Повышенный расход масла в двигателе – Повышенный расход масла в двигателе: причины и пути решения

Содержание

Повышенный расход масла в двигателе: причины и пути решения

Водитель, который не следит регулярно за хорошим состоянием различных механизмов автомобиля, подвергает большой опасности не только его нормальную работу, но и свою жизнь. Но, пожалуй, главным вопросом правильного функционирования авто является куда уходит масло из двигателя? Мы немного разберем, почему это важно, и какие могут быть причины этой проблемы.

 

Когда стоит бить тревогу

 

Точных норм расхода масла, как в случае с топливом, нет. Старые модели авто расходуют больше масла, чем современные двигатели внутреннего сгорания. Если в первом случае этот показатель является критическим – пол-литра на 1000 км, то для модернизированных авто эта норма может составлять 1 литр примерно на 10 тысяч км.

 

Но, опять-таки, это не является истиной в последней инстанции. Есть еще другие факторы, которые мы будем рассматривать ниже. Но главным критерием является резкое и постоянное падение уровня масла на протяжении нескольких дней.

 

Но для того чтобы «забить тревогу», необходимо заметить эту проблему. Это и является главной профилактикой аварии. Автомеханики советуют проверять уровень масла перед каждым выездом. Это является прописной истиной. Уровень проверяется на холодном двигателе (в процессе движения масло разогревается и увеличивается в объеме). И как результат, точный показатель вы не получите.

 

При этом, если вы заметили снижение уровня, мало просто долить смазочный материал, желательно постараться понять, почему уходит масло в двигателе. В статье вы получите советы, как поставить правильный «диагноз».

 

Расход масла, предусмотренный техническими характеристиками

 

Общеизвестно, что любая жидкость имеет свойство испаряться. Быстрее или медленнее, это вопрос другой. Этот процесс ускоряется при высоких температурах, которые свойственны работе двигателя. При нормальной работе двигателя расход масла должен быть минимальным. При этом различные марки и модели авто могут потреблять различное его количество. Если вам не приходится постоянно возить канистру с маслом, и доливать его не каждый день, а раз в неделю, тревожиться не стоит.

 

Качество масла

 

Расход масла в значительной степени зависит от его вязкости и качества. Если с вязкостью все более-менее понятно, чем жиже масло, тем больше его протекает через различные уплотнения, то с качеством немного сложнее. Дело в том, что большинство автовладельцев предпочитает покупать моторное масло для своего двигателя из соображений «подешевле».

 

Для примера, откройте заливную горловину на клапанной крышке своего двигателя. Что вы видите внутри? Правильно, черный нагар. Откуда нагар? Да из масла. От слишком высокой температуры дешевое моторное масло разрушается и осаждается на стенках. Происходит угар масла, и его уровень в картере двигателя снижается. Это в свою очередь, помимо прочих негативных последствий, приводит к уменьшению уровня масла в двигателе, что опять же не лучшим образом влияет на его способность охлаждаться в поддоне картера. Значит, в будущем будет еще больший перегрев моторного масла. Долговечность двигателя с таким (дешевым) моторным маслом, увы, ожидается весьма невысокой.

 

 

 

 

Итак, первый недостаток плохого масла в том, что оно разрушается от высокой температуры и собственно перестает быть маслом. Тем высококачественным продуктом, что рекомендуют фирмы изготовители.

 

Второй недостаток низкосортных масел заключается в том, что они, разрушаясь, своими продуктами распада (нагаром) загрязняют двигатель. В результате поршневые кольца из-за этого нагара еле ворочаются в своих канавках, а должны «играть», непрерывно отслеживая, увы, уже не идеальный, профиль цилиндра. Итог – залегание (закоксовывание) поршневых колец. И первыми, как следует из практики, перестанут шевелиться маслосъемные кольца. В результате на стенках цилиндра будет оставаться неснятое масло, которое и будет сгорать. Машина с бензиновым двигателем при этом будет дымить синеватым дымом. Дизельная – нет. Все не снятое масло в дизельном двигателе сгорит безо всякого дыма. Самое любопытное состоит в том, что если при этом дефекте (залегание маслосъемных колец) измерить компрессию, результаты будут великолепными. Неснятое со стенок цилиндров масло будет уплотнять зазоры в компрессионных кольцах, и манометр покажет давление даже лучше, чем у нового двигателя.

 

И третье, к чему приведет использование низкосортных сортов масел, это разрушение всех «резинок». Резина всех сальников, уплотнений, маслосъемных колпачков после перегрева потеряет свою эластичность и превратится в некое подобие пластмассы. Естественно после этого появится течь масла. И все эти проблемы возникают от желания что-то выиграть на обслуживании своего железного друга, купив ему масло подешевле.

 

Рассмотрим другие причины, вызывающие снижение уровня масла в двигателе. Наиболее распространенной является банальная утечка. Некоторые проблемы можно устранить самостоятельно, а с определенными без хорошего специалиста не справиться. Вначале разберем, что можно сделать самому. Если говорить о протечках, то следует обратить внимание на уплотнения двигателя. Подробности – далее.

 

«Простые» причины расхода масла

 

Проверяется просто. Снимаем клапанную крышку и смотрим. Если все под ней черное, с толстыми отложениями мазута на всех деталях, значит, расход масла в значительной степени вызван его угаром. Второй вариант. Если через неделю после смены масла, оно вновь стало черным (речь идет не о дизелях, где почернение моторного масла еще ни о чем не говорит), то одно из двух: либо двигатель жутко грязный и новое масло успешно растворяет эту грязь в себе, либо новое масло усиленно разрушается и, естественно, убывает, усиленно загрязняясь при этом продуктами своего угара. Кстати, это весьма распространенная причина выхода двигателя из строя.

 

 

 

 

Масло может утекать через прокладку блока цилиндров. Возникает эта ситуация, если во время сборки двигателя неравномерно затянуты силовые болты. В результате прокладка может деформироваться, и не обеспечивать плотной подгонки деталей. Явным доказательством этой проблемы станут потеки на двигателе, которые несложно определить визуально. Достаточно посмотреть под капот и факт проблемы налицо. В этом случае важно принять во внимание, что снижение уровня масла − одна часть проблемы. Куда более серьезная − возможность в этом случае попадания тосола внутрь цилиндров. Тут уже можно «потерять» двигатель. Поэтому необходимо не только заменить прокладку, но и удостовериться, что охлаждающая жидкость не попала в цилиндры. Есть сомнение в обратном – нужно заменить масло полностью.

 

Сальники коленчатого вала являются еще одним «ходом» для утекающего масла. Определить утечку по сальникам несложно. Если под автомобилем во время стоянки образовалась масляная лужица, то высока вероятность того, что кромки сальников, предназначенные для уплотнения, пришли в негодность (разлохматились, стерлись). Это довольно распространенная проблема поскольку резина недолговечна сама по себе. Одной из причин может быть также воздействие некачественного масла. Поэтому приобретать необходимо только современные сальники, адаптированные для работы в экстремальных условиях. Решить эту проблему несложно, достаточно произвести замену изношенных сальников на новые и вопрос, куда уходит масло из двигателя, отпадет сам по себе.

 

 

 

 

Масло может уходить через прокладки масляного фильтра. Возникает эта неприятная ситуация в результате поспешной или неумелой замены фильта. Чтобы было более понятно: фильтр или не докрутили, что исключает герметичность либо смялась прокладка и результат тот же. В первом случае необходимо фильтр закрутить более плотно. Во втором − посмотреть в нормальном ли состоянии прокладка, если нет, заменить ее, но обязательно смазав машинным маслом. Это гарантирует ее эластичность, с одной стороны, и равномерность прилегания с другой.

 

Маслоотражательные колпачки (они маслосъемные, они же сальники клапанов). Эти детали размещены в верхней части головки блока цилиндров. И как результат, подвергаются особо высокой температуре. Если учесть, что их изготавливают из резины (пусть даже высокопрочной и термостойкой), но это резина, и она не сможет долго выдерживать критические температуры. Колпачки по своим свойствам начинают больше напоминать пластик и не выполняют свои функции. В итоге масло начинает вытекать, покрывая выпускные клапаны органическими отложениями. Еще один вариант утечки − бракованный колпачок, эффект тот же. В этом случае поможет только замена колпачков. Для любителей быстрых стартов особое предостережение − постоянная экстремальная езда может «сорвать» его с места (если он не был правильно установлен).

 

«Сложные» причины расхода масла

 

Куда более неприятной и сложной в устранении причиной снижения уровня масла является коксование поршневых колец. Поршневые кольца хорошо исполняют свои функции исключительно в чистом состоянии. Благодаря этому они имеют прекрасную подвижность. Если они закоксовываются и западают, ни о каком уплотнении не может быть и речи. В этом случае замечается снижение компрессии одного либо нескольких цилиндров. Это невозможно не заметить по работе двигателя. Причин этого явления несколько: некачественное и «старое» масло. В этом случае можно попытаться обойтись без капитального ремонта. Существуют специальные средства (химия, способная растворить налет), которыми необходимо обработать кольца. И конечно же, потребуется полная замена масла.

 

Высокий износ цилиндров в большой степени влияет на расход масла, чем ранее рассмотренные проблемы поршневых колец. Расточка может в некоторых случаях решить проблему. Но существуют и «скрытые» до определенного момента нарушения целостности − это микротрещины, небольшие сколы. Они образно «заполняются» маслом и это приводит пусть к небольшому, но ежедневному снижению уровня, который становится явно заметным через неделю и тем более месяц.

 

 

 

 

Еще одна довольно специфическая проблема, связанная с конструктивными особенностями цилиндров – их деформация. При монтаже анкерных шпилек возникают своеобразные перекосы, которые влияют на установку и работу уплотнительных колец. По сути, последние не могут обеспечить достаточно плотного прилегания из-за «серповидных зазоров». Выручить может применение относительно мягких колец. Но опять-таки «кушать» масла будет больше.

 

Маслосъемные поршневые кольца. Эти элементы двигателя предназначены для обеспечения поступления нормативного количества масла к компрессионным кольцам. И как результат, они не имеют постоянной смазки, то есть не «купаются» в масле, как некоторые детали. Трение в этом случае усиливается и происходит более быстрый износ. Нет металла, который может существовать вечно. Это касается и этих деталей автомобиля. Высокое потребление масла показывает, что поршневые кольца значительно стерлись. Не пытайтесь решить эту проблему самостоятельно. Тут без СТО можно только «дров наломать».

 

Масло может уходить и через поршневые кольца. Эта проблема возникает в результате перегрева. Существуют критические температуры, при которых поршневые кольца хорошо сохраняют свою упругость и прекрасно выполняют возложенные на них функции. Этот диапазон определен от 180 до 200 градусов. Небольшой «плюс» допускается, поскольку все детали создаются с дополнительным запасом прочности. Но при этом даже однократное значительное повышение рабочей температуры двигателя может привести к снижению функций поршневых колец, и как результат повышению расхода масла. Поможет хороший моторист, СТО, автосервис. В общем, не стоит заниматься «самолечением».

 

Межклапанные перемычки. Это один из так называемых дефектов термоусталости. В этом случае происходит дополнительное к износу поршней нарушение камеры сгорания, она теряет необходимое уплотнение. Как и в предыдущем случае, обращайтесь только к специалистам.

 

Специфические причины?

 

Хотим отметить несколько моментов, не связанных с конструкционными особенностями авто. И что более важно, на них вы можете повлиять, не обладая знаниями автослесаря.

 

Экстремальная езда. Любители быстрых стартов, резких торможений, поездок на пределе возможностей авто в целом и двигателя в частности, должны осознавать, что это не может не влиять на двигатель. Поршни работают с большими нагрузками, температура повышается, можете вспомнить и пересмотреть предыдущие подзаголовки и описание проблем, с этим связанных. Поэтому два варианта решения этого вопроса. Поездки в нормальном режиме, предусмотренные эксплуатационными характеристиками машины. Либо дополнительная канистра масла в багажнике и «энная» сумма денег на ремонты.

 

Позднее сгорание провоцирует увеличение расхода масла. Это связано с тем, что повышается температура двигателя со всеми вытекающими последствиями. В этом случае необходимо отрегулировать зажигание и использовать качественное топливо с октановым числом, которое соответствует модели вашего автомобиля.

 

Смазывание турбокомпрессора. Это, в принципе, естественные потери, на которые влиять сложно. Но как правило, такой расход связан с дорогими иномарками с турбодвигателем.

 

Некачественным маслом. Чем выше вязкостью, тем лучше смазка. С этим вроде бы все понятно. Но при этом оно создает дополнительный угар в поршнях. И вот здесь и возникает вилка: повысить ресурс двигателя или расход масла. Бесспорным является факт, что необходимо покупать лицензионное масло известных производителей и хоть как-то защитить себя.

 

Существует ли норма расхода масла? Нет как таковой точной цифры не существует. Но если месяц назад у вас не было такой беды, а в настоящее время это становится достаточно явным, то дело не в конструкционных особенностях авто.

 

При этом достаточное количество масла позволит избежать серьезных поломок двигателя. Мы рассмотрели причины, которые позволяют понять, куда уходит масло из двигателя, это поможет вам следить за правильной эксплуатацией и избежать серьезных трат на ремонтные работы.

autostrong-m.by

10 причин повышенного расхода масла — журнал За рулем

Повышенный расход масла — нормальное явление для некоторых или все же повод ехать на сервис? ЗР разобрался в проблеме.

Некоторые моторы очень любят масло. Причем что интересно, порой бывает трудно понять, является ли масляный аппетит двигателя нормальным или пора бежать к доктору? Ведь многие современные автомобили нагло требуют подливать литрушку масла каждую тысячу километров пробега. А если инструкция указывает на межсервисный интервал в 15–20 тыс. км, то это сколько же масла надо вбухать в мотор?

Материалы по теме

О поведении новых двигателей мы уже рассказывали. Вкратце напомним: даже в абсолютно исправном движке масло имеет право расходоваться. Основная статья этого расхода — угар в цилиндрах. Поршневые кольца требуют смазки, а потому при удалении поршня от верхней мертвой точки на зеркале цилиндра всегда остается масляная пленка — ее толщина измеряется микронами. А когда на освободившееся место врывается раскаленная топливная смесь, маслице начинает интенсивно испаряться. Таким путем безвозвратно теряется до 80% расходуемого масла. Остальные проценты добирают: смазка клапанов и подшипников турбокомпрессора, а также картерные газы, уносящие масло через вентиляцию картера. Добавим также, что масляная прожорливость сильно зависит от условий эксплуатации машины.

Отдельно отметим повышенный расход масла, вызванный агрессивным стилем езды. Любой экстрим — от поездок на больших скоростях (порядка 170 км/ч) до перегруза с сундуком на крыше или джиперских покатушек — это почти гарантированный рост расхода масла. Помните об этом.

Какие статьи расхода масла относятся к неисправностям? Основные 10 причин смотрите в галерее.

А если мы упустили какую-либо неисправность, приводящую к росту масляного аппетита, — поделитесь опытом!

www.zr.ru

Большой расход масла в двигателе: причины, как уменьшить

Расход масла выше нормы – критично! Требует повышенного внимания

В двигателе любого транспортного средства смазочные материалы так или иначе со временем расходуются без остатка. Объясняется это неизбежным попаданием этих средств в камеру сгорания со стенок цилиндров, с картерными газами или по штокам клапанов. Расход масла зависит от особенностей конструкции транспортного средства.

Норма расхода масла

В традиционных двигателях уровень потребления должен составлять от 0.1 до 0.3% от общего расхода топлива. Если расход топлива составляет 10 литров, тогда оптимальным уровнем потребления смазочных средств будет 10-30 граммов масла на 100 км пути. Таким образом, вполне допустимо, если расход не превышает 3 литров на 10 тыс. километров пути.

Для форсированных турбомоторов, особенно с несколькими турбинами, допустимый уровень расхода масла будет уже от 0,8 до 3% от расхода топлива. Такой расход масла зависит от оборотов, на которых основное время работает двигатель. Чем больше оборотов совершается, тем больший расход топлива и масла наблюдается. Каждый владелец авто может самостоятельно определить, что представляет собой повышенный расход масла для своей машины.

 

 

Неправильно подобранная вязкость масла двигателя и внутренние утечки как причины угара масел.

Зачастую наличие факта повышенного расхода масла может быть обусловлено наличием следующих причин:

  • наружной утечки, под которой подразумеваются течи через сальники и прокладки;
  • внутренней утечки масла, которая называется угар.

Утечку любого рода необходимо как можно быстрее устранить, так как это вопрос безопасности эксплуатации.

 

 

Наружные утечки. Какие они бывают и что делать, чтобы их обнаружить?

Наружная утечка обычно легко определяется по каплям масла под транспортным средством.

 

 

Источники наружной утечки:

  • Прокладка под клапанной крышкой. Данный вид течи является одним из наиболее распространенных. Верхняя часть движка – одна из самых разогретых его частей, при этом прокладочные материалы стареют довольно быстро. Кроме того, клапанный механизм часто подвергается разборке во время проведения ремонтных работ. Снятие и обратная установка клапанной крышки крайне негативно сказывается на долговечности прокладок. Прокладка под головкой блока течет довольно редко.
  • Прокладка поддона. Течет редко, обычно из-за ослабления крепежа и старения прокладки, но этот вид течи – один из самых сложных для устранения, так как на некоторых автомобилях для снятия поддона необходимо извлечь сам двигатель.
  • Прокладка передней крышки. Редкий вид течи, но также неприятный из-за тесноты в отсеке двигателя современных моделей машин. Данный факт вызывает определенные трудности при замене прокладки.
  • Сальники. Утечка также может происходить через сальники: передний и задний коленвала, сальник распредвала. Сальники начинают пропускать масло от их естественного износа. Если пробег автомобиля превышает 150 000 км, то сальникам следует уделить особое внимание. Передний сальник может забрасывать маслом приводной ремень газораспределительного механизма. Задний сальник ведет к замасливанию сцепления. И то, и другое недопустимо. В случае протечки в месте стыка двигателя и коробки передач встает вопрос, откуда конкретно происходит утечка, влекущая такое огромное количество проблем. Определить это довольно просто: необходимо взять каплю протекшего масла и нанести на поверхность воды. Если капля растечется радужной пленкой по поверхности, то утечка из коробки передач.
  • Уплотнение масляного фильтра. Прокладку фильтра картриджного типа может пробивать, особенно при запуске мотора при низких температурах. Причины может быть две: либо плохое качество фильтра, либо неисправность байпасного клапана масляной магистрали.

 


 

Также есть один редко встречающийся случай – одновременная небольшая утечка из всех сальников и соединений двигателя. В этом часто кроется причина, по которой двигатель буквально «потеет», из-за чего масло вытекает в огромных количествах.

 


 

В этом случае утечка не связана с качеством уплотнений. Это говорит о слишком высоком давлении картерных газов. Причина такого давления кроется в состоянии внутренних деталей двигателя. Определяется повышенное давление картерных газов по активному дымлению из трубки вентиляции картера. Данная проблема устраняется очисткой системы вентиляции картера или, в запущенных случаях, – капитальным ремонтом поврежденных двигателей.

Считается, что слишком жидкий или слишком густой уровень масла приводит к тому, что масляная пленка, формируемая маслосъемным кольцом, будет слишком тонкой или слишком толстой.

Слишком тонкая пленка плохо герметизирует камеру сгорания, вызывая прорыв капель масла вместе с картерными газами в камеру сгорания. Масло горит – отсюда и возникает неоправданно повышенный уровень расхода. Слишком сильная вязкость приводит к «всплытию» поршневых колец и также способствует слишком высокому уровню расхода. Снижению вязкости моторного масла способствуют загрязнения топливной системы; при этом топливо попадает в масло по стенкам цилиндра, и полученная смесь активно сгорает, вызывая потребление больше нужного.

 


  

 

Внутренняя утечка из-за маслосъемных колпачков

Самые распространенные виды внутренних утечек масла в двигателе – утечки через сальники клапанов, то есть маслосъемные колпачки.

 

 

Маслосъемные колпачки от времени и температуры теряют упругость, твердеют, изнашиваются и растрескиваются.

 


 

Изношенные клапанные втулки позволяют клапанам раскачиваться и дополнительно разбивают сальники клапанов. Масло, преодолев слабое сопротивление сальника, стекает по клапану вниз и попадает в камеру сгорания. Диагностировать проблему можно по мощному дымлению при запуске двигателя – на прогретом движке и при движении дымление более слабое.

 

 

Также признаком износа маслосъемных колпачков является замасленная резьба свечей зажигания.

 


 

Рассмотрим такую причину утечки, как внутренняя утечка из-за компрессионных и маслосъемных колец. Утечки через кольца связаны с их износом, или потерей подвижности (закоксовкой), или в связи с износом/разрушением канавок поршневых колец, или задиры на стенках цилиндров.

 

 

Угар через кольца сопровождается дымлением в двигателе. Из выхлопной трубы идет синий или сизый дым с характерным запахом. Особенно он становится заметным под нагрузкой при наборе или сбросе газа. На автомобилях с катализаторами образца текущего поколения дым может быть малозаметен, так как катализатор успевает дожечь остатки масел.

 

Что будет, если чрезмерное потребление масла не устранить?

В ряде случаев потребления, выходящего за пределы нормированного, двигателем испытывается недостаток смазочного материала, что может стать одной из причин сильнейшего загрязнения масляной системы, способного спровоцировать большой расход масла и значительно подкосить вашу машину. Потеря смазки ведет к падению давления масла, ускоренному износу, резкому сокращению ресурса и выходу двигателя из строя. Восстановление или замена двигателя стоят очень дорого, поэтому чрезмерное потребление смазочных средств необходимо устранять на как можно более ранней стадии появления проблемы, если не хотите разориться на новый двигатель.

Почему устранение проблемы повышенного расхода крайне важно?

Следует сразу сказать, что при высоком износе двигателя и большого вытекания смазочного материала вам потребуется ремонт двигателя. Но очень часто, особенно, когда проблема только стала проявлять себя, есть более простые, а главное, недорогие способы решения проблем, из-за которых неправильно расходуется масло.

Устранение наружных утечек.

Для решения проблем с большинством небольших наружных утечек есть простой и недорогой способ – герметик масляной системы. При первых же симптомах утечки, одним из которых является появление масляных пятен под авто или сильно загрязненный двигатель, можно использовать одно из лучших средств на рынке – немецкую присадку-герметик масляной системы Liqui Moly Oil Verlust Stop.

 

Присадка устраняет течь через сальники и прокладки,

восстанавливая эластичность прокладочных материалов и резины.

Присадка также действует на маслосъемные колпачки,

устраняя и этот вид внутренних утечек.

Присадка начинает действовать в полном объеме после пробега 500-800 км.

Присадка абсолютно безопасна для любого типа мотора и подходит под все существующие двигатели.

Если даже она не подействовала, то это сигнал к ремонту,

частью которого должна стать замена пришедших в негодность уплотнений.

 

Устранение внутренних утечек.

Если причиной больших внутренних утечек (угара) является затвердевание маслосъемных колпачков, то также рекомендуем вначале попробовать простой и недорогой способ – немецкую присадку Liqui Moly Oil Verlust Stop.

Важным моментом профилактики утечек масла является использование антифрикционных присадок, которые снижают трение и препятствуют износу двигателя. Антифрикционные присадки в двигателе продлевают его ресурс за счет сокращения износ колец, что позволит уменьшить расход масла в двигателе. Подробнее о различиях в антифрикционных присадках можно почитать здесь.

Составная часть профилактики износа заключается в использовании правильных и рекомендованных для данного типа техники смазочных материалов и регулярной промывки двигателя перед заменой смазочных средств, соблюдение рекомендованных интервалов замены. Подобрать необходимую промывку можно здесь.


Кроме того, необходимо помнить, что ускоренному расходу на угар способствует неправильная работа топливной системы. Например, если форсунки загрязнены, то они осуществляют неправильный распыл топлива в камеру сгорания, что напрямую коррелируется с величиной расхода (угара) масла.

 

 

В этом случае следует произвести очистку топливной системы, для чего также есть недорогое и простое решение – топливные присадки (в бак). Следует выбирать присадки известных уважаемых брендов, которые не только произведут очистку топливной системы, но и сделают это безопасно для всей топливной аппаратуры. Мы рекомендуем выбирать присадки в топливо немецкой компании Liqui Moly. Более подробную информацию можно почитать здесь.

 


 

ИТОГ

У каждого двигателя есть четко установленная норма потребления смазочных средств. Существует нормированный уровень расхода и расход масла больше нормы. Уровень потребления, не соответствующий установленным нормам, имеет место быть в связи с двумя факторами: внешними утечками и внутренними (угар). Если степень расхода масла небольшая и появилась сравнительно недавно, есть простые и недорогие способы устранения этой проблемы. Для этого, в первую очередь, используйте герметик масляной системы. Предотвратить не соответствующее нормам потребление вам помогут промывки масляной системы, антифрикционные присадки и присадки в топливо. Если расход выше оптимального, то от этого могут появиться иные причины увеличенного расхода масла, что, в свою очередь, приведет к большим тратам на ремонт двигателя.

 


liquimoly.ru

Повышенный расход масла в двигателе: основные причины

Многие автолюбители хоть раз сталкивались с повышенным расходом масла. Это может быть обусловлено рядом причин и, чтобы определить главный источник проблемы, необходимо провести диагностику автомобиля, а после выбрать подходящий метод устранения поломки.

Особенности проблемы

Главное условие долговечной и бесперебойной работы двигателя – это качественное моторное масло, залитое в картер. Лучший способ контролировать расход – регулярно проверять уровень масла. Если моторная жидкость быстро снижается и её приходится постоянно доливать, то это может указывать на наличие поломок, которые нужно немедленно устранить.

Подавляющее количество автомобилей на дорогах принято считать нефорсированными или среднефорсированными – это означает, что соотношение рабочего объема и мощности силового узла не превышает 80 лошадиных сил. Для таких агрегатов нормой расхода масла на угар считается плавное снижение уровня от верхней до нижней точки щупа строго за срок службы залитой жидкости.

Для высокофорсированных двигателей предусматривают немного повышенный расход. Например, у двигателей типа V6 и V8 нормой считает расход до 1 л на каждые 1000 км пробега. На практике это всего лишь подстраховка производителя, потому как при такой математике потребляемый объем выше объема смазки в картере в 1,5–2 раза.

Кроме того, на расход влияет и тип вождения. При городской езде в спокойном стиле с частым торможением за счет «подсасывания» масла направляющими клапанов потребление масла увеличивается.

Диагностика масла в двигателе и нормы расхода

Для проверки моторной жидкости автомобиля, необходимо достать масляный щуп, благодаря которому определяется уровень залитого масла. На щупе будет видна смазка, которую нужно оценить по запаху, цвету, прозрачности и текучести.

Если не было обнаружено подозрительного запаха, тогда стоит посмотреть на состояние капли в процессе её стекания со щупа. Нормальным показателем такого вида проверки является образование большой маслянистой капли, которая постепенно отделяется от поверхности датчика.

Свежесть масла можно определить по внешнему виду. В первую очередь, на что стоит обратить внимание, это на прозрачность жидкости, через которую должен просматриваться щуп. Масло должно иметь желтовато-коричневый цвет, без лишних оттенков и тогда его можно будет дальше использовать в моторе. Если же замечено помутнение жидкости, значит, необходима скорая замена.

Также, изменение цвета масла до черного или темно-коричневого, может происходить, вследствие вымывания с мотора лишней грязи. Это означает, что в масле имеются моющие присадки, которые оказывают активное действие на поверхность мотора.

Диагностику масляной жидкости в двигателе можно также осуществлять с помощью метода масляного пятна. Для его выполнения необходимо капнуть на чистый лист бумаги немного масла и дождаться его высыхания. На бумаге образуется сальное пятно, которое следует проанализировать, учитывая его форму и состав.

Пятно не должно сильно растекаться и иметь ровные края. Если на нем заметны примеси или металлическая стружка, а цвет в центре имеет черный или коричневый оттенок, то можно считать это масло непригодным к использованию и его необходимо заменить.

Определения нормы расхода топлива осуществляется с учетом типа двигателя. Их принято разделять по таким видам:

  • Бензиновый двигатель. Уровень расхода масла в таком двигателе при нормальных условиях будет равен от 5 до 25 грамм на 1000 км.
  • Турбированный двигатель. Если используется новый агрегат, то потреблять он будет примерно 80 грамм на 100 литров топлива. Если же двигатель изношен, то нормы расхода масла могут составить до двух литров на 10 000 км.
  • Дизельный двигатель. Нормой расхода моторной жидкости принято считать примерно 300–550 грамм на 10 000 км пробега.

Если автомобиль потребляет масло больше указанной нормы, необходимо немедленно обратится в сервисный центр автосалона и устранить неполадки.

Причины и последствия повышенного расхода моторного масла

Основные причины расхода масла и возможные последствия:

Залито неподходящее масло.

Это довольно распространенная проблема. Зачастую не все производители моторной жидкости указывают точную вязкость масла, из-за этого автовладельцы допускают ошибку и заливают жидкость, не подходящую для машины. В таком случае, исправить ситуацию поможет промывка двигателя и замена масла на то, которое подходит по параметрам.

Износ малосъемных колпачков

Изнашивание сальниковых клапанов происходит в результате перепада температур или использования неподходящей смазки, что в результате приводит к большому расходу масла до 1 литра на 1000 км. Исправить ситуацию поможет замена этих деталей.

Закоксовывание или износ малосъемных колец

Закоксовывание колец происходит в случае использования некачественного моторного масла, благодаря которому теряется их упругость и ухудшается работа двигателя. Изнашивание колец приводит к увеличению зазора между стенками поршней и, в результате, происходит процесс сгорания масляной жидкости.

Протечки

Распространенная проблема, которую можно легко обнаружить при диагностике. Утечка может быть через сальники коленвала, прокладку цилиндра, клапанной крышки или через масляный фильтр.

Неисправность турбины

Следует отметить, что даже исправная турбина выделяет некоторое количество масла, а при поломке расход жидкости значительно увеличивается. Для проверки, необходимо снять патрубок, который ведет к турбине, и посмотреть наличие в нем масла. Если жидкость была обнаружена, то для устранения неполадки следует заменить компрессор.

Дефект поверхности цилиндров

При такой проблеме стоит сменить масло на то, в котором более высокий уровень вязкости. В запущенном случае придется полностью заменить двигатель.

Течь через сальники, прокладки и крышку ГБЦ

Утечку масла через сальники коленчатого или распределительного вала диагностировать визуально практически невозможно. Удастся сделать это в том случае, если машина оставляет за собой маслянистые пятна и подтеки внизу двигателя. Заметив такую проблему, необходимо в скором времени её устранить, а именно, заменить сами сальники.

Одной из причин протечки масла может быть повреждение целостности прокладки клапанной крышки. Данную проблему можно будет легко заметить, взглянув на внешние боковые стенки мотора, на которых хорошо видны потеки масла. Так что определить увеличенный расход моторной жидкости, можно при внимательном осмотре двигателя. Зачастую, через эту прокладку масло вытекает в небольших количествах и, тем не менее, следует обязательно восстановить герметичность системы.

Та же ситуация касается и крышки ГБЦ (головка блоков цилиндра). В течение продолжительного времени она может постепенно разрушаться и в результате утратить герметичные свойства. Повреждения крышки могут быть в разных местах, благодаря чему масло будет вытекать наружу.

Масло может протечь и в систему охлаждения, если пробита та часть прокладки, которая тесно с ней связана. В таком случае, можно будет заметить образование пены на внутренней поверхности крышки и помутнение охлаждающей жидкости. Эта проблема требует немедленных действий по её устранению, так как она может полностью вывести мотор из строя.

Активная езда и качество масла

Все владельцы автомобилей, которые любят испытывать его в агрессивном режиме, могут столкнуться с проблемой повышенного расхода масла. Работа мотора на высоких скоростях нуждается в большем потреблении масляной жидкости. В результате такой езды, водителю придется менять масло в 3–4 раза быстрее, чем при эксплуатации машины в нормальном режиме.

Важно помнить, что качество используемой смеси зависит от предпочитаемого типа вождения.

Если пробег автомобиля небольшой, то следует применять масло класса 5W30 или 0W20. Такой выбор обусловлен тем, что новые двигатели не имеют износа и по этому, подшипники работают на жидкости с низким уровнем вязкости.

В случае если пробег автомобиля превышает 50 000 км, то необходимо применять масло класса 5W40. Это зависит от степени изнашивания мотора, при большем износе, возрастает процент вязкости при выборе масла.

Методы устранения повышенного расхода масла в двигателе

Одним из методов устранения расхода масла является его замена на то, которое содержит в себе специальные присадки. Также, стоит выбрать масло с более высоким уровнем вязкости, учитывая тип мотора. При замене масляной жидкости, рекомендуется промыть двигатель.

Эффективно устранить повышенный расход масла можно с помощью замены поврежденных прокладок и сальников. В таком случае не придется осуществлять капитальный ремонт двигателя и устанавливать новую головку цилиндра.

Если же наблюдается черный дым из выхлопной трубы, то это свидетельствует о неисправности топливной системы. При проявлении такого признака следует немедленно обратиться в ремонт. В крайнем случае, придется делать капитальный ремонт.

Детальнее ознакомиться с причинами повышенного расхода масла и способами их устранения можно в данном видео:

Как можно заметить, причин повышенного расхода масла может быть много. Во избежание такой ситуации, необходимо использовать только качественный продукт и не забывать о своевременной его замене.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

Мой мир

pricurivatel.ru

Причины большого расхода масла в двигателе, которые нужно срочно устранить

Потекший сальник может вывести из строя ремень ГРМ и подлежит замене. Течь может задний сальник коленвала или распредвалов, а также сочиться из-под клапанной крышки или прокладки поддона двигателя. Следует помнить, что в месте течи гарантированно будет скапливаться пыль и грязь, делая ее источник заметным, либо после стоянки вы увидите масляные капли или даже лужу на асфальте после стоянки.


Система вентиляции картерных газов

Одна из частых причин не только «ужора» масла, но и всяких неприятных проблем, – загрязненная система вентиляции картерных газов. В поддоне двигателя находится гремучая смесь – пары несгоревшего топлива, газы, частицы воды и масляный туман. Все это самым негативным образом влияет на кондицию смазочных материалов. Система вентиляции картерных газов, удаляющая избыток всякой дряни, не только продлевает срок службы масла, но также уменьшает давление в картере, которое может выдавливать масло, и снижает токсичность выхлопа.

Если она перестает выполнять свои функции, то возрастающее давление в картере может выдавить масляный щуп с вполне предсказуемыми последствиями. Сюрпризы преподносит подклинивающий или забитый клапан, который регулирует давление подающихся во впуск газов и провоцирует масляный аппетит.


Расход масла турбонагнатетелем

Система наддува – вещь! Современные установки, как это нынче водится, делают характер агрегата эластичным – «полка» крутящего момента достигается в достаточно широком диапазоне оборотов, что удобно для езды. Но вместе с тем сложная конструкция работает в сверхэкстремальных температурных режимах, предъявляет свои требования к маслу, и сама по себе может потреблять его в силу конструктивных особенностей и при неисправностях. Подшипники смазываются маслом двигателя, а, значит, весьма болезненно относятся к падению его уровня. При снижении объема смазочного материала подшипники турбонагнетателя начинают работать «на сухую» и наддув рискует выйти из строя.

autorambler.ru

Почему двигатель ест масло — основные причины проблемы, методы борьбы с ними

Для замедления износа деталей и узлов двигателя автомобиля в конструкции предусмотрено применение замкнутого герметичного масляного контура. Перемещаясь, смазочное вещество способствует понижению температуры всех движущихся элементов мотора, подвергающимся трению.

Повышенное расходование масла в движке машины является наиболее часто встречающейся проблемой для многих автомобилистов. Среди автолюбителей существует известный термин — двигатель ест масло. Наиболее часто встречаются симптомы, выраженные в появлении обширных характерных пятен под машиной, большого количества дымовых выхлопов, выходящих из трубы, вспенивании охлаждающей жидкости.

Расход масла при исправной работе двигателя

Номинальное количество расходования масла исправным автомобилем равно от 20 до 40 граммов на одну тысячу км пробега. Расход масла возрастает и может достичь 200 грамм в расчете на тысячу км при работе машины в тяжелых условиях. Но если расход увеличился до стаканов и даже литров, следует понимать, что возникли неполадки в двигателе. В этих случаях возникает необходимость масло лить в поддон движка все чаще и чаще. В основном смазка испаряется от воздействия высоких температур.

Факторы, влияющие на повышенный расход масла

При выявлении причин утечки масла рассматриваются следующие факторы:

  1. Повышение температуры внутри двигателя.
  2. Вязкость смазочного вещества не соответствует данной модели автомобиля, большое значение имеет, какое масло используется.
  3. Маслосъемные колпачки имеют повышенный износ.
  4. Неисправные клапаны и забитые каналы в системе принудительной вентиляции картера (PVC).
  5. Ослабление затяжек крепежных болтов.
  6. Выход из строя уплотнительных деталей.
  7. Нарушение герметичности в прокладке головки блока цилиндров (ГБЦ).

При перегревании мотора повреждаются маслосъемные колпачки, появляются задиры на цилиндрах. При доведении температуры до закипания мотора возникают необратимые изменения в движке, требующие дорогостоящего ремонта.

Неправильно подобранная вязкость вызывает механические повреждения узлов и деталей мотора, что приводит к проникновению смазки в камеру сгорания.

Неисправные клапаны PVC могут вызвать повышение давления, продавливание сальников и уплотнителей. Течь продолжается несмотря на замену смазочного материала.

Крепежные болты накладных деталей нуждаются в периодических подтягиваниях для предотвращения начинающихся утечек.

Первичная диагностика повышенного расхода масла

Тревожные признаки могут появиться не одновременно с возросшим потреблением масла. Существуют различные стадии нарушения расхода:

  1. Умеренное расходование смазочного материала — в этом случае не совсем понятно, ест ли двигатель масло сверх установленных норм.
  2. Двигатель усиленно жрет смазочный материал.
  3. Периодический увеличенный расход — наскоками, могут начинаться утечки после длительного пробега автомобиля.

Определение причин усиленного пожирания смазки

Для того чтобы понять, почему двигатель ест масло, необходимо изучить характер и частоту повторений случаев, вызывающих тревогу и учесть появившиеся дополнительные факторы. Данный дефект может быть вызван следующими причинами:

  1. Сгорание смазки в совокупности с топливом, вызванное изношенностью колец поршней.
  2. Утечка через затвердевшие прокладки и трещины в них.
  3. Проникновение смазочного материала в систему охлаждения через прокладки ГБЦ, утратившие свои свойства.

Диагностика утечек масла

Бывают случаи, когда трудно установить, почему двигатель жрет масло в больших количествах. Выхлопная труба не дымит, нет следов масла в выхлопе, не видно ни одного признака сгорания смазочного вещества в работающем двигателе, а расход его явно увеличен.

Как определить дефект? Если двигатель жрет масло, но при этом не дымит, то причины кроются в следующих узлах и системах:

  • наличие утечек в смазочной системе или просто ослаблена закрутка масляного фильтра — под машиной образуются характерные жирные пятна;
  • требуется замена изношенного клапана PVC, нарушающего работу системы вентиляции;
  • механические повреждения корпуса мотора, в этом случае нужно проверить общую компрессию;
  • изношенность уплотнителей клапанов — их диагностика и замена должны производиться опытными профессионалами;
  • повреждение прокладок и уплотнительных элементов двигателя;

Повышенное вспенивание охлаждающей жидкости и окрашивание ее в темно-коричневые тона говорят о следующих неполадках:

  • одна из прокладок цилиндров пришла в негодность, требуется ее замена;
  • возникновение трещин в головке блока цилиндров — нужно ее снять, восстановить или заменить на целую;
  • попадание смазки в систему охлаждения, при этом необходим ремонт или замена масляного радиатора.

Если движок начал усиленно кушать масло, из выхлопной трубы повалил синий дым, сильно упала мощность автомобиля, причины состоят в следующих неполадках:

  • система принудительной вентиляции картера PVC засорена, что привело к всасыванию смазочного материала в двигатель, в этом случае необходима замена PVC клапана;
  • механические повреждения двигателя, допускающие проникновение материала в камеру сгорания;
  • попадание остатков разрушенного каталитического нейтрализатора в камеру сгорания, приводящее к механическим разрушениям поршневых групп, а также цилиндров;
  • изношенность колец и рифленых стенок цилиндра, что приводит к дорогостоящему капитальному ремонту.

Мероприятия по устранению повышенного расхода смазочной жидкости

Что делать, когда установлены причины того, что двигатель стал усиленно жрать масло и смазку?

Устранение утечек машинного масла чаще всего сопровождается полным снятием и разборкой двигателя. Демонтаж и разборка производят в соответствии с рекомендациями инструкции, составленной на заводе-изготовителе. Только такие операции приведут к тому, что мотор перестанет усиленно есть смазку.

При заметном изменении формы цилиндров их нужно заменить на новые. Замене также подлежат изношенные кольца маслосъемные и компрессионные, разрушенный поршень, подшипники турбокомпрессора.

Если имеет место протечка смазки через прокладку ГБЦ, то надлежит снять ее и заменить на новый образец. Но не следует самостоятельно браться за выполнение этих работ без соответствующей подготовки и опыта, т. к. данные операции требуют высокой квалификации и мастерства.

При использовании смазки, имеющей неподходящую вязкость для авто данной марки, необходимо произвести ее полную замену. Заливать необходимо новое масло, соответствующее модели автомобиля. Для проведения комплекса работ по замене моторной жидкости, необходимо дождаться снижения ее температуры во избежание травм кожи. Масляный фильтр потребуется заменить на новый экземпляр, подходящий по всем параметрам марке машины.

Черный дым, выходящий из выхлопной трубы, говорит о сгорании смазки в цилиндрах движка. Для устранения этого дефекта можно самостоятельно произвести регулировку зажигания в машине, руководствуясь инструкцией.

Чтобы избежать дорогостоящих ремонтов, многие автовладельцы применяют специальные присадки в масло двигателя. Судя по отзывам потребителей, они способствуют улучшению свойств смазочных жидкостей, уменьшают их расход и вытекание, повышают работоспособность моторов. Особенно пользуются популярностью присадки, обладающие противоизносными и антиокислительными свойствами.

Как часто вы проверяете уровень масла в двигателе?

  • Регулярно (72%, 79 Голосов)
  • От случая к случаю (27%, 30 Голосов)
  • Нет (1%, 1 Голосов)

Всего проголосовавших: 110

 Загрузка …

avtodvigateli.com

Повышенный расход масла: причины и как с этим бороться

Повышенный расход масла в двигателе — довольно часто встречающееся явление, которое сопровождается множеством вопросов у автовладельцев. В обязательном порядке необходимо учитывать, что именно есть чрезмерный расход и каковы причины такой неисправности.

Содержание статьи

Что означает повышенный расход масла и куда оно уходит

Первое, что необходимо сделать при обнаружении слишком высокого расхода масла — проверить собственный стиль вождения. Увеличенные нагрузки на двигатель повышают его температуру, что сказывается на вязкости смазочного материала. Если практикуется агрессивный стиль вождения, поездки с большими грузами или на высокой скорости, то температура двигателя повышается, что приводит к снижению вязкости масла. Соответственно, чем меньше вязкость, тем большее количество смазки поступает в мотор. В такой ситуации говорят о нормальном угаре, который не наносит вреда мотору.

Среднефорсированные и нефорсированные силовые агрегаты, мощность которых сопоставляется как 70–75 лошадиных сил на литр, обладают стандартным потреблением моторного масла, соответствующим объёму от нижней до верхней отметки щупа на весь период эксплуатации смазочного материала.

Для высокофорсированных моторов потребление масла на угар значительно выше. К примеру, для двигателей V6 и V8 он равняется одному литру смазки на тысячу километров.

Владельцев машин с форсированным движком вряд ли заботит расход масла и бензина

Повышенный расход масла практически во всех случаях является сигналом об имеющихся неисправностях. Данный параметр особенно тщательно стоит проверять при покупке б/у автомобиля: если на двигателе нет масляных потёков и при этом он не мылся, то машина очень хорошая.

Нормальный расход на бензиновом и дизельном моторе

Для современных моделей автомоторов нормальное, или штатное, потребление масла находится в пределах 0,1–0,3% от затрат топлива. В случае с дизельными моторами данный параметр выше — около 0,8–3%. К тому же установленный производителем расход смазочного материала на угар для аналогичных типов двигателей, используемых с разными целями, может разительно отличаться. К примеру, для дизельного мотора обычного назначения он равняется 1,8%, в то время как для судового использования — 2,5%.

Свойственные новому силовому агрегату паспортные показания сохраняются незначительное время. После установленного эксплуатационного срока аппетиты двигателя резко увеличиваются. Одним из диагностических критериев, который учитывают автомеханики при отправке автомотора на капремонт, является именно затрата смазки на угар.

Нештатный расход: по каким причинам мотор жрёт масло

Наиболее частая причина проблемы — протекающие сальники и уплотнительные прокладки

Что вызывает снижение уровня масляной жидкости: основные варианты

  • Первая и главная причина большого потребления масла — его выгорание с поверхности цилиндров. Исключить её никак нельзя.
  • Вторая причина также неизбежна и представляет собой масло, выносимое на впуск двигателя через вентиляционную систему картера. Собственно, чем выше износ мотора, тем сильнее будет давление картерных газов. Скорость их движения в системе вырастает, и они начинают тянуть за собой больше смазки.
  • Третья причина свойственна турбированным двигателям. На смазку турбокомпрессора уходит очень много масла. И это не говоря об элементарных протечках через разные уплотнители — сальники и маслоотражательные колпачки. Также смазка может проступать через неплотно прилегающие детали, к примеру, сквозь прокладку блока цилиндров.
  • Протечка смазочного материала сквозь уплотнители — это фактически экстренная ситуация, с которой справиться ещё можно, в отличие от всех остальных.

Причин возрастания затрат масла может быть несколько, и далеко не все из них очевидны.

Протечка через сальники коленвала

Первая и самая явная частная причина возрастания расхода мала — утечки через сальники коленчатого вала. Плохим признаком, свидетельствующим об износе кромок сальников, являются масляные лужи под двигателем. Причин этого может быть несколько: сальники могли просто износиться, что неудивительно — всё же, их делают из резины. Это может стать последствием того, что в двигатель заливают моторное масло низкого качества — к примеру, синтетики на старых двигателях, иногда вместо положенного минерального. Однако современные резиновые изделия подвергаются тестированию на совместимость с разными типами смазочных материалов, поэтому столь быстрого износа у них быть не должно.

Износ сальника коленвала может стать причиной высокого расхода масла

Нередко причиной протечек сальников становятся добавки моторного масла и низкое качество самих резиновых элементов. Устраняются такие протечки очень просто — заменой сальников.

Протекают прокладки блока цилиндров

Вторая причина, когда движок расходует много смазки. Это аварийный случай, который является последствием некорректной затяжки болтов при разборке и переборе силового агрегата либо его перегрева. Самым ярким и явным признаком такого дефекта являются следы на поверхности блока двигателя. Появляются они по причине того, что нижнее посадочное основание головки «уходит», а прокладка не может в достаточной мере уплотнить открывшиеся каналы. Такая проблема характерна в основном для алюминиевых деталей.

Визуальный анализ поможет быстро выявить проблему

В такой ситуации наиболее страшными являются протечки не масла, а тосола. Это может привести к заклиниванию двигателя либо гидравлическому удару, который, в свою очередь, станет причиной полного и окончательного выхода силового агрегата из строя без возможности его восстановления. Поэтому стоит внимательно осматривать блок двигателя на наличие потёков — они помогут избежать печальных последствий. Избавиться от таких протечек поможет перетяжка силовых болтов либо ремонт ГБЦ с выводом нижнего основания в нужную плоскость с последующей заменой прокладки.

Протечки масляного фильтра

Если фильтр не повреждён, его можно попытаться закрепить

Часто встречаемая причина. Каучуковое уплотняющее кольцо во время смены фильтра желательно смазывать — делается это для того, чтобы оно герметично уплотняло сам фильтр и при закручивании не заминалось. На рынках и в автомагазинах нередко продаются фильтры, в которых кольца не фиксируются в обоймах. Собственно, такие фильтры и начинают протекать во время эксплуатации. Кроме того, заворачивается фильтр с определённым усилием. Если такая протечка обнаружена, то менять фильтр необязательно — достаточно дотянуть его. Такой метод помогает в большинстве случаев. Если же фильтр протекает по швам, заделать такие ходы не выйдет и спасти мотор может только замена брака.

Изношенность маслоотражательных колпачков

Материал, из которого делают колпачки,не любит резких перепадов температур

Одна из часто встречаемых причин увеличенного расхода смазочных материалов. Сальники, или колпачки клапанов, в отличие от аналогичных деталей коленвала, располагаются в наиболее неподходящей для функционирования зоне — верхней части ГБЦ. Технический каучук — материал, который не переносит перепадов температур, а в том месте, где эксплуатируются колпачки, температура практически равна критической. По этой причине пропадает эластичность и теряются уплотняющие характеристики. Через направляющие втулки клапанов масло попадает в цилиндры, формируя на внутренней поверхности клапанов «шубу». В таком случае остаётся только сменить колпачки.

Изнашивание поршневых колец

Износу подвергаются те детали, которые находятся по наибольшим давлением, нагрузками и мало смазываются. Ниже компрессионных колец располагаются маслосъёмные, и они-то как раз и идеально соответствуют описанию. Сами кольца движутся одновременно с поршнем, а их конструкция и местоположение подразумевает повышенное давление. Собственно, основной их функцией является снятие излишков масла и его попадание к компрессионным кольцам в небольших количествах, из-за чего они сами плохо смазываются.

Износ поршневых колец, приводящий к утечке масла, говорит о приближении капремонта

Маслоограничивающая способность таких колец зависит от рабочей высоты специальных скребков. В процессе эксплуатации данный параметр может меняться, однако существуют такие типы колец, в которых кромка сконструирована таким образом, что за время эксплуатации практически не изнашивается. Резкий скачок потребления смазки будет только в том случае, когда все скребки будут полностью стёрты.

Перегрев поршневых колец

Причина, чаще всего затрагивающая маслосъёмные кольца. Подобные детали имеют собственную упругость, необходимую для обеспечения требуемого давления. Обеспечивается оно за счёт термофиксации кольца и усилия ленточного или витого пружинного расширителя, которые также термофиксированы. Как все аналогичные элементы, они работают в определённом температурном режиме, соответственно, перегрев для них — явление критическое. Стандартно такие кольца могут функционировать при температуре до 180–200°С, после чего начинают быстро «гореть». Некоторые производители предлагают кольца, способные работать и при более высоком температурном режиме, но их стоимость значительно выше.

Как итог — один перегрев мотора, и эластичность поршневых колец практически сводится к нулю, что приведёт к резкому увеличению аппетитов силового агрегата.

Порой изнашиваются не только кольца, но и прочие элементы поршневой группы

Снижение упругости также вредно и для компрессионных колец. Оно может привести к флаттеру кольца — практически неизученному явлению, которое может являться ещё одной причиной возрастания расхода смазки. Флаттер бывает двух видов: радиальный и осевой. Кольцо на определённых режимах работы может начать неконтролируемо вибрировать при потере упругости, поэтому резко падает уплотняющяя способность всего лабиринта. Одновременно с этим камера наполняется слишком большим объёмом масла.

Для осевого флаттера характерно зависание кольца в канавке. При этом оно выполняет функции насоса, закачивая смазку в камеру сгорания — выявляется так называемый насосный эффект. Он характерен для любого силового агрегата в стандартном режиме работы, однако в случае флаттера его эффективность возрастает в разы. Симптомом такого явления является сизый дым из выхлопной трубы.

Коксование поршневых колец

Для устранения проблемы проводят раскоксовку

Стандартная работа колец гарантируется только при их подвижности. Закоксованные или залёгшие кольца не способны справляться со своими обязанностями и не способны ничего уплотнять. В такой ситуации скачок потребления масла характеризуется понижением компрессии, при этом она характерна только для одного, максимум двух цилиндров. Причиной коксования может стать масло низкого качества, не отличающееся особыми моющими свойствами. Кольца при этом могут быть в хорошем состоянии без следов износа или нагара. Поэтому сперва желательно провести раскоксовку колец, и только после этого приступать к разбору двигателя.

Деформация перемычек поршня

Для избавления от проблемы необходима дефектовка

Ещё одной причиной возрастания потребления масла может быть разрушение поршневых межклапанных перегородок. Часто встречаемый эффект поршня термоусталостного характера, который приводит к дисфункции поршневых колец и увеличению потребления смазочного материала. Его причинами может быть не только снижение герметичности камеры сгорания, но и повышение объёма масла, которое выделяется в цилиндры. После этого возрастает давление картерных газов и их большее количество вперемешку с маслом выходит посредством вентиляционной системы.

Изнашивание цилиндров

Угар масла повышается соответственно его количеству, поступающему через систему уплотнителей в цилиндр. Роль уплотнителей играют два элемента — сами цилиндры и кольца. Изнашивание рабочих поверхностей цилиндров, как и состояние колец, влияет на потребление смазки.

Износ цилиндров двигателя может быть стандартным либо неравномерным

Различают два основных аспекта износа цилиндров. Первый — стандартный, подразумевает под собой увеличение диаметра. На его основании блок цилиндров отправляют на расточку. Второй — необычный, характеризуется появлением на поверхности цилиндров повреждений. Каждый из дефектов — сколы, царапины — выполняют роль небольших накопителей масла. Собственно, это и становится причиной повышения потребления.

Коробление цилиндров

Двигатели, оснащённые системой воздушного охлаждения, чаще требуют пополнения запасов смазочных материалов в поддоне. Причиной этого является коробление цилиндров.

Цилиндры в моторах с воздушной вентиляцией более нагружены — проще говоря, сами принимают все монтажные усилия, которые и становятся причиной своеобразных деформаций. Может начать проявляться овализация цилиндров. Соответственно, с уплотнением не справляются поршневые кольца, формируются зазоры в форме серпов, которые они закрыть не могут. Приспосабливаемость кольца — его способность отслеживания сложных деформаций. Чем мягче кольцо, тем выше уровень его приспосабливаемости, соответственно, его можно применять и в цилиндрах с нарушенной формой. Однако тут есть одно но: наибольший критерий приспосабливаемости свойственен кольцам с пружинными расширителями, однако их нельзя использовать на моторах с воздушной вентиляцией.

Пример коробления плоскостей блока цилиндров

Если выполняется локальный ремонт двигателя, то лучше сразу устанавливать мягкие кольца с высоким уровнем приспосабливаемости. Такие детали могут отследить изношенный профиль и предохранить от перерасхода топлива.

Увеличение вязкости моторного масла

Чем больше уровень вязкости смазочного материала, тем лучше будут смазываться кольца поршня и, соответственно, будет больше толщина масляной плёнки, формируемой на цилиндре. Собственно, ресурс цилиндров и силового агрегата в целом тем больше, чем толще такая плёнка. Однако здесь есть и другая сторона медали: слишком толстая плёнка будет выделять много масла, соответственно, и его потребление повысится.

Классы вязкости моторных масел по SAE

В таких случаях приходится выбирать одно из двух: либо рабочий ресурс, либо потребление смазки. Такой компромисс чаще всего встречается у изношенных двигателей, в которых поддержание необходимого уровня давления осуществляется за счёт смазки густым маслом, которому сложнее вытечь.

Низкое качество смазывающей жидкости

Часто встречаемый фактор — некачественные смазочные материалы. Большинство сегодняшних синтетических масел гарантирует минимальные потери на испаряемость в камере сгорания. Таких показателей добиваются за счёт использования специальных присадок и базы. Принцип создания такого масла прост: из его состава убирают летучие соединения, что повышает его температурную стабильность. Однако если жидкость низкого качества или это подделка, она, соответственно, не имеет в своём составе подобных присадок и не может обеспечить необходимые параметры.

Подделки могут быть и в самых авторитетных магазинах

Смазка турбокомпрессора

Неотвратимые затраты масла на смазку турбокомпрессора — ещё один фактор возрастания потребления смазочных материалов. Избавиться от неё невозможно: сам турбокомпрессор — вещь дорогая, его ремонт ещё дороже, поэтому лучше потратиться на масло высокого качества.

Позднее сгорание масла в цилиндрах мотора

Об этой причине упоминают крайне редко, однако она имеет место. Для сгорания масла с поверхности цилиндров оно должно перегреться и начать испаряться. Соответственно, чем больше будет температура в цилиндрах мотора, тем интенсивнее будет идти газовый поток, быстрее — прогрев и испарение плёнки смазочного материала. Температуру мотора увеличивает именно позднее сгорание, а возрастание затрат масла становится его последствием. Силовой агрегат наиболее расположен к перегреву и появлению такого «конденсата» при позднем зажигании.

Неподходящие режимы эксплуатации силового агрегата

У некоторых моделей жор масла может считаться «родовой болячкой»

Самая простая и ясная причина. Длительная эксплуатация двигателя на высоких оборотах и при повышенной нагрузке увеличивает расход масла. Опытные водители, катающиеся на высоких скоростях, всегда предпочитают возить с собой дополнительную канистру смазки.

Объясняется увеличение потребления смазочного материала просто: кольца поршня на высоких скоростях перегоняют в камеру сгорания больше масла, высокие нагрузки повышают температуру, при которой угар начинает расти.

Как справиться с повышенным расходом

  • Если причиной повышенного потребления масла являются сальники, прокладки или резиновые уплотнители, то не стоит сразу же прибегать к разбору двигателя. Повысить эластичность и уплотняющую способность резиновых изделий можно посредством использования специальных добавок. Подобные средства в большинстве случаев помогают, а сальники сменить можно в любой момент.
  • Справиться с угаром смазки можно аналогичным образом — использовать специальный состав, очищающий и защищающий двигатель. Действенный способ, понижающий расход — средства с микрокерамическими присадками. Однако помочь они не могут в случае сильного износа поршневой группы. Единственный вариант в таком случае — обращение в СТО, где механик снимет головку блока цилиндров и вынесет решение, сколько ещё проходит такой движок. В большинстве случаев им становится капитальный ремонт.
  • Постоянный повышенный расход масла требует его регулярного добавления. Конечно, это не позволяет справиться с причинами повышения потребления и всего лишь оттягивает неизбежное. Без устранения самой причины расход будет постоянно увеличиваться, и кидать деньги на ветер постоянно как минимум неразумно.

Какое масло брать при большом расходе

Ориентируйтесь на показатели вязкости, а уже потом на остальные параметры

Наименьший уровень угара характерен для масел с высокой температурой вспышки. При выборе смазочных материалов с целью снижения расхода нужно ориентироваться именно на этот параметр, причём чем выше будет температура, тем лучше. Цифра, превышающая 230оС, гарантирует фактически минимальное потребление.

Для масел с разными уровнями вязкости различается и температура вспышки. В первую очередь смазочный материал подбирается по вязкости, и только потом — по наибольшей температуре вспышки.

Подробнее различия масел по химическому составу описаны в этой статье.

Как найти утечку

Главным симптомом утечки смазочного материала являются масляные пятна, оставляемые на дороге. Довольно часто определить течь можно так: выхлопная дымит сизым и выхлоп пахнет прогорклым.

  1. Самый простой способ определить утечку — замерить уровень масла. Для этого используется специальный щуп, который опускается в отверстие и вынимается. Уровень масла определяется по меткам на нём. Если показатель слишком низок, смазка доливается. Замеры осуществляются каждые полчаса. Быстрый расход масла сигнализирует о дефектах масляного поддона.

    Замер уровня масла при помощи щупа должен производится с дублированием операций
  2. Использование флуоресцентного способа. Ультрафиолет вкупе с флуоресцентным красителем помогает отыскать течи. Пигмент можно смешать с маслом и запустить автомобиль в холостом режиме на 5–10 минут. Затем мотор глушится и освещается ультрафиолетовой лампой. Собственно, светящиеся пятна и скажут об утечке. Подходит как для двигателя на бензине, так и на дизтопливе.

    Обнаружение утечки масла при помощи ультрафиолета
  3. Вокруг двигателя можно нанести тонкий слой талька. Силовой агрегат машины запускается и оставляется работать на протяжении 15 минут. Течь масла обязательно проявится на порошке, что позволит быстро определить её местоположение;

    Найти течи масла можно при помощи талька
  4. Тест маслопровода. Работающий двигатель повысит давление масла, и оно будет бить струёй из трубопровода;

    При повышенном давлении масло будет бить из трубы маслопровода
  5. Очистка двигателя паром. Отыскать течь на идеально чистом моторе значительно легче.

    На чистом двигателе лучше видны следы утечки масла

Сгорание масла внутри двигателя: как устранить?

И на бензиновых, и на дизельных силовых агрегатах появление сизого дома, выходящего через выхлопную трубу, является признаком попадания в двигатель и сгорания моторного масла. Причинами этого могут быть:

  • Закоксованность или дефекты маслосъёмных колец;
  • Неисправность маслосъёмных колпачков;
  • Низкое качество масла или топлива;
  • Поломка свечей зажигания;
  • Негерметичность клапанов.

Прежде чем устранять причину появления сизого дыма, желательно убедиться, что это не обычный пар. Для этого к выхлопной трубе при запущенном двигателе подносится чистый белый лист бумаги. Если на нём останутся жирные пятна, то в цилиндры точно попадает масло. Если их нет, то это просто вода.

Признаком сгорания масла в двигателе является сизый дым из выхлопной трубы

Устранить появление сизого дыма в выхлопной трубе можно несколькими способами:

  • Провести раскоксовку поршневых колец;
  • Сменить маслосъёмные колпачки;
  • Заменить либо отремонтировать поршневую группу двигателя.

С повышенным расходом масла сталкиваются практически все автовладельцы. Причин его может быть множество — начиная от неисправностей поршневой системы и заканчивая использованием низкокачественного масла. Устранить повышенное потребление смазочного материала достаточно просто, главное — сделать это вовремя, дабы не довести ситуацию до капитального ремонта двигателя.

Добрый день. Меня зовут Михаил.

auto-gl.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *