Правила выполнения разворотов на дороге по ПДД
Каждый из нас, когда «сдавал на права», изучал правила дорожного движения. Их не так уж много, они стандартизированы настолько, насколько это в принципе возможно, чтобы не вызывать противоречивых ситуаций на дороге. Их, если позволите, миссия состоит в том, чтобы сделать вождение безопасным. Этой же цели подчинены разметка, знаки и т. д.
Идея в том, что если все водители будут следовать ПДД, количество нештатных ситуаций на дороге, а значит, и ДТП удастся снизить до теоретически возможного минимума. Проблема в том, что не все водители помнят эти правила. Мы не имеем в виду тех, кто их не соблюдает сознательно. Речь идёт о том, что очень сложно удержать в памяти мельчайшие нюансы всех правил движения. Основные вы помните очень хорошо, потому что пользуетесь ими каждый день. А вот подробности некоторых правил рекомендуется периодически обновлять в памяти.
Яркий пример — правила выполнения разворота на дороге. Водители выполняют этот манёвр каждый день, подчас не задумываясь о том, как сделать его в полном соответствии с ПДД. Между тем есть немало нюансов. О них и расскажем.
Основа основ
Главное, что написано в правилах выполнения разворота: его всегда нужно начинать с крайней полосы. При повороте налево или направо вы и так должны занять одноимённую крайнюю полосу. Но при развороте вы должны занять самое крайнее положение в этой полосе. Этот пункт, если вдуматься, весьма логичен. Люди, не понаслышке знакомые с дорожной обстановкой в нашей стране, понимающе кивнут головой. Если вы просто встанете, скажем, в левую полосу, оставив немного места до её края, то какой-нибудь лихач, объезжающий поток по встречной полосе, совершенно спокойно это место займёт. Вы потеряете время, пока он будет убирать с вашего пути свою машину, можете пропустить момент для разворота, на перекрёстке это может вас серьёзно задержать и следующего просвета вы можете ждать ещё долго. Помимо «гонщика», вы можете получить и другой сценарий. Скажем, на свободный участок между вашим боком и разметкой может заехать мотоциклист, которого вы наверняка услышите, и бесшумный велосипедист. Второй страшнее; если вы его не заметили, например, он как раз попал в «мёртвую зону» вашего зеркала, и начнёте выполнять разворот на дороге, правила его выполнения, которые вы не соблюли в полной мере, не помогут предотвратить аварию. Поэтому будьте внимательны и максимально близко «прижимайтесь» к краю полосы.
Обратите внимание, что, даже если разметка и знаки позволяют выполнить поворот с двух и более полос, правильный разворот на перекрёстке выполняется только и исключительно из крайнего положения крайней полосы. Для поворота возможны исключения, например, когда вы управляете автомобилем с прицепом и прицеп при такой траектории попадает на тротуар или на встречную полосу. В этом случае ПДД оставляет за водителем право немного отступить от требований. Но конечно, в пределах здравого смысла.
Изображение разрешенного разворота на перекрёсткеЧто касается траектории как таковой, правила выполнения разворота о ней явно ничего не говорят. Нет даже рекомендаций. Вопрос должен решаться на усмотрение водителей в каждой конкретной ситуации.
Если задумываться о вариативности, то этот подход также очень логичен. Например, при развороте на Т-образном перекрёстке водитель не сможет выбрать очень широкую траекторию, ему придётся проводить манёвр в условиях ограниченного пространства. При этом разворот на многополосной дороге предоставляет больше альтернатив. Здравый смысл подсказывает, что кратчайший путь будет самым безопасным, но иногда ситуация на дороге требует контринтуитивных решений.
Рассмотрим ситуацию, когда на перекрёстке выполняют разворот сразу два встречных автомобиля. Если они оба выберут широкую траекторию, то их пути пересекутся. Они будут пропускать друг друга, а в этом случае недопонимание практически неизбежно. При суженной траектории с обеих сторон разворот на перекрёстке пройдёт без осложнений и препятствий. Казалось бы, пример иллюстрирует как раз обратное тому, ради чего мы его приводим, но допустим, что у второго автомобиля есть прицеп. Ситуация обретает другую грань: слишком узкий радиус разворота для такой машины создаст аварийную ситуацию. Поэтому один из водителей должен будет выбрать узкий радиус, тогда как второму придётся расширять траекторию. Рекомендаций, как мы уже сказали выше, нет, но если возможно — старайтесь оставлять для других водителей пространство на дороге. Разумеется, выполнять разворот на дороге вы должны тогда, когда ваше действие не создаст никому из участников движения препятствий.
По факту, единственное ограничение при развороте на перекрёстке касается разметки на нём. При наличии линий разметки манёвр будет связан с кратковременным пребыванием на встречной полосе. Чтобы было понятнее, о чём речь, представьте дорогу с разделительной полосой, в месте пересечения которой разрешён правилами поворот налево и разворот. В этом самом «просвете» может быть разметка, она разделяет встречные потоки автомобилей. Так вот правильный разворот на перекрёстке вроде этого выполняется по траектории, удалённой от аверса поворота. Это та самая контринтуитивность, о которой мы упоминали. Формально в ПДД об этом не сказано, но иная траектория будет считаться выездом на встречную полосу и ДПС не преминет вам об этом рассказать. Так что будьте внимательны!
Рельсы на дороге
В случае если на перекрёстке есть трамвайные пути, они считаются полосой движения. В плане правильного выполнения разворота для вас действует то же правило: выполнять его только из крайнего левого положения. Но теперь нужно обратить внимание на разметку и знаки. Если разметки нет, но есть знак, обозначающий направления движения по полосам, то крайнее левое положение на вашей полосе будет правее трамвайных путей, так что вы должны доехать до места поворота и выполнять разворот оттуда. Если знака тоже нет, то, соответственно, крайнее левое положение будет на трамвайных путях. Вы заезжаете на пути, пропуская трамвай, разумеется, и разворачиваетесь.
Однако при наличии разметки ситуация может кардинально поменяться. Один из немногих случаев, когда разворот через трамвайные пути будет запрещён, зависит как раз от неё. Обратите внимание: если справа от путей есть «сплошная», то в этом месте запрещён и поворот налево, и разворот. Но такая разметка — общий случай и, как правило, не требует дополнительных разъяснений. Разворот на трамвайных путях почти всегда разрешён, и выполнение его из-за специфики движения трамваев не вызывает особых трудностей.
Разворот без перекрёстка
У вас могло сложиться впечатление, что мы будем говорить только о разворотах на перекрёстке. Но это не так. Ведь разворот вне перекрёстка тоже выполняется водителями очень часто и он важная часть повседневного дорожного движения.
Если разметка позволяет вам выполнить разворот на дороге, то есть сменяется со сплошной на прерывистую с одной или обеих сторон, то, заняв крайнее левое положение, начинайте манёвр, пропустив, соответственно, встречный поток. Тут есть нюанс: разворот на многополосной дороге по такой схеме вы выполните без особых трудностей; пространство позволяет построить траекторию без необходимости упираться в бордюр и сдавать назад, что на оживлённой дороге было бы неудобно и весьма опасно. Разворот на узкой дороге, как говорят правила, можно при необходимости выполнять не только из левой полосы. В этом случае займите полосу правее, пропустите попутный поток вместе со встречным и тогда начинайте движение. Если же правой полосы нет (например, так бывает на узкой загородной дороге), то допускается использование обочины. Именно обочины, а не тротуара, это очень важно. Но будьте аккуратны и внимательны, обязательно сигнализируйте водителям о своём намерении поворотниками, ведь вам нужно пропустить сразу два потока.
Если в месте вашего разворота вне перекрёстка есть трамвайные пути, то (в отсутствие запрещающих знаков и разметки, естественно) выполнять разворот на дороге следует именно с них. В этом случае пропускаете два потока и трамвай.
Главное в этом манёвре то, что выполнять его следует, только когда вы не создадите препятствий для других участников движения. Разворот на четырёхполосной дороге не создаст для вас трудностей: она достаточно широкая, на ней вы спокойно займёте нужную для этого полосу. Разворот на двухполосной дороге будет несколько сложнее, но тоже вполне осуществим. А вот когда нельзя разворачиваться вообще, мы расскажем прямо сейчас.
Запрещённый приём
Есть не так уж много ситуаций, когда разворот может быть запрещён. Мы вскользь упомянули об этом выше, теперь же рассмотрим подробнее.
Перечень короткий. Итак, разворот может быть запрещён:
- разметкой;
- знаками;
- ПДД.
Первые два пункта понятны. Сплошную осевую линию, перечёркнутый знак разворота или знак «движение только прямо» мы видим каждый день, прекрасно их понимаем и не будем нарушать такие явные правила. С правилами чуть сложнее, но тоже довольно прозрачно:
- пешеходные переходы;
- тоннели;
- мосты, эстакады, путепроводы и дороги под ними;
- переезды через железнодорожные пути;
- места с затруднённой видимостью;
- остановки транспорта.
Давайте по порядку. Разворачиваться на пешеходном переходе не просто опасно, это безответственно. Вы подвергаете опасности жизнь пешеходов и других водителей, выполняя этот манёвр в таком месте. Заметьте, что зоной пешеходного перехода считается расстояние между гранями визуальной разметки (зебры) или, если её не видно, расстояние между знаками. Выполнить разворот на этом участке дороги нельзя, нужно найти другое место.
Что касается тоннелей и мостов, то вряд ли кто-то вообще соберётся там разворачиваться. Это противоречит элементарному здравому смыслу. Но имейте в виду, что мост соединяет два берега, под ним нет дороги. То, что мы по привычке называем мостами, на самом деле либо эстакада, поднимающая полноценный уровень дороги над землёй или другой дорогой, либо путепровод, ярким примером которого являются съезды на трассах, переводящие поток над основной дорогой. Так вот под этими сооружениями выполнять разворот нельзя! Опоры и конструкции затрудняют видимость, поэтому манёвр будет считаться небезопасным.
Железнодорожный переезд также не является распространённым местом для разворотов. Вообще, там действует особые режим движения и нарушения правил наказываются с особой жёсткостью. Однако помните, что если на переезде есть шлагбаумы, то его граница заключена между ними и до шлагбаума идёт обычная дорога, на которой, в зависимости от разметки, можно или нельзя правильно выполнять разворот на общих основаниях. Но когда шлагбаумов нет, граница продлевается до пространства между знаками. Будьте внимательны, эта особенность может стать причиной долгого и неприятного разговора с инспектором ДПС.
Остановки автобусов и маршрутных такси входят в этот список, потому что высадка пассажиров всегда должна проходить беспрепятственно и с максимально возможным уровнем безопасности для них. Любой благоразумный человек сам будет держаться подальше от таких мест и выполнит разворот на дороге там, где не будет риска сбить зазевавшегося пешехода. При этом в ПДД протяжённость зоны явно не указана. Но вообще, остановка и поворот ближе 15 метров до и после остановки запрещены; к развороту относится то же самое, так что внимательно смотрите на знаки и разметку. Если на дороге специально есть расширение для остановки, то это ничего не меняет и правильно выполнить разворот нужно будет в другом месте.
Говоря о скорости разворота, в правилах нет по этому поводу никаких указаний. То есть теоретически для такого движения действует ограничение в 60 км/ч. Но это, как вы понимаете, совсем не значит, что вам надо выполнять разворот на дороге именно с этой скоростью. Мы предполагаем наличие интеллекта и инстинкта самосохранения у наших читателей.
Послесловие
Разворот не является сколько-нибудь сложным манёвром. Это повседневное действие, которое многие водители выполняют не задумываясь. Тем не менее, как вы видите, есть немало нюансов, которые надо учитывать, чтобы не попасть в неприятную ситуацию на дороге. Важно, чтобы вы, разворачиваясь, чётко понимали, какая именно траектория у вашей машины, хватит ли вам места, в какую полосу вы попадаете. А ещё — хватает ли вам времени для того, чтобы правильно выполнить разворот и не помешать другим водителям. Как делать разворот на дороге, правила не описывают. Вы должны сами выбрать радиус разворота, поэтому и последствия будут на вашей совести. Узкий радиус безопаснее до тех пор, пока ваши габариты не превращаются в проблему при развороте. Причём не только в вашу, но и в проблему окружающих. В этом случае будьте вдвойне внимательны и аккуратны при развороте. И помните, что прицеп — это дополнительная тяжесть, снижающая вашу скорость. Но даже так не стоит торопиться и подвергать опасности себя и других.
Принцип «всё, что не запрещено, разрешено» даёт вам некоторую свободу действий. Ситуаций, когда вы не сможете развернуться, не так уж много, они все определены в ПДД и описаны до мельчайших деталей (за редким исключением, конечно). Поэтому, следуя правилам и собственному здравому смыслу, вы будете безопасно и правильно разворачиваться там, где вам это будет удобно.
carextra.ru
Способы разворотов.
1. На достаточно широкой дороге ( 8 – 10 м. ) разворачивай, как показано на 1. рисунке.
Можешь использовать обочины. Старайся развернуться без остановки, но не в ущерб безопасности.
2. Если ширина улицы недостаточная, чтобы развернуться в любом месте, найди подходящее расширение на правой или левой стороне и развернись, как показано на 2. рисунке.
Водитель автомобиля В разворот должен начинать напротив середины расширения, чтобы
вписаться в нее и закончить маневр без применения заднего хода.
3. Если расширения нет, используй боковой проезд, как показано на 3. рисунке. Движение задним ходом контролируй через правое боковое зеркало. Помни, что с больщой дороги сьезжать следует задним ходом, стобы выезжать на нее передним ходом, Так это безопаснее.
4. Если условий для выше показанных разворотов нет, придется разворачиваться более опасным способом – применяя на проезжей части задний ход, как показано на 4. рисунке.
Возможны два варианта.
Который из них лучше, трудно сказать. Возможно, маневры автомобиля В быстрее, проще и безопаснее.
Освойте оба, пригодятся.
П о м н и!
Показанные маневры разрешены на дороге:
— на которой осевая линия и линии, обозначающие края проезжей части не сплошные или их нет вообще;
— где дорога в обе стороны просматривается не менее, чем на 100 метров.
Парковка передним ходом.
Проще заехать, поворачивая с большего расстояния, как это на 1. рисунке делает автомобиль В.
Автомобиль А по траектории, показанной на 1. рисунке, симметрично парковать невозможно.
Если есть выбор, заезжай с левым поворотом, как автомобиль А на 2. рисунке. Не надо будет усложнять маневр, перестраиваясь влево в начале заезда, как на 3. рисунке.
Поворот на выбранную стоянку начинай, когда плечом поровнялся с левой границей предидущей стоянки, как показано на 4. рисунке. Рули так, чтобы правым передним колесом проехаться по правой границе выбранной стоянки. В конце маневра передние колеса зарули симметрично между линиями, выстави их прямо и остановись.
Для парковки подбери место между двух пустых стоянок. Если такого места нет, паркуйся на стоянку. за которой следующее пустое, как на 5 рисунке. Не будет проблемы передним правым колесом проехаться по правой границе своей выбранной стоянки.
Сложнее парковаться между двух припаркованных автомобилей, как на 6 рисунке. Поворот начинай несколько позже, руль поверни влево до упора. Перед правым автомобилем остановись, поверни руль вправо до упора и сдай немного назад. Когда перед твоего авто напротив выбранной стоянки, заруливай в нее и остановись.
Если стоянки для заезда с левым поворотом нет, придется парковаться с правым поворотом, как на 3. рисунке. Все выше рассмотренные советы остаются в силе и в этом случае.
lando-1.narod.ru
Правильные развороты, ПДД, обязан знать каждый водитель! — DRIVE2
В каких случаях можно выполнить разворот на дороге?
Источник: auto.today/bok/5611-pravi…t-razvorot-na-doroge.html
© Auto.Today
Разворотом является маневр, в результате которого автомобиль изменяет направление своего движения . Развороты на дорогах можно осуществлять на перекрестках и вне перекрестков. При развороте необходимо хорошо видеть движение других автомобилей вокруг, и быть видимым для всех участников дорожного движения.
Можно ли развернуться, не доезжая до перекрестка
Данный маневр не относится к запрещающим, поэтому – можно (р. 8 п. 8.8). Необходимо выбрать участок дороги с наименьшим движением и хорошим обзором. Поворот можно осуществлять в один, два или три приема.
Разворот в один прием осуществляется в такой последовательности:
1. Определитесь с местом для разворота.
2. Включив правый поворот и контролируя движение сзади, прижмитесь к правому бордюру.
3. Включив левый поворот, следите за движением со всех сторон.
4. Выбрав безопасный момент и вращая руль перехватом, разворачивайтесь.
5. Выровняйте колеса, увеличьте скорость, выключите левый поворот.
Важно! Включение поворотов при осуществлении разворота является обязательным.
Разворот в два приема осуществляется в такой последовательности:
1. Включив правый поворот, приближайтесь к правому краю бордюра.
2. Остановитесь сразу за въездом.
2. Выберите безопасный момент, включите заднюю передачу и заезжайте задним ходом во въезд.
4. После остановки выключите поворот.
5. Выберите безопасный момент, включите левый поворот и завершите разворот.
Разворот в три приема осуществляется в такой последовательности:
1. Остановитесь возле правого бордюра.
2. Включив левый поворот и оценив безопасность движения, поверните влево руль и двигайтесь вперед до противоположного бордюра.
3. Остановившись, вращайте рулевое колесо вправо.
4. Включите заднюю передачу и правый поворот. Оцените безопасность движения.
5. Включите левый поворот, переднюю передачу и завершите разворот.
Правилами дорожного движения (Р.8, п.8.5) регламентируется осуществление разворота на проезжей части в случае, если слева находятся трамвайные пути. Поэтому, если есть трамвайные рельсы, то разворот нужно начинать с них, если это, конечно, не запрещено ПДД. Запретным фактором может стать разметка и дорожные знаки. В таком случае, вам необходимо уступать дорогу только вст
www.drive2.ru
Выполнение разворота | Разворот вне перекрестка
Время от времени, каждый водитель попадает в ситуацию, когда необходимо развернуть автомобиль, чтобы поехать в другом направлении.
Но одно дело, когда разворот выполняется, скажем, во дворе или гаражном проезде, на прилегающей территории, а совсем другое дело, когда нужно развернуться на оживленной дороге, где кроме вас еще находятся другие участники дорожного движения.
Рассмотрим, как в различных ситуациях выполнить разворот правильно. Правильно – это значит, технично, не нарушая Правила и соблюдая безопасность маневра.
Что такое разворот? Это маневр, при котором автомобиль изменяет направление своего движения на противоположное. Другими словами, водитель едет в одну сторону, затем разворачивается и едет обратно.
Как и любой другой маневр, выполнение разворота сопряжено с повышенным риском для безопасности и сопровождается повышенным психофизическим напряжением. Поэтому, в самом начале водительской практики разворотов на дорогах общественного пользования в населенных пунктах лучше всего избегать. Для того, чтобы развернуться, можно использовать прилегающие или дворовые территории.
Можно построить маршрут так, что повернув на нескольких перекрестках, вы снова окажетесь на той дороге, с которой выезжали и уже поедете в обратном направлении. Такой вариант неплох при условии, что вы хорошо знаете местность. Но рано или поздно развороты на дорогах так или иначе придется включать в свой маршрут и мы рассмотрим самые распространенные случаи.
Развороты на дорогах общественного пользования условно можно разделить на две категории:
- Развороты вне перекрестков;
- Развороты на перекрестках.
Но независимо от того, в каком месте выполняется разворот, самое главное – это хорошо видеть обстановку вокруг автомобиля и быть хорошо видимым для других участников движения.
Сначала вспомним, в каких местах разворот запрещен. Об этом нам скажет пункт 8.11 ПДД.
Разворот запрещается:
- на пешеходных переходах;
- в тоннелях;
- на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
- на железнодорожных переездах;
- в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
- в местах остановок маршрутных транспортных средств.
В дополнение к этим ограничениям Правила запрещают разворот через сплошную линию разметки, разделяющую проезжую часть на потоки встречных направлений.
Разворот вне перекрестка
Правилами четко определены места, где разворот запрещен. Они перечислены выше. Рассмотрим, в каких местах вне перекрестка можно выполнить этот маневр безболезненно и на что следует обратить особое внимание.
Начнем с разворота на дороге, имеющей всего две полосы (по одной для движения в каждом направлении) с прерывистой линией разметки посередине или не имеющей разметки.
Место, где вы хотите развернуться, должно хорошо просматриваться в обе стороны. Вблизи не должно быть переломов или поворотов дороги, закрывающих обзор вам и другим участникам движения, а также не должно быть приближающихся транспортных средств.
В зависимости от ширины проезжей части и наличия прилегающей территории можно выполнять разворот в один, два или три приема. Рассмотрим последовательность выполнения каждого разворота в отдельности.
Разворот в один прием
- Выбрав место для разворота, включаете правый «поворотник», смотрите в зеркало заднего вида для контроля обстановки сзади автомобиля и прижимаетесь к правому бордюру или заезжаете на обочину. Останавливаетесь;
- Включаете указатель левого поворота и осматриваете обстановку со всех сторон автомобиля. Для этого лучше смотреть не только в зеркала заднего вида, а еще повернуть голову и внимательно осмотреться;
- Убедившись, что ни вы никому, ни вам никто не мешает, начинаете движение вперед, быстро и плавно вращая руль перехватом;
- Разворачиваетесь. В завершающей стадии разворота выравниваете колеса автомобиля и плавно увеличиваете скорость. Выключаете левый «поворотник».
Включение указателей поворота обязательно! Если прижимаетесь вправо к бордюру или обочине, значит включаете правый «поворотник», перед тем, как начнете разворачиваться (начало движения и отъезд от обочины) – соответственно, левый «поворотник». Чтобы едущие сзади вас, смогли понять ваши намерения правильно.
Разворот в два приема
В два приема можно развернуться, если рядом с дорогой имеется прилегающая территория или площадка со своим въездом. Безопаснее всего для такого разворота использовать территорию, прилегающую к дороге справа.
- Приблизившись к въезду на прилегающую справа территорию или площадку и поравнявшись с его правым краем, включите сигнал правого поворота;
- Остановиться нужно сразу за въездом примерно в метре от бордюра. Осмотрите обстановку сзади автомобиля и на прилегающей территории. Правый «поворотник» пусть работает;
- Включаете заднюю передачу и заезжаете задним ходом во въезд на территорию. При этом переднее левое крыло автомобиля будет сильно выступать на проезжую часть – будьте внимательны. Очень похоже на экзаменационное упражнение «Заезд в бокс». Останавливаетесь и выключаете «поворотник»;
- Теперь требуется оценить обстановку на дороге слева и справа, затем включаете левый указатель поворота и, соблюдая безопасность маневра, с поворотом налево завершаете разворот.
Разворот в три приема
Разворот в три приема выполняется в том случае, когда дорога слишком узка для разворота в один прием, а для разворота в два приема нет прилегающей территории. Выполняется такой разворот точно так, как экзаменационное упражнение «Разворот в три приема», но на оживленной дороге нужно особенно внимательно следить за окружающей обстановкой и включать указатели поворотов.
И еще всегда есть смысл обращать внимание на высоту бордюрного камня, чтобы во время разворота не повредить автомобиль.
- Остановитесь у правого края дороги как можно ближе к обочине или бордюру. Оцените обстановку в обоих направлениях дороги, включите левый указатель поворота;
- Когда дорога будет свободна на достаточно большом расстоянии, начинайте движение вперед, быстро и плавно поворачивая руль влево. Когда до противоположного бордюра останется примерно 1-1,5 метра, начинайте останавливаться, одновременно быстро вращайте рулевое колесо вправо так, чтобы после остановки передние колеса были повернуты вправо;
- Включите заднюю передачу и правый указатель поворота. Оцените обстановку сзади вас на дороге и начинайте движение назад, одновременно поворачивая руль до упора вправо. На сколько нужно будет сдать назад – зависит от ширины дороги. Останавливаетесь;
- Теперь включаете левый указатель поворота, первую передачу и начинаете движение вперед, одновременно выравнивая колеса.
Когда у дороги две или более полос для движения в одном направлении, то противоположные потоки разделяются сплошной линией разметки, пересекать которую запрещено, или встречные потоки могут разделяться конструктивно (отбойник или длинный газон посередине дороги). В таких случаях разворот выполняется в специально отведенных местах, обозначенных знаками 6.3.1 «Место для разворота» или 6.3.2 «Зона для разворота». Этим знакам может предшествовать знак 6.3.1 с табличкой 8.1.1 «Расстояние до объекта».
Увидев такой знак, следует заранее, соблюдая правила перестроения, занять крайнюю левую полосу движения и приблизиться к месту для разворота. О правилах перестроения в дорожном потоке можно прочесть в статье, которая так и называется Перестроение в потоке.
Далее нужно заблаговременно включить указатель левого поворота и плавно снизить скорость, чтобы едущие за вами смогли понять ваши намерения и беспрепятственно вас объехать. Теперь, для выполнения разворота, сначала следует оценить дорожную обстановку, если нужно — остановиться и пропустить встречный транспорт, и только потом, убедившись в безопасности маневра, выполнить разворот. Указатель поворота нужно выключить после завершения разворота.
Разворот через трамвайные пути вне перекрестка
Теперь рассмотрим разворот вне перекрестка на дороге, имеющей одну или более полос для движения в каждом направлении с трамвайными путями посередине. Это будет разворот через трамвайные пути или пересечение трамвайных путей вне перекрестка.
Разворот через трамвайные пути разрешается при выполнении следующих условий:
- трамвайные пути располагаются слева от водителя на одном уровне с проезжей частью, например, как на рисунке ниже;
- отсутствуют знаки и дорожная разметка, запрещающие разворот, т.е. в принципе разворот на данном участке дороги должен быть разрешен.
Вот некоторые условия, запрещающие разворот — например, трамвайные пути могут быть отделены от проезжей части сплошной линией разметки; между трамвайными путями может быть нарисована двойная сплошная линия; на данном участке дороги между перекрестками установлен знак 4.1.1 «Движение прямо» или 4.1.4 «Движение прямо и направо»; наличие знака 3.19 «Разворот запрещен».
Кроме того нужно еще помнить, в каких местах согласно 8.11 ПДД разворот запрещен. Список приведен в начале статьи.
Теперь о самом выполнении разворота. Выполнять этот маневр вне перекрестка нужно только с трамвайных путей попутного направления, не создавая помех ни встречному, ни попутному трамваю. Почему именно так?
Во-первых, на это указывает пункт 8.5 ПДД «При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них …»
Во-вторых, пункт 9.6 ПДД разрешает движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления.
Следовательно, начиная разворот на трамвайных путях с проезжей части, существует вероятность столкновения с автомобилем, который уже едет по трамвайным путям, согласно п.9.6.
Поэтому, план действий для выполнения разворота на трамвайных путях вне перекрестка будет следующий:
- По правилам перестроения занимаете крайнюю левую полосу на проезжей части. Выбираете место для разворота, включаете левый «поворотник» и останавливаетесь;
- Пропускаете попутный трамвай (если он есть), а также попутные машины, которые уже едут по трамвайным путям или вслед за трамваем и заезжаете на трамвайные пути попутного направления. Указатель левого поворота включен. Помните, что выезд на трамвайный путь встречного направления запрещен – грозит штраф за выезд на полосу встречного движения;
- Пропускаете встречный трамвай (если он есть), а также встречные ТС, движущиеся по проезжей части и начинаете делать разворот;
- Съехав с трамвайных путей на проезжую часть и закончив разворот, выключаете указатель поворота. Продолжаете движение по своему маршруту.
Пренебрегать преимуществом трамвая не стоит, хотя бы потому, что он гораздо больше. В противном случае можно оказаться в ситуации, как на фото ниже.
Есть дороги, где трамвайные пути выделены конструктивно, т.е. часть дороги, по которой проходят рельсы, приподнята над проезжей частью и имеет бордюр (фото ниже). Заезжать на такие трамвайные пути и тем более пересекать их запрещается.
Такой, выделенный конструктивно участок трамвайных путей, может быть довольно протяженным, и если возникает необходимость развернуться, придется ехать либо до ближайшего перекрестка, либо до специально организованного места для разворота через трамвайные пути. Такие места обозначаются дорожным знаком 6.3.1 «Место для разворота».
Разворачиваясь в таких местах, необходимо помнить, что трамвай имеет преимущество в движении перед безрельсовым транспортом, т.е. необходимо уступить дорогу трамваю. Но, уступая дорогу, не следует подъезжать к трамвайным путям слишком близко. В противном случае есть большой риск быть задетым проезжающим мимо трамваем. В статье «Пройдет трамвай? Не прошел…» показан один из подобных случаев разъезда с трамваем.
Если вам необходимо развернуться через трамвайные пути на каком-то участке дороги, но вы не уверены в допустимости выполнения разворота, тогда лучше езжайте до перекрестка или ищите место, где вы будете уверены, что ваш разворот не противоречит ПДД.
Как развернуться на перекрестке через трамвайные пути, можно прочесть в статье Проезд перекрестков с трамвайными путями.
Другой вариант для того, чтобы развернуться на дороге с разделительной полосой – это использовать стандартную двухуровневую развязку (у которой четыре кольцевых заезда-съезда), если такая развязка повстречается на вашем пути. Только выглядеть этот маневр будет уже не как разворот, но цель будет достигнута: автомобиль в конечном итоге поедет в обратном направлении.
В этой ситуации нужно будет выполнить последовательно четыре правых поворота и направление движения изменится на противоположное. Одна особенность: первый поворот направо необходимо делать после того, как переедете пересекаемую дорогу: над ней или под ней – не важно.
Во второй части статьи Выполнение разворота рассмотрим выполнение разворотов на перекрестках, а также проясним некоторые спорные моменты, связанные с этими маневрами.
Навигация по серии статей<< Маневрирование в дорожном потокеВыполнение разворота. Часть 2 >>avtonauka.ru
Правила разворота на перекрестке — рекомендации специалиста
Разворот — это манёвр, при котором направление движения автомобиля меняется на противоположное. Самым сложным в техническом плане считается его выполнение на перекрёстке, когда опасность подстерегает водителя сразу с двух сторон: и сзади, и на встречной полосе. Кроме того, манёвр приходится совершать в ограниченном пространстве. Правила дорожного движения рассказывают, как нужно развернуть машину на разных видах пересечений дорог.
Правила разворота на перекрёстке достаточно просты. Тем не менее этот манёвр вызывает трудности у начинающих водителей.
Выполнение манёвра на обычном регулируемом автоперекрёстке
Развернуть машину на обычном перекрёстке с одним пересечением проезжих частей можно по большой или малой траектории.
Алгоритм разворота на регулируемом перекрёстке:
- Автомобиль заранее перестройте в левую крайнюю полосу.
- На разрешающий сигнал светофора подъедьте к центру автоперекрёстка.
- Пропустите встречные авто и завершите манёвр.
Разворот на нерегулируемом пересечении дорог
При выезде на нерегулируемый перекрёсток по второстепенной дороге перед началом разворота:
- Остановитесь у края пересекаемой проезжей части. На фото ниже это место обозначено импровизированной кирпичной стеной.
- Пропустите всех остальных участников движения, а затем совершите манёвр.
Правила движения на пересечении дорог с разделительной полосой
Значительно больше вопросов возникает при совершении манёвра на пересечении дорог, одна из которых оборудована разделительной полосой. Фактически такой перекрёсток имеет два участка пересечения проезжих частей.
Разворот в таком месте совершается двумя способами:
- Если разделительная линия достигает границы пересечения проезжих частей, то манёвр выполняют по большому радиусу.
- Если разделительная линия не доходит до границы пересечения проезжих частей, авто разворачивается без выезда на перекрёсток.
Правило разворота по дальней траектории действует и на перекрёстках с очень широкой разделительной линией.
Как развернуть машину, ориентируясь на разметку
Траекторию разворота могут подсказать разделительные линии. Следующая разметка предписывает автомобилю разворачиваться по меньшему радиусу.
Разметка как на фото ниже указывает, что совершать манёвр нужно по большему радиусу.
Выполнение манёвра на перекрёстке с трамвайными путями
При наличии попутных трамвайных путей, расположенных на том же уровне, что и автодорога, разворот следует производить с них. При этом автомобиль не должен создавать помех движению трамваев.
Исключением является перекрёсток, у которого установлен знак 5.15 «Направление движения по полосам». Он предписывает выполнять манёвр не с трамвайных путей, а с левой крайней полосы проезжей части.
И напоследок совет начинающим водителям от экспертов. Если вам сложно развернуться на оживлённом перекрёстке, попробуйте пойти другим путём. К примеру, совершите три левых поворота и один правый. Вам придётся объехать один квартал, зато вы избежите совершения рискованного манёвра на пересечении дорог с интенсивным движением.
Возможные ошибки
Во время разворота на перекрёстке некоторые водители допускают ошибки, а поэтому в результате неправильного выполнения манёвра могут стать участниками ДТП. Чаще всего они не уступают дорогу встречным автомобилям, хотя дорожная ситуация обязывает их это сделать. Но встречаются и другие нарушения правил:
- На пересечении дорог с разделительной полосой ошибочно разворачиваться по маленькому радиусу. В данной ситуации инспектор ГИБДД вправе вменить водителю выезд на полосу встречного движения. За эту ошибку можно поплатиться водительским удостоверением.
- На некоторых перекрёстках поворот налево можно выполнить не только из крайней левой полосы, но и из соседней. Водители ошибочно полагают, что из этой полосы они могут совершить и разворот. Но траектория их движения во время манёвра пересекается с траекторией движения автомобилей, которые поворачивают налево из крайнего левого ряда. Чтобы не попасть в ДТП, перед тем как развернуть машину, нужно перестроиться в крайний левый ряд.
- Разворачивая машину, водитель должен внимательно следить за траекторией движения транспортных средств, которые идут сзади. Другие участники движения тоже должны сохранять бдительность. Если водитель заметил, что впереди идущий автомобиль заходит на дальнюю траекторию для разворота, нужно позволить ему завершить манёвр и не пытаться по-быстрому проскочить налево, срезая при этом угол. Это может привести к ДТП.
При выходе из разворота на узком перекрёстке недопустимо совершать наезд на:
Чтобы не наехать на бордюр, зебру или сплошную линию, нужно, разворачивая машину, держаться строго в границах перекрёстка.
Когда разворачивать машину запрещено
Существуют дорожные знаки, запрещающие разворачивать машину. К примеру, в зоне действия знака 3.19 «Разворот запрещён» разворачиваться нельзя (поворачивать налево можно).
Некоторые водители ошибочно полагают, что знак 3.18.2 «Поворот налево запрещён» не разрешает и разворот. В действительности в зоне действия этого знака разворачиваться можно.
Знаки 4.1.1–4.1.4, предписывающие движение в заданных направлениях, запрещают разворот налево.
Разворачивать авто запрещено и в зоне действия знака 5.7.1 «Выезд на дорогу с односторонним движением». Запрещён разворот и в зоне действия 5.13.1 «Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств». Этот знак разрешает легковушкам движение только направо.
Начинающему водителю может показаться, что разворот на пересечении дорог — это невероятно сложный манёвр. Это не совсем так. Когда новичок будет самостоятельно управлять транспортным средством и наблюдать за движением, он быстро научится разворачивать машину как на перекрёстке, так и за его пределами.
Оцените статью: Поделитесь с друзьями!avtopravo.guru
Повороты в плавании: техника разворота кролем и в брассе, кувырок в воде и маятник
Если Вы плаваете в бассейне, то около каждого бортика Вам требуется развернуться и оттолкнуться.
Независимо от того, являетесь ли Вы любителем или профессионалом, от того, насколько эффективно и правильно вы будете делать повороты, напрямую зависит скорость прохождения вами бассейна.
Виды разворотов
Профессиональные
При плавании кролем как на груди, так и на спине для разворотов используется кувырок.
При плавании брассом и баттерфляем используется “маятник”, он же с определенными особенностями используется и почти для всех переходов в комплексном плавании.
Любительские
В любительском плавании для всех стилей подходит маятник, а для начинающих – простой поворот (открытый и закрытый).
Рассмотрим в деталях каждый из этих способов ниже.
Кувырок в воде
Это – самый технически сложный способ, которому научиться весьма непросто. Но именно он является самым быстрым и эффективным – именно его используют профессионалы на всех соревнованиях по кролю.
Пошаговая схема
Здесь приведем сразу две иллюстрации: на одной показано, что пловец в момент переворота полностью оказывается на спине, на другой он изображен чуть-чуть под углом.
На самом деле, грань между этими вариантами почти отсутствует, каждый сам для себя определяет, в какой момент ему начинать вращение со спины на грудь.
Первый вариант:
Кувырок. Пловец на спинеВторой вариант:
Кувырок. Пловец слегка под угломТехника разворота кролем на груди
Последовательность действий выглядит следующим образом:
- Приближение к стенке. Делаем гребки руками, при приближении к стенки сначала одна рука после гребка остается вытянутой вдоль тела, затем – вторая, в момент завершения гребка второй рукой начинается следующий шаг.
- Кувырок. Голова и верхняя часть тела делают заныривающее движение, после чего все тело вслед за ними делает сальто – кувырок – таким образом, чтобы ноги занеслись на стенку бассейна, а вы фактически оказались под водой на спине (параллельно дну либо слегка под углом), развернутыми в другую сторону.
В этот момент делайте выдох носом, чтобы в него не попала вода.
- Толчок. Руки выбрасываются стрелочкой вперед, выполняем сильный толчок ногами. Поскольку фактически мы находимся на спине, в момент толчка начинается поворот тела, чтобы затем вновь оказаться на груди.
- Скольжение. Скользим с вытянутыми руками, при этом продолжаем и завершаем поворот на грудь.
Таким образом, фактически здесь тело вращается в двух плоскостях: сначала делается сальто и мы вместо груди оказываемся на спине или почти на спине, а затем во время толчка и скольжения мы вращаемся, чтобы вернуться на грудь.
В середине этого видео вы можете посмотреть всю последовательность в замедленной съемке:
Техника на спине
При плавании кролем на спине делается аналогичный кувырок, но со следующими особенностями:
- Когда подплываем к концу дистанции, сначала переворачиваемся со спины на грудь. После этого разрешается сделать одно гребковое движение рукой.
- В положении “на груди” делаем тот же самый кувырок, только после толчка ногами остаемся на спине – скользим под водой и затем выходим на поверхность.
Как научиться
Если другие методы можно оттачивать прямо по ходу плавания, то для обучения кувырку стоит выделять отдельное время – нужно все-таки сначала принципиально поучиться его делать у стенки бассейна, а затем уже оттачивать в ходе регулярного плавания.
Целое занятие ему посвящать не стоит, так как вы устанете, нахлебаетесь воды носом и можете начать сбиваться на неправильную технику, а вот выделять 10 минут в начале нескольких тренировок можно и нужно.
Вот отличное видео про обучение кувырку:
Также вот еще возможные варианты упражнений для того, чтобы научиться делать сальто в воде:
- Для начала можно попробовать покувыркаться не у бортика, а чуть подальше него, чтобы ощутить это движение и не испытать страха удариться о стену бассейна.
- Еще один вариант – взяться руками за стенку бассейна, интенсивно работать ногами и делать выдох в воду. То есть Вы как бы будете плыть ногами, но будете при этом стоять на одном месте, держась за бортик. Через несколько секунд, продолжая работать ногами, уйдите головой вниз и перекиньте ноги – получится кувырок с выходом на спину. Далее останется отточить это движение и последующий обратный переворот на грудь после толчка.
Не забывайте выдыхать носом, особенно на первых порах (потом это войдет в привычку и будет делаться “на автомате”).
Маятник
Маятник – главный способ для разворотов в брассе и баттерфляе. Пока не освоен кувырок, его можно также выполнять и в кроле.
Основной принцип: мы через верх переходим с одного бока на другой.
Пошаговая схема
Поэтапно эта техника показана на данной иллюстрации:
Маятник в кролеКак выполняют
- Подплыть и коснуться стенки бассейна. Касаемся бортика вытянутой рукой, которая сгибается в локте и ставится на бортик. Тело в это время продолжает плыть в сторону борта, а ноги – начинают сгибаться.
- Вращение в вертикальной плоскости. Опираясь на борт, тело как бы переворачивается с одного бока на другой. Это достаточно сложно описать словами, но очень хорошо показано в иллюстрации выше, а еще лучше – в приведенном ниже видео.
Голова в момент разворота с одного бока на другой делает вдох.
Во время разворота мы перестаем опираться рукой на борт и выкидываем ее в воду – она задает направление разворота, а за ней идет все тело. Вторая рука в конце разворота также выносится вперед – обе руки получаются вытянутыми.
- Толчок. Делается двумя ногами также, как было описано применительно к простому способу, единственное отличие – поскольку тело слегка находится на боку, в момент толчка необходимо его повернуть, чтобы оно было параллельно дно бассейна.
- Скольжение. Выполняется аналогично скольжению в простом способе, описанному выше.
Вот в этом видео также очень наглядно показывается, как делается маятник:
Особенности в брассе и баттерфляе
На соревнованиях этими стилями обязательно сначала коснуться стенки бассейна двумя руками.
Потому, если вы будете плавать по всем правилам, то нужно учесть следующие нюансы:
- Приближение к стенке производится с вытянутыми руками и ногами. Обе руки должны коснуться стенки бассейна.
- После касания обеими руками одна из них отрывается от стенки и в ее сторону производится вращение маятником.
Наглядно вы можете посмотреть эти особенности в данном видео:
Комплексное плавание
Почти все повороты в комплексном плавании выполняются вышеописанным методом маятник, однако в их исполнении есть определенные нюансы – читайте об этом в нашей отдельной статье.
Простой открытый поворот
Это действительно наиболее доступный для начинающих способ развернуться – это единственный способ, в котором голова не погружается в воду (а это значит, что можно делать вдох), сам разворот делается за счет касания руки.
Наглядно последовательность действий выглядит следующим образом:
Простой открытый поворотПорядок действий:
- Подплыть и коснуться бортика. Пловец подплывает к бортику и касается его вытянутой рукой. Она должна идти немного по диагонали, чтобы сразу заложить поворотное движение. То есть, если вытянута правая рука – коснитесь борта по линии левого плеча, и наоборот. Другая рука перед этим завершает гребок и находится вытянутой вдоль тела.
- Сгибание руки и ног. В момент касания ваша рука сгибается, в этот же момент начинают сгибаться и ноги – смотрите, как это показано на рисунке ниже.
- Разворот тела и вдох. Касаясь стенки, пловец (подгребая другой рукой) разворачивает тело, ноги при этом продолжают сгибаться и заносятся для последующего толчка – по итогам вращения вы должны поставить их на стенку, чтобы оттолкнуться. В момент разворота тела голова поднимается из воды и делает вдох. Руки вытягиваются в сторону толчка, голова опускается между ними.
- Толчок. По итогам предыдущего этапа ваше тело должно быть развернуто, ноги должны быть поставлены на стенку, руки – вытянуты стрелочкой, голова – после вдоха опущена между ними. В таком положении делается сильный толчок ногами от бортика – вы устремляетесь вперед “стрелочкой”.
Наиболее грамотно – оттолкнуться и начать скользить под водой (около 40-50 см. ниже поверхности), а не на поверхности воды. Тогда получится набрать максимальную скорость. Управляйте глубиной и уровнем входа в воду путем направления рук и наклона головы (ваши руки – это ваш своеобразный руль в данном случае: куда их направите, туда и устремитесь).
- Скольжение. После того, как вы оттолкнулись – скользите на максимальной скорости, как она начнет снижаться до вашей скорости плавания – направьте тело на поверхность (если скользили под водой) и начинайте делать гребки.
Простой закрытый поворот
В принципе, его техника почти полностью идентична рассмотренному выше открытому варианту.
Принципиальное отличие – в данном случае голова не поднимается и не совершает вдох, а остается все время опущенной в воду.
Выглядит это следующим образом:
Простой закрытый поворотБлагодаря этому данный поворот выполняется быстрее, но для начинающих пловцов он может быть сложнее, поскольку у них нет возможности взять новый воздух в легкие – физически это сложнее. Потому этот способ могут взять на вооружение те, кто уже научился уверенно дышать при плавании кролем.
iplav.com
Сколько нужно места для разворота
Вопрос: Как определить, сколько нужно места для разворота, и хватит ли автомобилю места, чтобы развернуться на выбранном участке дороги?
Вопрос выглядит слишком «общим», в таком случае было бы уместно уточнить габариты автомобиля (интересует его длина), способ разворота (в 1 прием или более), ну и еще потребуется конкретный участок дороги (разворот вне перекрестка, разворот на перекрестке).
Конкретный участок дороги важен хотя бы потому, что для разворота вне перекрестка, например, разрешается использовать обочину, если таковая имеется, местные расширения дороги, въезд во двор или прилегающую к дороге территорию, можно использовать задний ход с учетом пункта 8.12 ПДД.
А если для разворота выбран перекресток, то необходимо помнить, что движение задним ходом на перекрестках запрещается (пункт 8.12), поэтому развернуться нужно будет за один заход, не заехав, при этом, на пешеходный переход. В таком случае, как раз, и пригодятся знания о том, сколько нужно места для разворота именно вашему автомобилю.
Но одно дело, когда вы знаете, например, минимальный радиус поворота своего автомобиля, и совсем другое дело, когда можете с ходу визуально определить необходимое для разворота дорожное пространство. Это умение достигается практикой, причем, ее начало было заложено еще в автошколе. Теперь осталось повторить уроки на собственном авто.
Нужно вспомнить, что в процессе поворота (разворота), автомобиль как будто становится шире. Это связано с физикой поворота автомобиля и с тем, что физические габариты кузова выступают за границу внешнего радиуса поворота. Данное явление (изменение габаритной ширины автомобиля) подробно описано в статье Управление автомобилем. Часть 9. Парковка.
Как определить, хватит ли места для разворота конкретному автомобилю. Для этого необходимо выяснить внешний минимальный радиус поворота. Так как «внутренние» и «внешние» колеса автомобиля движутся (поворачивают) по разным окружностям, соответственно, минимальный внутренний и минимальный внешний радиусы будут различны.
Требуется выяснить минимальный внешний радиус поворота вашего автомобиля. У разных моделей авто эта величина различна, а поскольку ездить на машине вам, то необходимо выяснить этот параметр именно у вашего (своего) автомобиля.
Это сделать несложно. Выбираете свободную площадку, на которой есть возможность беспрепятственно развернуться за один прием, проезжаете на нем полукруг и замечаете расстояние между положениями машины до и после разворота на 180 градусов. На рисунке 2R — это внутренний диаметр.
Разумеется, угол поворота передних колес должен быть максимальный (поворачиваете руль до упора). Теперь, после этой «процедуры» вы точно знаете, сколько места для разворота необходимо именно вашему автомобилю. Запоминаете (примерно). С практикой необходимое пространство и вообще, сколько нужно места для разворота, уже будете определять, как говорится, «на глазок».
На типичных перекрестках четырехполосных дорог (две полосы ваши, две — навстречу) места для разворота достаточно практически для любого легкового автомобиля, так что можно без боязни нарушить Правила спокойно развернуться за один прием (задний ход на перекрестке – это нарушение).
«Углы» у перекрестков для удобства поворота скруглены (имеют округлую форму), вследствие чего общая площадь перекрестка увеличивается для маневра.
Перекрестки двухполосных дорог по своей площади значительно меньше, чем четырехполосные, поэтому целесообразность использования их для разворота будет зависеть от конкретного участка дороги, а также от габаритов автомобиля. Небольшому автомобилю вполне «по силам» развернуться и на маленьком перекрестке.
Как при развороте на узком перекрестке не задеть встречной полосы – ответ на этот вопрос будет зависеть от величины минимального радиуса поворота вашего автомобиля. Если есть неуверенность в том, что при развороте не будут нарушены Правила, то целесообразно поискать для разворота другое место.
Относительно вопроса, хватит ли места для разворота легкового автомобиля на дороге вне перекрестка, можно не гадать, потому что места будет достаточно. Если ширины дороги не хватит для одного приема, можно будет сдать назад, причем, можно проделать это несколько раз. Главное, чтобы процесс разворота был безопасен технически (например, не скатиться с обочины) и не противоречил Правилам.
О способах разворота автомобиля вне перекрестка можно прочесть в серии статей «Разворот» и в статье Выполнение разворота Часть 1.
Если заинтересует техника разворота или движение в ограниченном пространстве, то есть смысл обратиться к упражнениям на экзаменационной площадке: Змейка, Новая змейка, Разворот в три приема.
Будьте внимательны за рулем.
Навигация по серии статей<< Разворот на Т-образном перекресткеРазворот через прилегающую территорию слева >>avtonauka.ru