Ступица заднего колеса – самостоятельная замена в гараже
Ступица и заднего, и переднего колеса является незаменимой частью автомобиля; с одной стороны она имеет специальное отверстие, предназначенное для посадки на вал, а с другой – посадочное место для колес. Как же она ломается, и чем это чревато? Давайте разберемся!
Как ломается ступица заднего колеса?
Ступица – деталь, в функции которой входит передача крутящего момента от оси коленчатого вала к колесу. Кроме того, на нее крепятся еще и тормозные диски. Также немаловажную функцию играет подшипник ступицы, так как именно на нем и вращается колесо. Ступица и подшипник являются важнейшими узлами всей ходовой части автомобиля, они обеспечивают безопасное передвижение.
Привести данную деталь в негодность можно при замене колес: если не контролировать силу и переусердствовать, то легко можно сорвать болт ступицы заднего колеса. Определить, что деталь нуждается в ремонте либо же замене, можно, услышав характерный гул подшипника. Конечно, боязно завинчивать колеса слабо, но это лишь крайности. Всегда следует искать «золотую середину». Особенно точно чувствуют эту границу электрические гайковерты.
Также понять, что подшипник пришел в негодность, можно по шуму подвески. Так, если при повороте налево шум усиливается, значит, необходима замена либо же восстановление ступицы левого колеса. Аналогичная ситуация с правым колесом. Но более точную диагностику можно сделать только лишь на СТО, естественно, если вы не являетесь в этом деле профессионалом.
Что приготовить для демонтажа?
Если вы уверены, что деталь необходимо снять, тогда запаситесь следующим инструментом:
- набор торцевых ключей, и желательно, чтобы он был дополнен длинной трубой;
- пассажи, они необходимы для того, чтобы снять стопорные кольца;
- накидной ключ, с его помощью откручиваются направляющие штифты тормозного барабана;
- деревянный брусок, чтобы смягчить удар;
- молоток;
- монтировка и зубило.
Стоит учитывать, что не всегда, обратившись на СТО, вы получите гарантированно качественную работу. А неправильно замененный подшипник выйдет из строя довольно быстро, так что демонтировать эту деталь вполне можно и самостоятельно, при этом, никто лучше, чем вы сами, о вашем «железном коне» не побеспокоится. Чтобы вам не робеть, мы предлагаем подробную инструкцию.
Как снять ступицу заднего колеса – работаем самостоятельно
В принципе, нет ничего сложного в том, как снять ступицу заднего колеса, главное, помнить, что подшипники достаточно хрупкие, поэтому стоит регулировать свою силу, дабы не повредить их. Замена ступицы происходит следующим образом. Сначала необходимо поднять автомобиль на опоры и отсоединить декоративный колпак. Следом откручиваются гайки, посредством которых крепятся колеса. Теперь со ступицы необходимо снять тормозные барабаны, конечно же, если они есть.
Если модель автомобиля с задними дисковыми тормозами, тогда необходимо снять суппорт тормоза и тормозные диски.
Теперь следует открутить болты, с помощью которых ступица крепится к кронштейну. Доступ к ним можно получить только через специальное отверстие в самой ступице. Для этого необходимо повернуть фланец и совместить отверстие с каждым из болтов. Эти гайки затягивают обычно с большим моментом, так что в мерах безопасности необходимо зафиксировать машину и включить передачу со стояночным тормозом, под колеса же не помешает установить противооткатные упоры.
Вот теперь смело откручиваются крепежные болты суппорта, крепежные болты поворотного кулака и направляющих тормозных колодок. Далее необходимо снять ступицу, достав ее через механизм тормозов. Если система антиблокировки тормозов не установлена, тогда ступицы задних колес снимаются с подшипника, предназначенного для его замены. Но для этого необходим специальный инструмент, и если такового в наличии нет, нужно обратиться на СТО, где и произведут замену данной детали.
carnovato.ru
Как поменять задний ступичный. Как снять ступицу заднего колеса собственными руками? заднего колеса
Замена задней ступицы ваз 2109не предполагает наличие особых знаний. Она необходима в том случае, если произошел ее износ.
Ступицы в свою очередь выполняют очень важную роль. Без них колеса не будут вращаться с нужной скоростью, что приведет сначала к повреждению тормозной системы, а после – к выходу из строя всего автомобиля.
Поэтому, если наблюдаются какие-нибудь проблемы с передними ступицами, их нужно диагностировать заранее, чтобы потом не было слишком поздно. Замена ступицы ваз 2109 легко может быть проведена своими силами.
Что приводит к повреждению задних ступиц
Зачастую ступицы перестают нормально функционировать, если:
- В наблюдается хоть и небольшой, но люфт. То есть они слегка пошатываются. При этом нужно следить за тем, чтобы этот люфт не перерос в «Мега люфт».
Примечание: если подшипники будут шататься чересчур сильно, то они могут повредить другие детали, расположенные по соседству.
- Слышен гул во время работы подшипников. Обычно с увеличением скорости он проявляется еще сильнее.
После этого, при снижении скорости он не становится менее тихим. Менять подшипники нужно сразу оба.
Примечание: то есть, если гул слышен только с одной стороны, то поврежден только один подшипник. Но скорее всего второму тоже осталось недолго. Да и, кроме того, купить два подшипника в комплекте будет намного дешевле, чем покупать их по отдельности.
- Подшипники перегреваются. Это связано с тем, что они начинают крутиться намного быстрее обычного.
Это может привести к тому, что будет слишком быстро закипать. Поэтому тормозна
www.neftyanic.ru
чертежи и инструкция по замене
Транспортные средства приходится периодически чинить, а на плохих дорогах достаточно часто ломается ступичный механизм. Но как поменять эту деталь на машине ВАЗ 2108 или 2110? Почему она ломается? И как заменить подшипник ступицы заднего колеса? Ниже эти вопросы будут рассмотрены.
Функции и назначение
Деталь имеет вид широкого диска с 1 большим и 4 или 5 маленькими отверстиями: с помощью большого отверстия она крепится на ось ступицы заднего колеса, а маленькие отверстия нужны для крепления шпилек. Это устройство является одним из самых важных частей транспортного средства, поскольку она обеспечивает вращательное движение, поэтому без нее машина не сможет передвигаться. В состав устройства также включаются подшипники, которые обеспечивают вращение.
Основные причины поломки
Поломку могут спровоцировать следующие факторы:
- Плохие дороги. Большинство ступичных механизмов рассчитано на 100 тысяч километров пробега, однако при движении по плохой дороге могут происходить микроповреждения, что снижает срок эксплуатации.
- Плохой материал. Если ступичный механизм сделан из некачественного металла, то она испортится достаточно быстро.
- Неправильный монтаж. Заменить поврежденную деталь можно и своими руками, однако делать это нужно правильно, поскольку из-за ошибок срок эксплуатации также снижается.
При этом обратите внимание, что сломаться может как сам ступичный механизм, так и некоторые составляющие компоненты устройства, а чаще всего в негодность приходят подшипники и шпильки. Поэтому после демонтажа основного устройства рекомендуется проверить состояние подшипников и шпилек, чтобы не тратить деньги на покупку нового устройства.
Как проверить ступицу заднего колеса
Давайте сперва узнаем, по каким признакам можно установить, что деталь доживает свои последние дни:
- Если ступичная деталь пришла в негодность, то из-под шины во время движения будет раздаваться характерный скрежещущий звук. Этот «симптом» является основным, а с помощью него можно практически со 100% вероятностью установить наличие неисправности.
- Во время поворота шина притормаживает движение
Если у вас появилось подозрение на поломку, то необходимо выполнить проверку. Для этого поместите маховик на домкрат и проверните его — если во время вращения появится металлический скрежещущий звук, то в таком случае нужно обязательно сделать замену, поскольку в противном случае такая поломка может вывести машину из строя прямо во время движения.
Замена ступицы заднего колеса своими руками
Замена ступицы заднего колеса может осуществляться и самостоятельно. Вам понадобятся стандартные инструменты — гаечные ключи, небольшая отвертка, домкрат и так далее. Алгоритм монтажа такой:
- Возьмите гаечный ключ и ослабьте гайки.
- С помощью домкрата поднимите машину.
- Снова возьмите гаечный ключ, открутите гайки полностью и снимите маховик.
- Попросите кого-нибудь зажать педаль тормоза либо положите на тормоз что-нибудь тяжелое, чтобы зафиксировать педаль.
- Аккуратно открутите гайку, снимите тормозной цилиндр и суппорт.
- Если на машине стоит датчик ABS/VDC, то в таком случае возьмите головку на 10 и отверните болт. Не забудьте очистить датчик от грязи.
- Снимите машину с тормоза, а потом поверните маховик таким образом, чтобы резиновый колпачок оказался снизу. Вновь поставьте машину на тормоз.
- Снимите колпачок, вставьте в отверстие небольшую отвертку и прокрутите зубчатое колесико вверх до упора.
- Снимите тормозной диск.
- Если требуется, снимите колодки стояночного тормоза.
- Найдите на обратной стороне ступичного устройства 4 болта и открутите их.
- Аккуратно снимите ступичную деталь (при этом не повредите ось ступицы заднего колеса).
- Демонтаж завершен. Для монтажа новой детали нужно выполнить те же самые действия, но в обратном порядке.
- В случае замены вы также можете с помощью молотка и колесной гайки выбить 4 или 5 шпилек со старой детали — шпильки стоят достаточно дорого, а ломаются они относительно часто, поэтому снять их не помешает.
Замена ступицы на Ваз 2110, 2112 и 2114. Видео
Инструкция по замене заднего ступичного подшипника
- Возьмите основную деталь и с помощь небольшой отвертки аккуратно извлеките первый подшипник ступицы заднего колеса.
- Теперь вы увидите сальник — возьмите отвертку и извлеките его.
- Аккуратно снимите шайбу, которая расположена под сальником.
- После удаления шайбы вы обнаружите еще один подшипник ступицы заднего колеса
- Достаточно часто подшипники крепятся с помощью наружных колесиков — в таком случае возьмите молоток и зубило, а потом аккуратно извлеките наружные колесики.
- Замена подшипника ступицы заднего колеса завершена. Для установки новых подшипников нужно воспользоваться этой же инструкцией, но в обратном порядке.
Замена шпильки на ступице заднего колеса
Если после демонтажа вы обнаружили, что испортились шпильки на ступице (погнулись, проржавели и так далее), то в таком случае их нужно заменить. Замена шпильки выглядит так:
- Возьмите молоток и вбейте шпильку внутрь, а потом вытяните ее. Если шпилька ступицы заднего колеса
- Возьмите новую шпильку и вставьте ее в отверстие. Наденьте гайку (размер гайки должен быть чуть больше, чем размер шпильки на колесе). Сверху накрутите еще одну колесную гайку для надежной фиксации.
- Установите ступицу заднего колеса на место и аккуратно снимите машину с ручного тормоза. Убедитесь, что шпилька надежно зафиксирована в отверстии. В случае необходимости затяните сильнее болт, чтобы улучшить фиксацию.
Чертежи и схемы ступиц заднего колеса
Чтобы упростить замену и демонтаж, давайте теперь узнаем о том, как выглядит ступица заднего колеса: чертеж
remontautomobilya.ru
Как поменять подшипник заднего колеса: пошаговая инструкция от мастера
02.08.2019(Голосов: 1, Рейтинг: 5) |
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Какие бывают подшипники
- Какова функция подшипника заднего колеса
- Как узнать неисправность подшипника заднего колеса
- Как поменять подшипник заднего колеса
Автомобиль движется, потому что вращение посредством коробки передач и других механизмов передается на ведущие колеса. Колесо крутится плавно и равномерно благодаря ступичному подшипнику. Этот узел обеспечивает равномерный ход колеса с необходимой скоростью. Рассмотрим виды подшипников и перечислим признаки их неисправности. Но самое важное в статье – подробная инструкция о том, как поменять подшипник заднего колеса самостоятельно.
Функция и виды подшипников
Ступичные подшипники обеспечивают равномерное вращение колес автомобиля. Конструктивно ось машины и ступица колеса связаны только посредством подшипника. К ступице, в свою очередь, уже крепится колесо и тормозной диск.
Ступичный подшипник заднего колеса представляет собой подшипник качения. Его устройство таково: два металлических кольца – наружное и внутреннее, между которыми запрессованы конические тела качения. Внутреннее кольцо садится на ось автомобиля, а на наружное одевается ступица. Конические тела качения удерживаются на своих местах при помощи сепаратора.
Современный автопром характеризуется большими различиями в устройстве ступичных подшипников иномарок и отечественных машин. Как правило, подшипники иностранного производства выделяются сложной и совершенной конструкцией, придающей детали высокую надежность.
Западные автомобили чаще всего оснащаются ступичными подшипниками HUB 2-го и 3-го поколений. Деталь имеет места крепления к тормозным дискам или к ступице колеса, облегчающие замену подшипника. Часто предусматривается крепление подшипника и к ступице, и к тормозному диску. Подшипники снабжены электронным датчиком. Применение датчика упрощает центровку подшипника при установке, а также позволяет контролировать износ механизма.
Что касается отечественных машин, тут до сих пор для задних колес применяются морально устаревшие подшипники первого поколения. Автомобили ВАЗ с передним приводом оснащаются двухрядными закрытыми подшипниками, а модель «Нива» – однорядными коническими. На другие модели, даже предназначенные для коммерческих грузоперевозок, устанавливаются похожие подшипники.
В чем же неудобство при использовании таких подшипников? Все применяемые для отечественных машин подшипники достаточно сложны в установке, то есть поменять такой подшипник самостоятельно нелегко. Кроме того, они очень требовательны к соблюдению момента затяжки. В процессе эксплуатации ступичные подшипники российских машин требуют регулярной и обильной смазки. Однако отечественные предприятия по-прежнему выпускают только подшипники HUB-1 (первого поколения) и подшипники нулевого класса.
Рекомендуем
«Износ заднего колеса: как найти причину и уберечь шины» ПодробнееПризнаки и причины неисправности подшипника заднего колеса
Подшипник – далеко не самая слабая часть ступицы заднего колеса. Обычно чаще из строя выходят разные втулки, стойки и прочие элементы подвески, их приходится менять. Однако случается, что и ступичный подшипник заднего колеса нуждается в замене.
Нет строгих требований к тому, когда менять ступичный подшипник. Практика показывает, что при условии правильной установки на задних колесах они выдерживают более 100 тысяч километров езды. Неплохой ресурс, которого обычному автомобилисту хватит не на один год.
- Большой пробег. Автомобиль во время движения изнашивается. Касается это всех деталей, в том числе ступичных подшипников задних колес. Пробег – это основной фактор возникновения всех неисправностей в автомобиле. Конечно есть и другие причины, но они вторичны. Проехав 70–120 000 километров, каждый водитель слышит хруст в задней оси. Это признак необходимости поменять ступичный подшипник.
- Потеря герметичности. Внутри подшипника находится смазка. От внешней среды ее защищают специальные кожухи из пластмассы или резины. Однако нередко из-за повреждения кожухов в смазку попадает грязь, а сама она вытекает. В итоге подшипник изнашивается гораздо быстрее, так как теперь на движущиеся элементы воздействует грязь и вода. И всего через пару тысяч километров в ступице заднего колеса появляется гул. Для безопасной езды следует незамедлительно поменять подшипники.
- Неаккуратная езда. Периодическое попадание задних колес в ямы, особенно на большой скорости, также приближает время замены подшипников ступицы. Однако вероятнее тут выход из строя других деталей подвески.
- Неправильная запрессовка. В процессе замены новый подшипник могут установить неровно, наискосок. Во время движения такой подшипник подвержен ускоренному износу. Всего несколько тысяч километров пробега понадобится, чтобы новый подшипник пришел в полную негодность, и его снова потребуется поменять.
- На отечественных автомобилях нередко при замене подшипник затягивают слишком сильно. В результате уменьшается ресурс эксплуатации ступичного подшипника и возрастает вероятность быстрого отказа. Поэтому нужно соблюдать усилие затяжки, указанное в инструкции по эксплуатации автомобиля.
Вышеперечисленные причины неисправностей являются основными для ступичных подшипников задних колес. И как нетрудно заметить, две последние причины – это ошибки при ремонте. Поэтому важно при необходимости поменять ступичный подшипник обращаться в профессиональные сервисы. Такие станции обычно дают гарантию на выполненные работы. Часто целесообразно выбрать станции официальных дилеров авто.
Ниже мы рассмотрим, как поменять своими руками ступичный подшипник. Но как самостоятельно определить неисправность подшипника заднего колеса?
Разберем основные методы:
- «Сухой» хруст. Хруст в заднем колесе во время движения автомобиля однозначно свидетельствует о выходе из строя ступичного подшипника. Звук вызывается перекатывающимися сферическими элементами. Обойма, удерживающая их на своих местах, повреждена. Сферические элементы выкатились и соприкасаются друг с другом. Звук настолько отчетливый, что слышен в салоне без труда. При появлении этого признака необходимо как можно быстрее поменять ступичный подшипник.
- Вибрация. Сильно изношенный подшипник заднего колеса обязательно при езде будет создавать вибрацию. Эта вибрация хорошо заметна как на руле, так и на кузове. Вибрация говорит о том, что обойма подшипника уже очень изношенна. Если срочно не заменить ступичный подшипник, колесо автомобиля может вовсе заклинить.
- Машину ведет в сторону. Если машина при движении норовит самопроизвольно уйти с прямой вправо или влево, это также признак неисправного подшипника ступицы. Дело в том, что изношенный подшипник немного подклинивает заднее колесо. Оно отстает во вращении от остальных, и поэтому автомобиль тянет в стороны. Нужно поменять подшипник заднего колеса, и как можно скорее!
Вышеприведенные признаки неисправности подшипника достаточно явные, чтобы точно определить источник проблем. Однако не торопитесь с заменой, можно еще более достоверно проверить работоспособность ступичного подшипника. Для этого нужно поднять заднее колесо при помощи домкрата, подставить подпорки и, схватившись за колесо руками, покачать его вверх-вниз. Если присутствует явный люфт, следует оперативно поменять подшипник. Также можно повращать колесо, прислушиваясь. Если подшипник неисправен, то вращение происходит с непостоянной скоростью и сопровождается специфическим шумом.
Тянуть с заменой ступичного подшипника опасно. Иначе в один прекрасный момент колесо резко перестает функционировать. Тяжесть сопутствующих этому проблем зависит от момента возникновения нештатной ситуации. Например, при повороте на малой скорости колесо может развернуть ребром. В итоге у автомобиля будет повреждена полуось, потребуется новая шаровая опора. На больших скоростях изношенный подшипник может расколоться, заднее колесо тогда полностью заклинит. В итоге машина становится неуправляемой.
Обычно при заклинивании колеса машина вылетает на встречную полосу или в кювет. Часто при этом гибнут люди. Автомобиль тоже получает серьезные повреждения, а иногда и вовсе не подлежит восстановлению. Огромный риск, поэтому лучше не жалеть средств и поменять ступичный подшипник заднего колеса, предотвратив более серьезные проблемы.
Рекомендуем
«Бьет колесо при торможении: не обращать внимания или бежать в сервис» ПодробнееКак поменять подшипник заднего колеса
Чтобы поменять подшипник на заднем колесе, сперва нужно зафиксировать машину при помощи противооткатных устройств. Далее на нужном колесе ослабляют болты и откручивают центральную гайку на несколько оборотов.
Установив под кузов машины страховочные подставки, заднее колесо можно снять. Для быстрого демонтажа тормозного диска используют смазочные средства. Чтобы направляющие болты легче откручивались, их простукивают медным молотком.
Далее тормозной барабан снимают. В некоторых моделях авто для этого нужен специальный съемник, в других достаточно ввинтить болты в специальную резьбу, что создаст требуемый натяг.
Открутив центральную гайку, стягивают ступицу с оси. Бывает, что обойма подшипника крепко удерживается на валу. В этом случае необходимо демонтировать ее при помощи специального съемника или просто зубилом. При демонтаже надо действовать аккуратно, посадочная поверхность оси должна остаться неповрежденной.
Далее необходимо тщательно осмотреть ось. Борозды на посадочной поверхности указывают, что обойма подшипника проворачивалась. Это значит, что необходимо поменять также и ступицу.
Ни в коем случае нельзя формировать самостоятельно засечки на поверхности задней оси для более тугой посадки нового подшипника. Если поверхность оси изношенна, необходимо обязательно поменять деталь на новую.
Во время замены подшипника заднего колеса можно и нужно заодно осмотреть остальные элементы, которые доступны. Например, проверяют на герметичность тормозной цилиндр, осматривают тормозные колодки, определяя их изношенность. При обнаружении неисправностей в этих деталях следует, воспользовавшись моментом, поменять и их.
Чтобы вытащить подшипник из ступицы заднего колеса, необходимо сначала извлечь стопорное кольцо. Поможет в этом специальный съемник. Затем можно смочить поверхность специальной жидкостью, чтобы подшипник легче скользил.
Существуют три распространенных метода извлечения наружной обоймы подшипника из ступицы:
- используя гидравлический пресс, который имеется далеко не у каждого автолюбителя;
- при помощи специального многоразового съемника. Его цена невелика, а использовать можно многократно при последующих заменах подшипников других колес;
- допускается использовать просто молоток или кувалду весом 2-3 кг. Однако для этого нужно иметь ещё специальную проставку с диаметром, примерно совпадающим с выпрессовываемой обоймой.
Для последнего метода ступицу кладут на жесткое основание, приставляют оправку к обойме и наносят удары молотком. Стучать нужно точно и аккуратно по оправке, ни в коем случае не допустить повреждения посадочной поверхности и других элементов ступицы.
После выпрессовки подшипника посадочную поверхность ступицы нужно очистить наждачной бумагой от ржавчины. Затем ее смазывают маслом для облегчения монтажа нового ступичного подшипника. Новую деталь перед монтажом необходимо снабдить двумя шайбами и болтом. Внешний диаметр шайб при этом чуть меньше диаметра внешней обоймы подшипника.
Также перед заменой не помешает дополнительно смазать новый подшипник. Затем его монтируют на место, постукивая по шайбе молотком, желательно с мягким наконечником.
Использование бронзовых или медных наконечников у молотков или проставок обусловлено материалом, из которого изготовлен подшипник. Это высоколегированная сталь, которая боится резких ударов. Чтобы предотвратить раскалывание подшипника при его замене, применяют мягкие проставки.
Если подшипник заднего колеса с самого начала садится туго, вероятен перекос. Тогда нужно легкими постукиваниями выровнять подшипник, вместо того, чтобы продолжать грубой силой пытаться поставить его на место. Едва новый подшипник зайдет в ступицу наполовину обоймы, можно использовать обойму старого в качестве проставки. Подшипник запрессовывают до тех пор, пока не откроется канавка для стопорного кольца. После чего кольцо ставят на место.
Монтаж ступицы
Перед монтажом ступицы убирают приспособление из болта и шайб. Затем ступица устанавливается на место. Следует закрепить ее обязательно новой гайкой. А резьбу перед накручиванием гайки рекомендуется смазать, например, «Литолом».
Далее собирают все в обратной последовательности – тормозной диск, заднее колесо. После чего необходимо снова провернуть от руки колесо, как при диагностике подшипника. Прислушаться, не сопровождается ли ход колеса лишним звуком. Легкость и бесшумность вращения свидетельствуют о качественно выполненной работе по замене ступичного подшипника.
Автомобиль опускают на землю и затягивают центральную гайку заднего колеса окончательно. Эта операция должна проводиться при помощи динамометрического ключа. Обычно требуемое усилие затягивания около 20 кг/м. Это достаточно много, при отсутствии динамометрического ключа обычный инструмент не способен обеспечить такое усилие. Потребуется нарастить длину простого ключа для нужного результата. После зажатия гайку нужно развальцевать. Остается только затянуть крепления колеса и можно эксплуатировать автомобиль. Таковы основные действия при замене ступичных подшипников задних колес.
rad-star.ru
Что такое ступица заднего колеса, расположение, устройство
Продолжаем изучать конструкцию автомобиля. Сегодня на очереди ступица заднего колеса. Ступица — это деталь круглой формы с отверстием по центру для соединения с валом или осью, и с пазом под шпонку или со шлицевыми пазами для обеспечения передачи крутящего момента.
Содержание статьи:
- Функции ступицы.
- Устройство задней ступицы.
- Поломки ступицы заднего колеса.
- Признаки неисправности.
- Инструменты для замены ступицы.
- Как заменить ступицу своими руками?
- Видео.
Функции ступицы
Главная деталь узла ходовой части автомобиля, которая испытывает самые большие нагрузки — это ступица, и передняя, и задняя. Потому что это промежуточная деталь, соединяющая колеса и подвеску авто. При поломке этой важной детали, появляется угроза для всех участников дорожного движения.
Каждое колесо имеет свою ступицу. Колесо жестко крепится на ступицу и совершает вращательное движение вокруг своей оси, а ступица крепится на жестко держится на подвеске машины.
В зависимости от того, какой привод у автомобиля, функции ступицы отличаются. Если у машины ведущие колеса задние, то ступицы заднего колеса выполняют дополнительную функцию — это перераспределение крутящего момента от коленчатого вала к колесу. Получается задняя ступица таких автомобилей является элементом трансмиссии, а не только ходовой.
К ступице колес крепятся такие детали — тормозные диски или барабаны. На недорогих машинах устанавливаются барабаны.
Поэтому, еще одной функцией ступицы заднего колеса является обеспечения торможения. Кроме этого, ступица служит местом установки различных датчиков (скорости, ABS, управления и других технических показателей), которыми напичканы современные авто.
Получаются вот такие функции задней ступицы:
- Обеспечение жесткой надежной фиксации колеса к подвеске.
- Обеспечение вращения колеса вокруг своей оси.
- Удерживает антиблокировочную и тормозную систем.
- Служит местом установки различных датчиков.
Устройство задней ступицы
Конструкция задних ступиц отличается от того, автомобиль имеет передний привод или задний. Ступица представляет собой округлую металлическую деталь с внешним ободом, на котором много мелких отверстий и одно большое внутренне отверстие. Внешний обод с отверстиями нужен для крепления колеса. В отверстия закручиваются направляющие болты и шпильки, на которых фиксируется ось колеса. Колеса крепятся, в основном, или на 4 болта, или на 5, но бывают и до 8 болтов.
Внутреннее отверстие ступицы предназначено для насаживания на подшипник. Шрус устанавливается в имеющееся в ней отверстие. Некоторые ступицы имеют несколько посадочных мест для электронных датчиков АБС, скорости, и тд.
Все ступицы крепятся двумя болтами и одной шайбой. Ступица сажается через подшипник на цапфу. Цапфа — это также очень важная деталь в ходовой части авто. Подшипники используются качения роликовые или конусные.
Поломки ступицы заднего колеса
Избежать серьезных поломок позволяет проведение своевременной диагностики и при обнаружении признаков неисправности быстрое их устранение.
Что ломает ступицы:
- Спортивный стиль вождения, то есть с рывками, с дрифтом, с поворотами на больших скоростях, а также быстрая езда по кочкам.
- Перегруз автотранспортного средства.
- Застревание в грязи и в снегу, когда машина села на днище.
Во время такой эксплуатации автомобиля, может треснуть корпус ступицы и заклинуть подшипник.
Признаки неисправности
Варианты проведения самостоятельной диагностики:
- На поворотах особенно слышно, если подшипник ступицы начинает выходить из строя.
- Толкать ногой резину колеса поперек, чтобы определить есть ли люфт. Если есть люфт (свободный ход), то, ступицу пора менять.
- Если появился гул в районе колеса. В этом случае надо приподнять авто домкратом и проверить колесо на люфт. При этом возможны звуки хруста, скрипа. При появлении такого гула, эксплуатировать автомобиль дальше нельзя, потому что ступица или подшипник уже износились по масимуму и в любой момент может заклинуть колесо.
Во время замены колеса заодно следует проверять ступицу. В случае ее замены, надо следить, чтобы не сорвалась резьба при закручивании болта ступицы заднего колеса.
Инструменты для замены задней ступицы
Для демонтажа ступицы потребуются следующие инструменты:
- Набор торцевых головок с удлинителем.
- Пассатижи (плоскогубцы) для снятия стопорного кольца.
- Ключ накидной для выкручивания направляющих штифтов тормозного барабана.
- Брусок из дерева, чтобы не ударять металл об металл.
- Ударный инструмент (молоток, секач, полукувалда).
- Монтировка.
- Зубило.
Порядок замены ступицы:
- Ослабить гайки крепления колеса.
- Приподнять автомобиль домкратом. Подложить опоры для страховки. Подложить противооткатные устройства (башмаки).
- Снять декоративный колпак (центр колеса).
- Выкрутить гайки крепления колеса.
- Снять тормозной барабан со ступицы или снять суппорт дискового тормоза.
- Выкрутить болты крепления ступицы к кронштейну. Болт откручивается через спец отверстие в самой ступице. Чтобы получить доступ, надо повернуть фланец до совмещения отверстий с болтами. Данные гайки закручиваются с большим моментом сил, поэтому открутить их не так легко.
- Выкрутить болты крепления суппорта, болты крепления поворотного кулака и направляющих тормозных колодок.
- Вытащить ступицу. Задняя ступица снимается с подшипника. Нужен спец съемник для выпрессовывания ступицы с подшипника.
Видео
Как заменить подшипник ступицы Nissan X-Tail (Ниссан Икстрейл).
Как надо менять заднюю ступицу.
Замена задней ступицы на ВАЗ 2108, 2109, 2110, 2110, 2112, 2113, 2114, 2115, 2170, 2172, КАЛИНА, ПРИОРА, ГРАНТА.
Как отремонтировать ступицу ВАЗ.
Замена ступицы заднего колеса на Skoda A5 (Шкода А5).
autostuk.ru
Неисправности и ремонт ступицы заднего колеса
Из-за регулярного и постоянного использования автомобиля со временем большая часть деталей нередко ломается. Наиболее сильно уязвимым местом машины считается подвеска, ведь она принимает, сглаживая для водителя, на себя все неровности, а порой и отсутствие наших дорог. Стоит только попасть в яму, наскочить на бордюр, а иногда и просто съехать на обочину — рано или поздно это выльется в поломку какой-либо детали подвески автомобиля.
Виды и причины неисправностей
Обычно все детали не ломаются мгновенно, этот процесс происходит постепенно, что даёт шанс вовремя среагировать на поломку. Если в процессе эксплуатации стали появляться посторонние звуки, это может означать только то, что какая-либо деталь скоро выйдет из строя. Некоторые из поломок своим звуком способны шокировать не только начинающего автолюбителя, но и опытного водителя. К примеру, неисправный ступичный подшипник воет с такой силой, что на ум приходят ассоциации с гулом самолётной турбины.
Кстати, неполадки в ступице могут принести довольно много неприятностей, это один из тех видов поломок, напрямую влияющих на безопасность вождения. Если подшипник расколется на ходу, это моментально приведёт к заклиниванию колеса, что, естественно, повлечёт весьма тяжёлые последствия в виде автомобильной аварии. В особенности если всё это произошло на больших скоростях.
Задолго до поломки ступичный подшипник начинает напоминать о своём существовании. Существуют в основном два варианта его поведения: он станет гудеть либо будет несильно постукивать. При манёврах стук либо гул изменяется или прекращается вообще, но при движении прямо звук возобновляется. Некоторые автолюбители путают гул разбитого подшипника с гулом зимней шипованной резины. Действительно, при начальной стадии поломки отличить, что это именно неисправность подшипника, довольно сложно.
По мере того как износ ступичного подшипника будет увеличиваться, вибрация, происходящая в результате его работы, сквозь кузов автомобиля будет отдавать в ноги пассажирам либо водителю. Это будет зависеть от того, с какой именно стороны находится неисправная деталь. Но если процесс ремонта затянуть и не предпринимать ничего, шум и вибрации будут такие сильные, что по слуху определить неисправность станет практически невозможно.
Диагностика неисправностей и проведение ремонта
Провести диагностику поломки не составит труда. Нужно всего-навсего поднять домкратом проверяемое колесо автомобиля либо поднять всю машину подъёмником. Взяться за верх и низ колёсного диска руками, пытаясь покачать его в разные стороны. При условии, если подшипник уже неисправен, колесо без видимых усилий станет раскачиваться. Если такая неисправность присутствует, нужно как можно скорее выполнить ремонт ступицы заднего колеса.
Исходя из конфигурации автомобиля, выходом из ситуации может стать замена подшипника ступицы заднего колеса или всего узла совместно со ступицей. Проводя ремонт, следует внимательным образом всё осмотреть, а при обнаружении выработки необходима замена ступицы заднего колеса на новую, оберегая себя тем самым от того, что в ближайшем будущем эта ситуация повторится. Подшипники не имеют определённого срока службы, но на практике средний срок эксплуатации ступичного подшипника около 100000 километров.
Если же при движении появился посторонний звук, но колесо не раскачивается взад-вперёд, можно попробовать просто повращать его рукой. С исправным работоспособным подшипником колесо будет крутиться беззвучно. Неисправный же подшипник будет шуметь, как будто внутри у него перекатываются и трутся между собой шарики. Степень, а также сила шума говорят о серьёзности и степени износа. Можно также покрутить колесо с исправным подшипником для сравнения.
Снимаем ступицу с заднего колеса
Как произвести снятие ступицы заднего колеса у автомобилей различных модификаций:
- Необходимо снять защитный колпачок со ступицы.
- На бортике ступичной гайки выпрямить замятый край с помощью зубила.
- Слегка ослабить затяжку ступичной гайки. Тут нужно довольно большое усилие, так что лучше это делать с помощником, который в салоне будет давить на тормоз.
- Потом нужно поддомкрачивать и снимать колесо.
- Следом нужно снять тормозной барабан, на котором у нас болт ступицы заднего колеса.
- Потом до конца откручивать гайку и вытаскивать шайбу, находящуюся под ней.
- Необходимо установить специальный съёмник и уже тогда снимать ступицу.
Вот, собственно, краткая инструкция как снять ступицу заднего колеса на автомобилях.
Главное, необходимо запомнить, что поломка ступичного подшипника это далеко не шутка и с этой неисправностью эксплуатация автотранспортного средства запрещена. Лучше вовремя отремонтировать автомобиль, чем потом тратить деньги на его восстановление. А что вы думаете об этом? Был ли этот материал вам полезен?
carextra.ru
Замена подшипника задней ступицы: инструменты, порядок работ
Диагностика и ремонт23 ноября 2019
Крутящий момент от оси или коленчатого вала к колесу передается с помощью ступичного узла, фиксирующего конструкцию на подвеске. После пробега более 80-100 тыс. км на большинстве автомобилей требуется замена подшипника задней ступицы, который под высокими нагрузками и усталостью металла выходит из строя. Также со временем свойства смазки ухудшаются. В результате происходят нагрев и разрушение подшипника.
Виды конструкций узла подшипника
Исходя из конструктивных особенностей выделяют следующие виды одно- и двухрядных подшипников:
- шариковые радиально-упорные;
- конические роликовые.
По мере совершенствования технологий подшипники ступичного узла (Hub Unit Bearings, сокращенно HUB) бывают нулевого поколения и с первого по пятое.
Детали класса 0 в иномарках уже не встречаются, поскольку их нужно регулировать и смазывать. Некоторые отечественные производители продолжают выпускать автомобили с такими подшипниками.
HUB-1 состоит из двух рядов шариковых или роликовых узлов. Основными его элементами являются 1 внешнее кольцо, 2 внутренних, шарики или ролики с зазорами. На автомобилях с ABS устанавливаются датчики. Углы контактов оптимизируются под нагрузки в зависимости от модели транспортного средства. HUB-1 снабжается уплотнениями и заполняется смазкой на весь период эксплуатации. Его можно менять отдельно от ступицы.
HUB-2 разработан на основе первого поколения и отличается оснащением наружной обоймы фланцами с крепежом для фиксации с подвеской. Используется на неведущих осях.
В узлах с гальваническим покрытием HUB-3 внутреннее и внешние кольца имеют фланцы. В целях распределения нагрузки внутренне кольцо соединено с полуосью с помощью шлица, а внешнее – крепится на ступице. Данная конструкция хорошо уменьшает вибрацию при торможении за счет низкого радиального биения.
HUB-4 объединяются с шарнирами равных угловых скоростей, а поколения 5 – с тормозными дисками. Но пока данные конструкции не находят широкого применения и эксплуатируются в опытно-промышленном режиме.
Как определить, что элемент пора менять?
Основными признаками неисправности ступичного подшипника являются металлический гул и(или) люфт колеса в процессе движения. Последний критерий самому сложно заметить. Может помочь видео, сделанное из идущего сзади автомобиля.
Для того чтобы водителю определить, где находится неисправность, нужно на скорости до 15 км/ч резко повернуть. Если шум исчезнет, сломался элемент с противоположной стороны. Для проверки рекомендуется сделать аналогичный поворот в другую сторону.
Когда слышатся скрежет и хруст, шоферу рекомендуется остановиться. Это признак полного разрушения подшипника, в результате чего может отлететь колесо.
В стационарных условиях неисправность определяется после установки автомобиля на подъемник. Отклонения на ведущих осях проверяются путем набора скорости до 70 км/ч и прослушивания гула возле каждого из колес. Если колесо не ведущее, его крутят руками и раскачивают. Люфт будет ощущаться.
Варианты замены подшипника
Существует несколько вариантов замены подшипника ступицы заднего колеса. Во всех случаях работу нужно производить на ровном твердом покрытии. Автомобили с механической коробкой передачи ставятся на первую скорость. Определившись в ходе диагностики, с какой стороны необходимо менять деталь, ослабляют гайки ключом для автомобиля на диске колеса. Затем поднимают машину домкратом на максимальную высоту. Под заднюю часть подкладывается опора, на которую домкратом опускается корпус. Спереди устанавливается упор, после чего колесо снимается.
Инструкция по стандартной замене
После снятия колеса откручиваются крепящие тормозной диск винты или штифты. На иномарках еще нужно снять суппорт (устройство, прижимающее колодки к тормозному диску), отвинтив 2 болта на нем. Заодно можно поменять колодки при необходимости. Затем снимается тормозной барабан.
Далее откручивают центральную ступичную гайку ключом на 30 или другого размера в зависимости от модели машины. Для приложения меньших усилий увеличивают рычаг на ключ в виде трубы. Предварительно зубилом и отверткой снимается колпачок, а пассатижами удаляется шплинт. После гайки отсоединяется прижимная шайба. С помощью постукивания молотком выбивается с цапфы сама ступица с подшипником. Для это могут потребоваться зубило и монтировка.
Также ступица снимается винтовым съемником, представляющим собой длинный стержень с резьбой, на который накручены захваты.
Процедура со съемником
На шпильки ступицы устанавливается ударный молоток, и после нескольких ударов полуось выводится из отверстия кулака. Из гнезда достается стопорное кольцо подшипника.
Винтовой съемник состоит из длинного болта, шайбы и металлического блина (пластины), который упирается в отверстие кулака. На другой конец съемника насаживается пластина диаметром наружной обоймы. Болт закручивается и сдвигает подшипник вперед.
Чтобы снять ступичный узел полностью, необходимо отсоединить датчик ABS, открутить болты тяг, рычагов и амортизаторов, закрепленных на цапфах кулака, освободить трос ручного тормоза.
Вариант с использованием прессовочного станка
Возможно использование прессовочного станка для демонтажа подшипника. Для этого предварительно снимается стопорное кольцо. Затем с помощью пресса производится давление на подшипник. Он должен выскочить, после чего новая деталь запрессовывается в ступицу.
Сборка всех узлов производится в обратном порядке.
Рекомендации по дальнейшей эксплуатации
Продлить срок эксплуатации подшипника ступицы позволяет аккуратная езда. Не следует на высокой скорости преодолевать ямы и другие препятствия. Также не рекомендуется резкий набор скорости без необходимости и установка колесных дисков с диаметром, отличающимся от заводского исполнения. Оптимальные размеры шин пишутся на двери водителя внизу.
Когда автомобиль эксплуатируется на плохих дорогах, необходимо чаще диагностировать ходовую часть на станциях технического обслуживания. Специалисты выявят и устранят проблему, что предотвратит возможную аварию.
autochainik.ru