Как работает ESP — ДРАЙВ
Мистер Икс, . Фото фирм-производителей, DRIVE.RU | |
Занос на дороге общего пользования — вещь опасная и, как правило, неожиданная. ESP создана, чтобы не допускать его. |
ESP (Electronic Stability Program) — самая распространённая из множества существующих на сегодняшний день аббревиатур, обозначающих одно и то же: систему динамической стабилизации автомобиля. В зависимости от производителя буквы в названии этой системы могут быть разными — ESC, VDC, VSC, DSC, DSTC, но суть везде едина: в опасных ситуациях эта электроника помогает вам справиться с автомобилем.
Задача ESP заключается в том, чтобы контролировать поперечную динамику автомобиля и помогать водителю в критических ситуациях — предотвращать срыв автомобиля в занос и боковое скольжение. То есть сохранять курсовую устойчивость, траекторию движения и стабилизировать положение автомобиля в процессе выполнения манёвров, особенно на высокой скорости или на плохом покрытии. Иногда эту систему называют «противозаносной» или «системой поддержания курсовой устойчивости».
Прообраз ESP под названием «Управляющее устройство» был запатентован ещё в 1959 году компанией Daimler-Benz, но реально воплотить её удалось лишь в 1994 году. С 1995 года система стала серийно устанавливаться на купе Mercedes-Benz CL 600, а чуть позже ею комплектовались все автомобили S-класса и SL.
Сегодня система динамической стабилизации доступна, хотя бы в качестве опции, почти на любом автомобиле. Прямой зависимости от класса машины уже не существует: систему ESP можно обнаружить даже в относительно недорогом новом Volkswagen Polo. Так как же она работает?
Так выглядит блок управления ESP на автомобилях Mercedes-Benz.
Современная ESP взаимосвязана с ABS, антипробуксовочной системой и блоком управления двигателем, она активно использует их компоненты. По сути, это единая система, работающая комплексно и обеспечивающая целый набор вспомогательных контраварийных мероприятий. Стр
Что такое ESP и в каких ситуациях нужно его включать
Electronic Stability Program – динамическая система стабилизации или курсовой устойчивости в автомобиле. Благодаря этому девайсу водитель может с легкостью справиться с непредсказуемыми ситуациями на дороге. Но иногда умные системы, встроенные в машину, могут и помешать водителю.
Специалисты считают, что ESP – это один из самых важных атрибутов, после штатных ремней, обеспечивающий безопасное вождение. Отличие в том, что ремни относятся к пассивным элементам, а система стабилизации является активной защитой.
Как работает ESP
Прибор синхронизируется с колесами и рулем, поэтому если информация с акселерометра и датчиков скорости вращения колес, давления в тормозной системе и прочих начинает разниться, девайс автоматически фиксирует опасность заноса, и включается торможение необходимым колесом или сразу несколькими.
Как это работает на практике:
- Если водитель ехал слишком быстро и резко вошел в поворот, автомобиль начинает заносить. Тогда блок стабилизации начинает торможение задним колесом, которое направлено по внутреннему радиусу поворота. Благодаря этому действию движение выравнивается.
- Если человек увидел кочку или яму на своем пути и решил резко ее объехать, машина опять же попадает в занос, но на этот раз со стороны задней части авто. ESP начинает тормозить переднее колесо по радиусу поворота и возвращает транспортное средство на первоначальную траекторию пути.
Читайте также
Штраф за проезд на красный свет в 2019 году — сумма и скидки
Пересечение дороги на запрещенный сигнал светофора – одно из самых распространенных правонарушений, случающееся…
Этот блок держит под контролем динамику автомобиля и в случае, если водитель не может справиться с управлением, предотвращает как боковое скольжение, так и срыв в занос. Иными словами, устройство сохраняет устойчивость и стабилизирует траекторию движения.
Особенно такое оснащение помогает во время езды на высокой скорости, а также по мокрой или плохой дороге. Поэтому у девайса есть еще одно название – противозаносная система.
Нужно ли отключать ESP?
Многие водители убеждены, что такая система только мешает справляться с аварийными ситуациями, так как в некоторых случаях, чтобы выйти из заноса, нужно ускориться, а система не дает возможности нажать на газ, блокируя подачу топлива. Это действительно так, но справиться с экстренной ситуацией на дороге может только очень опытный водитель.
Множество людей никогда не были в ситуациях, когда нужно вывести машину из заноса, поэтому если это случится, водителя может охватить паника.
Читайте также
Что делать, если на вас летит «встречка» — как избежать аварии
На дорогах, предназначенных для скоростного движения, часто происходят ДТП. Виновниками аварий в большинстве случаев…
Производители предусмотрели варианты и для опытных драйверов, которые любят экстремальную езду, но все же не забывают про свою безопасность. Для этого существует несколько режимов работы стабилизатора движения, который начинает выводить авто из заноса только в очень критической ситуации.
Специалисты провели опрос и выяснили, что:
- 70% водителей никогда не пользовались отключением блока, некоторые из них никогда не застревали в грязи, а некоторые просто не знали, что благодаря отключению девайса могли легко выпутаться из этой ситуации;
- 14% людей признались, что всегда ездят с отключенной системой, одни по причине того, что она просто не работает, остальные уверены в собственных силах;
- и только 16% из опрошенных знают пользу системы и умеют ею пользоваться.
Читайте также
Почему никогда нельзя заправлять полный бак
Внедрение опции ESP – это достаточно дорогое удовольствие, но когда речь идет о собственной безопасности, то лучше не рисковать. Данный блок необходим для безопасного вождения, так как он помогает исправлять многие ошибки водителя.
Поэтому очень важно, чтобы машина была оснащена системой стабилизации, но, как и любая техника, она может давать сбой, поэтому всегда нужно быть начеку и быть предельно внимательным во время вождения.
lada-xray2.ru
ESP: что это такое в машине
Перед современными конструкторами автомобилей вопрос безопасности стоит как нельзя остро. Быстрые автомобили, безумный темп жизни, низкая культура вождения и коварные погодные условия провоцируют возникновение множества трудных и опасных ситуаций на дорогах. Сегодняшняя статья посвящена теме ESP: что это такое в машине?
ESP – это пневмоэлектронная система безопасности, относимая к категории активных средств противодействия заносу автомобиля. В России больше прижилось название «система электронного контроля устойчивости». Первые опытные образцы системы появились ещё в 1960-х годах, когда немецкий концерн «Daimler-Benz» запатентовал своё новое изобретение с лаконичным названием «Управляющее устройство». Впрочем, первые ходовые испытания серийных образцов прошли лишь в 1994 году и с 1995 года активно устанавливались на премиальные модели Mercedes S-класса.
ESP: что это такое в автомобиле
Зачастую систему ESP называют системой динамической устойчивости автомобиля. Кстати говоря, вариантов аббревиатур и названий множество: ESC, VDC, VSC, DSC, DSTC, в зависимости от производителя машины, но сути это не меняет – всё это одна и та же система.
Схема торможения автомобилей с и без ESP
Главная задача ESP – обеспечение контролируемого и отзывчивого управления автомобилем вне зависимости от степени потери его управляемости. В каком-то смысле эта система является расширенной версией антиблокировочной системы (ABS), за тем исключением, что контролируется не степень блокировки, а момент сила колеса (силы его вращения). В упрощённом виде система состоит из 3 главных модулей:
- Центрального компьютера;
- Измерительных механизмов: акселерометра, датчика положения рулевого колеса;
- Системы передачи информации.
ESP не является самостоятельной системой и может выполнять свои функции только в сочетании с другими компонентами автомобиля:
- Системой распределения тормозных усилий;
- Антиблокировочной системой;
- Системой контроля тяги;
- Антипробуксовочной системой.
ESP сохраняет траекторию движения, курсовую устойчивость и стабилизирует автомобиль во время выполнения маневров
Становится понятным, что ESP только интерпретирует данные, получаемые с измерительных датчиков, затем вмешиваясь в управление путём задействования тормозных механизмов и вышеперечисленных вспомогательных систем безопасности. В расчётах участвуют следующие основные параметры:
- Частота вращения колёс;
- Частота оборотов мотора;
- Давление в тормозных магистралях;
- Частота срабатывания ABS;
- Положение рулевого колеса;
- Положение педали газа;
- Положение дроссельной заслонки;
- Угловая скорость по вертикальной и горизонтальной оси;
- Значения поперечного ускорения (в простонародье G-сенсор).
Принцип работы
Принцип действия системы динамической устойчивости заключается в контролируемом включении тормозных механизмов каждого из колёс автомобиля по отдельности. Логика работы строится на физических явлениях, называемых избыточной и недостаточной поворачиваемостью.
В случае заноса акселерометр моментально считывает факт появления малейшего углового перемещения кузова машины (вращения). Если в этот момент угол поворота руля не соответствует положению, способствующему выходу из заноса, либо выхода из заноса не происходит (скользкая дорога) – фиксируется факт недостаточной поворачиваемости. ESP начинает активно затормаживать одно из передних колёс для того, чтобы помочь автомобилю и водителю вывести его из заноса.
ESP помогает водителю вывести автомобиль из заноса
Напротив, если автомобиль начинает уходить в занос после резкого поворота руля, то фиксируется факт избыточной поворачиваемости автомобиля, и ESP затормаживает колесо, чтобы препятствовать действиям водителя. Именно этот момент чаще всего замечают водители, автомобиль перестаёт слушаться педали акселерометра, находясь на грани срыва в занос.
Это важно! Система курсовой устойчивости не только притормаживает необходимые колёса, но и регулирует тягу мотора, вплоть до полного отключения электронной педали газа.
Архитектура более дорогих автомобилей заранее проектируется под применение ESP. В таких машинах ESP напрямую уменьшает подачу топлива в двигатель, взаимодействует с адаптивным круиз-контролем, а автоматическая трансмиссия способна «сбрасывать» скорости или переключаться в специальные режимы повышенной проходимости.
Почему горит лампа на панели приборов
Как и остальные компоненты безопасности, система ESP имеет лампу на приборной панели любого автомобиля, который ею оборудован. Лампа может подавать различные сигналы в зависимости от модели и производителя автомобиля, но три из них универсальны:
- Лампа ESP моргает во время своей работы – попытки привести автомобиль в устойчивое положение. В зависимости от автомобиля, моргание лампы также наблюдается в процессе работы антипробуксовочной системы.
- Лампа ESP не горит. На неподвижной машине это означает, что все элементы системы работают штатно, а на двигающемся, что в текущий момент времени система не вмешивается в управление
- Лампа ESP постоянно горит. Это тревожный сигнал, сигнализирующий о неисправности одного из компонентов системы. Суммарное количество компонентов, участвующих в работе системы стабилизации, превышает 15 единиц. Самостоятельная диагностика – практически невыполнимая задача. Загорание лампы вызывает даже неравномерный износ колёс, когда блок управления замечает ненормальную разницу в частоте вращения колёс и уходит в аварийный режим. Тот же эффект вызывается установкой нового запасного колеса вкупе с сильным износом оставшегося комплекта покрышек.
Если автомобиль оборудован системой ESP, на приборной панели имеется соответствующая лампа, которая отображает работу или неисправность
Если вы относитесь к числу людей, не любящих сервисы, можно попробовать определить неисправность самому:
- Водитель случайно самостоятельно отключил её. На некоторых автомобилях система не включается самостоятельно при достижении 50 км/ч, а значит, водитель постоянно ездит с горящей лампой.
- Проверить состояние покрышек.
- Проверить напряжение в бортовой сети. Блок управления отключается при низких значениях.
- Проверить состояние гидроблоков ABS: хоть и редко, но они служат причиной поломки.
Это важно! Иногда случаются проблемные ситуации, когда ошибка ESP возникает периодически, а лампа может начинать гореть в самых замысловатых случаях. В таком случае машина эксплуатируется с постоянно подключённым сканером ошибок.
Во всех остальных случаях правильным поступком станет обращение в автосервис и проверка кодов ошибок сертифицированным сканером. Отсутствие ошибок, как правило, всё же сигнализирует о неисправности гидроблока ABS, в остальных случаях комбинация ошибок позволить определить неисправный узел.
Когда нужно отключать ESP
Вокруг отключения системы стабилизации возникают горячие споры. С одной стороны рубежа водители с горячей кровью – любители острых ощущений и запредельных углов заноса. С другой стороны – опытные водители, предъявляющие аргумент, что система стабилизации мешает выйти из очень сильного заноса. Для того чтобы развеять лишние мифы относительно отключения ESP, перечислим её минусы:
- ESP не умеет выводить переднеприводные автомобили из сильного заноса, т. к. для этого нужно не уменьшение, а резкое увеличение крутящего момента на передних колёсах.
- На полноприводных автомобилях в условиях гололёда увеличение крутящего момента также предпочтительнее торможения.
- ESP ведёт себя неадекватно на рыхлом снегу при небольшой скорости движения.
- На сильно сдутых колёсах ESP может сильно мешать водителю.
Иногда систему ESP требуется отключать
Плюс у системы один, и он перекрывает все вышеперечисленные недостатки – скорость реакции ESP в нештатных ситуациях значительно выше, чем у человека. В большинстве случаев за рулём находится водитель, незнакомый с приёмами экстремального вождения, а значит, система курсовой устойчивости станет для него спасительной ниточкой в ситуациях, требующих безотлагательных действий. В качестве бонуса система добавляет значительную часть комфорта от вождения, устраняя крены при поворотах и динамичной езде.
Отключать ESP следует при необходимости проехать небольшое бездорожье, скажем, подъём по сырой траве, почве или снегу, при выезде с заледеневшей городской парковки и в других ситуациях, когда работа системы стабилизации не требуется, а её срабатывание — ложная мера безопасности. Во всех перечисленных условиях система будет «душить» двигатель и мешать преодолению сложившихся дорожных условий.
Это важно! При выезде из глубокой колеи не отключайте ESP, т. к. большинство современных седанов оснащены системой контроля тяги, работающей с ней в паре.
Видео: почему так важна стабилизация
Электронная система стабилизации стала неотъемлемой частью безопасного и комфортного движения в автомобиле. Хоть и относящаяся к вспомогательным, эта система спасает множество жизней, а её минусы незначительны и компенсируются аккуратным вождением. Будьте аккуратны за рулём и получайте от вождения только удовольствие!
carnovato.ru
Что такое ESP и в чем ее уникальность? Просто о сложном!
Как утверждают достоверные источники, разработка системы ESP, а также патент на нее принадлежит компании Daimler. Система была разработана и запатентована в далеком 1959 и активно используется большинством автопроизводителей.
Несмотря на то, что идея создания возникла в конце 50-х, воплотить в жизнь, то есть реализовать данный проект, удалось лишь в 90-х. В 1995 году система ESP была впервые установлена на серийный автомобиль, им стало купе Mercedes-Benz CL 600. После подтверждения своей эффективности, системой успешно оснащалось большинство автомобилей концерна, а начиная с 2015 она устанавливается по умолчанию на все авто, причем не только производства Мерседес.
Система ESP — что это?
Аббревиатура ESP (Electronic Stability Program) переводится с английского как программа электронной стабилизации. В официальных документах система более известна как система стабилизации курсовой устойчивости. Задача системы не допустить бесконтрольное скольжение авто во время движения. Данная система считается одной из важнейших, когда вопрос касается безопасности водителя и пассажиров. ESP работает в связке с системой ABS, которая, в свою очередь, взаимодействует с тормозной системой.
Эта система относится к активным системам безопасности автомобиля, в которую кроме ESP входит ABS, а также система контроля тягового усилия (ASR). Система стабилизации курсовой устойчивости включает в себя большое количество различных датчиков, которые собирают данные, необходимые для правильного функционирования системы.
Как это работает?
Датчики следят за положением авто на дороге, а также положением рулевого колеса. Система самостоятельно принимает решение о том, нужна ли помощь водителю в той или иной ситуации, после чего в ход идут алгоритмы, запрограммированные на все случаи жизни. Как только система обнаруживает отклонение от нормы, то есть когда датчики фиксируют недопустимые значения, система начинает свою работу, не дожидаясь реакции водителя. Когда данные полученные от датчика положения руля не совпадают с показаниями акселерометра, ESP дает команду системе ABS, которая подтормаживает одно или сразу несколько колес. Таким образом авто «выравнивается», то есть уходит от заноса или потери управляемости. Кроме системы ABS стабилизировать авто помогает и ЭБУ, который обладает непосредственным контролем над двигателем. В случае необходимости он «давит» обороты двигателя, снижая скорость и помогая системе стабилизации курсовой устойчивости выровнять авто. В основном ESP эффективна на мокрой, скользкой или покрытой снегом дороге.
О том, что система курсовой устойчивости может притормаживать и управлять оборотами двигателя знает большинство из нас. Но не многие догадываются о других, не менее полезных свойствах данной системы. Так, к примеру, ESP умеет подруливать. Когда система определяет потерю контроля над авто, ESP моментально принимает вышеописанные действия, а также дает толчки в рулевое колесо, тем самым подсказывая водителю направление вращения руля. Эта способность очень кстати новичкам, а также тем, кто «теряется» в экстремальных ситуациях.
А вы знали, что эта система может также распознавать осадки? Если в авто есть датчик дождя, то ESP может следить за погодой, адаптируясь под те или иные погодные условия, например, под снег или дождь. Так, например, может быть автоматически усилено давление в тормозной системе, даже без ведома водителя. Более того, для поддержания тормозов в рабочем состоянии, колодки время от времени могут прижиматься к диску для просушки и очистки. Такие кажущиеся, на первой взгляд, мелочи, позволяют ESP улучшить эффективность и производительность тормозной системы.
ESP также хороша тем, что вместо водителя работает на опережение. Не у всех, согласитесь, есть хорошая острая реакция и способность быстро действовать. Так вот, система ESP позволяет это исправить, благодаря датчиками и алгоритмам, заложенным в память системы. Система стабилизации курсовой устойчивости ускоряет срабатывание тормозов, а также следит за тем, как перераспределяются массы между осями. В поворотах ESP также следит как нагружается внутренняя и, что происходит с наружной. Умный помощник следит за степенью нагрева тормозных механизмов и в случае перегрева, создает дополнительное усилие, снимая лишнюю нагрузку с водителя, которому пришлось бы сильнее давить на педаль тормоза.
Слышали о датчиках давления в шинах? Так вот, ESP может заменить их полностью. Благодаря датчикам скорости система стабилизации отслеживает изменение давления в шинах путем простых математических подсчетов. Спущенное колесо уменьшается в диаметре, при этом его скорость вращения будет выше. Датчики передают информацию в блок, после чего ESP сообщит водителю о проблеме в виде ошибки на панели приборов.
Но, к сожалению, не все так гладко… В некоторых ситуациях система стабилизации может не помогать, а наоборот — мешать, причем настолько, что это может привести к печальным последствиям. Во время движения по пересеченной местности работа ESP может стать причиной того, что авто увязнет в песке, грязи или в снегу. Это происходит потому, что колеса подтормаживаются антиблокировочной системой, а мотор будет «давиться» блоком управления. Чтобы не допустить подобного, в большинстве случаев производителем предусмотрена возможность отключения ESP.
В заключение…
Благодаря подобным системам автомобили стали более безопасными, а управление ими существенно упростилось. Умная электроника при взаимодействии с физическими механизмами позволяет стабилизировать авто в любой дорожной ситуации. Согласно исследованиям, ESP снизила количество аварий с летальным исходом примерно на 30%. Современные системы активной безопасности постоянно дорабатываются, что позволяет еще больше повысить уровень безопасности водителя на дороге. Не рекомендую отключать систему, несмотря на то, что такая возможность предусмотрена. Делайте это лишь в крайней необходимости, а после прохождения необходимого участка не забудьте снова активировать ESP.
Видео позволяющее наглядно понять как работает система ESP
vopros-avto.ru
что это такое в машине, принцип работы, отключение
Система курсовой устойчивости (часто встречается определение «динамическая стабилизация») авто получила название SP или ESP. Подобные разработки есть у многих ведущих производителей, поэтому отличаются некоторыми нюансами использования. Наша статья расскажет побольше о ESP, что это такое в машине, принцип работы и основные параметры программы.
Что такое ESP
Основой системы являются разработки концерна Mercedes-Benz, начавшиеся еще с 1959 года. Впервые протестированная программа была установлена в 1995 году, после чего совершенствовалась и дополнялась новыми компонентами. Следует отметить, что рассматривать систему ESP в автомобиле необходимо не как отдельную часть, а в составе комплекса активных мер безопасности во время движения.
ESP взаимодействует с другими датчиками безопасности в авто:
- ABS — антиблокировочная система, которая позволяет предотвратить блокировку колес в момент торможения.
- EBD — система распределения тормозных усилий, главная функция которой — оценка сцепления покрытия каждого колеса, соответственно чему контролируется распределение тормозных усилий.
- EDS — электронная блокировка дифференциала, срабатывание которой происходит при проскальзывании одного из колес авто.
- ASR — обозначение противобуксовочной системы, предназначенной для предупреждения пробуксовки колес ведущей оси и контролирующей тяговые усилия.
Система оснащена специальными датчиками, предоставляющими основную информацию во время движения авто. Это скорость вращения каждого из колес, угол поворота вокруг своей оси и контроль тормозных усилий. Также система анализирует данные, полученные при повороте рулевого колеса, соответственно чему и выполняется заданный алгоритм для стабилизации движения авто. Обобщенное понятие: система стабилизации ESP позволяет вернуть контроль над управлением авто и помочь водителю вывернуть транспорт при заносе.
Принцип работы ESP
Использование данной системы повышает безопасность управления авто, позволяет стабилизировать его движение в экстренных ситуациях. Подобное возможно благодаря электронному блоку управления, подключенному к бортовому компьютеру и позволяющему анализировать все действия автомобиля, распознать возможные проблемы и предупредить ДТП. Любые отклонения в поведении авто на дороге, противоречившие безопасному вождению являются поводом для «вмешательства» системы.
В чем заключается «помощь» системы:
- Ослабление тормозного усилия в ситуации, когда запаниковавший водитель вдавливает педаль тормоза в пол.
- Подтормаживание определенных колес при вероятности заноса.
- Корректировка работы двигателя во время выполнения нестандартного маневра.
Упрощенная трактовка принципа работы ESP не дает полное представление о работе системы. На самом деле алгоритм принятия решений гораздо сложней, в расчет берутся практически все данные о скорость и параметрах движения колес, углах поворота и возможной нестандартной манере управления авто. Основная функция этого «помощника» — предупредить возможное появление заноса при движении, выровнять траекторию пути и вернуть контроль управления.
Можно ли отключить ESP, зачем и как это сделать
Разобравшись хотя бы в общих чертах, как работает ESP в автомобиле, некоторые водители начинают задумываться о целесообразности использования данной системы. Подвох в том, что отключение ESP автоматически ведет за собой несрабатывание и других электронных ассистентов, таких как антиблокировочная и противобуксовочная система. Срабатывание этих помощников может сослужить плохую службу в некоторых ситуациях, например, когда машина уже увязла в снежной каше, а двигатель не заводится именно по причине хорошей работы этих систем.
Отключение ESP происходит следующим образом:
- На приборной панели необходимо активировать режим «ESP off».
- Отключить опцию в настройках бортового компьютера.
Временное отключение поможет выполнить «раскачку» машины и миновать проблемный участок. Следует отметить, что предварительно необходимо убедиться, что колесам не мешает серьезное препятствие в виде снежных глыб, камня или льда. Пробуксовка колес проводится на показаниях 2500 – 3000 об/мин, иначе можно увязнуть еще сильней. После выполнения маневра, систему необходимо включить, ведь это важно для безопасной поездки в дальнейшем.
Для обеспечения комфортного и безопасного движения в современных автомобилях используется много разных систем управления. ЭБУ авто получается много переменных данных, проводится их анализ и выдает оптимальные решения каждую секунду, обеспечивая водителю неоценимую помощь в экстренных ситуациях на дороге. На некачественном покрытии, в гололед или экстренных ситуациях, срабатывает система электронного контроля устойчивости ESP, которая помогает предотвратить занос авто и выровнять его траекторию. Полагаясь исключительно на свои навыки и скорость реакции, в подобных ситуациях возрастает риск ДТП, поэтому подобные меры безопасности вовсе нелишние и уже входят в обязательный перечень комплектования современных автомобилей.
jrepair.ru
Что такое ESP? Все, что вы хотели знать о системе курсовой устойчивости
Наверное, многие однажды задавали себе вопрос при виде аббревиатуры ESP в списке автомобильных «наворотов» Что такое ESP и почему оно играет такую важную роль? Некоторые, более продвинутые автомобилисты, имеют маломальское понятие о том, что это за система и для чего она необходима, однако если копнуть чуть глубже оказывается, что знания поверхностные и в них много неточностей.
Сегодня я попытаюсь ответить на интересующие вас вопросы и максимально полно ответить на вопрос что такое ESP.
Electronic Stability Program или сокращенно ESP переводится как электронная система курсовой устойчивости. В принципе название этой системы в зависимости от производителя может меняться, например, на ESC (Electronic Stability Control) или DSC (Dynamic Stability Control). Данная система относится к активным системам безопасности автомобиля и является более продвинутым преемником антиблокировочной системой тормозов, которая всем нам известна не иначе как ABS.
Что такое ESP? Немного истории…
Антиблокировочная система тормозов стала толчком для развития активной системы безопасности автомобилей. Как вы понимаете, речь об ABS, которая во время торможения не позволяла блокироватьтормоза и следила за тем, чтобы машина не пошла «юзом». Это позволяло и позволяет автомобилистам более эффективно тормозить, не теряя контроль над управлением автомобилем.
Но время шло, прогресс не стоял на месте и инженеры, взвесив все полюсы и минусы «АБС», пришли к выводу о том, что одной лишь разблокировки тормозов мало, для того чтобы не допустить занос или потерю контроля над управлением автомобилем.
После всех исследований и наработок, ученые совместно с инженерами решили расширить функционал ABS, добавив ей еще одно умение — контроль за тягой и способность притормаживать необходимые для стабилизации движения колеса, благодаря чему автомобиль движется исключительно по заданной траектории.
Основная работа по воплощению в жизнь идеи о создании более эффективной системы чем ABS началась в конце в начале 1990-х, причем одновременно в нескольких частях Земли. В Европе за это взялась BMW и Mercedes-Benz, а в Азии — Mitsubishi. Наиболее успешным стал проект немцев, Mercedes-Benz в сотрудничестве с другой известной компанией (Bosch) в 1992 году уже могли похвастаться первым образцом будущей системы курсовой устойчивости.
К тому времени система уже активно проходила испытания на самых разных марках автомобилей. Правда спешки относительно запуска системы в серию не было, немцы с присущей им скрупулезностью и педантичностью проверяли «каждый винтик» для того чтобы система оправдала себя во время эксплуатации.
Однако, это, к сожалению, не могло гарантировать 100% гарантии того, что машина не уйдет в занос во время прохождения крутого поворота. Только в 1995 году практически доведенная до совершенства ESP, в подтверждение этого руководство компания разрешила установку системы курсовой устойчивости на несколько серийных автомобилей.
Первым автомобилем, который удостоился чести стать первым в мере автомобилем с ESP стал городской компакт — хетчбэк Mercedes A-Class. Многие удивятся, почему именно этот убогий на первый взгляд автомобиль был выбран? А ответ довольно не простой, я бы даже сказал — хитрый, дело в том, что этот хетчбэк компактных размеров провалил все надежды и практически был «одним колесом на свалке» из-за обнаруженной в нем склонности к перекидыванию во время прохождении поворотов.
Учитывая этот факт, а также с целью спасения ситуации и доброго имени бренда Mercedes-Benz, инженеры делают неожиданный ход, вместо того чтобы снять «машинку» с конвейера, они устанавливают на нее новоиспеченную систему курсовой устойчивости.
Такое рисковое решение позволило развязать сразу несколько проблем. Компания сберегла свою репутацию и не понесла убытки, которые были бы в случае снятия хетчбэка с конвейера, решала проблему переворачиваемости, Mercedes-Benz наконец-то испытала систему ESP на собственном серийном авто и вместе с тем завоевала право называться первой в мире компанией создавшей первый в мире автомобиль с активной системой безопасности курсовой устойчивости автомобиля ESP. Кроме всего прочего, Мерседес получила всемирное признание, а его автомобили стали ассоциироваться с безопасностью, надежностью и современными технологиями.
Из чего состоит система ESP
Система курсовой устойчивости состоит из множества датчиков, которые образуют собой целую систему, они расположены на передней и задней осях автомобиля, а также рулевом механизме, что позволяет им контролировать положение автомобиля на дороге, а также положение руля. Также в ESP имеется акселерометр, который определяет положение автомобиля на дороге во время прохождения поворотов. Принцип ESP базируется на сотрудничестве этой системы с ABS, а также антипробуксовочной системами, их бесперебойное взаимодействие обеспечивает безопасность автомобиля и всех кто в нем находится.
Активация ESP происходит в двух ситуациях – в случае избыточной или недостаточной управляемости автомобиля. В каждой из ситуаций система производит анализ полученной информации от датчиков и акселерометра, на что уходит примерно 20 миллисекунд, и принимает решение какое из колес необходимо притормозить, для того чтобы она пошла по правильной, безопасной траектории.
Кроме притормаживания, ESP также снижает обороты двигателя, благодаря чему водитель снова может вернуться в необходимую траекторию, которая была нарушена при заносе машины. В случае избыточной управляемости автомобиля при входе в поворот при котором передние колеса уводит в сторону, ESP подключает задние тормоза, выполняя притормаживание того колеса, которое расположено на внутреннем радиусе поворота. Такая манипуляция позволяет выровнять переднюю часть машины, которую уводит в сторону.
В случае если управляемость автомобиля во время входа в поворот является недостаточной — возникает занос, то есть задние колеса уходят с траектории движения. В этой ситуации система курсовой устойчивости активирует передние тормоза и притормаживает колесо, идущее по внешнему радиусу поворота.
Кроме всего вышеперечисленного, система курсовой устойчивости предотвращает аварию, когда одновременно четыре колеса, например во время гололеда, в таком случае ESP определяет, какие именно колеса следует притормозить для выравнивания траектории движения.
На сегодняшний день системой активной безопасности автомобиля ESP,комплектуются большинство автомобилей во всем мире. Многие страны, такие как США, Израиль, Канада, а также страны Евросоюза на законодательном уровне закрепили установку этой системы на всех автомобилях, которые сходят с конвейера.
KoGa
www.ford-motors.ru
Чем отличаются автомобильные системы стабилизации ESP и ESC
Особенности автомобильных систем ESP и ESC
Каждый новый автомобиль, проданный в Европе с 2014, должен быть оснащён электронной системой стабилизации, но далеко не все автовладельцы знают, чем отличаются ESP и ESC, а также на что влияет выбранный вариант.
Смотрите также: Что такое система векторизации крутящего момента и как она работает?
ESC (или ESP) многими рассматривается как одно из величайших достижений в области автомобильной безопасности и автоспорта в частности. Принципиальное отличие системы стабилизации от таких традиционных элементов пассивной безопасности как ремни и подушки заключается в том, что они предназначены для спасения жизни, а также сохранения здоровья водителя и пассажира при аварии, а вот ESC (или ESP) используются для предотвращения ДТП.
Для справки, ESC расшифровывается как Electronic Stability Control (Электронный Контроль Устойчивости), а ESP – Electronic Stability Program (Электронная Программа Стабилизации). Фактически, цели у обеих совпадают, а исследования и проверка опытным путём наглядно доказывают их эффективность. По мнению британских специалистов, которые основывались на статистических данных, оснащение автомобиля ESP помогает снизить риски серьёзного транспортного происшествия на 25%. В то же время шведские исследователи склонны полагать, что данная система активной безопасности помогает на 35% уменьшить вероятность попадания в аварию со смертельным исходом при плохих погодных условиях.
Это мрачная перспектива, которая, тем не менее, должна подвергаться тщательному анализу, именно поэтому в Европе на законодательном уровне закрепили обязательное оснащение всех новых автомобилей ESP. Такая инициатива была реализована в 2014 году, до этого момента столь важная система входила лишь в список дополнительного оборудования, доступного достаточно дорогим моделям. При этом прообраз данной электронной системы был запатентован ещё в 1959 году, а реализовать её на массовой серийной модели удалось только к 1994 году.
Как работают ESP и ESC
При таком количестве электронных систем, устанавливаемых в автомобиле, каждая из которых имеет собственную аббревиатуру, многие автовладельцы совершенно не понимают, в чём заключается принципиальное отличие между ними. Ещё больше усложняет ситуацию то, что для обозначения близких по назначению средств активной безопасности используются разные названия, которые в большинстве случаев определяются самим производителем.
Так, ESP (Electronic Stability Program) может быть известна как ESC (Electronic Stability Control), VSC (Контроль Устойчивости Автомобиля или система курсовой устойчивости), VSA (Vehicle Stability Assist – Система Курсовой Стабилизации) или DSC (Dynamic Stability Control – Система Динамического Контроля Устойчивости). Некоторые автопроизводители используют собственные «бренды» для продвижения ESP, поэтому вы можете столкнуться, например, с DSTC (Dynamic Stability and Traction Control) от Volvo или PMS (Porsche Stability Management) от Porsche.
Итак, теперь мы определились с возможными вариантами названий, давайте посмотрим, как работает ESP.
Добавление третьего элемента безопасности к ABS и противобуксовочной системе
Для того, чтобы появилась возможность оснащения вашего автомобиля системой ESP, он должен быть оборудован ABS (антиблокировочная тормозная система) и TCS (Traction Control System – противобуксовочная система) В простейшем случае два этих элемента активной безопасности предназначены для того, чтобы улучшить управляемость и предсказуемость, а также сохранять контроль над автомобилем при торможении и ускорении соответственно, поэтому их вмешательство в процесс управления сводится лишь к контролю линейного ускорения.
ESP дополняет их и вносит третье контролируемое измерение, поскольку она отвечает за перемещение автомобиля в перпендикулярном траектории движения направлении, в котором и возникают такие явления как недостаточная или избыточная поворачиваемость – занос. В более продвинутых версиях она находится в постоянном взаимодействии и с электронным блоком управления двигателем, чтобы максимально повысить эффективность своей работы.
Согласно статистическим данным, ESP может предотвратить до 80% заносов, что является отличным показателем, особенно на фоне того, что около 40% аварий происходит именно из-за этого явления. Тем не менее, стоит вспомнить слова Скотти из фильма Стартрек: «Вы можете изменить законы физики!». Конечно, возможности систем активной безопасности не безграничны и об этом не стоит забывать. Если водитель перешагнёт тот рубеж, когда потеря контроля над автомобилем неизбежна, ни одна из существующих ныне систем не позволит предотвратить серьёзные последствия.
Дополнительная устойчивость при повороте с ESC
Поскольку ESP обеспечивает дополнительную безопасность наряду с ABS и TCS, вас вряд ли удивит тот факт, что она использует большую часть оборудования из этих систем для работы. Используя датчики для измерения скорости отдельных колес, а также информацию от датчиков бокового ускорения и датчиков поперечной скорости, блок управления ESP постоянно контролирует боковые движения автомобиля и сопоставляет их с положением рулевого колеса. Если машина не отреагирует на движение руля так, как это запрограммировано, или заданный угол поворота, а также скорость слишком велики, ESP начнёт подтормаживать колёса, пытаясь сохранить прямолинейную траекторию движения. При этом торможение осуществляется при активном взаимодействии с ABS, что исключает блокировку одного из колёс. Сама суть работы рассматриваемой системы заключается в том, чтобы начать активно содействовать процессу управления машиной ещё до того момента, как водитель поймёт, что начинает терять контроль.
Система работает постоянно, вне зависимости от режима езды, и даже при движении накатом. А механизм её влияния полностью зависит от ситуации и конструктивных особенностей автомобиля. Например, если в резком повороте фиксируется начало проскальзывания задней оси, то электроника начинает плавно снижать количество подаваемого в двигатель топлива, обеспечивая снижение его оборотов. Если же и этого оказывается недостаточно, то начинается постепенное подтормаживание передних колёс. Если же автомобиль оснащён автоматической трансмиссией, то ESP позволяет принудительно активировать зимний режим работы, обеспечивая возможность перехода на пониженную передачу.
Дополнительные преимущества ESC
Поскольку ESC способен тормозить колеса автомобиля независимо от нажатия педали, она открывает огромный потенциал для реализации и внедрения других различных технологий безопасности. К ним можно отнести и достаточно известную ныне Brake Assist, предназначенную для сокращения тормозного пути, которая распознаёт ситуацию экстренного торможения и оказывает необходимое содействие водителю. А также Hill Hold Control, суть которого заключается в помощи при трогании в гору путём подтормаживания колёс на пару секунд после отпускания педали, чтобы предотвратить откатывание назад. Всё это ещё на несколько шагов приближает тот момент, когда электроника полностью заменит водителя.
Смотрите также: Технологии которые появились на авторынке благодаря Mercedes S-классу
Коммерческие автомобили, оснащенные ESC, могут иметь дополнительные датчики, которые измеряют вес и положение груза, и соответственно адаптировать поведение автомобиля под конкретные условия. Это повышает степень участия ESC в управлении автомобилем, поскольку в этом случае появляется даже возможность контроля над сдвигом груза при резком повороте. Данная система также обеспечивает дешевый и эффективный мониторинг давления в шинах, поскольку она измеряет скорость каждого отдельного колеса и может определить, снизилось ли давление в шине, поскольку это повлияет на скорость её вращения.
Помимо этого, не стоит забывать и о том, что данная электронная система позволяет ощутимо снизить показатель среднего расхода топлива за счёт оптимизации режимов работы двигателя и предотвращения затрат энергии при проскальзывании одной из осей. Конечно, обилие электроники существенно усложняет конструкцию автомобиля, повышает его стоимость и приводит к необходимости высококвалифицированного сервисного обслуживания, однако, как показывает история, массовое внедрение какой-либо технологии автоматически приводит к постепенному снижению её цены.
В ряде случаев при неоднородном покрытии (например, крупном щебне) или при движении с малой скоростью по сыпучему песку эта система оказывается неэффективна и даже негативно влияет на параметры работы автомобиля. Поэтому большинство автомобильных инженеров сходится во мнении, что такая полезная опция всё ещё нуждается в доработке, а пока необходимо предусмотреть возможность её деактивации, особенно на спортивных моделях и внедорожниках. Например, VSC от Toyota начинает работать только при достижении скорости 15 км/час.
Смотрите также: Силовое подруливание на переднеприводных машинах, способы решить проблему
Подводя итог, можно сказать, что ESP в различных вариациях исполнения предназначена для исправления ошибок недостаточно опытного водителя, чтобы предотвратить катастрофические последствия. Однако для тех, кто предпочитает активную езду и обладает для этого достаточными навыками, электроника снижает удовольствие от вождения, поскольку не позволяет довести ситуацию до критической грани, на которой и достигается управляемый занос, дрифт, прохождение поворотов «веером» и многое другое.
Именно поэтому на ряде моделей, особенно спортивных автомобилей, предусмотрена возможность настройки параметров под индивидуальные особенности владельца и даже отключения этой функции.
Автор: Сергей Василенков
www.1gai.ru