Таблица калильного числа свечей зажигания, что оно значает
Калильное число, пожалуй, самый важный параметр любой свечи. Этот параметр показывает, при какой же температуре начнёт происходить самопроизвольное калильное зажигание. В Советском Союзе существовала таблица калильного числа свечей зажигания, в которой они маркировались числом от 8 до 26. При этом самые «горячие» имели цифры от 8 до 14, а «холодные» более 20. За рубежом единой маркировки и таблицы калильного числа не существует, каждый производитель использует свою маркировку.
Далее разберёмся, чем же важен этот параметр.
Что такое свечи зажигания и зачем они нужны
В современных двигателях внутреннего сгорания (ДВС) роль зажигания смеси топлива и воздуха (рабочей смеси) осуществляют свечи зажигания. Для того что бы добиться максимально полного сгорания рабочей смеси момент зажигания должен происходить в строго установленное время. Если смесь будет поджигаться не в это время, то будет происходить увеличенный расход топлива, содержание вредных веществ в выхлопе не будет соответствовать заявленным нормам. Кроме этого двигатель не сможет развивать паспортной мощности.
Отсюда следует, что нарушение параметров работы зажигания недопустимо в современных моторах, и тем более недопустимо появление калильного зажигания.
Современные свечи обеспечивают все эти параметры. Они имеют очень строгие параметры. Так как в современных двигателях им приходится создавать мощную устойчивую искру от 500 до 3500 раз в минуту.
Калильное числоНа что влияет калильное число свечей зажигания
Для понимания этого вопроса важно понимать, что собой представляет, калильное зажигание, и что такое калильное число свечи зажигания? При работе любого ДВС эти детали разогреваются. При их нагреве до рабочей температуры происходит процесс их очистки от нагара. Если же она перегревается, то после этого начинается процесс воспламенения рабочей смеси не от искры, а собственно, от её накалённой поверхности.
На заре двигателестроения существовали моторы, оснащённые, исключительно, калильным зажиганием, но сейчас таковых нет и калильное зажигание очень вредный процесс. При таком воспламенении рабочей смеси, она загорается не в тот момент, когда это требуется. Это приводит к резкому снижению мощности и увеличению нагрузки на двигатель. Частое появление калильного зажигания может привести к очень серьёзным поломкам мотора, вплоть до его капитального ремонта.
Одной из причин появления калильного зажигания может быть неправильный выбор свечей или их выход из строя. Далее на примерах разберёмся в том, что означает калильное число свечей зажигания.
Что означает калильное число свечей зажигания
Как уже упоминалось выше, в СССР цифры, обозначавшие калильное число, находились в пределах от 8 до 26.
- Горячие свечи имели цифры от 11 до 14;
- Средние свечи имели цифры от 17 до 19;
- Холодные свечи имели цифры от 20 и более;
- Унифицированные свечи 11-20
Калильное число свечи зажигания характеризует число, которое пропорционально среднему давлению, при котором происходит калильное зажигание. Это число определялось опытным путём на специальном тарировочном моторе.
На что влияет калильное число свечей зажигания
«Горячие» — использовались на маломощных низкофорсированных моторах. Они очень хорошо очищаются от нагара, но если их установить на высокофорсированный мотор, то вы рискуете тем, что у вас появится калильное зажигание и мотор выйдет из строя. Для примера такие моторы стояли на советских легковых автомобилях. А сегодня они устанавливаются на двигателях, например, «Газелей».
Если же на маломощный мотор поставить «холодные» свечи. То тут вы рискуете тем, что из строя очень быстро выйдут сами детали. Дело в том, что разогрева мотора им будет не хватать для их очистки от нагара. И очень быстро она закоксуется и перестанет работать.
Так что, из всего вышеперечисленного следует, что для бесперебойной работы мотора нужно использовать свечи, которые предназначены для использования именно в этом моторе по калильному числу. В противном случае вас ждут разнообразные неприятности.
Как узнать калильное число свечей зажигания
Как уже упоминалось выше, в СССР значение калильного числа наносилось на каждую свечу. Точно так же поступают и за рубежом. Однако у разных производителей цифры разные и единой системы нет. Например, калильное число свечей зажигания NGK, начинается с цифры 2 (это самые «горячие» свечи) и заканчивается числом 12 (это «холодные» детали). Напротив, у компании BOSCH, «горячие» начинаются с цифры 10 и идут по убыванию к «холодным», которые маркируются цифрой 2. У другого известного производителя свечей зажигания CHAMPION, «холодные» начинаются на цифре 18,19, а «горячие» заканчиваются на цифре 53.
Про маркировку калильного числа у других производителей вы сможете узнать у продавца в автомагазине, или на сайтах этих производителей.
Что обозначает маркировка свечи
Я уже выше упомянул, что калильное число нанесено на самой свече. Но где же конкретно его искать в маркировке. Расшифруем маркировку на примере NGK BPR6E, которую каждый может найти на сайте hotline.
Маркировка свечиИтак, первая буква в маркировке «В». Она обозначает, что диаметр 14 мм. Могут быть ещё буквы D и C.
- D соответствует диаметру 12 мм
- С соответствует диаметру 10 мм
Далее в маркировке присутствует «Р». Эта буква обозначает, что прибор имеет выступающий изолятор.
Буква «R» — указывает на то, что это резистор.
А вот, цифра «6» это то самое калильное число. Учитывая, что у NGK калильное число идёт с 2-х до 12, то свеча с числом «6» представляет самый распространённый класс средних деталей.
Ну и последняя цифра «Е» обозначает то, что она имеет длинную резьбу. Если же вы встретите букву «Н», то резьба у этой детали короткая.
Кстати, на фото выше маркировку при внимательно взгляде можно заметить на металлическом пояске.
От чего же зависит калильное число свечей зажигания
Калильное зажигание происходит при перегреве свечи. Поэтому чем меньше она перегревается, тем свеча более «холодная». Обычно «холодные» свечи более дорогие чем горячие. Почему так, думаю понятно из первого предложения – на «холодных» используются более качественные и, следовательно, дорогие материалы. Это приводит к её лучшему охлаждению и предотвращению калильного зажигания при предельных нагрузках.
Наиболее «холодные» свечи устанавливаются на гоночных автомобилях, а так же на автомобилях с турбонаддувом.
Свечи зажиганияПроверка свечей зажигания
Если происходят некие проблемы в работе двигателя то первое что нужно проверить, это свечи зажигания. Их внешний вид может дать довольно полную информацию о состоянии вашего мотора.
Итак, проверку свечей нужно начать с их извлечения из двигателя. Правда, перед их извлечением нужно дать некоторое время двигателю поработать на холостых оборотах. Конечно, если таковые на вашем моторе всё ещё присутствуют.
Но вернёмся собственно к проверке. После того как вы извлечёте свечи из двигателя вам нужно проверить их маркировку и убедиться в том что она соответствует требованиям для марки вашего автомобиля.
Если с маркировкой всё в порядке, тогда просто внешне осмотрите электроды. У исправной свечи цвет электрода должен быть белёсым – сизым, и нагар на ней должен быть минимальным. Если эти требования не удовлетворяются, то с вашим мотором проблемы. По внешнему виду свечи, с вероятностью 90%, можно выяснить какие проблемы с вашим двигателем. Но это тема отдельной статьи и её мы касаться не будем.
Заключение
В заключении хочется сказать, что, надеюсь, я убедил всех в том, что калильное число очень важный параметр и его всегда нужно учитывать при покупке свечей зажигания. Не смотря на то, что этот параметр обычно знают продавцы в автомагазинах, неплохо иметь возможность, самому проверить ту запчасть которую вы покупаете. Иначе, в случае ошибки продавца, а от ошибок ни кто не застрахован, ваш мотор может пострадать намного сильнее, а ремонт будет стоить на порядок дороже, чем стоит комплект свечей. Так что перед визитом в автомагазин запишите их калильное число на листочке бумаги и убедитесь, что вы покупаете те запчасти, которые соответствуют вашему автомобилю.
Если же свечи вы покупаете малоизвестного производителя, то проверьте их калильное число через сеть интернет до их установки. Сегодня такая возможность присутствует. Так что не поленитесь это сделать, ведь от этого зависит работа вашего двигателя и его возможный, и очень недешёвый ремонт.
В Советском Союзе существовала таблица калильного числа свечей зажигания. За рубежом единой маркировки не существует, каждый производитель использует свою.
Вконтакте
Google+
tolkavto.ru
Что такое калильное число свечей зажигания, таблица калильных чисел
Наверняка, при работе со свечами зажигания у вас возникал вопрос, что же означают цифры в артикуле?
Например: Denso IK20TT, Bosch WR M 7 DPX, NGK BKR6E-11.
Эти цифры, показанные на примере трёх известных брендов, означают калильное число.
Эта величина указывает, в каком тепловом диапазоне должна работать свеча зажигания.
Не знаете какую свечу выбрать? Звоните и мы поможем! Телефон: 8 (495) 374-74-96
Тепловой диапазон – это способность передавать тепло от свечи на головку блока цилиндров для поддержания оптимальной температуры. Соприкасаясь с продуктами сгорания в процессе работы, свеча зажигания нагревается. Оптимальный диапазон температур находится в границах от 400 до 900 градусов.
Несоблюдение теплового диапазона вследствие некорректного подбора свечей зажигания может привести к следующим последствиям:
- свеча работает при температурах ниже 400 градусов – накопление угольных отложений и остановка двигателя;
- свеча работает при температурах выше 900 градусов на высоких скоростях – калильное зажигание и повреждение двигателя.
Расшифруем так называемые холодные и горячие свечи:
- «горячие» – свеча отводит меньше тепла. Чем ниже калильное число, тем свеча «горячее»;
- «холодные» – свеча способна отводить больше тепла. Чем выше калильное число, тем свеча «холоднее».
Калильное число у разных производителей
К сожалению, у основных производителей нет единой системы обозначения калильных чисел. Существует таблица сопоставления.
Бренд | Холодная Горячая | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ГОСТ РосСтандарт | 23 | 20 | 17 | 14 | 11 | |||
Denso | 22 | 20 | 16 | x | ||||
Bosch | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
NGK | 7 | 6 | 5 | x | ||||
Beru | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
Champion | x | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | x |
MotorCraft | x | 22 | 32 | 42 | 82 | x | ||
Prestolite | x | 22 | 32 | 42 | 82 | x | ||
AutoLite | 3 | 4 | 5 | x | ||||
BRISK | x | 14 | 15 | 17 | 19 | |||
ISKRA | 95 | 85 | 65 | 55 | x |
Подробная схема калильных чисел Denso
Свечи с калильным числом 9–14 используются в промышленных двигателях. В данном случае требуются «горячие» свечи зажигания: двигатель часто работает на постоянных оборотах чуть выше холостых, есть риск, что свеча не достигнет 450 градусов и теплового диапазона, требующегося для самоочищения. Поэтому температуру нужно повысить.
Калильное число свечей зажигания для обычных автомобилей – 16, 20, 22.
«Холодные» – свечи зажигания с калильным числом 24–31 – применяются в спортивных автомобилях, двигатели которых долгое время работают в режиме повышенных оборотов.
Магазин «Авто-Свеча» рекомендует вам следовать рекомендациям наших каталогов и подбирать свечи зажигания с оптимальным калильным числом.
avto-svecha.ru
Калильное число свечей зажигания — что от него зависит?
Калильное число свечей зажигания – это важнейший параметр, о котором непременно должен быть осведомлён каждый автомобильный владелец. Ибо именно сведения о нём важны при выборе нового источника искры. Итак, в этой статье мы разберём что такое калильное число и как оно определяется. А также как правильно подобрать свечи зажигания. Это и многое другое Вы узнаете далее.
Свечи зажигания – основные функции
Система зажигания бензинового мотора прямо противоположна той, что находится в дизельном двигателе, ведь она является внешней. Тоесть на момент цикла сжатия искра, которая генерируется свечой зажигания, воспламеняет сжатую смесь топлива и воздуха. Задачей же свечи зажигания является генерирование той самой искры, что воспламенит воздушно-топливную смесь. Искра на свече между электродами появляется в результате подачи на неё высокого напряжения от катушки зажигания.
От свечи по периметру разносится воспламеняющий фронт, который заполняет камеру сгорания на протяжении всего времени, пока вся топливная смесь не прогорит. Тепло, выделяемое реакцией сгорания, повышает температурный режим, в результате чего быстро нарастает давление внутри цилиндров и поршни выталкиваются в такт расширения вниз. Движение поршней передаётся на коленвал посредством шатуна. Затем коленчатый вал приводит в движение колёса автомобиля, воздействуя на муфту, шестерни и оси.
Для того, чтобы в полной мере обеспечивалась мощность мотора, заявленная производителем, соответствующая нормам экологичность и плавность работы, следует выполнять ряд определённых условий: цилиндр должен наполняться точным количеством чётко сбалансированной смеси топлива и воздуха, а искра, воспламеняющая продукт сгорания, должна появляться между электродами именно в тот самый нужный момент и обладать соответствующей мощностью. Поэтому к свечам зажигания и выставляются такие строгие функциональные требования. Хорошие, правильно работающие свечи зажигания обязаны производить мощную зажигательную искру с интервалом от 500 до 3500 раз за одну минуту. Это качается четырёхтактного двигателя, который может работать на высоких оборотах длительное время и в режиме постоянного старт-стоп.Свечи зажигания должны бесперебойно и надёжно выполнять свою функцию даже при экстремальных минусовых температурах. Свечи, сконструированные с внедрением высоких технологий, обеспечивают сгорание топливной смеси наиболее экологичным образом. Благодаря им топливо расходуется в оптимальных пределах без пропусков зажигания, выбросы вредных веществ минимизируются. Такие свечи препятствуют попаданию несгоревшего топлива в каталитический нейтрализатор, что может его разрушить. Современные свечи зажигания проходят «аттестацию» в соответствии со следующими требованиями:
— бесперебойная передача очень высокого напряжения, даже в случаях, когда напряжение зажигания доходит до 40 000 Вольт;
— прекрасные изоляционные свойства при температурах достигающих 1000 градусов по Цельсию;
— пресечение пробоев и дугообразований;
— абсолютная герметичность и газонепроницаемость уплотнителя камеры сгорания, а также высокая стойкость к пульсирующему давлению до 100 бар;
— высокая прочность сборки и материалов, что непосредственно влияет на надёжность крепежа свечей;
— стойкость к тепловым ударам;
— отличная теплопроводность электродов и изолирующей юбки;
— абсолютная устойчивость к электрической эрозии, продуктам и остаткам сгорания газообразных веществ;
— предотвращение возникновения отложений на изоляторе.
Что такое калильное число свечей зажигания и в чём его связь с калильным зажиганием?
Современные двигатели, работающие на бензиновом топливе, нуждаются в искровом методе зажигания, хотя, как ни странно, это не единственный способ воспламенить воздушно-топливную смесь в цилиндрах. Как известно в одних из первых двигателях внутреннего сгорания, которые назывались двигателями Даймлера или «полудизелями», воспламенение воздушно-топливной смеси осуществлялось за счёт калильной свечи, разогревающей головку цилиндра в самый первый пусковой момент. После проведения запуска свеча попросту отключалась и двигатель уже далее работал без её помощи.
Потребность во включении и выключении данной свечи в моменты топливного впрыска привела к созданию системы зажигания, которая является привычной на сегодняшний момент, и которая функционирует в прерывистом режиме. Но тот факт, что свеча, которая поджигает воздушно-топливную смесь, осуществляет работу в прерывистом режиме, стал и самым уязвимым местом данного устройства.
Искровой режим функционирования свечи зажигания наряду с неимоверной температурой воспламенения топливной смеси приводит к неизбежному нагреванию свечи зажигания. Данному процессу свойственно иметь две стороны: как положительную, так и отрицательную. Положительной стороной данного процесса является то, что при достижении свечой зажигания определённой температуры, происходит её самоочищение от нагара, который неизбежно образуется от сгорания масла и примесей бензина, что попадают в цилиндры.
Отрицательной стороной является то, что при нагревании свечи до температуры в 900 градусов по Цельсию, она становится той самой калильной свечой Даймлера, которая и приводит к воспламенению воздушно-топливной смеси. Только свеча выключается лишь тогда, когда она полностью остывает, и поэтому автомобильный двигатель работает до этих пор или пока топливо не перестанет поступать в цилиндры. Именно такой вот казус в работе мотора и имеет название калильного зажигания.
Опасность калильного зажигания обусловлена не только тем, что контролировать его невозможно. Если не будут предприняты срочные меры для устранения калильного зажигания, то может перегреться двигатель и заклинивание поршневой группы. Меньшим из возможных зол в данном случае является появление задиров на зеркале цилиндра.
Причины калильного зажигания
Постоянно нагретая свеча зажигания постоянно провоцирует смещаться момент зажигания в наиболее раннюю сторону, из чего вытекают последствия возможного рывка коленчатого вала в обратную сторону, противореча правильному его вращению. Проще говоря, при возникновении калильного зажигания вероятность разрыва двигателя на части имеет немалый процент.
В следствии этих событий, конструкторы двигателей внутреннего сгорания стали ломать голову над тем, чтобы создать такую свечу зажигания, которая бы нагревалась лишь до уровня самоочищения, не вызывая при этом эффекта калильного зажигания. И для того, чтобы охарактеризовать момент, в последствии которого возникает этот весьма опасный прецедент с мотором, конструкторы вычислили калильное число свечей зажигания. В процессе вычислений было определено, что двигатель, испытывающий большую нагрузку, обязует свечи «запасаться» большим калильным числом.
Большинство автомобильных свечей отечественного производства в начале маркируются буквой «А», затем идёт цифра, которая и обозначает калильное число. Если отталкиваться от отечественной методики, то калильное число приравнивается к среднему индикатору давления в цилиндре, результатом коего и является калильное зажигание. Оно прямо пропорционально зависит от давления наддува, поэтому наша шкала, показывающая рост калильного числа очень наглядна и удобна.
Минимальное калильное число, маркируемое на отечественных свечах зажигания равно 11, максимальное – 26. От того насколько велик уровень калильного числа, его условно разбили на несколько групп:
1. Горячие свечи, калильное число которых лежит в диапазоне от 11 до 17. Они применяются на двигателях не отличающихся спортивным нравом, то есть на простых «тихоходах».
2. Средние свечи. Их калильное число варьируется от 17 до 19. Они работают в двигателях, конструкция которых не предусматривает технических решений для их форсирования.
3. Холодные свечи, калильное число которых лежит в диапазоне 20-26, устанавливаются на двигатели с высоким количеством оборотов и форсированных моторах.
Калильное число – это универсальный показатель, который наглядно демонстрирует автовладельцам то, какую свечу зажигания стоит приобретать для того или иного двигателя. Для более чёткого понимания сути дела приведём пример. Если на двигатель, который не отличается спортивным нравом, поставить холодный тип свечей, то они непременно в скором времени забьются нагаром масел и присадок, которые всегда проникают в цилиндры двигателя. Результатом этого последует ослабление искры, генерируемой свечой или вообще возникновение пропусков в циклах работы двигателя. Чем-то это похоже на работу мотора при слишком позднем зажигательном моменте, когда он претерпевает сильные вибрационные перегрузы и поэтому увеличивает топливный расход.
От чего зависит калильное число?
Свечи зажигания должны отлично справляться с задачей отвода лишнего тепла во избежание перегрева, который может привести к достижению критической точки и возникновению калильного зажигания. Значение калильного числа непосредственно зависит от физических составляющих свечи: её размера, формы и материала производства. Кроме всего этого, Вы должны знать, что длина теплового конуса изолятора, всегда указываемая в маркировке свечи зажигания, обратно пропорциональна калильному числу. Из чего следует, что свечи минимальной длины гораздо лучше справляются с задачей отвода тепла.
Что ещё хочется сказать по типам свечей зажигания? Горячие свечи поддаются нагреванию сравнительно быстро и при малых температурных нагрузках. Как уже говорилось, они хорошо подходят для маломощных двигателей с низкой степенью сжатия. В таком случае они будут легко самоочищаться уже при низком температурном режиме. Для агрегатов же с серьёзным форсированием, конечно, подойдут наоборот холодные свечи зажигания. Но запомните ещё одно, какое бы количество свечей не было установлено в Вашем автомобиле, главное, чтобы у них были одинаковые параметры.
Как проверить свечи зажигания?
Свечи зажигания могут служить полезным индикатором, свидетельствующим о состоянии автомобильного двигателя. На протяжении эксплуатации двигателя на изоляторах свечей отображаются действия таких процессов как расход масла, калильное число, состав смеси и детонация.
1. Для того, чтобы проверить свечи зажигания, первым делом нужно проехать несколько километров на холостом ходу без длительной его работы. Затем глушите двигатель и дайте ему остыть.
2. Далее снимите высоковольтные провода со свечей зажигания, предварительно их пометив для последующей установки в обратном порядке, чтобы не возникло непорядка и недоразумений.
Снимите свечи зажигания и посмотрите их марку и номер, они должны совпадать с заводскими рекомендациями для данной марки автомобиля. Убедитесь, что марка и тип свечей выбраны верно. В зависимости от условий работы автомобильного двигателя на заводе-изготовителе производятся свечи с разным калильным числом. Если двигатель Вашего автомобиля эксплуатируется в трудных условиях, значит в камере сгорания генерируется большее количество тепловой энергии, чем у двигателя, режим работы которого основан на низких оборотах. Свечи с низким калильным числом быстрее избавляются от тепла, чем свечи с более высоким показателем.
Если Вы используете автомобиль по большей части в условиях города, тогда рекомендована эксплуатировать свечи зажигания низкого калильного числа – горячие свечи. Горячие свечи сжигают отложения, образуемые на изоляторе и электродах во время работы двигателя. Если же машина эксплуатируется по большей части в гоночном режиме, тогда калильное число свечей должно быть высоким – холодные свечи. Использование этого типа свечей в напряжённых режимах эксплуатации предотвращает возникновение калильного зажигания.
Для наиболее верного анализа отложений на свечах зажигания, рекомендуется использовать свечи зажигания с подходящим калильным числом. Свечи, которые горячее или холоднее нужного не предоставят правильной информации о составе воздушно-топливной смеси.
На сегодняшний день рынок автомобильных запчастей полнится разнообразием свечей зажигания. Японские и большинство европейских свечей зажигания маркируются таким образом, что с уменьшением номера свеча становится горячее. В маркировке свечей Соединённых Штатов всё наоборот – чем меньше номер, тем свеча холоднее. Для рядового автолюбителя лучшим способом выбора калильного числа свечей зажигания будет предварительный осмотр конца центрального электрода. Если калильное число подобрано правильно, тогда вокруг электрода должно появиться кольцо голубоватого оттенка.
Если изоляторы оплавились, а электроды и вовсе выгорели, тогда используемые свечи не подходят ибо слишком горячие. Слишком холодные свечи не справляются с нагаром и сажей, о чём будет свидетельствовать загрязнённый керамический конец. Свечи зажигания, которые рекомендованы заводом-производителем в основном подходят калильным числом обычным или чуть модифицированным двигателям.
Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.
auto.today
Что означает калильное число свечей зажигания?
Основным параметром, определяющим применимость свечей зажигания — это калильное число (если не считать очевидного – типа установочной резьбы и размера шестигранника). Калильное число указывает на то, сможет ли конкретная свеча зажигания работать в моторе, вылет центрального электрода или зазор между электродами влияют на совместимость гораздо меньше.
Причины калильного зажигания
Содержание статьи
Каждый цикл работы свеча зажигания испытывает сильный нагрев – от момента воспламенения смеси до начала такта впуска, когда ее электроды охлаждаются свежей топливовоздушной смесью. При этом тепло отводится только одним путем – от электродов к юбке и головке цилиндра, так как рассеяние тепла от выступающего наружу изолятора сравнительно невелико, а в герметично закрытых колодцах современных моторов с индивидуальными катушками зажигания и вовсе мизерно.
Свеча остается работоспособной в определенном диапазоне температур. Холодные электроды покрываются нагаром – если на чистом газовом топливе нагарообразование минимально, то на бензиновых моторах, особенно карбюраторных, свечу обязательно нужно нагреть до такой температуры, когда свободный кислород на тактах впуска и сжатия успеет окислить накопившийся нагар.
В то же время и перегрев не менее вреден – ускоряется эрозия контактов, из-за неравного коэффициента расширения керамики и металла увеличивается риск растрескивания изолятора, в самом тяжелом случае электроды разогреваются настолько, что соприкасающаяся с ними топливная смесь воспламеняется самопроизвольно, раньше времени – так происходит калильное зажигание.
Таким образом и работали примитивные двигатели внутреннего сгорания до изобретения искровой свечи. Многие читатели, еще заставшие советские мопеды и мотоциклы, наверняка сталкивались с тем, что перегретый мотор с завернутой по принципу «какая попалось» свеча работал даже при выключенном зажигании. Для двигателя такая работа не лучше детонации (зачастую калильное зажигание её и провоцирует) – фронт пламени доходит до поршня до достижения им верхней мёртвой точки (ВМТ), и мотору приходится преодолевать значительное давление газов.
Соответственно, исходя из максимальной температуры, которая может быть достигнута электродами свечи в конкретном моторе, и определяется ее калильное число свечи – показатель скорости теплоотдачи от электродов.
Видео: Калильное число свечей зажигания
Принципы маркировки
Наиболее наглядным, пожалуй, является всем знакомый советский метод маркировки калильного числа – испытываемая свеча устанавливалась в аппарате, имитирующем работу одноцилиндрового двигателя, и отмечалось максимальное давление в конце такта сжатия, при котором свеча перегревалась до калильного зажигания. Это число и заносилось в маркировку. К примеру, свеча А17ДВРМ перегреется и даст калильное зажигание при индикаторном давлении 17 кгс/см2. Чем лучше теплоотвод от электродов, то есть чем свеча «холоднее», тем выше число в маркировке.
Почему именно давление? Дело в том, что в бензиновом ДВС используется количественное регулирование рабочей точки – на малых оборотах дроссель ограничивает поступление воздуха, давление в конце такта сжатия падает. Открывая дроссель под максимальной нагрузкой, мы одновременно подаем максимальное количество смеси в цилиндр – и давление, и тепловая нагрузка от ее сгорания становятся пиковыми.
Производители свечей используют менее наглядные обозначения, причем как прямые (холоднее свеча – больше число), так и обратные (холоднее свеча – меньше число). Например, для отечественных свечей с маркировками 14 и 17 у Bosch аналоги имеют маркировки 8 и 7 соответственно (обратная маркировка), у NGK – 5 и 6 (прямая). Поэтому при поиске заменителей надежнее пользоваться каталогами применимости, предлагаемыми конкретным производителем свечей.
Видео: Свечи зажигания — температурные режимы — «холодные» и «горячие» свечи.
Нюансы применимости
Итак, тепловая нагрузка в любом реально эксплуатируемом (а не работающем на стенде на одном режиме) автомобильном моторе различается в разы – когда ваш автомобиль тарахтит на холостых в пробке или едет на высшей передаче на трассе, свеча нагревается по-разному.
При использовании качественного топлива и точном его дозировании системой впрыска можно смело использовать свечи, рекомендованные производителем – они не будут обрастать нагаром на холостых и не перегреются на максимальной нагрузке, тем более что калильное число всегда берется с определенным запасом (вы когда-нибудь видели на обычном ВАЗовском моторе индикаторное давление в 17 бар?).
Проблемы начинаются при игре с качеством смеси: чем она беднее, тем выше ее температура горения. На советских мотоциклах в деревнях использовали свечи А11 от тракторных пускачей вместо положенных А14-А17, и они работали гораздо лучше: более «горячие» свечи эффективно очищались от нагара, вызванного богатой смесью от настроенных на глаз карбюраторов, а вот положенные по паспорту работали с перебоями. Сейчас же мы имеем обратную практику – переходя на бедные смеси из-за требований экологов, автопроизводители увеличивают тепловую нагрузку на свечи. Обратимся, например, к каталогу NGK и найдем там два автомобиля с одним и тем же двигателем, но выпускавшиеся во время действия разных эконорм:
- Renault Laguna ph.2, мотор K4M 720 (81 л.с.), 1998-2000 – BKR5EK
- Renault Laguna 2, тот же мотор, старше 2001 года – уже BKR6EZ
Как видно, на том же двигателе приходится применять уже более «холодные» свечи, к тому же от двух боковых электродов отказались в пользу одного (снизились темпы нагарообразования, для достижения ресурса между ТО стало достаточно одноэлектродных свечей).
Если же мотор форсируется, то однозначно приходится применять более «горячие» свечи, причем это касается любого метода форсировки: увеличивая объем или давление наддува, мы увеличиваем тепловую нагрузку за единичный цикл сгорания смеси, повышая обороты – уменьшаем время, за которое свеча успевает отдать тепло. Причем в последнем случае уменьшается и время воздействия горящей смеси на свечу, поэтому требования к увеличению калильного числа свечи зажигания менее строги: на моторах с красной зоной в пятизначное число могут применяться и свечи с не самым экстремальным калильным числом.
Для моторов же с воздушным охлаждением калильное число свечи меняется даже в зависимости от сезона – летом средние температуры головки цилиндра выше, следовательно, она хуже охлаждает корпус свечи, и потребуется более «холодная» свеча, чтобы быстрее отдавать тепло от электродов. К счастью, на автомобилях это уже давно не актуально.
avtomotoprof.ru
Калильное число свечей зажигания — Авто-Мото24.ру
Наверняка большинство автовладельцев понятия не имеют, что существует так называемое калильное число свечей зажигания для автомобиля. В этой информационной статье мы подробно рассмотрим этот термин, а также приведем таблицу, по которой можно проверить совместимость свечей. Дело в том, что СЗ – это важный элемент в конструкции двигателя, что непосредственно влияет на качество и производительность его работы. Идя в магазин за новыми свечами или покупая их через интернет вы должны понимать принципы маркировки, а также основные понятия и характеристики применимые к ним.
Данный материал рассчитан на автолюбителей, а также профессионалов, которые хотят улучшить свои знания автомобильного дела и эффективно использовать их в повседневной жизни. Контент подается в максимально сокращенной и доступной форме, что облегчит его восприятие и сократит время на прочтение.
Понятие калильного числа и причины калильного зажигания
Величина, характеризующая длительность времени после которого наступает калильное зажигание называется калильным числом. Нужно понимать, что чем выше значение этого числа, тем свеча менее нагревается. При этом считается, что «горячая свеча» имеет малое калильное число, а «холодная» – большее соответственно.
Практика показывает, что эксплуатация автомобиля с низкими нагрузками более благоприятна с горячими свечками, но при значительной нагрузке с таковыми и за длительный период времени может произойти калильное зажигание. Оно являет собой негативный фактор, который характеризуется воспламенением рабочей смеси в цилиндрах двигателя не от искры, а от чрезмерно нагретых элементов системы зажигания. Как правило, этим элементом есть свечной изолятор. В этом случая значительно теряется мощность двигателя, а в некоторых случаях продолжение работы после выключения зажигания.
Последствия калильного зажигания
Так как, тепловая характеристика двигателей различна в зависимости от типа последних, то под каждый ДВС необходимо определенная свеча со своим значением накопления тепловой энергии. Именно для этого и используется вышеупомянутое калильное число.
На заводах-производителях свечек для автомобилей производятся тесты накопительных характеристик. В расчет берутся средние значения температур на электроде и изоляторе, которые возникают при определенных нагрузках мотора. Юбка изолятора должна прогреваться в диапазоне 400-850 градусов по Цельсию. Свыше этой температуры считается, что двигатель может подвергнуться калильному зажиганию. Именно поэтому вам следует серьезно относится к подбору свечей зажигания, вовремя обслуживать систему воспламенения топлива, а также следить за состоянием электродов (отсутствие нагара) и периодичностью замены свечных элементов.
В каких случаях использовать горячие или холодные свечи?
В идеальном случае автовладельцу следует иметь пару комплектов свечек, потому что характер работы двигателя и системы зажигания в разную пору года меняется. Летом мотор испытывает повышенный нагрев, поэтому рекомендуется устанавливать холодные свечи, а вот зимой наоборот.
Также если ваше авто эксплуатируется практически постоянно и на длительные дистанции, то лучше использовать холодные свечки, однако если поездки краткосрочны и на малые расстояния – теплые.
Знайте, что на выбор свечей влияет объем двигателя и чем он больше, тем более холодной должна быть свеча зажигания.
Маркировка свечей зажигания
Свечи, которые произведены в РФ должны иметь: дату производства, товарный знак вместе с названием предприятия, обозначение типы свечи и надпись, которая говорит, что продукт сделан на территории России.
Ниже представлены две маркировки: российская и зарубежная. Рекомендуем сохранить их в закладки, чтобы всегда иметь под рукой нужную информацию.
Отечественная маркировка свечей зажигания
Зарубежная маркировка свечей зажигания
Таблица калильных чисел
Вам, как владельцу автомобиля, следует знать, что разные производители свечей зажигания применяют различное числовое калильное значение. К примеру, холодная свечка – большее число, или же теплая больше. Современный российский производитель устанавливает значение 14 и 17, а вот зарубежный Бош будет иметь показатель 8 и 7. То есть мы видим обратную связь между этими показателями. Таким образом, необходимо пользоваться специальной таблицей, которая показывает соответствие калильных чисел для различных изготовителей. Она представлена ниже на изображении, и вы всегда можете воспользоваться ею при покупке той, либо иной свечи.
Таблица калильных чисел
Кроме вышесказанного рекомендуем посмотреть интересное видео по данной тематике:
Калильное число свечей зажигания
5 (100%) 1 vote[s]avto-moto24.ru
Калильное число свечи зажигания: таблица :: SYL.ru
Калильное число свечи зажигания является достаточно важным параметром, о нем обязательно должен знать каждый владелец автомобиля. Именно этот параметр является самым значимым при выборе новой свечи.
Основные функции свечей зажигания в автомобиле
В бензиновых двигателях устройство системы зажигания существенно отличается от дизельного. Так, искра, которую свеча зажигания производит в определенный момент цикла сжатия, зажигает уже сжатую горючую смесь. Свеча должна сгенерировать искру, чтобы зажечь смесь воздуха и бензина.
Важные факторы для эффективной работы двигателя
Для того чтобы мощность двигателя могла обеспечиваться в самой полной мере и при этом соответствовала нормам экологичности, чтобы соблюдалась плавность работы мотора, должно быть выполнено несколько важных условий.
Так, цилиндры должны наполняться правильным и точным количеством правильно сбалансированной смеси воздуха с бензином. Искра, которая зажжет горючую смесь, должна пройти между двух электродов только строго в нужный момент, при этом иметь определенную мощность.
Какие требования предъявляются к свечам
Именно поэтому свечи – это те детали, к которым предъявляют достаточно строгие требования. Качественная, правильно функционирующая свеча зажигания должна выдавать мощную искру в интервале от 500 до 3500 раз в течении одной минуты. Это актуально для четырехтактного силового агрегата, который может работать с высокими оборотами в режимах старт-стоп.
Свеча должна без перебоев и с высоким уровнем надежности генерировать искру даже при сверхнизких температурах. Те детали, которые созданы с применением высоких технологий, позволяют обеспечить сгорание смеси воздуха и топлива максимально экологично. Свечи позволяют оптимально расходовать топливо.
К современным свечам предъявляются некоторые требования. Так, эта деталь должна без перебоев передавать очень высокие напряжения в любых случаях. Качественная свеча должна иметь высокие изоляционные свойства — температурный режим, в котором работают эти детали, может превышать 1000 градусов. Хорошая свеча должна работать без пробоев и образований электрических дуг. Очень важна герметичность и непроницаемость газов в камеру сгорания. Также свеча должна иметь высокую прочность. Теплопроводность юбки и электродов должна быть очень высокого уровня. Хорошее изделия полностью устойчиво к эрозии, воздействию продуктов сгорания.
Калильное число свечи зажигания и калильное зажигание
Современный типовой силовой агрегат, который эксплуатируется на бензине, остро нуждается в зажигании посредством искры. Но это далеко не один способ зажечь горючую смесь в цилиндрах. Известно, что в самых первых модификациях двигателей внутреннего сгорания, которые считались полудизелями, процесс воспламенения осуществлялся при помощи калильной свечи, функцией которой было разогреть голову цилиндра в первый момент пуска. Затем свеча просто отключалась, а двигатель мог свободно работать без нее.
Необходимость во включении и выключении свечи в тот момент, когда в цилиндр впрыскивается топливо, привела к тому, что сегодня есть современное зажигание, которое многим привычно и работает в прерывистых режимах.
Но сам факт, что при помощи свечи выполняется воспламенение горючей смеси в момент его впрыска, и явился одним из уязвимых мест. Деталь работала в прерывистом режиме.
Искровой режим работы свечи вместе с высокими температурами воспламенения горючей смеси приводил к нагреванию детали. Этот процесс имеет и положительные, и отрицательные стороны. Положительный момент в том, что при достижении свечой определенного порога температуры, она сможет очиститься от нагара.
Негативная же сторона – когда свеча нагревается, она представляет не что иное, как ту, первую свечу в первом двигателе. Но отключается она лишь тогда, когда полностью остынет. Поэтому двигатель работает до тех пор, пока остывает свеча или же до тех пор, пока в камеры сгорания не перестанет поступать горючее. Это и является калильным зажиганием.
На что влияет калильное число свечей зажигания? На предел нагревания свечи, если говорить простыми словами.
Почему возникает калильное зажигание
Когда свеча нагрета, она постоянно стремится сместить момент зажигания. В этом случае возможен сильный рывок коленвала в другую сторону. Если вдруг случится калильное зажигание, то есть серьезный процент, что двигатель просто разорвется.
Инженеры долго думали и нашли калильное число свечи зажигания, при котором взрыва не произойдет, а свеча будет нагреваться только до температуры самоочищения.
Многие свечи отечественного производства маркируют буквой А, а цифра – это и есть это самое число. По этой методике калильное число можно приравнять к индикатору давления в камере сгорания. Отечественная шкала, которая показывает рост этого числа, очень наглядна.
Температура свечи и ее калильное число
Так, 11 – это минимальное калильное число свечей зажигания. Таблица калильных чисел делит все свечи по температуре. Максимальное — 26.
Есть горячие свечи, здесь число находится между 11 и 17. Эти детали можно найти на агрегатах малой мощности, на тех, которыми каждый день пользуются тысячи водителей.
Средняя свеча, диапазон от 17 до 19. Эти детали можно найти в агрегатах, которые не подлежат форсированию.
И наконец, холодные свечи. Калильное число свечи зажигания этого вида может находиться между 20 и 26. Такие детали предназначены для очень мощных агрегатов.
Что же это такое – калильное число?
Из этих данных можно понять, что число это представляет собой некий универсальный показатель, на который необходимо ориентироваться, приобретая свечу на тот или иной двигатель.
К примеру, если для мотора, который отнюдь не спортивный, установить холодную свечу, то через некоторое время он забьется нагаром, который попадает в камеру сгорания. Затем ослабнет искра, появятся пропуски в работе цилиндров, увеличится расход топлива. А виной всему неправильно подобранное калильное число свечей зажигания. Таблица должна помочь начинающим автолюбителям подбирать свечи для своего двигателя.
Таблица калильных чисел
Современный рынок предлагает массу самых различных свечей. Это продукция зарубежных и отечественных производителей. Если начинающий водитель начнет подбирать подходящую деталь к своему двигателю, он может запутаться – отечественная свеча с калильным числом 26 будет холодной, а вот свеча японской марки Champion с таким же индексом – максимально горячей. Калильное число свечей зажигания NGK можно определить по самой свече – если деталь более горячая, то юбка изолятора будет более длинной. Таблица поможет сориентироваться и подобрать нужную свечу.
От чего зависит калильное число?
Свеча должна легко справляться с задачей отвода тепла, чтобы не допустить перегрева, который приведет к критической отметке. Так, калильное число зависит напрямую от физических параметров свечи – от материалов, формы, размеров. Часть параметров можно узнать из маркировки. Для тех, кто не знает, как узнать калильное число свечей зажигания, его можно выяснить у производителя по самой свече или же определить по маркировке.
Горячая свеча нагревается быстрее и при малых нагрузках. Она отлично подойдет для не очень мощных моторов, так как легко очищается уже при сравнительно небольших температурах. Для моторов более мощных следует применять уже более холодные свечи.
Как определить калильное число свечей зажигания
Давайте посмотрим, как можно узнать этот важный параметр по маркировке свечи.
Из этих рисунков следует, что калильное число свечей зажигания Denso равно 9 для самой горячей свечи, а число самой горячей свечи от NGK равно 2.
www.syl.ru
«Горячие» и «холодные» свечи зажигания, калильное число
Понятия «холодные» и «горячие» свечи зажигания следует понимать практически буквально. Это температурная характеристика их работы в двигателе автомобиля.
«Горячие» свечи зажигания
«Горячие» свечи зажигания имеют длинную юбку изолятора, выступающую за край корпуса свечи, в следствии чего, отвод тепла от юбки к корпусу свечи низкий (см. фото выше). Изолятор сильно раскаляется. Калильное число их низкое (слабая способность противостоять возникновению калильного зажигания).
Такие свечи применяют в двигателях с пониженным температурным режимом работы (ниже 500 гр.), либо в зимний период, когда двигатель плохо прогревается. В условиях низких температур «горячие» свечи хорошо самоочищаются. Но, при повышении температурного режима двигателя, возможно возникновение калильного зажигания (воспламенения топливной смеси не от искры, а от раскаленного изолятора свечи). Как следствие – детонация и работа двигателя после выключения зажигания. Возможен серый налет на электродах свечей, их разрушение.
Калильное число показывает стойкость свечи возникновению калильного зажигания оно обозначается определенным числом в маркировке свечи. Чем оно ниже, тем «горячее» свеча, чем выше, тем «холоднее». Пример: «Расшифровка маркировки отечественных свечей зажигания».
«Холодные» свечи зажигания
«Холодные» свечи имеют короткую юбку изолятора, утопленную в корпусе свечи, поэтому разогревается их изолятор гораздо хуже. Температурный режим работы – выше 600 гр. Калильное число высокое (то есть степень сопротивления детонации выше).
Их применяют на постоянно греющихся высокооборотистых двигателях или при работе двигателя с повышенным температурным режимом (постоянном движении с большими скоростями или летом, когда двигатель все время перегревается). При работе на низких температурах на электродах свечи образуется черный налет (свечи не самоочищаются). При перегреве, также может возникнуть детонация.
Применение «горячих» или «холодных» свечей зажигания на том или ином двигателе регламентируется как производителями двигателей, так и самих свечей. У каждого производителя есть таблицы по подбору свечей зажигания с различным калильным числом для конкретных двигателей. Пример: «Подбор свечей зажигания для двигателей автомобилей ВАЗ».
свеча зажигания со средним значением калильного числа, применяется на большинстве двигателей ВАЗПримечания и дополнения
— Применение газа в качестве топлива для автомобильного двигателя меняет его тепловые характеристики в сторону увеличения, поэтому в таком случае требуются более «холодные» свечи зажигания.
— При переменной работе двигателя: газ-бензин, следует устанавливать свечи зажигания с биметаллическим центральным электродом (так называемые термоэластичные свечи). В настоящие время такими свойствами обладают свечи зажигания, предназначенные для работы на газе, практически всех производителей.
Еще статьи по свечам зажигания
— Свечи зажигания NGK для двигателей автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Диагностика карбюраторного двигателя автомобиля по нагару на свечах зажигания
— Диагностика инжекторного двигателя автомобиля по свечам зажигания
— Чем отличаются свечи зажигания для контактной и бесконтактной системы зажигания
twokarburators.ru