Что такое категории – категория — это… Что такое категория?

Содержание

Категория — это… Что такое Категория?

  • КАТЕГОРИЯ — (греч. hategoria). 1) крайний предел обобщения понятий. 2) классификация вещей по их природе. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАТЕГОРИЯ 1) группа или разряд, содержащие в себе однородные предметы… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • КАТЕГОРИЯ — КАТЕГОРИЯ, категории, жен. (греч. kategoria). 1. Высшее родовое понятие, обозначающее какой нибудь наиболее общий, отвлеченный разряд явлений, предметов или их признаков (научн.). Категория причинности. Категория количества. Категория времени.… …   Толковый словарь Ушакова

  • категория — См …   Словарь синонимов

  • категория — и, ж. catégorie f., нем. Kategorie < лат. categoria <гр. kategoria суждение, определение. Я стал катастрофически худеть и слабеть, но дожил все таки до очередной комиссовки, при которой мне определили категорию доходяги . М. Гершман Прикл.… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • КАТЕГОРИЯ — (category). В кантианском смысле концепция, посредством которой мы можем понять или исследовать сущность предмета; например, концепция рода это категория. Данная категория имеет определенный ранг в иерархии ранг рода. По эллипсису (пропуская… …   Термины ботанической номенклатуры

  • КАТЕГОРИЯ — (от греч. kategorein высказывать) в разговорном языке то же самое, что вид, сорт, класс, ранг («определенная категория служащих»). В философии категории, с одной стороны, наиболее общие и вместе с тем простейшие формы действительности,… …   Философская энциклопедия

  • КАТЕГОРИЯ

    — (греч. Kategoria высказывание, обвинение; признак) предельно общее понятие. Образуется как последний результат отвлечения (абстрагирования) от предметов их особенных признаков. Для него уже не существует более общего, родового понятия, и, вместе… …   Новейший философский словарь

  • КАТЕГОРИЯ — КАТЕГОРИЯ, и, жен. 1. В философии: общее понятие, отражающее наиболее существенные связи и отношения реальной действительности и познания. К. качества. К. количества. К. формы. К. содержания. 2. Крупный, обычно строго не очерченный класс в его… …   Толковый словарь Ожегова

  • КАТЕГОРИЯ — жен., греч. разряд, порядок или отдел предметов. Категорический, к категории относящийся Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • Категория — (от греческого слова kathgorew, обвиняю) логический иметафизический термин, введённый Аристотелем, ныне употребляемый взначении данном Кантом: К. априорное понятие рассудка, условиевозможности мышления. В индийской философии, в системе… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • dic.academic.ru

    Категория (философия) — Википедия

    Катего́рия (от др.-греч. κατηγορία — «высказывание, обвинение, признак») — предельно общее понятие, выражающее наиболее существенные отношения действительности

    [1]. Изучение категорий заключается в определении наиболее фундаментальных и широких классов сущностей.

    В древнегреческом языке κατηγορία буквально — «обвинение», от κατα- — приставка, обозначающая противодействие, и ἀγορεύω — «выступаю с речью (на собрании)», от ἀγορά — «народное собрание». Изначальный смысл «обвинения» ослаблен Аристотелем до «утверждения», «высказывания». Именно в этом, втором смысле Аристотель применил слово κατηγορία по отношению к 10 наиболее общим характеристикам (признакам) вещей.

    Латиняне (например, Августин и Боэций) переводили Аристотелево слово κατηγορία неологизмом praedicamentum (от praedico — объявлять во всеуслышание; реже — именовать, называть). В Средние века и в эпоху Ренессанса наряду с praedicamentum использовалась прямая транслитерация с греческого —

    categoria.

    В английском языке выражение «категорический императив» (categorical imperative) из философии И. Канта впервые употреблено в 1827 году[2].

    Понятие категории (логической категории) развивалось в процессе становления философии как науки.

    Категории у Аристотеля[править | править код]

    Было введено Аристотелем. Аристотель разумеет под категориями наиболее общие понятия, служащие предикатами, выводит их из грамматических форм и насчитывает их 10: «сущность» (или «субстанция») (др.-греч. οὐσία), «количество» (др.-греч. ποσόν), «качество» (др.-греч. ποιότης), «отношение» (τὸ πρός τί), «пространство» (τὸ που), «время» (τὸ πότε), «состояние» (τὸ κεῖσθαι), «действие» (τὸ ποιεῖν), «обладание» (τὸ ἔχειν) и «претерпевание» (τὸ πάσχειν).

    В известном[источник не указан 2655 дней] смысле можно смотреть на пифагорейскую таблицу 10 противоположностей, как на попытку перечисления категорий (конечное и бесконечное, парное и непарное, единство и множество, свет и тень, благо и зло, квадрат и иные фигуры). Аристотелевская таблица категорий представляет несовершенства двоякого рода: случайность выведения (из частей речи) и сводимость одних категорий к другим. Стоики вместо десяти Аристотелевых категорий принимали лишь четыре: субстанция, качество, модальность и отношение; не хватает здесь только категории количества

    [источник не указан 3081 день]. Плотин в первых трёх книгах шестой «Эннеады» подробно критикует Аристотелеву таблицу и предлагает свою, которая, однако, в истории не играет никакой роли[источник не указан 3067 дней].

    Категории в средние века[править | править код]

    Порфирий написал «Введение» к «Категориям» Аристотеля.

    Также комментарии, как к «Категориям» Аристотеля, так и к «Введению» Порфирия, написал Боэций.

    В связи с первой категорией (точнее, существования второй сущности — бытия видов и родов) в X в. начинается спор об универсалиях.

    Раймунд Лулльский (1234—1315) пытался перечислить принципы или самые общие понятия и самые общие отношения мышления к предметам. Эти принципы он располагал в виде табличек, причём из различных комбинаций принципов должны были получаться всевозможные новые точки зрения. Таким образом его категории должны были служить своего рода логикой открытий.

    Категории у Канта[править | править код]

    По версии Канта, мир ощущений является полным хаосом, нагромождением беспорядочных чувств и событий. Нужно навести в этом хаосе порядок. Этот мир преобразуется при помощи априорных форм чувственности, какими являются время и пространство. Время и пространство не существуют в реальном мире, а являются формами нашего восприятия, организующими изначальный привходящий в восприятие хаос. Они существуют без опыта и вне опыта в том смысле, что присущи нашему чувственному восприятию как таковому, наличие восприятия само по себе предполагает существование в нем механизмов упорядочивания ощущений в пространственном и временном измерениях. Наложение связей в мире феноменов находится при помощи категорий рассудка. При помощи этих связей познающий превращает хаос в порядок и закономерный движущийся мир. Кант выделяет следующие категории рассудка:

    1. Категории количества
      1. Единство
      2. Множество
      3. Цельность
    2. Категории качества
      1. Реальность
      2. Отрицание
      3. Ограничение
    3. Отношения
      1. Присущность и самостоятельное существование (substantia et accidens)
      2. Причинность и зависимость (причина и действие)
      3. Общение (взаимодействие между действующим и подвергающимся действию)
    4. Категории модальности
      1. Возможность и невозможность
      2. Существование и несуществование
      3. Необходимость и случайность

    Учение Канта представляет тот же недостаток, что и Аристотелево. Кант не выводит категории — формы рассудка — из деятельности рассудка, а берёт их из готовых суждений; случайный характер категорий и недостаток выведения — вот упрёки, которые делает Канту Фихте. Нужно вывести все категории из высшего их основания — из единства сознания. Задачу эту полнее, чем Фихте, решил в своей логике Гегель.

    Категории у Гегеля[править | править код]

    Под К. Гегель разумеет то же, что и Кант, только решительнее придаёт им метафизический характер. Средством выведения категорий служит диалектический метод. Началом процесса образования категорий является самое отвлечённое, бедное по содержанию понятие бытия, из которого получаются сначала категории качества, потом количества и т. п.

    Все[источник не указан 1646 дней] категории:

    1. Качество
    2. Количество
    3. Мера
    4. Сущее
    5. Явление
    6. Действительность
    7. Субъект
    8. Объект
    9. Идея

    Современное состояние[править | править код]

    Ниже приведены различные определения этого термина, существующие в настоящее время.

    • Категория — любое понятие, которое является «предельно общим» или близким к нему; понятие, обладающее большой мощностью (объёмом).
    • В диалектической логике под категорией (логической категорией) понимается понятие, отражающее последовательную стадию становления любого конкретного целого (соответственно процесса его духовно-теоретической репродукции).
    • В метафизике категориями бытия или просто категориями называются различные способы бытия.
    • Одна из наиболее абстрактных областей современной математики — теория категорий — использует в качестве базовых термин «категория». Утверждается, что данный термин был применён её авторами в связи с терминологией Иммануила Канта ([3])

    По отношению к категориям в современной науке и в философии сформировались несколько подходов. Категории есть наиболее общие понятия, как правило, не поддающиеся определению в рамках одной теории, а часто и в целом научном направлении, дисциплине.

    Таблица для экспресс-анализа[4]
    Структура
    (организация)
    Цель
    (вектор)
    Эффективность
    (результат)
    Схема
    (технология)
    (предметная область)Свойства
    (особенности)
    Процессы
    Масштаб
    (размер)
    Множество
    (элементы)

    Категории служат составными элементами для категориальных схем (КС), определяющих процедуры мышления, также каждая из категорий за счет возможностей дешифровки сама есть носитель процедурного момента, тогда как КС выступает рабочей программой.

    Категории используются в задачах систематизации знания и познавательного процесса, где они играют роль обозначений для рубрик. Наряду с этими определениями категории воспринимаются как метаязыковые образования, к которым относят дефиниции классов понятий.

    Категории есть особые когнитивные единицы, обеспечивающие процессы переноса знаний (Knowledge Transfer) в многодисциплинарных исследованиях (МИ).

    Категории фиксируют классы знания, этапы и факторы познавательного процесса, поэтому они входят в систему управления знаниями.

    Категории позволяют связать любое знание с философией и, наоборот, осуществить переход от неё ко всякой конкретной области знания.

    Вместе с тем, несмотря на значительный интерес к категориям, их применение в современном естествознании осуществляется в основном на уровне интуиции.[5]

    1. ↑ категория / Словарь по логике. — М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС. А. А. Ивин, А. Л. Никифоров. 1997.
    2. ↑ Online Etimology Dictionary
    3. ↑ «Наука в Сибири»
    4. ↑ Таблица приведена в качестве примера, можно использовать комбинации любых (попарно) дополняющих друг друга категорий для как можно более полного описания предметной области.
    5. ↑ (См. Разумов В. И., Сизиков В. П. Категориальный аппарат в современном естествознании // Философия науки. 2004, № 1. С. 3-29).

    ru.wikipedia.org

    категория — Викисловарь

    Морфологические и синтаксические свойства[править]

    падежед. ч.мн. ч.
    Им.катего́риякатего́рии
    Р.катего́риикатего́рий
    Д.катего́риикатего́риям
    В.катего́риюкатего́рии
    Тв.катего́рией
    катего́риею
    катего́риями
    Пр.катего́риикатего́риях

    ка-те-го́-ри-я

    Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 7a по классификации А. А. Зализняка).

    Корень: -категори-; окончание: [Тихонов, 1996].

    Произношение[править]

    • МФА: ед. ч. [kətʲɪˈɡorʲɪɪ̯ə]  мн. ч. [kətʲɪˈɡorʲɪɪ]

    Семантические свойства[править]

    Значение[править]
    1. филос. общее понятие, отражающее наиболее существенные свойства и связи явлений материального мира ◆ Дети не умеют мыслить категориями будущего, для них реально только то, что происходит здесь и сейчас. Е. Власова, «Дети и смерть», 2002 г. // «Домовой» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
    2. книжн. родовое понятие, обозначающее разряд, совокупность однородных предметов, людей, или наиболее общий их признак ◆ Легче перечислить те категории людей, которым государство ничего не пообещало. Л. Мещанинова, «Соцпакет из обещаний», 2003 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ … уровень звука, дБ Категория M1 (кроме вагонной или полукапотной компоновки кузова) 78 Категория M1 (вагонная или полукапотная компоновка кузова) 80 Категории M2, M3 (кроме расположения двигателя впереди или рядом с … Р. П. Кушвид, «Испытания автомобиля: учебник» ◆ Человек должен иметь или удостоверение водителя категории «Б», «С», или уметь нырять с аквалангом, или иметь книжку парашютиста, или владеть навыками скалолаза. Игорь Цыганов, «Спасатель», 2000 г. // «Семья» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
    Синонимы[править]
    1. понятие, концепт
    2. класс, группа, сорт, вид
    Антонимы[править]
    Гиперонимы[править]
    1. понятие
    2. совокупность
    Гипонимы[править]
    1. — категория состояния

    Родственные слова[править]

    Этимология[править]

    Происходит от др.-греч. κατηγορία «высказывание, обвинение», из κατηγορέω «обвинять, говорить против кого-либо»; далее из κατά «вниз, под; против», из праиндоевр. *kenta «вниз, через» + ἀγορά «народное собрание». В ряде европейских языков слово заимств. через лат. categoria. Русск. категория заимств., предположительно, через нем. Kategorie или франц. catégorie. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

    Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

    Перевод[править]

    ru.wiktionary.org

    Категории — это… Что такое Категории?

            в философии, наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. К. возникли и развиваются как результат обобщения исторического развития познания и общественной практики.

             В ранних формах философских мышления К. выступали в виде исходных принципов, «первоначал» мира: вода, воздух, земля, огонь, эфир и т.п. Когда возникло различение бытия и мышления, сознания и познания, К. приобрели логический вид. Платон, например, признавал уже пять основных категорий: сущее, движение, покой, тождество и различие. Аристотель пишет специальный трактат «Категории», в котором К. трактуются как отражение и наивысшее обобщение объективной реальности. Он выделил десять категорий: сущность (субстанция), количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие и страдание. Однако Аристотель не раскрыл диалектической взаимосвязи К. Система К., созданная Аристотелем, была господствующей в течение нескольких веков.

             В новое время мыслители выдвигали различные системы К., трактуя их или материалистически, или идеалистически. Так, И. Кант рассматривал К. как априорные формы рассудка. Они — только формы, в которые как бы отливается многообразное содержание материала познания, доставляемого им извне чувствами. По Канту, К. являются определениями не предметов самих по себе («вещей в себе»), а познающего субъекта, структуры его мышления. Кант выделил такие категории: качество (реальность, отрицание, ограничение), количество (единство, множество, цельность), отношение (субстанция и свойство, причина и действие, взаимодействие), модальность (возможность и невозможность, действительность и недействительность, необходимость и случайность). Эта система охватывает наиболее важные К. человеческого мышления и во многом сохраняет своё значение до настоящего времени.

             Огромным прогрессом была система категорий Г. Гегеля, у которого философия есть не что иное, как диалектическая система К. — в мышлении, природе, духе, истории. Чисто логические К. таковы: бытие (качество, количество, мера), сущность (основание, явление, действительность, причём в эту последнюю входят субстанция, причина и взаимодействие), понятие (субъект, объект, абсолютная идея). Гегель показал диалектику К., их взаимосвязь и взаимопереходы. Однако Гегель трактовал категории как порождение мыслящего мирового духа.

             Некоторые современные буржуазные философы рассматривают К. как особый, автономный мир идей, оторванный и от материального, объективного мира, и от субъективного мира человека. Субъективные идеалисты утверждают, что К. не имеют объективного содержания. Так, например, представители Экзистенциализма исходят из того, что любая категория, которой пользуется человек в своём мышлении, носит его своеобразную и глубоко личностную окраску. Для экзистенциализма крайне существенны интимно-личная сфера духовной жизни и формы её выражения в понятиях, символах, полных психологизма. В отличие от экзистенциализма, стремящегося «очеловечить» понятия К., лишить их объективного содержания, придать им эмоционально-субъективный смысл, Неопозитивизм пытается свести К. философии к терминам формальной логики и понятиям специальных областей научного знания. Представители Неотомизма вкладывают религиозный смысл в К., утверждая, что они существовали изначально в божественном разуме как прообразы реальных вещей, свойств и отношений.

             Используя достижения мировой философской мысли, марксизм разработал К. на диалектико-материалистической основе. К. материалистической диалектики являются обобщением опыта познания и практики предшествующей истории человечества. Они включают в себя единичное, особенное, общее, часть, целое, форму, содержание, сущность, явление, закон, необходимость, случайность, возможность, действительность, качество, количество, меру и др. К., отражают весь мир (в той мере, в какой он познан), но не всё в мире. Они отражают его лишь в плоскости всеобщих свойств, отношений и закономерностей развития. К. являются основным интеллектуальным средством философского познания как бытия, так и результатов конкретно-научного и художественного его отражения. Понятия специальных областей знания вырастают на почве исследования, обобщения какой-то отдельной сферы бытия. Однако никакая система аналитических понятий не исчерпывает всего богатства интеллектуального опыта человечества, воплощённого в глобальных философских К.

             К. являются узловыми пунктами познания, «ступеньками», моментами проникновения мышления в сущность вещей.

             Характеризуя познавательное значение К., В. И. Ленин писал: «Перед человеком сеть явлений природы. Инстинктивный человек, дикарь, не выделяет себя из природы. Сознательный человек выделяет, категории суть ступеньки выделения, т. е. познания мира, узловые пункты в сети, помогающие познавать ее и овладевать ею» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с. 85). Выражая как бы каркас мира, категориальная структура мышления сравнительно устойчива. Вместе с тем она изменчива, исторична. Особенно подвижным является содержание К. В ходе истории изменялись роль и место отдельных К. Материалистическая диалектика обогащается новыми К. (например, структура, система и др.). Вместе с тем происходит углубление и обогащение уже имеющихся К.

             К. являются идеальным аналогом материального мира, его общих свойств, связей и отношений. Отсюда вытекает их методологическая ценность и необходимость применения к исследованию явлений и природы, и общества, и мышления. К. диалектики, в отличие от общих понятий конкретных областей знания, которые играют методологическую роль лишь в определенной сфере мышления, пронизывают собой всю ткань научного мышления. Отражая действительность, К. являются вместе с тем необходимым интеллектуальным средством её преобразования. Теоретическое воспроизведение действительности и ее мысленное творческое преобразование возможно лишь в системе категорий. К. выступают в роли «мерки» умопостигаемого объекта, логического средства его понимания и фиксации. Они суть организующие принципы мышления, узловые пункты связи субъекта и объекта, как бы эталоны, с помощью которых осмысливается все богатство чувственной непосредственности.

             К. философии, постоянно аккумулируя в себе результаты развития отдельных специальных наук, способствуют выделению и синтезу мировоззренческих и общеметодологических моментов в содержании научной мысли. Именно К. человеческого мышления — показатель уровня общеинтеллектуального развития человечества в данную историческую эпоху. И недаром Гегель называл философию эпохой, схваченной в мыслях. Благодаря К. единичные предметы воспринимаются и осмысливаются как частные проявления общего, включенные в систему обобщенных отношений. Усвоение К. в ходе индивидуального развития человека является необходимым условием формирования способности теоретического мышления.

             К. материалистической диалектики находятся в определенной связи между собой и представляют систему. О составе К. этой системы и их иерархии ведутся дискуссии. Общепризнаны некоторые исходные принципы ее построения. Они заключаются в следующем. В объективной действительности все взаимосвязано и находится во всеобщем взаимодействии. Поэтому и отражающие мир К. находятся в определенной взаимосвязи. Каждая из К. отражает какую-либо сторону объективного мира, а все вместе они «… охватывают условно, приблизительно универсальную закономерность вечно двужущейся и развивающейся природы» (там же, с. 164). Каждая из К., отражая универсальную связь вещей, выражает тем самым нечто абсолютное. Поэтому ни одна из К. не может ни заменять, ни «снять», ни перейти в другую. Система К. строится на основе единства логического и исторического. Последовательное развертывание К. в система марксистской философии должно в сокращенном виде отражать историю формирования и развития категориальной структуры человеческого мышления, идущего от простого к сложному. К. связаны между собой так, что каждая из них может быть осмыслена лишь как элемент всей системы К. Процесс развития явлений состоит в том, что они шаг за шагом переходят от простых к сложным, от низших к высшим формам бытия. В такой же последовательности совершается и познание.

             Лит.: Категории материалистической диалектики, М., 1956; Георгиев Ф. И., Категории материалистической диалектики, М., 1960; Шептулин А. П., Система категорий диалектики, М., 1967.

             А. Г. Спиркин.

    dic.academic.ru

    категории — это… Что такое категории?

            КАТЕГОРИИ (от греч. kategoria — высказывание, свидетельство; признак) — первоначально основные понятия философии, отражающие высшие роды сущего и являющиеся универсальными формами мышления. Начиная с Аристотеля и вплоть до конца 19 в. в роли философских К. выступали лишь онтологические понятия. Затем в их число стали включать и понятия гносеологии, а позднее К. стали называть и основные понятия конкретных наук.         Платон выявил пять высших родов сущего: бытие, тождество, различие, движение и покой (Платон. Софист. 254с—259b). Аристотель назвал отражающие их понятия категориями и перечислил десять К.: «субстанция», «количество», «качество», «отношение», «место», «время», «положение», «состояние», «действие» и «страдание» (Аристотель. Категории, lb—2а). Он также указал две гносеологические функции К. Во-первых, любое некатегориальное понятие относится к одной из К. как видовое к родовому; напр., «человек» — к «сущности», «белый цвет» — к «качеству». Во-вторых, субъект и предикат суждения должны принадлежать к одной К. Аристотель. Вторая аналитика. 103b. 20—35). Суждение «Человек есть белый цвет» ложно уже потому, что нарушает это требование. Отсюда следует, что не только типов понятий, но и типов суждений существует ровно столько же, сколько и К.         Сравнимый с аристотелевским вклад в анализ проблемы внес Кант. Вслед за Аристотелем он связывает каждую К. с определенным типом суждения, напр., К. общения — с разделительным суждением. Он делит все суждения на четыре класса и ставит им в соответствие четыре класса К: 1) количество (единство, множество, всеобщность), 2) качество (реальность, отрицание, ограничение), 3) отношение (субстанция и акциденция, причина и следствие, взаимодействие) и 4) модальность (возможность—невозможность, существование—несуществование, необходимость—случайность).

            Методологически кантовская таблица К. по крайней мере в трех отношениях превосходит аристотелевскую: в ней появляется отсутствовавший у Аристотеля класс модальных К.; К. в ней не просто перечисляются, а классифицируются; гносеологическая роль К. не сводится к разбиению всех других понятий на классы и к заданию типа связи субъекта и предиката в суждении; они трактуются как априорные формы синтеза — второго после опыта источника новых знаний. Напр., подводя под К.

            причинности временную последовательность событий А и Б, мы трактуем А как причину Б. Этот взгляд на К. затем детально разрабатывался в неокантианстве.

            Гегель сделал очередной шаг в разработке проблемы: открыл генетическую связь между К., попытался представить их как ступени саморазвития абсолютной идеи. Аналогичную задачу, но уже на основе материализма, пытались решить отечественные философы. Они исходили из посылки, что философские К. (К. диалектики, в их терминологии) исторически возникали в последовательности, определяемой уровнем развития знания. Напр., для появления К. «единичное» и «общее» достаточно было уметь считать «до одного»: один—много, а для разработки К. «система» и «структура» потребовалась уже культура мышления 20 в.

            Субъективные идеалисты, а также неокантианцы вслед за Кантом, сводят гносеологическую функцию К. к упорядочению данных опыта. Это порождает два вопроса: 1) в чем цель такого упорядочения? 2) как К. проникли в наше сознание? Удовлетворительного ответа на них нет до сих пор. С точки зрения реалистов (материалистов и объективных идеалистов, К., будучи формой знаний об объективной действительности, не просто упорядочивают опыт, а приводят его в более полное соответствие с этой действительностью.

            Важной для понимания гносеологической роли К. является их взаимосвязь с законами. Любой писаный закон( как философский, так и частнонаучный) — это суждение, отражающее отношение. Напр., закон причинности констатирует отношение между порождающим и порожденным явлениями. К. же — это понятия, которые входят в формулировку закона как части в целое. Они отражают либо один из носителей отношения («причина» и «следствие»), либо само отношение («причинность»).

            Высшие роды сущего фиксируются в К. разными способами. Проще всего — как их объемы. Самый большой объем — у К. «объект»: в него входит любое нечто, все, что может быть названо, от универсума до спина электрона. Меньше объемы у К. «предмет» и «признак»: предметами называют объекты, способные к самостоятельному существованию в пространстве и времени, признаками — объекты, существующие лишь в составе предметов как их определенности. Признаки, в свою очередь, делятся на свойства и отношения, отношения — на связи и несвязи и т.д. Возникает принципиальный вопрос: где нижний предел общности философских К., где граница, отделяющая их от К. частных наук? Некоторые авторы полагают, что жесткой границы между ними нет; их соединяет промежуточный слой общенаучных понятий.

            Но роды сущего охватываются не только объемами К. «Бытие» и «объективная реальность» — сингулярными понятиями; — объем каждого из них состоит из единственного объекта. И тем не менее это философские К. Таковыми их делает не объем, а содержание: «бытие» охватывает им все сущее, а «объективная реальность» — все сущее за пределами сознания. Строго говоря, К. этого типа охватывают своим содержанием не роды, а части сущего.

            Объединить философские категории в систему пытался уже Аристотель своим списком из К. Кант не претендовал на создание системы К. Для него была важна «только полнота принципов для системы» (Кант И. Критика чистого разума // Соч.: В 6 т. М., 1964. Т. 3. С. 173). После Канта и в отечественной, и в зарубежной литературе разработано множество таких систем.

            Г.Д. Левин

    Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009.

    epistemology_of_science.academic.ru

    Википедия:Категория — Википедия

    Вкратце: Каждая статья должна иметь своё место на удобном для навигации и логичном дереве категорий.
    Данное руководство описывает основные принципы, необходимые для использования системы категорий Википедии. Для специальных принципов и исключений см. Википедия:Категоризация. Технические подробности можно найти на странице Справка:Механизм категорий.

    Категории — один из ключевых способов организации информации в Википедии, в них можно включать страницы всех типов, которые представлены в Википедии[1].

    Страница из любого пространства имён включается в категорию путём добавления тега-ссылки. Например, в статье «Гитара» одна из категорий

    [[Категория:Щипковые музыкальные инструменты]]
    

    Страница может быть внесена больше чем в одну категорию, для чего проставляется несколько тегов. Например:

    [[Категория:Родившиеся в Брюгге]] 
    [[Категория:Умершие во Франкфурте]]
    

    Если для указанных категорий уже существуют страницы, то автоматически в них формируются ссылки на соответствующие статьи.

    На странице код категории принято располагать последними. Сортировка внутри категорий производится автоматически[2], а на страницах статей категории располагаются в порядке следования соответствующих тегов.

    • Страница — страница из любого пространства имён, в том числе и из пространства категорий
    • Статья — страница из основного пространства имён
    • Включить страницу в категорию — добавить тег-ссылку на эту категорию ([[Категория:...]]) в код страницы, которая в эту категорию включается
    • Подкатегория категории — категория, включённая в данную категорию
    • Надкатегория — категория, в которую включена та категория, о которой идёт речь
    • Опосредованное включение в категорию — включение страницы в одну из подкатегорий данной категории или в их подкатегории и т. д.

    Включение статей в категории полезно по навигационным причинам:

    • это один из способов найти информацию, не зная, как называется искомая статья;
    • система категорий сама по себе — удобный способ организации и поиска информации;
    • это значительно ускоряет внесение статьи в индекс поисковых систем, что увеличивает доступность статьи для читателей.

    Таким образом, статья должна быть включена хотя бы в одну категорию, чтобы её можно было найти.

    При включении статьи в категорию необходимо относить её к наиболее близким подкатегориям из имеющихся.

    В категорию включаются статьи или подкатегории, имеющие прямое отношение к теме, обозначенной названием категории, в частности, это могут быть:

    • обзорные статьи, совпадающие по названию с категорией
    • множество и подмножество, родовой признак[3] (зайцымлекопитающие, фильмыпроизведения)
    • элемент множества и множество (чернобыльская авария — одна из техногенных аварий)
    • деление на рубрики, видовое отличие[3] (фильмы относятся к сфере кинематографа, свет изучается оптикой)
    • значимая связь иного рода[4]

    Семантические категории[править код]

    Семантизация — основное направление улучшения информационных систем, она заключается в предоставлении пользователю информации о характере категории. Так, например, родовые категории позволяют переходить к наиболее общим статьям, связывая статьи в систему классификации объектов. Часто используются категории, позволяющие переходить на статьи, посвящённые более крупным объектам, или на статьи по сферам деятельности (техника, биология и т. п.).

    Следует различать категории объекта статьи и категории самих статей как объектов. Последние не должны мешать навигации по пространству статей. Есть примеры расположения таких категорий на странице обсуждения статьи.

    Примеры служебных категорий: Служебная:Некатегоризованные страницы, Служебная:Короткие страницы и т. п.

    Категории в других пространствах имён[править код]

    В категории добавляются страницы из других пространств имён. Не следует смешивать в одной категории разнородные страницы, для разделения разнородного содержимого используйте подкатегории, содержащие указание на пространство, в котором страница находится. Для всех страниц из пространств, отличных от основного, сортировка должна, как правило, производиться по названию страницы без имени пространства ({{PAGENAME}}), что осуществляется по умолчанию (см. Справка:Механизм категорий).

    Название категории не всегда полностью и точно определяет критерии включения, поэтому в случае, если возможны разногласия, на странице категории должно быть краткое описание критериев включения в неё статей или подкатегорий.

    Например, в категорию Библиотеки Москвы можно включить как существовавшую ранее, так и всё ещё существующую, или даже ещё не построенную библиотеку.

    Категория должна быть включена в одну или несколько категорий более «старшего» уровня в качестве подкатегории, вплоть до самой «старшей» категории Всё.

    На странице категории могут быть размещены навигационные шаблоны (ссылки на аналогичные категории в других Википроектах) и ссылки на близкие категории (аналог раздела «См. также» в статьях), не являющиеся надкатегориями или подкатегориями данной.

    Критерий выделения новой категории — существенность признака категоризации, его существенное отличие от уже существующих признаков и потенциал наполнения категории.

    Прежде чем создать категорию, поищите, не включены ли смежные по теме статьи в уже существующую подходящую категорию[5].

    Перед созданием категории убедитесь, что есть достаточное количество статей, которые будут в неё включены. Не создавайте категорию с одной статьёй, если у неё нет перспектив для роста — лучше поместите эту статью в более общую категорию[6].

    Сформулируйте объединяющий критерий для включения страниц в категорию и запишите его на странице категории. Затем включите создаваемую категорию в существующие родительские категории. Поищите в иноязычных разделах Википедии категории, соответствующие создаваемой, и поставьте на них интервики. Например, создавая страницу Категория:Рукокрылые, надо написать

    Темой данной категории является биологический отряд [[рукокрылые]].
    [[Категория:Плацентарные]]

    — после чего сохранить страницу, щёлкнуть «Добавить ссылки» внизу левой панели и поставить в появившемся окошке Язык: en, Страница: Category:Bats.

    Затем включите в категорию все необходимые статьи. Для этого откройте статью для редактирования. Добавьте в список категорий статьи ссылку на созданную вами категорию, например:

    [[Категория:Ваша новая категория]]

    Именование категорий[править код]

    При выборе названия можно опираться на правила именования для статей, однако учитывать, что для категорий предпочтительны краткие названия. Следует стремиться называть похожие по сути категории по единым принципам, в частности, следующим:

    Как удалить или переименовать категорию[править код]

    Изменения, связанные с категориями, могут затрагивать большое количество статей. Если это так, то необходимость предварительного обсуждения ваших действий с другими участниками особенно велика. Для этого стоит воспользоваться не только страницей обсуждения соответствующей категории, но и страницами обсуждения порталов или проектов, к тематике которых относится данная категория, а в особенно масштабных случаях — и общим форумом участников. В настоящий момент для подробного обсуждения спорных ситуаций используется страница «Википедия:Обсуждение категорий» — на ней обсуждается объединение, разделение, переименование и создание категорий для статей[8] (см. подробнее).

    Переименовать страницу категории как обычную страницу технически возможно, но само по себе это бессмысленно, потому что такое переименование не затронет приписанные к этой категории страницы и подкатегории. Правом переименования категорий обладают администраторы, подводящие итоги, переименовывающие файлы и переименовывающие без перенаправлений.

    Переименовывать категории, особенно те, в состав которых входит большое количество статей и/или подкатегорий, удобнее не вручную, а с помощью ботов. Это избавит от рутины и позволит избежать связанных с этим ошибок. Заявки на переименование категорий (после соответствующего обсуждения, гарантирующего консенсус) можно оставлять на странице Википедия:Запросы к ботоводам.

    Если категория пуста, то она может быть предложена к быстрому удалению, для чего на страницу категории нужно добавить {{уд-пусткат}} или {{db-catempty}}. Даже если это не сделано, такая категория автоматически вносится в список «Неиспользуемые категории» и может быть удалена другими участниками.

    Ссылки, не включающие страницу в категорию[править код]

    Чтобы поставить ссылку на категорию в тексте страницы, нужно добавить двоеточие, например [[:Категория:Футбольные клубы Уругвая]] отобразится как Категория:Футбольные клубы Уругвая. Без двоеточия ссылка окажется внизу страницы, а страница войдёт в категорию.

    Также можно использовать шаблон: {{Cl|Футбольные клубы Уругвая}} даст результат Футбольные клубы Уругвая.

    Если статья включена в категорию, страница которой ещё не создана (ссылка на категорию выглядит красной: Категория:Плакозои, что, конечно, нежелательно) — это не причина удалять статью из такой категории (удалять тег-ссылку на категорию из кода статьи). Причиной для удаления тега может послужить несоответствие названия красной категории тематике статьи.

    Графическое представление категорий (граф, ордерево).

    Википедия — проект, который предполагает сотрудничество и сосуществование различных точек зрения без конкурентного вытеснения там, где это не нужно, поэтому система категорий в любой своей области не обязана представлять собой принадлежащее лишь одной классификации дерево, а может быть системой древовидных структур, накладывающихся друг на друга. То есть одна и та же категория или статья может быть отнесена к категориям из разных классификаций, и при категоризации статьи в рамках одной классификационной системы практически не важно, классифицирована ли она или нет в рамках других систем.

    Если представить систему категорий в виде дерева с единственным корнем — категорией Всё, другими категориями-ветвями и листьями-статьями, то получится, что некоторые ветви, раз отделившись друг от друга, могут потом срастись вновь. При этом следует избегать зацикливания, когда оказывается, что категория (опосредованно) включена сама в себя.

    См. также {{Дерево категорий}}

    1. ↑ Однако, существуют исключения, например заглавная страница
    2. ↑ Про ручную сортировку статей см. Справка:Механизм категорий#Ключ сортировки
    3. 1 2 «Классическое определение — определение через родовое понятие и видовое отличие. Классический способ построения дефиниции (абстрактный) предполагает использование логического правила „через ближайший род и видовое отличие“, где родовой признак — это качества, присущие ряду родственных объектов, а видовой признак — это качества, присущие только данному определяемому объекту».
      Цитирование по источнику: Право — Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского, 2009, № 2, с. 194 УДК 340.134 ДЕФИНИЦИИ В УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СПОСОБЫ ПОСТРОЕНИЯ И ПРАВИЛА ЮРИДИКО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ (с) 2009 г. С. С. Тихонова
    4. ↑ вопрос о значимости того или иного вида связи остаётся дискуссионным
    5. ↑ Можно считать, что статьи уже категоризированы подходящим образом, если тот признак категоризации, который вы собираетесь использовать, схож с признаком категоризации уже существующей категории
    6. ↑ Возможно существование категорий с одной статьёй без перспектив развития, если это необходимо для единообразия большой системы категорий. Такой категорией могла бы быть, например, Категория:Фильмы 1878 года.
    7. ↑ См.: Википедия:Обсуждение категорий/Январь 2012#объединить Категория:Родившиеся в Одинцове и Категория:Родившиеся в Одинцово в последнюю.
    8. ↑ Описанный механизм обсуждения категорий является сложившимся, но не совсем отражает консенсус сообщества и, скорее всего, подлежит реформированию.

    ru.wikipedia.org

    Что такое категория?

    С точки зрения логической законы выражаются в понятиях, категориях, через систему категорий. Категория в переводе с греческого языка – высказывание, свидетельство, обвинение, признак, что далеко от современного научного понимания этого слова. Категории – это понятия, т.е. обобщенные образы предметов, в которых отражены их общие, существенные свойства. Например, понятие «лес» вообще и конкретный лес, понятие «товар» вообще и конкретный товар – комбайн, и т.д. Человек, как мыслящее существо, относится к миру с пониманием, т.е. отражает, познает его с помощью понятий и практически действует, также оперируя понятиями, т.е. всегда осмысливая свои действия, сообразуя их со своими знаниями, аккумулированными в понятиях.

    Но не всякие понятия – категории. А какие же?

    Как и любые понятия, категории выражают общие свойства предметов. Но в категориях выражается наиболее общее, всеобщее (например, понятие «лес» и категория «форма»).

    Значит, понятия различны по своему объему.

    Одни выражают единичные предметы, другие – совокупность предметов. Причем, эта совокупность может быть практически исчислимой или неисчислимой, т.е. предельно широкой. Категории – это понятия наиболее широкие, т.е. охватывающие предельно широкий круг предметов. Они выражают всеобщие связи и свойства предметов. Кроме того, они выражают и необходимые связи и свойства (например, мочка уха – всеобщее для людей, но не необходимое).

    Следует также иметь в виду, что категориями являются не всякие общие понятия, а понятия научные, т.е. вскрывающие сущность, причину явлений (например, обыденное понятие «материя» как материала для изготовления костюма и научно-философское понятие материи, как объективной реальности). Категории – продукт теоретического обобщения многовековой практики, а также орудие научного познания, сгустки, квинтэссенция знания.

    Итак, категория – это научное понятие, отражающее наиболее общие, существенные, необходимые свойства, стороны, отношения явлений объективного мира и познания.

    Будучи результатом обобщения опыта исторического развития познания и общественной практики, категории являются узловыми пунктами познания, «ступеньками», моментами проникновения мышления в сущность вещей.

    Следует выделять три класса категорий: специфические (специальные), общие (общенаучные) и всеобщие.

    1. Каждая конкретная наука вырабатывает и использует свою, специфическую систему категорий. В физике это, например, вещество, масса, энергия, инерция, гравитация, поле и т.д. В биологии – вид, род, изменчивость, клетка, рефлекс и т.д. В экономической теории – товар, стоимость, деньги, кредит, капитал и т.д.

    2. Существуют категории, присущие ряду или многим наукам, т.е. общенаучные категории: информация, саморегуляция, симметрия и др.

    3. Всеобщими являются философские категории, выражающие связи, свойства и отношения всей действительности, всех ее сфер, вместе взятых – и природы, и общества, и мышления (материя, бытие, сознание, противоречие, качество, количество, мера, отрицание и т.д.).

    Наука использует все три класса категорий, применяя их конкретно. Философские категории выполняют методологическую роль, давая возможность наукам определить общий правильный подход, общее направление исследования, а конкретный процесс познания, добывание знания они осуществляют, опираясь на свои собственные методы и категории, позволяющие «схватить» специфику своего предмета (это можно продемонстрировать на примере подобия следующего порядка: сравнив роль компаса и конкретного путника, роль маяка и конкретной команды корабля в бескрайних просторах океанской стихии).

    Категории как отражение постоянного процесса познания и практики также развиваются: уточняются, обогащается их содержание, возникают новые категории (например, не так давно возникли категории: система, функция, структура и др.).

    Как в философии, так и в других науках категории взаимосвязаны, т.е. представляют собой систему понятий, и понять их можно одну через другую, т.е. только в определенной системе, в совокупности. Законы науки выражаются через взаимосвязь, систему категорий.

    studfile.net

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *