Как проверить вакуумный усилитель тормозов самостоятельно: 3 способа
Вакуумный усилитель тормозов является незаменимой деталью в тормозной системе многих автомобилей. Он необходим, чтобы при нажатии на педаль тормоза создавалось дополнительное усилие, за счет чего механизмы тормозной системы будут срабатывать быстро и эффективно, обеспечивая остановку автомобиля за минимальное время.
Как и любая другая деталь автомобиля, вакуумный усилитель тормозов может выйти из строя. Чаще всего это происходит из-за продолжительной эксплуатации машины и детали без замены. Если усилитель откажет, тормоза работать не перестанут, но контролировать скорость остановки автомобиля станет несколько сложнее. Когда имеются подозрения на выход из строя вакуумного усилителя тормозов, его необходимо проверить, после чего принять решение о целесообразности ремонта или замены.
Признаки неисправности вакуумного усилителя тормозов
Вследствие продолжительной работы вакуумного усилителя тормозов без замены, в нем могут появиться дефекты. Наиболее часто проблема проявляется в механическом повреждении соединения шланга, стыкующего усилитель и впускной коллектор двигателя. Механическое повреждение или образование трещин на резине приведут к тому, что в рабочей камере механизма не будет создаваться вакуум, а это необходимо для его грамотной работы.
Также выйти из строя в вакуумном усилителе тормозов могут и внутренние детали, например, клапан потеряет эластичность или будет повреждена рабочая поверхность диафрагмы.
Определить неисправность вакуумного усилителя тормозов можно по следующим признакам:
- Машина начала хуже тормозить при прежнем усилии нажатия на педаль;
- Во время нажатия на педаль тормоза слышатся шипящие звуки, в этот момент могут увеличиваться обороты двигателя;
- Автомобиль начинает «троить»;
- Повышается расход топлива при работе машины в прежнем режиме.
В некоторых ситуациях могут возникать и другие проблемы в работе автомобиля из-за проблем с вакуумным усилителем тормозов. Например, могут перестать срабатывать свечи зажигания.
Как проверить вакуумный усилитель тормозов
Проверка вакуумного усилителя тормозов – простая процедура, с которой справится даже начинающий автолюбитель. Чтобы определить неисправную работу детали, ее не потребуется снимать с машины, достаточно выполнить 3 простых теста, указывающих на наличие проблемы.
Тест 1
Автомобиль необходимо завести и позволить ему проработать на холостых оборотах около 5-7 минут. Далее двигатель глушится, и водителю требуется полностью выжать педаль тормоза, чтобы создать вакуум в усилителе тормозов. Следом педаль отпускается и вновь выжимается.
Если в работе вакуумного усилителя тормозов имеются проблемы, при втором нажатии на педаль тормоза ее ход будет значительно меньше, чем при первом, поскольку вакуум больше не сможет создаваться. В ситуации, когда второе нажатие не отличается от первого по ходу педали, можно сделать вывод, что система исправна или, если определенность не возникла, перейти к следующему тесту.
Тест 2
Когда двигатель автомобиля заглушен, необходимо несколько раз (6-8) нажать на педаль тормоза. Далее педаль выжимается максимально и заводится двигатель. Если проблем в работе вакуумного усилителя тормозов не наблюдается, в системе начнет создаваться вакуум. Вследствие этого мембрана давит на шток, он тянет за собой толкатель, который соединен механизмом с педалью. Соответственно, педаль в этот момент, даже если она выжата до конца, начнет слегка опускаться еще ниже.
Если выжатая полностью педаль не сдвинулась с места после пуска двигателя, можно сделать вывод, что вакуум в системе создан не был. Соответственно, имеются неисправности, которые препятствуют данному процессу.
Тест 3
Третий способ проверки вакуумного усилителя тормозов позволяет определить, имеются ли утечки воздуха. Чтобы провести диагностику, необходимо завести двигатель автомобиля. Далее педаль выжимается до упора и двигатель глушится.
Если в течение 30 секунд педаль не отклонилась от максимально выжатого состояния, проблем с вакуумным усилителем тормозов нет. Когда после отпускания педали она начинает под действием возвратной пружины принимать обратное положение, это говорит, что давление внутри рабочей камеры возрастает, что указывает на неисправность механизма.
Загрузка…okeydrive.ru
Как проверить вакуумный усилитель тормозов
На сегодняшний день в автомобили, главным образом, ставят тормозную систему двух типов и в большинстве из них поставлена гидравлическая. А значит, в ней есть вакуумный гидроусилитель тормозов (ВУТ). Как и все другие комплектующие автомобиля имеет огромное значение – от его исправности или неисправности зависит скорость торможения, а, следовательно, безопасность самого водителя и остальных участников дорожного движения. Сегодня мы поговорим про устройство и принцип работы ВУТ, как проверить вакуумный усилитель тормозов на неисправность, рассмотрев простые способы такой проверки.
Что такое вакуумный тормозной усилитель
Разберемся, что такое ВУТ. Обеспечивая прижатие тормозной педали при торможении, особенно, если это торможение в экстренных ситуациях,
Вот почему с 70-х годов ХХ в. практически на все машины устанавливается вакуумный усилитель. Он уменьшает необходимое усилие в 3-4 раза. На самом деле, это уменьшение может быть и больше.
Но в этом случае утрачивается информативность тормозной педали, возрастает ускорение при торможении, намного сокращается управляемость транспортного средства.
Как устроен вакуумный тормозной усилитель
Усилитель – это цилиндрический блок. Посмотрим, как он устроен. В его конструкцию входят:
- Мембрана.
- Канал атмосферной камеры.
- Следящий клапан с толкателем.
- Шток.
- Канал вакуумной камеры.
- Поршень.
- Пружина возврата.
В усилителе имеется 2 камеры, разделенные между собой мембраной. В центре диафрагмы располагается специальный пятачок, при помощи которого происходит давление по штоку. Шток, со своей стороны, давит по поршню головного цилиндра тормозов. Когда отпускается тормозная педаль, то пружина возврата возвращает мембрану в исходное положение.
Вакуумная камера расположена у центрального тормозного цилиндра, внутри нее всегда сохраняется низкое давление. Атмосферная камера расположена у педали тормоза. Данная камера при помощи следящего клапана соединяется с камерой, в которой создано безвоздушное пространство или со средой, где атмосферное давление находится на определенном и довольно высоком уровне. В ВУТ имеется толкатель, напрямую соединенный с тормозной педалью.
Схема устройства ВУТКак работает ВУТ
Отдельный шланг соединяет вакуумную камеру с устройством, которое способно разряжать. Этим устройством может служить сам силовой агрегат (когда речь идет о бензиновом моторе) или это особый насос, который качает вакуум. Он обязателен для автомобилей с дизелем. Но сегодня такие стали устанавливать и вакуумные усилители «бензиновых» автомобилей. Это делается для постоянно высокой и эффективной работы ВУТ в различных режимах работы силового агрегата.
Когда транспортное средство передвигается, не тормозя, внутри камер сохраняется разряженное состояние. Но, когда выжимается тормозная педаль, клапан перекрывает место соединения камер и открывается вход атмосферного бокса для поступления воздуха под необходимым давлением. Именно этот воздух и усилие жмущего на тормоз оказывает воздействие на поршень центрального тормозного цилиндра, обеспечивающего инжекцию тормозной автожидкости в систему. Подытожим, ВУТ обеспечивает использование давления, для увеличения усиления процесса торможения. Но, если говорить о ВУТ с вакуумным насосом, то подобный вариант, помимо стабилизации работы усилителя, неизменно применяется для действия электроники управления транспортным средством. Например, данный насос снабжает функционирование ESP, которая отвечает за устойчивость авто при резких (и не очень) поворотах.
Причины неисправности ВУТ
Вакуумный усилитель, как и любое другое устройство имеет свой рабочий ресурс
- вакуумным шлангом утрачена герметичность;
- диафрагма неисправна;
- клапана утратили свои свойства;
- в камерах нарушена герметичность;
- пружина возврата вышла из строя.
Хотя важно сказать, что с технологической точки зрения устройство вакуумного усилителя тормозов отработано давно. Благодаря этому многие автовладельцы практически не сталкиваются с проблемами его неисправностей.
Но, из-за важности эксплуатации надежной системы тормозов, необходимо регулярно проверять ее на корректность работы, особенно, если вам предстоит дальняя поездка.
По каким признакам определить неисправность ВУТ
Во процессе эксплуатации транспортного средства, в котором установлен вакуумный тормозной усилитель, не следует оставлять без внимания герметичность самой конструкции усилителя и шлангов, ведущих к нему. Вот некоторые признаки неисправности, которые помогут водителю всегда держать ситуацию под контролем:
- у водителя появилась потребность прикладывать больше усилий при торможении, чтобы достичь прежней эффективности;
- сокращение величины хода тормозной педали;
- автомобиль продолжает тормозить даже после того, как педаль тормоза приведена в исходное положение;
- наблюдается «подсос» в вакуумном шланге, а потому присутствует неровность в оборотах силового агрегата;
- при торможении слышатся посторонние звуки по типу шипения;
- ВУТ полностью «отказывается» работать;
- увеличивается расход горючего при эксплуатации автомобиля в обычном режиме;
- автомобиль вдруг начинает «подтраивать»;
- не срабатывают свечи.
Иногда неисправность вакуумного усилителя тормозов может проявляться несколько иначе, но если вы почувствуете один из упомянутых признаков, то это становится поводом для проверки тормозной системы.
Как провести проверку ВУТ
В реальности проверка правильной работы вакуумного устройства дело достаточно простое, с которым сможет справиться даже новичок. Мы приведем три способа, как проверить вакуумник на исправность.
Вариант 1
- Заведите свой автомобиль и дайте ему поработать на «холостом ходу» примерно 7мин.
- Заглушите мотор и полностью выжмете тормозную педаль для создания вакуума в тормозном устройстве.
- Сначала отпустите педаль, а затем выжмите ее снова.
В том случае, если вакуумное тормозное устройство вышло из строя, то во время второго нажатия на педаль, вы ощутите значительное сокращение ее хода (по сравнению с первым нажатием). Это происходит от того, что безвоздушное пространство больше не может создаваться. Но если при повторном нажатии вы не ощутили разницы, то это говорит о том, что система тормозов работает нормально. Перейдем ко второму варианту проверки.
Вариант 2
- При выключенном двигателе машины, нажмите на «тормоз» 6-8 раз.
- Выжмите до максимума тормозную педаль и заведите двигатель.
При отсутствии проблем в вакуумном тормозном устройстве, в системе начинает создаваться безвоздушное пространство. По этой причине диафрагма начинает давить на шток, который потянет толкатель, соединенный с педалью. И тормозная педаль (даже когда она до конца выжата) станет немного идти вниз.
Если после пуска силового агрегата этого не произошло, значит, вакуума нет в системе тормозов. А, это означает, что имеются сбои в работе, препятствующие этому процессу.
Вариант 3
Данный тест по проверке вакуумного тормозного устройства помогает выявить, есть ли воздушные утечки.
- Заведите двигатель.
- Выжмите тормозную педаль до конца и сразу же заглушите мотор.
Выжатая педаль должна оставаться в этом положении в течение примерно 30 сек. Это показывает, что проблемы отсутствуют. Но если она начинает двигаться к исходному положению, значит, возрастает давление в рабочей камере. Это указывает на проблемы с механизмом.
Проверка вакуумного усилителяРегулировка и ремонт вакуумного тормозного устройства
Регулировка
Вообще, регулировка устройства – это необходимость настроить ход тормозной педали. Чтобы получить оптимальный результат нужно только настроить размер штока по длине. Регулировочным болтом контролируется зазор/выступ. Кроме того, настраивается положение самого болта. Это позволяет установить идеальный момент срабатывания клапанов.
Ремонт и замена
Выше мы рассказали, как проверить работу тормозного вакуумного устройства и отрегулировать в случае необходимости. А в заключение несколько слов о его ремонте.
Если усилитель отказал, то для обеспечения безопасности необходимо оперативно принять соответствующие меры. Заметим, что самостоятельной замене подлежат только вакуумные шланги в бензиновых автомобилях или насосы в дизельных.
А более серьезные работы рекомендуется доверить мастерам в автосервисе. К таким работам можно отнести восстановление герметичности в камерах, мембраны, клапанов или иных элементов. Это, конечно же, стоит определенных денег, но когда разговор идет о безопасности, то лучше не экономить. Кроме того, по окончанию ремонта необходимо синхронизировать колеса при торможении, а также провести диагностику системы ABS/ESP. Это делается на диагностическом стенде и соответственном оборудовании.
Но, зачастую, ремонт ВУТ обходится намного дороже, чем приобретение б/у усилителя в должном состоянии. Имеет смысл посмотреть устройство на разборках.
Тем более, что это унифицированная запчасть – одна и та же модель подходит к разным маркам автомобилей.
Вконтакте
Google+
tolkavto.ru
что это такое, устройство и предназначение
На многих старых автомобилях эффективность торможения напрямую зависит от силы нажатия на педаль. Однако такой подход неудобен и ненадежен, особенно в настоящее время, когда машинами активно пользуются и женщины.
Поэтому автопроизводители используют различные усиливающие устройства, благодаря которым обеспечивается высокая скорость и эффективность срабатывания тормозной системы независимо от веса и физической силы водителя. Чаще всего в современных автомобилях используются вакуумные усилители тормозов (ВУТ). От работоспособности этого узла зависит качество торможения и, следовательно, ваша безопасность. Поэтому нужно понимать предназначение вакуумного усилителя тормозов, особенности его конструкции, а также уметь своевременно распознавать неполадки в его работе и выполнять необходимую диагностику.
Для чего он нужен вакуумный усилитель тормозов
Современные автомобили в большинстве своем оснащаются тормозной системой гидравлического типа – колодки а ней сжимаются под действием несжимаемой жидкости, которая от центрального цилиндра по специальным каналам подается к тормозным цилиндрам на колесах. Водитель же, нажимая на педаль, приводит в действие именно центральный цилиндр – остальное гидравлика делает самостоятельно.
Такой принцип действия существенно повышает эффективность торможения и требует меньших усилий, чем простые механические тормоза. Но, у гидравлических тормозов есть и свои недостатки:
- сохраняется объективная зависимость физической силы, требуемой для остановки машины, от ее массы и скорости движения;
- на результативность торможения влияет и время в пути – после нескольких часов езду и нескольких десятков нажатий на педаль тормоза вы просто-напросто утомитесь и не сможете нажимать педаль достаточно быстро и с требуемой силой.
Решить эту проблему призван вакуумный усилитель тормозов, также известный как ВУТ. Он отличается от других типов усиливающих устройств относительной простотой конструкции и одновременно с этим эффективностью использования. ВУТ образует единую систему с главным тормозным цилиндром и выполняет следующие функции:
- увеличивает импульс, возникающий при нажатии педали;
- повышает эффективность торможения;
- обеспечивает возможность экстренной остановки автомобиля.
Благодаря использованию вакуумных усилителей тормозов усилие, оказываемое человеком на педаль тормоза, увеличивается в среднем на 300-500%. В зависимости от модели машины, ее массы и технических характеристик мощность используемого в ней вакуумного усилителя может быть различной. Однако конструктивно все усилители данного типа идентичны.
Устройство вакуумного усилителя тормозов
Устройство и принцип действия вакуумного усилителя тормозов основано на создании разницы давлений в изолированных камерах, между которыми находится диафрагма. В состоянии покоя, когда педаль тормоза находится в верхнем положении, атмосферная и вакуумная камеры соединены специальным каналом, проходящим через диафрагму. Благодаря этому в них сохраняется равное низкое давление.
Когда водитель нажимает на педаль тормоза, активируется следящий клапан, перекрывающий вакуумный канал и открывающий атмосферный канал. В результате давление воздуха в атмосферной камере становится существенно выше давления в вакуумной камере. Диафрагма перемещается к главному цилиндру, образуя высокое давление на его шток.
Именно в этом и заключается главная задача вакуумного усилителя – увеличивать усилие, оказываемое на шток тормозного цилиндра.
Симптомы неисправности вакуумного усилителя тормозов
Несмотря на простоту конструкции этого устройства, в его работе могут возникать неполадки, вызванные теми или иными причинами. Это может привести к тому, что машина станет хуже тормозить – в результате это создаст реальную угрозу жизни и здоровью вас и окружающих вас людей. Поэтому нужно уметь своевременно распознать проявление неисправностей в работе ВУТ. Наиболее характерными симптомами в этом в этом случае будут следующие:
- торможение стало менее эффективным;
- при нажатии на тормоз раздается шипение, также возможно повышение оборотов мотора;
- тормозная педаль нажимается очень туго либо не нажимается вовсе;
- троение мотора при работе на холостых.
Последний признак проявляется при нарушении герметичности вакуумного шланга, отходящего от усилителя. При этом избыточный воздух поступает во впускной коллектор. Если после нажатия на педаль тормоза троение пропадает, то следует проверить целостность соединений, шлангов и хомутов, так или иначе связанных с вакуумным усилителем. Здесь нужно сразу же отметить, что такое троение может проявиться только на бензиновых двигателях, дизели в силу особенностей конструкции не подвержены этому эффекту.
Как проверить вакуумный усилитель тормозов
Если вы подозреваете, что ВУТ вашего автомобиля неисправен, то можно выполнить ряд проверок – они довольно простые и при этом точные:
- Заведите двигатель и дайте ему поработать на холостых 5-7 минут. После этого заглушите машину и до конца выжмите тормоз, опустите его и выжмите снова. Если при повторном нажатии ход педали существенно уменьшился, то это будет свидетельствовать о наличии неисправностей в работе усилителя.
- При выключенном двигателе 6-8 раз нажмите на тормоз, а затем запустите мотор. При исправном усилителе выжатая до конца педаль должна опуститься еще ниже – это свидетельствует об опускании штока тормозного цилиндра.
- Заведите машину, выжмите педаль тормоза до конца и заглушите двигатель. Если в системе усилителя нет утечек воздуха, то педаль в течение 30 секунд после выключения зажигания будет сохранять свое выжатое положение.
При выявлении любой неисправности в работе вакуумного усилителя тормозов следует как можно скорее обратиться к специалистам для ремонта этого узла.
Видео на тему
Похожие статьи
avtonov.com
Вакуумный усилитель тормозов — Словарь автомеханика
Вакуумный усилитель тормозов или как говорят в простонародье «вакуумник» — является видом усилителя, применяющийся в тормозной системе авто. Служит для того, чтобы создавать дополнительное усилие педали тормоза за счет разряжения. Применение вакуумного усилителя дает облегчение работы тормозной системы.
Устройство вакуумного усилителя тормозов
Металлический корпус самого усилителя тормозов диафрагмой разделён на две половины – на вакуумную, идущую со стороны ГТЦ (главного тормозного цилиндрика), и на атмосферную, выходящую на тормозную педаль. К слову сказать, вакуумный усилитель и ГТЦ конструктивно и механически объединены в единую систему – тормозную.
Вакуумный усилитель вместе с главным тормозным цилиндром включают в себя:
- корпус,
- диафрагму,
- следящий клапан,
- толкатель,
- шток поршня ГТЦ,
- возвратную пружину.
Безвоздушная камера, то есть вакуумная, выходит при помощи клапана на впускной коллектор. На всех современных автомобилях для стабильной работы усилителя тормозов дополнительно устанавливают электронасос. При выключенном двигателе клапан обратки отсоединяет вакуумный усилитель от коллектора — тормоза просто-напросто пропадают. Точно такой же принцип и при малейшей поломке вакуумного агрегата, даже если мотор работает.
Атмосферная камера, вторая половина устройства, при помощи клапана соединяется и с вакуумной камерой, и с атмосферой. Именно на клапане и основан весь принцип работы вакуумного усилителя – создание разницы давлений между двумя камерами. В исходном положении, когда вы не давите на педаль тормоза, давление в двух камерах одинаково.
Нажимая педаль, толкатель двигается к следящему клапану и штоку тормозного цилиндра. Этим самым клапан закрывает канал между вакуумом и атмосферой. Что получается? Со стороны вакуумной камеры давление остаётся прежним, а со стороны атмосферной камеры происходит разряжение.
По окончании торможения возвратная пружина возвращает диафрагму в начальное положение.
Устройство вакуумного усилителя тормозов
Признаки неисправного усилителя тормозов
Не стоит сильно пугаться, если у вас вдруг отказал вакуумный усилитель. Ничего в этом страшного нет, неисправности ВУТ неприятны, но не критичны – просто вам придётся с большим усилием давить на тормозную педаль и прилагать чуть больше усилий для управления автомобилем.
О ремонте или замене агрегата стоит задуматься в тех случаях, когда он полностью или даже частично не выполняет свои функции.
Основные признаки:
- с каждым разом вам всё труднее и труднее нажимать педаль, а эффект от торможения минимальный;
- на холостых оборотах двигатель «троит», нажав педаль тормоза — начинает работать ровно и ритмично;
- обрыв или трещина в шлаге, которые приводят к появлению шипения или посторонним звукам в усилителе;
- вакуумный усилитель начинает «подсасывать» воздух;
- разрыв диафрагмы, износ сальников или резины на клапанах.
Проверка усилителя тормозов
Проверить самостоятельно работу вакуумника не составляет особого труда. Есть несколько достаточно простых способов:
- Двигатель начинает «троить», а после нажатия тормозов он работает как часики. Всё дело в том, что при разгерметизации воздух засасывается во впускном коллекторе. А это ведёт к резкому смешиванию воздуха и топливной смеси, поступающие в цилиндры двигателя.
- При выключенном моторе прокачайте (нажмите) 5-6 раз педаль тормоза. Потом ещё раз нажмите и на середине хода остановите. Не отпуская педаль, запустите двигатель. Педаль «провалилась» до полика — вакуумный усилитель работает исправно. Если ничего не изменилось после запуска мотора, то стоит подумать о замене или ремонте.
- Осматривая поверхность, вы заметили подтеки, оставляемые тормозной жидкостью.
Твердая педаль тормоза обычно связана с утечкой разрежения во впускном коллекторе, неисправностью вакуумного шланга, с дефектом самого усилителя или его контрольного клапана.
Не забывайте своевременно проверять тормозную систему.
Не стоит постоянно быть уверенным в работе вакуумника или тормозов. Они, как и вся машина, хотят получать внимания. А тормозная система особенно – она никогда не прощает ошибок.
Связанные термины
etlib.ru
❱ 🥇 Неисправности вакуумного усилителя тормозов
Содержание статьи
Для создания необходимого тормозного эффекта при прямой механической связи от педали тормоза до тормозных колодок требуется значительное физическое усилие. Такая тормозная система нуждается в большой площади фрикционного контакта колодок с тормозными барабанами и дисками. Для такой конструкции характерны увеличенные габариты.
Вакуумный усилитель разгружает тормозную педаль за счет использования разрежения. Самым распространенным источником вакуума является впускной коллектор двигателя. Пониженное давление создается при движении поршней вниз через приоткрытые клапаны.
В некоторых транспортных средствах используется отдельный вакуум-насос, с механическим или электрическим приводом.
Вакуумный усилитель тормозов
Конструкция ВУ
Для представления роли вакуумного усилителя в тормозной системе, нужно разобраться, как он работает. Такие знания сделают понятными проявления неисправностей.
Вакуумный усилитель собран в герметичном корпусе, разделенном на две камеры эластичной мембраной. Мембрана механически связана с тормозной педалью. Шток мембраны упирается в главный тормозной цилиндр.
Устройство вакуумного усилителя тормозов
До начала торможения клапан, связывающий камеру с атмосферой, закрыт, а клапан разрежения открыт. С обеих сторон мембраны одинаковое низкое давление, она находится в нейтральном положении. Главный цилиндр не нагружен и не оказывает воздействия на тормозную жидкость.
При нажатии на педаль клапан воздуха открывается, клапан разрежения перекрывается. Разница давлений в камерах вызывает изгиб диафрагмы в направлении главного тормозного цилиндра. Цилиндр давит на тормозную жидкость, передавая усилие к тормозам колес.
Сила воздействия зависит от разницы разряжения и атмосферного давления, а также от площади мембраны вакуумного усилителя. Усилие от нажатия педали составляет не более четверти силы, приложенной к главному тормозному цилиндру автомобиля.
Клапан воздуха закрывается при отпущенной педали, давление в камерах выравнивается через клапан разряжения. Под действием пружины мембрана занимает нейтральное положение. Колеса растормаживаются.
Важным элементом вакуумного усилителя является обратный клапан. Он открывается при низком давлении во впускном коллекторе и закрывается при высоком. Устанавливается на корпусе усилителя, иногда на патрубке.
Более детально об конструкции можно посмотреть в видео:
Как определить неисправность вакуумного усилителя тормозов?
Наибольшее воздействие на работу тормозов оказывают неисправности комплектующих усилителя:
- залипание обратного клапана из-за загрязнения;
- разрушение патрубка на участке от коллектора до усилителя, ослабление затяжки уплотняющих хомутов;
- разгерметизация диафрагмы.
При отказе клапана, порыве патрубка разрежение в камере низкого давления не создается. Торможение требует большого усилия нажатия на педаль. Автомобиль тормозит с запозданием. При разгерметизации патрубка происходит подсос воздуха в камеру впускного коллектора, это вызывает сбои в работе двигателя.
Важно
Проверить обратный клапан можно подув в него в сторону усилителя. Он должен быть закрыт. При втягивании воздуха в себя, он открывается.
При нарушениях в работе двигателя одновременно с ухудшением работы тормозов, осматриваются патрубки, подтягиваются хомуты.
Разрушение диафрагмы определить сложно, так как корпус вакуумного усилителя неразборный. При нарушении ее целостности высокое давление воздуха попадает к главному цилиндру. Возможно завоздушивание тормозной жидкости, что делает педаль мягкой.
Когда воздух попадает в тормозную систему, происходит нагрев и расширение воздушного пузыря. При этом педаль тормоза отжимает вверх, сжимает тормозные колодки.
Новый вакуумный усилитель
Простых действий достаточно, чтобы проверить исправность системы:
- Не запуская двигатель, произвести два-три качка педали тормоза, до ее фиксации в верхнем положении. Удерживать ногу с усилием на педали.
- Запустить двигатель. Педаль плавно проваливается вниз. Вакуумный усилитель исправен.
Нельзя забывать, что движение автомобиля с неисправными тормозами запрещено. Необходимо произвести ремонт самостоятельно или обратиться в автосервис.
Лафхаки по диагностике вакуумного усилителя
Больше интересных статтей
Поделиться с друзьями:
teritoriya-auto.ru
Как проверить вакуумный усилитель тормозов (видео) + 3 способа
Сегодня вакуумный усилитель (ВУ) является неотъемлемой частью тормозной системы каждой машины. Это устройство дает возможностью остановить транспорт легким нажатием на педаль. Выход данного механизма из строя является серьезной проблемой, способной спровоцировать фатальные последствия. При обнаружении даже небольших отклонений в работе тормозной системы необходимо срочно выполнить ряд диагностических процедур и ни в коем случае не откладывать это мероприятие. Ниже мы рассмотрим, как проверить вакуумный усилитель тормозов, а также уделим внимание причинам его характерных неисправностей.
Устройство вакуумного усилителя
Вакуумный усилитель представляет собой единый блок с НТЦ (главным тормозным цилиндром). Этот узел состоит из пяти основных сегментов. Сегодня существует масса различных конструктивных решений и их модификаций, каждая из которых отличается наличием дополнительных деталей, габаритами, конфигурацией и так далее. Однако основные составляющие являются неизменными, рассмотрим их более подробно.
- Корпус поделен на 2 камеры специальной диафрагмой. Первая атмосферная полость размещается со стороны ГТЦ, а вакуумная камера находится в направлении тормозной педали.
- Вакуумная камера. Этот сегмент включает такие детали, как впускной коллектор и обратный клапан. Первый элемент является источников разряжения. В сочетании с дизельными моторами, конструкция имеет электрический насос, который обеспечивает непрерывную подачу усилий. В таких моделях вакуумный усилитель находится в заряженном состоянии, только когда работает силовой агрегат. При выключении мотора или неисправности этого узла происходит отключение коллектора от усилителя.
- Атмосферная камера оборудована специальным клапаном. В исходном положении этот элемент соединяет ее с вакуумной полостью, а при перемещении педали, соответственно, отсоединяет. В совокупности этот и предыдущий элементы являются основными компенсаторами массы.
- Толкатель напрямую подключается к педали тормоза. Он предназначен для перемещения отслеживающего клапана, смонтированного между вакуумной камерой и атмосферной полостью. Эластичная диафрагма соединена с торцом штока ГТЦ и обеспечивает подачу в цилиндр жидкости под определенным давлением.
- Возвратная пружина служит для возврата диафрагмы в начальное положение, когда вы убираете ногу с педали. Обеспечивает исходное состояние диафрагмы, когда нет воздействия на педаль системы торможения.В новых моделях современных авто, конструкция которых включает ESP-систему, устанавливаются усилители активного типа, предотвращающие опрокидывание.
Принцип работы усилителя
Работа типового вакуумного узла реализована на дисбалансе давления в полостях корпуса усилителя. В результате получаемого разряжения двигается толкатель, который воздействует на шток поршня ГТЦ. При нажатии на педаль, усилия передаются к отслеживающему клапану, соединяющему обе полости. В итоге понижается давление в атмосферной камере, диафрагма выгибается и давит на шток. ГТЦ. После освобождения педали происходит возврат всех сегментов, соответственно выравнивается давление в обеих полостях. Возвратная пружина в этом случае перемещает диафрагму в исходное состояние. В общем, принцип работы вакуумного усилителя тормозов, достаточно прост, как и его конструктивное решение. За десятилетия использования в автомобильной индустрии ВУ практически не подвергался значительным изменениям.
Основные признаки поломки ВУ
Проверку вакуумного усилителя вполне реально выполнить самостоятельно. Однако для получения более достоверных данных рекомендуется воспользоваться услугами специалистов или использовать специальное оборудование для диагностики. В данном разделе мы рассмотрим, как определить работоспособность механизма поглощения массы в кустарных условиях. Основным признаком поломки этого механизма является неспособность формировать разряжение в рабочей полости. Как правило, источником данной проблемы может послужить повреждение (обрыв, разрушение, перетирание и так далее) эластичного трубопровода стыкующего ВУ с коллектором мотора или разгерметизация других сегментов системы. Неисправность также может быть вызвана наличием дефектов внутри усилителя.
Запустите силовой агрегат и заглушите его через несколько минут. Зажмите педаль газа, а затем отпустите ее и повторите процедуру. Во время последующих нажатий ход педали должен постепенно уменьшаться. Если разницы нет, это свидетельствует о том, что не обеспечивается дополнительное усилие в ГТЦ, следовательно, требуется ремонт усилителя.
Видео — Как самостоятельно проверить вакуумный усилитель
Характерным признаком какой-либо неисправности ВУ может быть полная или частичная его неспособность поглощать усилия, которые формируются на педали системы торможения. Иными словами, если вы, нажимая на педаль, ощущаете слишком большие усилия, значит, ВУ не работает. Как правило, проблема может заключаться в обрыве, перетирании или разгерметизации эластичного трубопровода, обеспечивающего соединение коллектора мотора с ВУ. Поломка также может быть следствием появления различных дефектов внутри самой конструкции усилителя: повреждение и нарушение эластичности диафрагмы, отслеживающего клапана и так далее.
Для выявления источников неисправностей необходимо провести ряд простых тестов. Преимуществом нижеприведенных методов является то, что они не требуют использования специального оборудование или других диагностических приспособлений. Эти проверочные операции доказывают свою практичность и эффективность уже на протяжении многих десятилетий.
Метод №1
Запустите силовой агрегат. Дайте поработать пару минут на нейтральной скорости, а затем заглушите мотор. Понажимайте несколько раз педаль системы торможения. В том случае, если узел работает исправно, при первой попытке, как это и предусмотрено, педаль выжмется до упора. Значит, образовавшийся вакуум притянул диафрагму, которая привела в движение поршень ГТЦ с помощью штока. После того как Вы отпустите педаль, в камерах должен восстановится баланс давления. Во всех следующих попытках воздействия на педаль ее ход будет уменьшаться. Это обуславливается отсутствием подкачки, разряжению браться неоткуда. Если между нажатиями после выключения двигателя не возникает ощутимая разница, значит, устройство не получает дополнительное усилие от ГТЦ.
Метод №2
Второй способ диагностики необходимо проводить после предыдущего. Он позволяет получить более достоверную информацию о работоспособности системы. После того как Вы включили и выключили мотор, а потом нажали несколько раз на тормозную педаль и получили определенный результат, необходимо обратить внимание на положение тормозного рычага. Если ВУ исправно работает, рычаг должен вернуться в исходное положение. Выжмите полностью педаль системы торможения и запустите мотор, удерживая ее. После включения силового агрегата в вакуумной камере ВУ образуется определенное разряжение, которое заставит переместиться шток. Последний тянет за собой толкатель. Поэтому педаль легко опускается. Если в этом случае положение педали не изменилось, это является явным признаком выхода из строя механизма. В данном случае потребуется детальный осмотр с последующим ремонтом или заменой усилителя.
Метод №3
Последний диагностический метод позволяет проверить систему на предмет утечки воздуха. Запустите мотор и нажмите на педаль, а затем заглушите агрегат, удерживая рычаг в активном положении 2-3 минуты. В случае какого-либо нарушения герметизации в конструкции ВУ разряжение внутри вакуумной полости начнет уменьшаться, что приведет к смещению диафрагмы. В итоге педаль будет медленно подниматься, так как исчезнет уравнивающая ее позицию сила. Разницу в необходимой прижимной силе можно ощутить буквально с первой минуты.
Вышеописанные методы позволяют выявить неисправности вакуумного усилителя тормозов. Если Вы повторили указанные процедуры и не обнаружили негативных изменений в работе устройства, значит, механизм поглощения усилия полностью исправен. При обнаружении поломок нужно срочно заняться ремонтом. Пренебрежение этой процедурой в лучше случае приведет к дорогостоящим ремонтным работам, а в худшем может стать причиной аварии в процессе движения транспортного средства из-за отказа тормозного усилителя.
vipwash.ru
проверка, регулировка и замена, инструкции с фото и видео
Вакуум-усилитель системы тормозов ВАЗ 2107 считается надёжным агрегатом, поскольку выходит из строя довольно редко. Первые неполадки элемента возникают спустя 150–200 тыс. км пробега. В случае обнаружения неисправности проблема решается двумя путями — полной заменой либо ремонтом узла. Изучив конструкцию и принцип работы усилителя, мастеровитый хозяин «семёрки» может реализовать оба варианта самостоятельно.
Назначение и расположение агрегата
Первые классические модели «Жигулей» (ВАЗ 2101–2102), выпускавшиеся без усилителей, отличались «тугой» педалью тормоза. Для резкой остановки машины автолюбителю приходилось прилагать значительное усилие. В 70-х годах прошлого столетия производитель начал оснащать автомобили вакуум-усилителями (сокращённо — ВУТ), значительно повышающими эффективность торможения и облегчающими работу водителя.
Агрегат в виде металлического «бочонка» установлен на переборке между моторным отсеком и салоном ВАЗ 2107, со стороны водительского места. Точки крепления ВУТ:
- корпус прикручен к перегородке 4 гайками М8;
- спереди к усилителю на 2 шпильках М8 крепится главный тормозной цилиндр;
- нажимной толкатель элемента выходит внутрь салона и стыкуется с рычагом педали тормоза.
Вакуум-усилитель тормозной системы располагается на стенке перегородки между салоном и подкапотным пространством
Задача усилителя — помогать водителю надавливать на шток главного тормозного цилиндра, используя силу вакуума. Последний создаётся с помощью разрежения, отбираемого у двигателя через специальный патрубок.
Шланг отбора вакуума присоединяется к впускному коллектору со стороны канала, ведущего к III цилиндру. Второй конец патрубка подключается к штуцеру обратного клапана, установленного снаружи корпуса ВУТ.
Вакуумный патрубок ВУТ (слева на фото) подсоединяется к штуцеру на всасывающем коллекторе
По сути, вакуумный усилитель выполняет за водителя физическую работу. Последнему достаточно слегка надавить на педаль, чтобы автомобиль начал замедляться.
Устройство и принцип действия ВУТ
Вакуум-усилитель представляет собой металлический «бочонок», состоящий из следующих деталей (нумерация в списке совпадает с позициями на схеме):
- Корпус цилиндрической формы.
- Шток нажимной главного тормозного цилиндра.
- Крышка, соединяемая с корпусом путём точечной вальцовки.
- Поршень.
- Перепускной клапан.
- Толкатель педали тормоза.
- Фильтр воздушный.
- Буферная вставка.
- Внутренний пластмассовый корпус.
- Резиновая мембрана.
- Пружина для возврата внутреннего корпуса с мембраной.
- Присоединительный штуцер.
- Обратный клапан.
- Вакуумный патрубок.
Внутренняя полость усилителя разделена резиновой диафрагмой на 2 рабочих камеры
Буквой «А» на схеме обозначена камера для подачи разрежения, литерами «Б» и «В» – внутренние каналы, «Г» – полость, сообщающаяся с атмосферой. Шток поз. 2 упирается в ответную деталь главного тормозного цилиндра (сокращённо — ГТЦ), толкатель поз. 6 прикреплён к педали.
Агрегат способен функционировать в 3 режимах:
- Мотор работает, но водитель не нажимает тормоз. Разрежение от коллектора подаётся сквозь каналы «Б» и «В» в обе камеры, клапан закрыт и не пропускает внутрь атмосферный воздух. Пружина удерживает диафрагму в исходном положении.
- Штатное торможение. Педаль нажата частично, клапан запускает воздух (через фильтр) в камеру «Г», отчего сила вакуума в полости «А» помогает давить на шток ГТЦ. Пластиковый корпус продвинется вперёд и упрётся в поршень, перемещение штока прекратится.
- Экстренное торможение. В данном случае воздействие вакуума на мембрану и корпус не ограничивается, шток главного цилиндра выжимается до упора.
За счёт разницы давлений в двух камерах мембрана помогает давить на шток главного цилиндра
После отпускания педали пружина отбрасывает корпус и мембрану в исходное положение, атмосферный клапан закрывается. Обратный клапан на входе патрубка служит защитой от внезапного нагнетания воздуха со стороны коллектора.
Прорыв газов во впускной коллектор и далее, в усилитель тормозов, случается на крайне изношенных двигателях. Причина — неплотное прилегание впускного клапана к седлу головки цилиндров. На такте сжатия поршень создаёт давление порядка 7—8 Атм и выталкивает часть газов обратно в коллектор. Если обратный клапан не сработает, они станут проникать в вакуумную камеру, снижая эффективность работы ВУТ.
Видео: как работает вакуум-усилитель тормозов
Неисправности усилителя тормозов
Поскольку замещение тормозного усилия производится с помощью вакуума, большинство неисправностей ВУТ связано с потерей герметичности:
- пробой резиновой диафрагмы вследствие критического износа;
- всасывание воздуха по краю корпуса — на стыке между двумя крышками;
- то же, сквозь сальник на штоке ГТЦ;
- проблемы со шлангом отбора разрежения — трещины либо подсос в местах соединений.
Типичная неисправность ВУТ — изношенная диафрагма рвётся и пропускает воздух
Значительно реже встречается отказ внутреннего перепускного клапана, засорение воздушного фильтра и усадка пружины от естественного износа. В очень редких случаях пружина ломается на 2 части.
Однажды мой знакомец столкнулся с интересным эффектом – «семёрка» намертво затормаживалась после запуска двигателя. Неисправности предшествовал постоянный перегрев тормозных дисков и барабанов на всех колёсах. Оказалось, внутри вакуумного усилителя произошли сразу 2 поломки — вышел из строя клапан и сломалась возвратная пружина. При попытке завести мотор ВУТ автоматически срабатывал от вакуума, самопроизвольно выжимая шток основного цилиндра. Естественно, все тормозные колодки схватывали — сдвинуть авто с места было невозможно.
Иногда между фланцем ГТЦ и вакуум-усилителя наблюдается протечка тормозной жидкости. Но эта проблема не относится к поломкам ВУТ, потому что жидкость подтекает из главного цилиндра. Причина — износ и потеря герметичности уплотнительных колец (манжет) внутри ГТЦ.
Мокрота вокруг посадочного фланца указывает на протечку тормозной жидкости из ГТЦ
Диагностика неполадок
Первый признак потери герметичности вакуумного усилителя — отнюдь не ухудшение тормозов, как описывают неисправность многие источники в интернете. Когда воздух только начинает просачиваться сквозь прохудившуюся мембрану, ВУТ продолжает исправно функционировать, поскольку мотор успевает поддерживать вакуум в передней камере. Первый симптом — изменения в работе самого двигателя:
- из-за подсоса воздуха в третий цилиндр мотор начинает «троить» на холостом ходу;
- обороты коленчатого вала «плавают», чем сильнее подсос, тем больше амплитуда колебаний;
- работающий двигатель реагирует на педаль тормоза, при резком нажатии глохнет;
- увеличивается расход бензина.
Подсос воздуха в двигатель через ВУТ вызывает отключение III цилиндра — мотор начинает «троить»
Если автолюбитель игнорирует первичные симптомы, ситуация усугубляется — педаль становится жёстче и требует большего физического усилия для замедления и остановки машины. Автомобиль можно эксплуатировать и дальше, поломка ВУТ не ведёт к полному отказу тормозов, но заметно осложняет езду, особенно с непривычки. Экстренное торможение станет проблемой.
Как убедиться в негерметичности вакуум-усилителя:
- Ослабьте хомут и снимите вакуумный патрубок со штуцера на коллекторе.
- Заглушите штуцер плотной самодельной пробкой.
- Заведите двигатель. Если обороты выровняются, проблема явно кроется в усилителе.
- Снимите провод высокого напряжения и выверните свечу зажигания III цилиндра. При отказе ВУТ электроды будут закопчены чёрной сажей.
Если копоть наблюдается на свече III цилиндра, а остальные свечи чистые, нужно проверить состояние вакуумного усилителя тормозов
По возможности я использую старый «дедовский» метод — попросту пережимаю шланг отбора вакуума пассатижами на работающем двигателе. Если третий цилиндр включается в работу и холостой ход восстанавливается, перехожу к проверке усилителя тормозов.
Аналогичным образом проблему можно временно устранить в пути. Отключите патрубок, заглушите штуцер и спокойно поезжайте в гараж либо СТО — силовой агрегат будет работать ровно, без перерасхода топлива. Но помните, педаль тормоза станет жёсткой и перестанет моментально реагировать на лёгкое нажатие.
Дополнительные способы диагностики:
- Нажмите 3—4 раза на тормоз и запустите двигатель, удерживая педаль. Если она не провалилась, наверняка вышел из строя клапан.
- При неработающем моторе отсоедините от штуцера шланг, извлеките обратный клапан и плотно вставьте в отверстие заранее сдавленную резиновую грушу. На герметичном усилителе она сохранит форму, на неисправном — заполнится воздухом.
Для проверки герметичности усилителя и работоспособности обратного клапана можно использовать резиновую грушу
С помощью груши можно точно определить место дефекта, но вакуумный усилитель придётся снять. Закачивая внутрь камеры воздух, обмыльте края стыков и сальник штока — пузыри укажут место повреждения.
Видео: как проверить вакуум-усилитель тормозов на «семёрке»
Инструкция по замене
В подавляющем большинстве случаев владельцы «семёрок» меняют вакуум-усилитель в сборе, поскольку ремонт агрегата не всегда даёт положительный результат. Основная причина — трудности со сборкой, точнее, восстановлением герметичной заводской вальцовки корпуса.
Для замены не требуются особые условия и специальные приспособления, работы производятся в гараже или на открытой площадке. Используемые инструменты:
- набор головок с удлинителем и воротком на трещотке;
- ключ накидной размером 13 мм;
- ключ рожковый 7 мм и штангенциркуль с глубиномером для регулировки;
- отвёртка плоская и «крестовая»;
- пассатижи.
С помощью штангенциркуля — «колумбика» удобнее всего регулировать вылет штока на новом усилителе тормозов
Вместе с усилителем тормозов стоит поменять вакуумный шланг и хомуты — старые детали могут стать причиной подсоса воздуха.
Замена ВУТ производится в таком порядке:
- Ослабьте хомут и отсоедините вакуум-шланг от штуцера обратного клапана.
Вакуумный патрубок можно снять вместе с обратным клапаном, аккуратно поддевая плоской отвёрткой
- Пользуясь головкой 13 мм и воротком с удлинителем, открутите гайки крепления главного тормозного цилиндра.
Откручивать крепёжные гайки удобнее головкой на длинном воротке
- Аккуратно снимите ГТЦ со шпилек и отодвиньте в сторону, насколько позволяют тормозные трубки.
Откручивать и отсоединять тормозные трубки не обязательно, достаточно снять ГТЦ со шпилек и сместить в сторону
- Перейдите в салон и освободите доступ к 4 гайкам крепления агрегата. Для этого демонтируйте нижнюю декоративную накладку рулевой колонки (держится на 4 винтах).
- Отсоедините рычаг педали от толкателя, вытащив стопорное кольцо и металлический штифт.
- Накидным ключом 13 мм отверните крепёжные гайки и снимите вакуум-усилитель со стороны моторного отсека.
Корпус агрегата прикручен со стороны салона на 4 гайки, 2 верхних прячутся под обшивкой
Сборка выполняется аналогичным образом, только в обратном порядке. Перед установкой нового ВУТ обязательно следует отрегулировать длину выступающей части штока, дабы обеспечить педали тормоза небольшой свободный ход. Как производится регулировка:
- Вытащите пластиковый буферный вкладыш со стороны фланца ГТЦ, утопите шток до упора.
- Пользуясь глубиномером (или другим измерительным прибором), замерьте длину головки штока, выступающей над плоскостью корпуса. Допустимый диапазон — 1…1,5 мм.
Замер производится при утопленном штоке, для удобства используется штангенциркуль с линейкой
- Если шток выступает меньше или больше указанных пределов, аккуратно ухватитесь за стержень пассатижами и отрегулируйте вылет, вращая головку ключом 7 мм.
Регулировку штока можно выполнять прямо на автомобиле после установки ВУТ
Также перед установкой рекомендуется обработать резиновые элементы густой нейтральной смазкой — это продлит ресурс агрегата.
Видео: замена вакуумного усилителя ВАЗ 2107 своими руками
Ремонт агрегата — замена диафрагмы
Данная операция непопулярна в среде владельцев «Жигулей», обычно автолюбители предпочитают менять усилитель целиком. Причина — несоответствие результата затраченным усилиям, проще купить и поставить ВУТ в сборе. Если вы однозначно решили разбирать и ремонтировать вакуум-усилитель, подготовьте инструментарий и расходные материалы:
- монтажная лопатка, мощная плоская отвёртка;
- пассатижи;
- молоток;
- щётка с металлическим ворсом;
- тиски слесарные большие;
- комплект ремонтный для вакуумных усилителей ВАЗ 2103—2107;
- герметик силиконовый.
При замене поврежденной диафрагмы рекомендуется поменять все резинотехнические изделия ВУТ — сальник штока и уплотнительные кольца
Лучше всего покупать ремкомплект от Балаковского завода резинотехнических изделий. Данное предприятие является прямым поставщиком деталей для «АвтоВАЗа» и производит качественные оригинальные запчасти.
Для выполнения ремонтных работ ВУТ необходимо снять с автомобиля, как описывается в инструкции выше. Разборка и замена деталей ведётся в таком порядке:
- Поставьте на корпусе метку маркером, развальцуйте соединения с крышкой, отгибая монтажной лопаткой края обечайки.
Метка необходима для сборки усилителя, чтобы правильно совместить крышку с корпусом
- Аккуратно разъедините элементы, придерживая крышку руками, поскольку внутри установлена большая мощная пружина.
- Извлеките шток и сальник, снимите диафрагму с внутреннего корпуса. При разборке все детали поочерёдно раскладывайте на столе, чтобы ничего не перепутать в процессе установки.
Во избежание путаницы все детали ВУТ лучше раскладывать на столе в процессе разборки
- Почистите щёткой корпус и места прилегания мембраны. При необходимости вытрите насухо камеры изнутри.
- Соберите элементы вакуум-усилителя в обратном порядке, используя новые детали из ремкомплекта.
Перед сборкой новая мембрана натягивается на пластмассовый корпус
- Совместив метки на крышке и корпусе, вставьте пружину и сожмите обе половинки в тисках. Тщательно выполните вальцовку, пользуясь монтировкой, молотком и отвёрткой.
При желании отремонтированный ВУТ можно покрасить с помощью аэрозольного баллончика
- Проверьте герметичность ВУТ с помощью резиновой груши, вставленной в отверстие вакуумного шланга.
После сборки установите агрегат на автомобиль, заранее отрегулировав вылет штока (процедура описывается в предыдущем разделе). По окончании проверьте работоспособность усилителя на ходу.
Видео: как поменять диафрагму ВУТ на «классике»
Усилители тормозов вакуумного типа нечасто беспокоят хозяев «Жигулей» поломками. Известны случаи, когда заводской ВУТ исправно работал в течение всего срока эксплуатации автомобиля ВАЗ 2107. При внезапном отказе агрегата тоже паниковать не стоит — неисправность вакуум-усилителя не влияет на работу тормозной системы, только педаль становится жёсткой и неудобной для водителя.
bumper.guru