандартный двигатель ВАЗ 2101 или ВАЗ 21011 хороший выбор Нуждин 10,5 256 или Нуждин 11,2.
Правильно подобранный распределительный вал на 2101, а так же доработанная голова, при форсировке двигателя ваз 2101 способны показать более 80 л.с.
Компрессор на ВАЗ 2101
На рынке предлагаются готовые установочные комплекты компрессора на ваз 2101, например автотурбо компрессор с давлением 0,5 и 0,7 бар. Компрессор 0.5 бар автотурбо ставится с минимальными доработками. При установке компрессора на ваз с давлением 0,5 бар на доработанную ГБЦ с увеличенным до 1,5-1,6 л объемом автомобиль выдаст более 120 л.с. Со стандартным объемом до 90-100 л.с. Установка возможно сократит ресурс двигателя ваз 2101.
Роторный двигатель на ВАЗ 2101
Крайняя мера ибо цена роторного двигателя на ваз заставит сразу отбросить эту затею. Из роторных двигателей на классику встают РПД ВАЗ-411 мощностью 120л.с., ВАЗ-413 мощностью 140л.с. и ВАЗ-415 мощностью 140л.с, но более легкий. На копейку ставился РПД ВАЗ-411 мощностью 120л.с. с ним машина ехала около 180км/ч. Недостатки РПД ВАЗ это низкий ресурс(при заявленных изготовителем 125 тыс. км), высокий расход топлива и высокий расход масла(до 1л на 1000 км).
anti-testdrive.ru
насколько двигатель ВАЗ 2101 нуждается в тюнинге?
Знаменитая «классика», бывшая в своё время гордостью советского автопрома и приносившая радость своим владельцам. Это не просто автомобиль — это история. Сколько дней и ночей, проводили наши отцы и деды в гараже с этим чудо агрегатом, пытаясь довести до ума продукт российских конструкторов, прошедший через «умелые» руки конвейерных сборщиков АвтоВАЗа, о каноничности которых ходят легенды.
За прошедшие годы, довольно простой и маломощный мотор «классики» изучен вдоль и поперёк. А всё, что можно с ним сделать, для увеличения стартовой мощности, не является секретом.
История
Двигатель ваз 2101 построен на основе мотора итальянского концерна FIAT, но имеет свои характерные особенности, в частности, советские инженеры, увеличили расстояние между цилиндрами в двигателе.
Именно это позволило в дальнейшем расширить линейку штатных двигателей и увеличить модельный ряд, оставаясь, по сути, в пределах одой базы, только лишь внося небольшие технические изменения. Тюнинг двигателя ваз 2101 как раз и представляет собой эти небольшие изменения. Но обо всём по порядку.
Технические данные
Двигатель 2101 имеет следующие характеристики:
Это карбюраторный агрегат, блок цилиндров которого выполнен из чугуна. Четыре цилиндра блока двигателя расположены на одной продольной оси. Каждый цилиндр оснащён двумя клапанами, диаметр одного поршня составляет 76 миллиметров, а ход 66. Двигатель создаёт сжатие равное коэффициенту 8.5.
При крутящем моменте в 89 Ньютонов объём его равняется почти 1200 кубических сантиметров, а мощность 59 лошадиным силам, при пяти с половиной тысячах оборотов. Характеристики двигателя однозначно указывают на то, что это не гоночный автомобиль, и у ваз 2101 максимальная скорость не может по определению быть большой.
Вес двигателя ваз 2101 не очень большой, масса мотора равняется 114 килограммам.
Возможные поломки их устранение
Двигатель ВАЗ 2101 достаточно капризный, постоянно возникают сложности в работе, это происходит настолько регулярно, а поломки настолько стереотипны, что можно составить список причин и следствий, который будет точным в 99% процентах случаев:
- Если из выхлопа идёт плотный дым — это говорит о неисправности втулок и направляющих, а также может быть симптомом того, что сальники вышли из строя;
- Большой уход масла из двигателя. В случае с классикой, у которой расход 700 граммов масла на десять тысяч это норма, большой уход это понятие растяжимое. Тем не менее, если масло «уходит» причины этого — износ поршневой группы, либо износ герметизирующих прокладок. Если при визуальном осмотре мест утечки не обнаружено — дело плохо, это значит, что мотор 2101 нуждается в капитальном ремонте;
- В случаях, когда греется двигатель речь идёт о выходе из строя системы охлаждения: нужно проверить вентилятор, водную помпу и термостат. Один из этих узлов нуждается в замене;
- Так же, двигатель может стучать, и стук этот будет слышен даже со стороны — это разболтались клапана. Необходимо разобрать двигатель и провести их регулировку.
Затрагивая такую тему, как ремонт двигателя ваз 2101 нельзя не упомянуть карбюратор и систему розжига. Эти два замечательных узла настолько часто выходят из строя, что регулировке их рабочих параметров можно посвятить не один прекрасный вечер. Лучше всего, в контексте тюнинга, установить на движок классики систему электро розжига, чтобы сэкономить себе время и нервы.
Кстати, об износе поршневой группы абсолютно точно говорит понизившаяся мощность.
Тюнинг двигателя
Есть несколько основных советов, как провести внутренний тюнинг данного ДВС, главный и пожалуй практически единственный способ это сделать — увеличить объем двигателя ваз 2101, что приведёт, в свою очередь к тому, что мощность также вырастет.
Стартовая ВАЗ 2101 характеристика показывает нам объем в 1198 кубиков, при диаметре цилиндра в 76 миллиметров. Схема проведения работ должна быть следующей:
- Прежде всего необходимо расточить блок цилиндров, но не слишком сильно, ведь известно и научно доказано, что желание чрезмерно увеличить мощностьчревато тем, что такой тюнинговый мотор долго не отработает. Самым оптимальным будет равняться на «тройку», такое внесение изменений в конструкцию не отразится на двигателе слишком сильно. Для этого растачивают цилиндры на 79 миллиметров;
- Поршни для переделанного двигателя возьмём от старших братьев, то есть от ВАЗов 2103 и выше, коленчатый вал прихватим оттуда же.
Таким образом, ДВС не стал весить сильно меньше, стенки блока цилиндров всё ещё достаточно прочны, чтобы выдержать не меньше семидесяти тысяч пробега, а внутренний объём увеличился. Следовательно, увеличилась и мощность. Сильно ли — зависит от конкретной работы, от того, как сильно увеличился диаметр цилиндра, следовательно, и объём движка.
Заключительное слово
Строго говоря, вся затея с расточкой цилиндров обойдётся в большие деньги, при этом снизив ресурс мотора, который и так не новый. Да и стоит ли чего-то требовать от мотора 50 летней давности? Гораздо более простым способом «тюнинга» копейки будет установка в неё двигателя целиком, снятого, например, с пятёрки.
Меньше возни, точнее результат. И уж точно такой двигатель не станет греться, течь, стучать и подносить другие сюрпризы, которые так любит дарить своим владельцам продукция Волжского автомобильного завода.
Радикально увеличить мощность поможет установка турбины, но стоп, вы это серьёзно? Турбина на копейку? Зачем? Разве что для ночных погонялок в компании близких по духу автомобильных маньяков. К тому же такая модификация для классики — прямой путь на свалку. Не пройдёт и 20 тысяч пробега, как с ней будет покончено, а восстановлению такой двигатель уже не будет подлежать. Так что это и тюнингом сложно назвать — скорее убийством.
Подводя итог можно сказать, что проще переставить двигатель наВАЗ 2101, чем заниматься его дорогостоящим разгоном ради сомнительного результата.
avtodvigateli.com
Двигатель 21011 1,3 л | Характеристики двигателя 21011
Характеристики двигателя 21011
Годы выпуска – (1974 – 2006)
Материал блока цилиндров – чугун
Система питания – карбюратор
Тип – рядный
Количество цилиндров – 4
Клапанов на цилиндр – 2
Ход поршня – 66 мм
Диаметр цилиндра – 79 мм
Степень сжатия – 8,8
Объем мотора – 1294 см. куб.
Мощность двигателя ваз 21011 – 69 л.с. /5600 об.мин
Крутящий момент – 94 Нм/3400 об.мин
Топливо – АИ93
Расход топлива — город 11л. | трасса 8 л. | смешанн. 9,5л/100 км
Расход масла — 700 гр на 1000 км
Масса двигателя 21011 — 114кг.
Габаритные размеры двигателя ваз 21011 (ДхШхВ), мм — 540х522х621
Тип масла:
5W-30
5W-40
10W-40
15W-40
Сколько масла в двигателе 21011: 3.75 л.
При замене заливать около 3.5 л.
Ресурс 21011:
1. По данным завода – 125 тыс.км
2. На практике – 200 тыс.км
Тюнинг:
Потенциал – 200 л.с.
Без потери ресурса – 80 л.с.
Двигатель устанавливался на:
ВАЗ 21011
ВАЗ 21021
ВАЗ 21033
ВАЗ 21063
Неисправности и ремонт двигателя 21011
Двигатель ВАЗ 21011 1,3 л. это усовершенствованный двигатель 2101, основные отличия двигателя ВАЗ 21011 от 2101 в диаметре поршня, который был увеличен с 76 мм. до 79 мм. За счет этого объем двигателя ваз 21011 возрос до 1,3л и моторчик получил очень удачную компоновку – короткий ход поршня и приличный диаметр цилиндра, что гарантирует мотору высокую оборотистость, уверенность на трассе и небольшой расход топлива.
Данный моторчик самый широко используемый классический двигатель ВАЗ, применялся абсолютно на всех моделях Жигули, в последствии был слегка доработан и использовался как двигатель 2105 до 2006 года, статья об этом движке ЗДЕСЬ. Минусы двигателя 21011 идентичны проблемам двигателя 2101, о нем можно прочитать ТУТ.
Тюнинг двигателя ВАЗ 21011
Увеличение мощности двигателя ваз 21011 фактически ничем не отличается от доработки мотора копейки, 11-й блок позволяется установить поршни диаметром 82 мм от ВАЗ 21213 Нива или доработанные от 16V переднеприводных ВАЗов, вместе со стандартным ходом 66 мм объем мотора получится 1,4 л. Дальнейшие манипуляции форсирования двигателя ваз 21011 с установкой распредвалов, компрессоров и все варианты расточки блока описаны в разделе «Тюнинг 2101» под блоком «Ремонт двигателя 2101». Все это в точности применимо на моторе 21011.
РЕЙТИНГ ДВИГАТЕЛЯ: 2
<<НАЗАД
wikimotors.ru