Виды глушителей – виды, устройство и принцип работы

Виды глушителей для автомобиля.

Если у вас в автомобиле сломался глушитель, то естественно потребуется замена. Но прежде, чем идти в магазин. Неплохо будет посмотреть и разобраться в основных видах глушителей. Проблема состоит в том, что многие приходят в магазин и не знают, что им необходимо. В этой ситуации таким людям приходится полагаться на советы продавца, но они могут быть неправильными. Всякое возможно. Так давайте рассмотрим основные виды глушителей для автомобилей и поймем, что они из себя представляют.
Акустические фильтры можно разделить на :
Диссипативные. Глушители для авто такого типа имеют самую простую конструкцию. Их легко заменить, если возникнут какие-то проблемы. Диссипативные глушители состоят из перфорированной трубы, путанки и наполнителя. Им обычно является минеральная вата. Механизм работы такого глушителя довольно прост. Выхлопные газы проходят через трубы, в которых находятся наполнитель и проволока-путанка, преобразуя свою звуковую энергию в тепло.
Реактивные. Особенностью данных глушителей является наличие камер, в которых акустические волны сталкиваются и уничтожают друг друга. При этом не нужно использовать материалы, поглощающие звук. Для того, чтобы заглушить шум в реактивных глушителях есть все необходимое оборудование – это трубы различных сгибов и камера, о которой уже упоминали ранее.
Комбинированные. Как понятно из названия, имеют в своей конструкции детали от реактивного и диссипативного глушителя. По этой причине поглощают звук в двух направлениях, используя преимущества вышеописанных систем. Обычно выбор на подобных моделях останавливают люди, которым необходимо высокая производительность
Так же все вышеперечисленные виды глушителей можно разделить на прямоточные и лабиринтные, исходя из типа конструкции. Первые представляют собой трубу с одним диаметром для отвода газа, которая является входной и выходной одновременно. Лабиринтные глушители для авто не много отличаются от прямоточных. В их конструкции несколько труб, предназначенных для входа и выхода газа.скачать dle 10.4фильмы бесплатно

www.glush.ru

Устройство выхлопной системы автомобиля, виды неисправностей

Выхлопная система автомобиля также требует особого внимания. Казалось бы, что эта часть не так важна в работе двигателя, но не тут то было. От качества функционирования системы выхлопа авто зависит и мощность ДВС, и расход топлива, и выбросы вредных веществ в атмосферу.

Содержание статьи:

  1. Как работает выхлопная система авто?
  2. Конструкция системы выхлопа.
  3. Неисправности и способы их устранения.
  4. Видео.

 

Принцип работы выхлопной системы автомобиля

Своевременному и качественному выводу выхлопных газов отводится большая роль. Потому что, если вовремя отработанные газы не будут удаляться, то они будут оставаться в камерах сгорания цилиндров и заполнять некоторый объем, а значит, это приведет к потере мощности двигателя и нестабильной работе.

Выхлопная система состоит из нескольких секций, соединенных между собой крепежными болтами.

выхлопная система автомобиля
Назначение всех секций:
  • выведение из камер сгорания цилиндров мотора все выхлопные газы;
  • уменьшение шума работы силового агрегата (двигателя) во время работы;
  • уменьшение уровня токсичности в отработанных газах;
  • недопущение попадания в салон машины выхлопных газов.

Простая конструкция выхлопной системы выводит газы по трубам. Все наверное знают, что если глушитель или труба глушителя продырявится, то шум работы двигателя увеличивается в несколько раз.

Уровень токсичности понижается за счет установки в выхлопную систему катализаторов. За работой катализатора следит датчик лябда-зонд. В дизельных агрегатах используется сажевый фильтр для уменьшения выбросов вредных веществ.

Некоторые снимают этот датчик сами и устанавливают обманку лябда зонд.

Как в бензиновых, так в современных дизельных ДВС используется турбонагнетатель, который загоняет смесь из кислорода и отработанных газов, которые он всасывает из выпускного коллектора. На корпусе выпускного коллектора таких машин устанавливается датчик, которые регулирует подачу в турбину выхлопных газов.

 

Конструкция выхлопной системы автомобиля

В строение системы выхлопа современных машин входят около 5 элементов, каждый из который выполняет свою функцию. В схему выхлопной системы входит:

  1. Выпускной коллектор.
  2. Приемная труба выхлопных газов, она же «штаны».
  3. Каталитический нейтрализатор или катализатор.
  4. Пламягаситель или резонатор.
  5. Глушитель.

выхлопная система машины

Выпускной коллектор

Выпускной коллектор служит для приемки отработанных газов из камер сгораний цилиндров. Материал: чугун или нержавеющая сталь, или керамика.

 

Приемная труба

Приемная труба, которую обычно называют штанами служат для объединения выхлопных газов, поступивших из разных цилиндров в один общий коллектор. Дальше смесь выхлопных газов проходит через катализатор. На этом участки часто устанавливают гофру, чтобы гасить вибрации, которая передается на конструкцию выхлопной системы двигателем через жесткое соединение.

 

Катализатор или каталитический нетрализатор

Катализатор напоминает пчелиные соты из керамики. Сверху катализатор покрыт сплавом иридия и платины. Такие вещества позволяют вступать в химическую реакцию с веществами, содержащимися в выхлопных газах. Здесь происходит разделение на кислород и оксид азота. Отделенный чистый кислород помогает сжигать остатки топливно-воздушной смеси, в результате этого к глушителю подается азото-диоксидоуглеродная смесь. Датчик лябда зонд передает данные работы катализатора на блок управления (ЭБУ). Похожий датчик устанавливается на выпускной коллектор, чтобы анализировать показатели токсичности газов, которые поступили в катализатор.

 

Резонар или пламегаситель

Это устройство служит для уменьшения температуры отработанных газов. Понижение температуры происходит за счет ячеистой конструкции.

 

Глушитель

Конечной секцией вывода выхлопных газов является глушитель. В его корпусе находится перфорированная труба (то есть труба с отверстиями), задача которой уменьшить шум.выхлопная система автоВсе секции соединяются между собой болтами через фланцы. Соединения частей должны быть герметичными, поэтому устанавливаются термостойкие уплотнители.

 

Виды неисправностей и ремонт выхлопной системы автомобиля

Многие автолюбители усовершенствуют выхлопную систему. Этим занимается, в основном, молодежь, которые любят тюнинговать свои тачки. Одним из вариантов такого тюнинга — это удаление резонатора и установка прямоточного выхлопа.выхлопная системаОсновная неисправность выхлопной системы — это негерметичные соединения, из-за которых, например, отработанные газы попадают в салон при открытии дверей. Устраняется покупкой и установкой ремкомплекта для соединения деталей выхлопной системы.глушитель автомобиля

Также из-за высокой температуры и агрессивной среды металл быстро ржавеет. Труба приходит в негодность. система выхлопаЕсли труба продырявится, то сразу это будет понятно по высокому уровню шума. Шум будет, как у картинга.

Запрещается эксплуатировать автомобиль без выхлопной системы. Это и опасно, и разрушит двигатель.

 

Видео

Глушитель изнутри.

Как заменить выхлопную систему своими руками на автомобиле ВАЗ.

 

autostuk.ru

Какой глушитель лучше выбрать для оружия? Принцип действия и виды

Одним из самых существенных недостатков огнестрельного оружия является громкий звук выстрела. Чтобы снизить его уровень, сегодня применяются специальные приборы различной конструкции – глушители, которые также имеют другое название – «прибор бесшумной стрельбы» – «ПБС». Глушитель представляет собой механическое устройство, которое устанавливается или располагается на стволе стрелкового оружия, и ослабляет звук выстрела, а также скрывает пламя пороховых газов – вспышку, что очень важно в темное время суток. Таким образом, стрелка, который использует глушитель, становится очень трудно обнаружить, особенно если он хорошо замаскирован и находится на дальних дистанциях от цели. В случае промаха это позволяет сделать повторный выстрел либо поразить не одну, а несколько целей из состава группы.

Глушители используются в основном для нарезного оружия – пистолетов, пулеметов, винтовок. На гладкоствольные ружья редко устанавливаются глушители. Это продиктовано сложностью реализации конструкции приборов, которые могли бы устранить шум от такого вида оружия. Существуют серийно выпускаемые глушители для дробовиков американского производства, которые снижают звук выстрела до 137 дБ. Их недостатками является внушительный вес – около 900 г и высокая стоимость. Самым существенным минусом всех оружейных глушителей является их небольшой рабочий ресурс. Например, в АКМ он составляет до 200 выстрелов.

История глушителей для оружия

Первый глушитель механического типа высокой эффективности был предложен французским полковником Гумбертом в 1898-м году. Спустя год датские конструкторы Борренсен и Сигбьернсен стали владельцами патента на многокамерный прибор бесшумной стрельбы. Первыми оружейными глушителями, которые имели коммерчески успех, стали устройства изобретателя знаменитого пулемета «Максим» и его сына. Разные версии приборов были запатентованы в 1908–1910-м году, после чего самые совершенные глушители начали выпускаться в промышленных масштабах. В Первую мировую войну эти устройства по большому счету не применялись из-за особенностей ведения боя.

Во времена Второй мировой войны спрос на глушители сильно возрос – тактика боевых действий значительно изменилась. Все воюющие страны начали использовать бесшумное оружие, которое стало необходимым для совершения диверсионных операций. После начала «холодной войны» значительно возросла деятельность служб разведки и сил специальных операций, которые часто начали оснащаться пистолетами с глушителями. В локальных конфликтах и войнах с широкими и партизанскими военными действиями сильно возросла роль мобильных боевых групп и снайперов. Для обеспечения эффективных действий потребовалась разработка множества видов бесшумного оружия и как следствие – использования дульных глушителей. Сегодня этими приборами также оснащаются службы охраны правопорядка.

Почему звук выстрела настолько громкий

Чтобы узнать, как устроен глушитель пистолета и другого стрелкового оружия, следует для начала рассмотреть источники звука, который появляется при выстреле. Самым мощным источником шума являются пороховые газы. Во время выстрела происходит воспламенение пороха, в гильзе возрастает давление, и газы выдавливают пулю. При этом продолжается процесс горения пороха, из ствола вылетает пуля и воспламенившиеся газы. В этот момент происходит мгновенное уравнивание давления газов и атмосферного давления, уровень которых сильно отличается. В результате и создается громкий звук выстрела.

Вторым значительным источником шума выстрела является звук полета пули. При этом большое значение имеет скорость полета пули. В случае если она выше скорости звука, значительно возрастает уровень шума выстрела. Пуля, которая опережает скорость звука, образует воздушные колебания, которые расходятся от источника волн – пули – и образуют так называемый конус Маха. Для того, чтобы устранить эту проблему и сделать подавление шума выстрела более эффективным, помимо глушителя используют различные способы снижения скорости полета пули к дозвуковому уровню. Это могут быть специальные ослабленные патроны, с которыми пуля развивает скорость 195–270 м/с, также для этой цели в оружии могут применять специальный укороченный ствол. Как правило, дозвуковую скорость развивают пули, которые используются в оружии спецназа.

Виды глушителей

Принцип устройства глушителей для оружия основан на необходимости снижения уровня давления пороховых газов в момент их вылета до уровня атмосферного давления, либо их равномерного увеличения при столкновении с окружающей атмосферной средой. В зависимости от типа установки различают устанавливаемые и интегрированные глушители. В первом случае устройства подавления звука могут быть совместимы с различными видами оружия. Современные глушители устанавливаются на ствол с помощью специальной резьбы либо быстросъемного крепления. Приборы интегрированного типа являются неотъемлемой частью ствола. Такие устройства более эффективны, в этом случае применяется комплексный подход с одновременной разработкой оружия, глушителя и патрона.

Современные глушители для оружия могут значительно отличаться по конструкции. Весьма хорошие результаты показывают двухкамерные эксцентричные  приборы, объем которых близок к объему пороховых газов. Эти глушители долговечны, но вместе с тем и весьма габаритны. Многие глушители построены по многокамерному принципу с выполненными из металла перегородками. Существуют и однокамерные модели со сферической передней стенкой, которая отражает газы и задерживает их в камере глушителя. Очень эффективны приборы с завихрением и разбиением пороховых газов. Для снижения шума выстрела в них предусмотрены перегородки особой формы либо спиралевидные ленты. Самые простые приборы бесшумной стрельбы – одноразовые глушители с обтюрацией.

Насколько глушитель устраняет шум

Чтобы узнать насколько глушитель снижает шум выстрела, можно в качестве примера привести прибор бесшумной стрельбы на АКМ или АК-74. С ним уровень звука уменьшается в 20 раз. Модель АКМ 7,62 мм с ПБС-1 при выстреле выдают не больший шум, чем спортивная винтовка калибра 5,6 мм, который не слышен с 200 метров.

Громкость выстрела из винтовки под патрон .22 LR находится на уровне около 135 дБ, из пистолета калибров 9 mm Luger и .45 Auto — на уровне 155–160 дБ. Выстрел из винтовки AR-15 калибра .223 Rem создает уровень звукового давления в 165 дБ. При 160 дБ возможен шок и разрыв барабанной перепонки, при 120 дБ наступает болевой порог. Для сравнения – 80 дБ создает громкий будильник, 60 дБ соответствует обычному разговору.

Самые эффективные современные надульные глушители уменьшают уровень звукового давления при использовании патрона кольцевого воспламенения (.22 LR) приблизительно на 35–40 дБ, в случаях с более мощными пистолетными и винтовочными патронами центрального боя, в том числе «магнумами», – примерно на 30–35 дБ. Достичь абсолютного отсутствия звука при выстреле невозможно хотя бы из-за работы металлических частей механизмов стрелкового оружия. В целом снижение звука во многом зависит и от типа глушителя, и от конкретного оружия, и от патронов.

www.guns.ua

Что такое резонатор выхлопной системы

Работа двигателя на автотранспортных средствах, если говорить про ДВС, сопряжена с выработкой достаточно сильного шума. Но этот шумовой эффект водитель, его пассажиры, а также люди на улице практически не слышат.

Что такое резонатор выхлопной системы

Так было далеко не всегда. Первые машины, работающие на двигателях внутреннего сгорания, были очень шумными, создавали много дыма, а потому это становилось настоящей проблемой. Но решение через некоторое время придумали.

Каждый современный автомобиль обязательно оснащается глушителем. Уже из названия становится очевидно, что главной функцией глушителей является гашение и подавление шумов и звуков, возникающих от работающего мотора.

Система выхлопа устроена достаточно сложно, несмотря на кажущуюся простоту выполняемых функций. В её состав входит несколько элементов, одним из которых выступает резонатор. Относительно него у автолюбителей возникают вопросы. Их интересует, что это такое, зачем устанавливается и какие задачи выполняет в работе системы выхлопа и всего автомобиля.

Что это такое

Для начала следует разобраться, что такое резонатор в современном автомобиле и в чём задача этой детали выхлопной системы автотранспортного средства.

Резонатор глушителя или просто резонатор является неотъемлемой частью системы, отвечающей за вывод выхлопных газов работающего автомобиля. Учитывая то, как выглядит этот резонатор, многие называют его дополнительным глушителем. Он действительно похож на глушитель, но не является таковым. Это лишь часть системы выхлопа.

Не все до конца понимают, что же такое резонатор в машине с двигателем внутреннего сгорания. Часто его позиционируют как узел для снижения уровня шума работающего мотора. Но по факту это вторичный эффект, который достигается за счёт выполнения основной функции резонатора. Она заключается в обеспечении ровного потока отработанных газов по всей системе выхлопа автотранспортного средства.

Когда мотор работает, вне зависимости от количества совершаемых оборотов двигателя, в коллекторе образуются так называемые прерывистые параметры давления газа. Во многом на их частоту влияет количество цилиндров в ДВС и оборотов, совершаемых коленчатым валом. Резонатор позволяет как раз устранять эти прерывистые параметры или уровни давления.

Зачем используются резонаторы

Теперь более конкретно относительно того, для чего нужны резонаторы в автомобилях. Уже название даёт понять, что этот элемент отвечает за резонирование шума или звуковых потоков, которые образуются в процессе работы мотора.

Если говорить простым языком о том, зачем резонатор в выхлопной системе, то это гаситель звуковых колебаний в момент, когда выхлопные газы выходят из камеры сгорания. Но это далеко не все функциональные возможности компонента. На деле резонаторы выполняют одновременно несколько задач, хотя основной считается именно резонирование, либо гашение звуков. Преимущественно низкочастотных.

Специалисты утверждают, что резонатор в конструкции выхлопной системы служит не только для отвода газа и снижения уровня шума. Ещё один момент, для чего служит устройство, заключается в повышении полезной мощности силовой установки. Не зря спортивные автомобили подвергаются специальным доработкам, где стандартный резонатор меняется на более эффективный вариант. В таких случаях размещение элемента происходит непосредственно за прямотоком.

Прямоточная система выхлопаПрямоточная система выхлопа

Крайне важной функциональной особенностью резонатора является его способность снижать температуру выходящих выхлопных газов. Тем самым заметно продлевается срок службы всей системы и глушителя в частности.

Как дополнение можно отметить факт снижения уровня вредных выбросов за счёт участия резонаторов в работе выхлопной автомобильной системы.

Учитывая функции и назначение этого элемента, возникают вопросы касательно того, можно ли убрать из автомобиля резонатор, что произойдёт и какие последствия возможны. Некоторые считают удаление такого элемента глупостью. Но есть далеко не один такой водитель, который убирал конструкцию.

Для ответа на этот вопрос следует учесть, что будет при эксплуатации автомобиля без резонатора. Произойдёт следующее:

  • значительно усилится звук работы выхлопной системы. Иногда он превышает все допустимые нормы, становится крайне неприятным и шумным. Во многом уровень шумности зависит от мощности двигателя и его оборотов;
  • особенно заметным повышение шумности будет при низкочастотном диапазоне. Именно гашением низких звуков занимается резонатор;
  • повысится температура выходящего выхлопного газа, который проходит через глушитель автомобиля. Это существенно снижает срок его службы. В скором времени глушитель придётся менять;
  • нарушится штатное распределение ударных волн в газовой среде. Параллельно поменяются зоны разряжения. Всё это ведёт к заметным потерям двигателя по мощности;
  • настройки по расходу топлива также нарушатся. Это приведёт к увеличению потребления горючего.

Полностью отказаться от использования резонатора можно только в определённых ситуациях, когда проводится комплексный тюнинг выхлопной системы с установкой дополнительных элементов и специальной настройкой. Если просто вынуть из выхлопа резонатор, и продолжить эксплуатировать автомобиль в таком состоянии, ничего кроме повышенного шума и ускоренного износа со всеми вытекающими последствиями это не даст.

Составляющие конструкции

Как уже ранее отмечалось, внешне резонаторы очень напоминают глушители. Из-за этого их легко перепутать новичку. А более опытные автомобилисты называют резонаторы малыми или дополнительными глушителями.

В действительности конструктивно это довольно сложный элемент, включающий в себя несколько слоёв. Причём каждый из этих слоёв отвечает за выполнение определённой функции.

Если познакомиться с устройством резонаторов автомобиля в разрезе, то действительно можно заметить существенное внешнее сходство со стандартным штатным глушителем транспортного средства.

Стоит внести некоторые уточнения относительно того, как устроен в автомобиле резонатор глушителя:

  • конструкция представлена в виде нескольких камер, которые разделены между собой специальной сеткой;
  • такое строение позволяет постоянно сужать и расширять потоки выходящих газов. Важно отметить, что выход газа происходит резкими рывками. Резонатор выравнивает эти рывки, что позволяет на выходе получить равномерный поток выработанного газового выхлопа;
  • камеры внутри немного смещены, что позволяет менять направление движения выхлопа, тем самым сглаживая неравномерную пульсацию;
  • гашение частоты выхлопа происходит за счёт внутренней перфорации. С её помощью уровень шумности снижается.

Свои задачи автомобильный резонатор выполняет благодаря конструкции, которая предусматривает наличие большого количества закрытых полостей, соединённых друг с другом при помощи трубопровода и множества перфораций, то есть отверстий.

Предусмотренные конструкцией отверстия позволяют вызывать разночастотные колебания, меняющиеся за счёт трения.

Что же касается расположения, то этот элемент выхлопной системы устанавливается непосредственно между приёмным коллектором или нейтрализатором и штатным глушителем.

Но расположение может несколько отличаться. Это зависит от конкретно модели автотранспортного средства и производителя.

Важно понимать, что образующийся в двигателе газ при сгорании топливовоздушной смеси имеет огромную температуру. При этом функция резонатора автомобиля заключается в том, чтобы её снижать, уменьшая тепловую нагрузку на глушитель и идущие после резонатора элементы выхлопной системы.

Теперь что касается того, какая температура на выходе из камеры сгорания и под какими тепловыми нагрузками работает малый глушитель. В зависимости от конкретной автомобильной системы, температура может достигать отметки более 650 градусов Цельсия. После возгорания, отработанный газ идёт на впускной коллектор при экстремально высоких температурных показателях.

Доходя для резонатора глушителя автомобиля, температура снижается не так сильно. Потому крайне важно, чтобы резонатор изготавливался из высококачественных и жаропрочных материалов. При эффективной работе самого резонатора, он способствует падению температуры, благодаря чему нагрузка на глушитель оказывается существенно меньше. Это продлевает срок его службы и сохраняет в целостности всю выхлопную автомобильную систему.

Виды

Резонаторы или дополнительные глушители классифицируют в зависимости от того, на двигателях какого типа они используются.

Потому различаются 2 основных вида устройств.

  1. Предназначенные для установки на двухтактные двигатели. Если транспортное средство оснащается подобным мотором, что в наше время встречается не так часто, то резонатор становится обязательным элементом компоновки выхлопной системы. Если резонатор будет отсутствовать, это моментально приведёт к увеличению количества потребляемого топлива. Изменится работа мотора в худшую сторону, снизится скорость и мощность. Это обусловлено тем, что удаляться будет не только отработанный выхлопной газ, но также и не до конца сгоревшее топливо. Отсюда падение скорости параллельно с увеличением расхода топлива.
  2. Резонаторы, устанавливаемые на четырёхтактные силовые установки. В случае с такими двигателями резонатор может сыграть не на пользу автомобилю, а создать определённые дополнительные проблемы. Демонтаж позволяет увеличивать уровень мощности двигателя примерно на 15%. Опытные автомобилисты считают, что на четырёхтактных моторах резонатор только мешает нормальной работе двигателя. Да, если его убрать, мощность действительно повысится. Но одновременно ухудшится экологичность транспортного средства, выхлоп начнёт загрязнять окружающую среду. Потому на 4-тактных моторах всё равно стоят резонаторы, позволяющие достичь требуемых экологических норм.

Есть ещё одна дополнительная классификация, которая различает резонаторы по их конструктивным особенностям.

На некоторые автомобили устанавливаются стандартные элементы моноблочного типа. Но постепенно практически все переходят на комбинированные устройства.

Второй тип резонаторов состоит из двух основных частей. Это классическая конструкция с трубой и перегородками, а также камера, заполненная специальными материалами, обладающими свойствами шумопоглощения. Зачастую в конструкциях используют материалы на основе базальтового волокна.

Комбинированные устройства являются более эффективными, современными и полезными в работе автомобильных двигателей и выхлопных систем. Потому на большинстве автотранспортных средств встречаются именно такие типы резонаторов.

Малые глушители или резонаторы глушителя разделяют по их размерам. Различают следующие подкатегории:

  • короткие;
  • средние;
  • длинные.

Ещё иногда классифицируют резонаторы в зависимости от их объёма. Это полезный способ классификации, поскольку во многом именно от объёма зависит, насколько эффективным окажется резонатор в конструкции автомобильной выхлопной системы. Если будет наблюдаться дефицит объёма в резонаторе, то в момент резкого нажатия водителем на педаль газа уровень шума окажется крайне высоким. Кому-то этот звук нравится, а потому специально устанавливаются резонаторы. Но из соображений безопасности системы выхлопа, а также из уважения к окружающим людям, лучше устанавливать устройств с достаточным рабочим объёмом.

Резонаторы или малые глушители изготавливаются из различных материалов. Наиболее бюджетные конструкции создают на основе алюминированной стали. Хотя в действительности это самая простая сталь, поверх которой наносится небольшой слой алюминия. Выглядят, как полноценно алюминиевые, но по факту не способны выдерживать значительные нагрузки. Требуют более частой замены. Слой алюминия только временно предотвращает образование коррозии на устройстве.

Резонатор глушителя автомобиляРезонатор глушителя автомобиля

Если автомобилист хочет получить действительно качественный, долговечный и эффективный резонатор, когда стандартный заводской элемент не устраивает или износился, оптимально выбирать конструкции на основе нержавеющей стали с двойным корпусом.

Выхлопная система постоянно подвергается сильным нагрузкам в виде высокой температуры. В результате периодически происходят сбои в нормальной работе всего автомобиля. Чтобы поломка резонатора или иного компонента не стала неожиданностью для автовладельца, настоятельно рекомендуется проводить профилактическую проверку и диагностику работоспособности узла. Заметив первичные признаки неисправностей, можно своевременно принять меры, провести ремонтно-восстановительные работы или просто полностью заменить вышедший из строя резонатор.

Отличия резонатора и пламегасителя

Можно довольно часто встретить рассказы автомобилистов, которые устанавливали в выхлопную систему своего транспортного средства пламегаситель. Но не все знают, что это такое и чем вообще отличаются резонатор от пламегасителя.

Некоторые утверждают, что единственным отличием является название. Другие заявляют о существенной разнице между этими двумя элементами. Следует разобраться в вопросе более детально.

Существует устройство, которое почему-то в России и странах СНГ часто называют пламегасителем. Начнём с того, что элемент не гасит пламя. Отсюда и возникают вопросы относительно странного названия. Но в выхлопную систему конструкция действительно устанавливается.

Причём пламегасители размещают непосредственно за приёмной трубой. По факту эта конструкция выполняет задачи дополнительного резонатора. Но тут стоит внести некоторые поправки.

В России экологические нормы далеко не такие строгие, как в Европе. Из-за этого довольно часто на машинах можно встретить ситуации, как на законное место каталитического нейтрализатора, то есть катализатора, устанавливают пламегаситель. Хотя катализатор позволяет как раз снизить уровень вредных выбросов в нашу с вами атмосферу.

По выполняемой роли в выхлопной системе автотранспортного средства пламегаситель действительно во многом напоминает резонатор. К его основным функциям можно отнести реализацию следующих задач:

  • частично компенсирует импульсы, которые возникают при детонации топливовоздушной смеси внутри камер сгорания;
  • частично компенсирует шумовые или звуковые волны низкочастотного диапазона;
  • упорядочивает перемещение отработанного газа;
  • снижает температуру отработанного газа.

Теперь что касается непосредственно интересующих нас отличий между резонатором и так называемым пламегасителем.

Разница в 2 основных вещах:

  1. Пламегасители обязательно должны изготавливаться из высококачественных материалов. Это обусловлено его установкой непосредственно за приёмной трубой. Потому на гаситель воздействуют существенные температурные нагрузки и колебания. Если материал будет некачественным, элемент быстро выйдет из строя.
  2. Резонатор эффективнее компенсирует звуковые волны, нежели пламегаситель. Ведь прямая обязанность резонатора как раз и заключается в том, чтобы компенсировать пиковые звуковые волны, упорядочивать звук, прежде чем он пойдёт в глушитель.

Учитывая эти факторы, можно сказать, что каждый элемент выполняет возложенные на него функции. Пламегаситель и резонатор вовсе не являются синонимичными устройствами. Это несколько разные элементы выхлопной системы автотранспортного средства. Но сходство между ними действительно есть.

Признаки неисправностей резонатора

Напоследок хочется добавить несколько слов относительно того, как можно определить возникновение неисправностей в работе резонатора.

Любые поломки, связанные с этим элементов, приводят к падению мощности двигателя, повышают уровень шума и способствуют увеличению расхода топлива.

Определить неполадки можно по нескольким характерным признакам. А именно:

  • заметно повысилась громкость в работе выхлопной системы. Каждый автовладелец знает, насколько громко или тихо работает его выхлоп. Если же звук возрастает, глушитель функционирует слишком шумно, то это прямой признак выхода из строя резонатора. Он не справляется со своими задачами, а потому на глушитель выходит сильный шум, который не был предварительно погашен;
  • звук дребезжания металла. Он доносится от места, где располагается узел резонатора. В такой ситуации высока вероятность того, что один из внутренних компонентов резонатора под воздействием температурных нагрузок уже прогорел полностью;
  • падает мощность двигателя. Водитель нажимает на педаль газа, но не получает привычную отдачу. Разгон происходит медленнее, при этом растёт количество потребляемого топлива. Эти признаки характерны в случае снижения пропускной способности малого глушителя, то есть резонатора на автомобиле.

Ремонт выхлопной трубы

Если начал проявляться хотя бы один из перечисленных признаков, либо сразу несколько, требуется проверить состояние резонатора.

В зависимости от результатов проверки, можно обойтись мелким ремонтом, частичной заменой, либо же полной сменой вышедшего из строя резонатора.

Когда резонаторы прогорают, пытаться их запаять и заварить сварочным оборудованием не рекомендуется. Лучше заменить деталь полностью. Дополнительно следует узнать, почему элемент вышел из строя раньше положенного срока.

При грамотной эксплуатации резонаторы служат очень долго и не требуют периодической замены. Но в определённых условиях износ может наступить раньше времени. И тогда оптимальным решением проблемы станет замена.

drivertip.ru

Глушители: приборы бесшумной и беспламенной стрельбы

Глушители: приборы бесшумной и беспламенной стрельбы

У огнестрельного оружия множество недостатков: отдача при стрельбе формируется не только импульсом снаряда, но и пороховыми газами; сложные в производстве боеприпасы; необходимость чистки самого оружия и так далее. Но со всем этим можно мириться, учитывая, что  выбора особо и нет, а вот звук выстрела зачастую является одним из самых больших изъянов в огнестрельном оружии.

Бесшумное применение оружия даёт массу преимуществ:

Во-первых, в определенных обстоятельствах практически становится невозможным точно узнать, где расположился стрелок, особенно на дальних дистанциях.

Во-вторых, в случае применения огнестрельного оружия рядом с группами людей, которые обычно редко бывают глухими, не возникает паники и прочих проявлений стадного инстинкта, которые могут помешать успешно завершению поставленных перед стрелком задач.

В-третьих, если противников несколько, то от установленного на оружие прибора бесшумной стрельбы вероятность обнаружения активных действий с вашей стороны раньше времени резко снижается, ну, разумеется, в том случае если они не находятся в поле зрения друг друга и в пределах слышимости звука падающего тела, и предметов, которые оно может обронить в падении.

Иными словами от применения приборов бесшумной стрельбы одни плюсы, если не вспоминать о том, что сам ПБС изнашивается. Кроме того, прибор бесшумной стрельбы маскирует не только звук, но и вспышку от выстрела, что актуально в темное время суток. Однако не один только свет вспышки и звук вырвавшихся из ствола пороховых газов может демаскировать стрелка и это тоже нужно учитывать. Я бы разделил на четыре источника, то, что может выдать применения огнестрельного оружия именно звуком, а соответственно и привлечь внимание, которое совсем не нужно.

В первую очередь это естественно пороховые газы. Это самый мощный из источников звука в данной ситуации, давайте рассмотрим, что именно создает этот звук. При выстреле порох воспламеняется и начинает гореть, при этом внутри гильзы нагнетается давление продуктами горения пороха, не будем вникать в их химический состав нам это в данной ситуации неважно.

Естественно, что при повышении давления в гильзе газами будет искаться слабое место, которое можно прорвать и увеличить объем области, которую занимают пороховые газы и таким местом является пуля. Ее выталкивает пороховыми газами, при этом порох еще продолжает гореть, увеличивая объем своих продуктов горения, при этом расширяющиеся газы выталкивают пулю из ствола, задавая ей определенную скорость.

После того как пуля вылетела из ствола, дальше она уже летит самостоятельно по инерции, а пороховые газы, наконец, получают желаемую ими свободу. Но при этом стоит учитывать, что давление пороховых газов и атмосферное давление сильно отличаются друг от друга и в момент, когда они начинают уравниваться, а происходит это очень быстро, образуется звук выстрела. Собственно любой звук образовывается из-за разности давлений, вопрос только в масштабе этого явления.

Выстрел с ПБС

Вторая составляющая звука выстрела это звук полёта самой пули. Казалось бы, что такой небольшой снаряд как пуля не может произвести достаточно громкий звук в своем полете, однако это не верно, в случае если скорость пули больше скорости звука. Постоянно опережая скорость звука, точечный снаряд, за который можно принимать пулю, создает возмущения в воздушной среде, то есть образует звуковые волны.

Расходясь от источника возмущения (от пули) эти звуковые волны образуют конус – конус Маха. На фотографии можно четко видеть звуковую волну от пороховых газов и звуковые волны, расходящиеся от пули. Таким образом, пули действительно могут «свистеть».

Третья составляющая звука выстрела – это звук работы оружия. Лязганье затвора и все остальные прелести работы автоматики прекрасно выдают расположение стрелка на небольших расстояниях и дистанциях средней дальности, к сожалению, единственным возможным выходом является использовать оружие с ручной перезарядкой, так как работа автоматики не может совсем не издавать звуков.

Даже для тех видов оружия, которые специально рассчитаны для бесшумной стрельбы, после настрела в пару тысяч выстрелов шум от работы оружия становится явным, в то время как изначально звука работы автоматики практически не было слышно самому стрелку.

Ну и наконец, четвертая составляющая, в которую можно объединить звук от попадания пули по цели, и собственно звуки, которые при этом издает сама цель, в том числе и звук падающего тела, если выстрел сразу же поражает цель.

Таким образом, для абсолютно бесшумного выстрела необходимо устранить все четыре источника звука, но начнем по порядку с самого мощного. Как мы уже определили, звук образует разность давлений и в первом случае с пороховыми газами это наиболее наглядно видно.

Выходит, что для того что бы уменьшить громкость звука необходимо сделать так, что бы давление пороховых газов и атмосферное давление было приблизительно равным или же заставить как-либо пороховые газы равномерно увеличивать свое давление при попадании в атмосферу. Собственно по этому принципу и построено большинство глушителей.

Так самый простой глушитель будет выглядеть как несколько последовательных камер, которые заполняются пороховыми газами, снижая их давление из-за увеличения объема, а значит, звук от попадания пороховых газов в атмосферу будет меньшим, но это забегая вперед, пока предлагаю рассмотреть наиболее распространенные варианты приборов бесшумной стрельбы.

Глушитель с эластичными мембранами

Наиболее простым и самым неэффективным и ненадежным является глушитель с эластичными мембранами, установленными внутри его корпуса. Принцип его работы очень простой: внутри корпуса глушителя с определенным внутренним объемом установлена одна или несколько резиновых мембран, имеющих прорези для прохождения пули, после выстрела пуля проходит через мембраны, которые могут быть выполнены, например, из жесткой резины, а пороховые газы медленно выходят после пули.

Но это только в теории, на практике все выглядит несколько иначе, так как пороховые газы всегда опережают пулю, получается, что в камере перед мембраной уже устанавливается высокое давление в тот момент, когда пуля проходит через мембрану пороховые газы вырываются наружу. Естественно, что такое устройство снижает звук выстрела, однако очень неэффективно, даже в случае, когда мембран большое количество. Плюс ко всему нужно учитывать, что мембраны очень быстро изнашиваются, что естественно не может быть плюсом ПБС.

Двухкамерный эксцентрический глушитель

Двухкамерный эксцентрический прибор бесшумной стрельбы, представленный на картинке, является, с технической точки зрения, самым простым вариантом устройства подавления звука выстрела. Так в его основу положено то, что пороховые газы, расширившись, имеют какой-то определенный объем, к значению которого близок объем глушителя, другими словами расширение газов происходит внутри глушителя, а наружу они попадают, имея уже совершенно иное давление, что и снижает звук.

К минусам такого устройства нужно отнести массивность, с другой же стороны такой ПБС очень долговечный, ну а его эффективность его напрямую будет зависеть от объема.

Многокамерный глушитель

Многокамерные приборы бесшумной стрельбы представляют собой несколько камер внутри корпуса ПБС, образовывающиеся набором пластин-шайб, которые могут быть даже из картона или резины. Эффективность такого приборов бесшумной стрельбы будет напрямую зависеть от количества камер, а так же от материала служащего перегородкой.

При производстве такого ПБС важно, что бы отверстия в перегородках точно соответствовали диаметру пули, это необходимо для того, что бы пороховые газы не обгоняли пулю при ее прохождении в канале глушителя. Тем не менее, несмотря на то, что эффективность перегородок из кожи, пробкового дерева и прочих звукопоглощающих материалов выше, в угоду большему ресурсу работы многокамерного ПБС его перегородки делают из металла, и иногда просто отливают сразу вместе с корпусом.

Глушитель с рефлектором-отражателем

Помимо временного запирания пороховых газов в камерах приборов бесшумной стрельбы с понижением их давления существует еще один способ подавления звука при выстреле. Используя различные отклонения потока пороховых газов, их завихрения и так далее, можно увеличить время их запирания в камерах ПБС. Простейшим примером этого может служить прибор бесшумной стрельбы с рефлектором-отражателем. Представляет собой данное устройство простейший однокамерный ПБС с тем отличием, что его передняя стенка полусферическая, то есть пороховые газы, попадая в камеру устройства, создают собой обратный поток, который задерживает их в камере ПБС.

Многокамерный глушитель с завихрением пороховых газов

Более совершенной конструкцией, хоть и полностью аналогичной по принципу действия предыдущему варианту прибора бесшумной стрельбы, является многокамерный ПБС с завихрением пороховых газов. Каждая перегородка данного ПБС создает противоток пороховых газов по отношению к основному потоку, что позволяет снизить скорость распространения по камерам пороховых газов, а так же более плавно выпустить их из прибора бесшумной стрельбы.

Надо отметить, что такие перегородки не всегда имеют форму отражателя в виде полусферы, а чаще совершенно невообразимой конструкции, однако каждый изгиб точно просчитан, что бы наиболее эффективно распределить пороховые газы и направить их потоки под правильным углом для торможения потока основного, следующего за пулей.

ПБС с разбиением потока пороховых газов

Пожалуй, самой интересной конструкцией прибора бесшумной стрельбы является ПБС с разбиением потока пороховых газов. Как таковых камер данный вариант прибора бесшумной стрельбы не имеет и представляет собой двустенную трубку, в которой размещена лента, закрученная по спирали вокруг оси полета пули, естественно с учетом пространства для прохождения самой пули.

Во внутренней стенке глушителя проделаны отверстия, таким образом, пороховые газы задерживаются за счет того, что их путь ограничен спиралью, плюс ко всему, часть объема пороховых газов выходит через внутреннею стенку прибора бесшумной стрельбы и распределяясь в этой полости выходят через переднюю стенку глушителя, оставшиеся пороховые газы значительно теряют в своем объеме и скорости движения, что и подавляет звук выстрела.

ПБС с принципом поглощения тепла пороховых газов

Как известно при нагревании тело расширяется, соответственно, что бы уменьшить его объем, а в данном случае речь идет о пороховых газах, необходимо понизить температуру. Спорить об эффективности такого метода можно достаточно долго, так как прибор бесшумной стрельбы, основанный на поглощении тепла пороховых газов пригоден только для стрельбы очень низким темпом, так как просто напросто нагревается и перестает снижать звук выстрела.

Именно поэтому такой принцип действия приборов бесшумной стрельбы практически, никогда не применяется как основной и комбинируется с другими более действенными. Так широко распространена комбинация многокамерного ПБС с элементами поглощения температуры, которыми наполняются отдельные камеры. Чаще всего для поглощения температуры используется медь и алюминий, естественно ими не полностью заливают камеру, а чаще всего используют в виде крупной стружки или даже порошка.

Глушитель с мембранами

В виду своей простоты конструкция глушителей с мембранами, имеющими прорезь для прохождения пули, получила свое дальнейшее развитие, так для повышения долговечности такого устройства было необходимо предварительно снизить объем пороховых газов, что бы те не только не обгоняли пулю, но и не ломали сами мембраны.

Решением такой проблемы стал предварительный отвод пороховых газов в отдельную камеру. Это повысило срок службы таких приборов бесшумной стрельбы, однако не на столько что бы стать конкурентоспособными хотя бы для простейших многокамерных ПБС.


Глушитель с обтюрацией (одноразовый)

Ну и наконец, самым простым по конструкции является «одноразовый» прибор бесшумной стрельбы – глушитель с обтюрацией. Представляет собой одно или двухкамерный глушитель, в котором запираются пороховые газы после выстрела, естественно, что они в последующем плавно выходят из корпуса ПБС, однако каждый выстрел снижает эффективность такого глушителя, поэтому самое эффективное снижение звука будет именно при первом выстреле.

Иногда конструкция такого прибора бесшумной стрельбы действительно делает его одноразовым и непригодным для последующего использования, так как слой, который запирает пороховые газы, обгоняющие пулю, оказывается пробит самой пулей и через это отверстие при последующем выстреле пороховые газы вырвутся наружу. Естественно звук будет много ниже в сравнении со звуком без ПБС, но эффективность снижения будет недостаточной.

Перечисленные конструкции глушителей это еще далеко не все способы снизить звук выходящих при выстреле пороховых газов. Помимо снижения давления применяется еще один способ сделать стрельбу бесшумной, изменить частоту звука. Вначале преследовалась цель изменить частоту звука выстрела, так что бы этот звук стал напоминать любой другой, но не звук вырывающихся пороховых газов, однако идея развилась и получила еще более интересный вид.

Так целью таких глушителей стало не удержание и торможение пороховых газов, а путем создания потоков и завихрений, с использованием камер различного объема, колеблющихся элементов и прочего понижение частоты звука выстрела до пределов неслышимых человеческим ухом. Нужно сказать, что совершенно напрасно ПБС с «классическим» подходом к понижению звука выстрела отделяют от приборов изменяющих частоту звука.

По своей сути это все те же многокамерные глушители и принцип действия все такой же – распределение пороховых газов последовательно в камерах прибора бесшумной стрельбы, однако теперь помимо этого используется еще эффект изменения частоты звука. Таким образом, подобные ПБС это не отдельные устройства, а скорее еще один виток развития приборов бесшумной стрельбы.

К минусам приборов бесшумной стрельбы можно отнести в первую очередь то, что со временем нарушается соосность канала ствола и канала для прохождения пули в самом устройстве, это ведет к тому, что сначала теряется эффективность ПБС, а в последующем он просто выходит из строя. Если же в конструкции используются тонкостенные элементы, они постепенно выгорают, что так же негативно сказывается на эффективности ПБС, особенно это заметно в интегрированных глушителях автоматического оружия, при ведении высокого темпа огня. Другими словами любой прибор бесшумной стрельбы вещь замечательная, но, к сожалению, недолговечная.

Приборы бесшумной стрельбы даже если бы они были настолько совершенны, что полностью удаляли бы звук, издаваемый пороховыми газами, все равно не сделали бы стрельбу бесшумной, ведь еще осталось целых три, пусть и не самых громких, составляющих звука выстрела. Сама пуля в полете создает звуковую волну, которую вполне отчетливо слышно.

Да, по ней достаточно сложно точно определить место положения стрелка, однако, это тоже существенный демаскирующий фактор самого применения оружия. Как я писал ранее, звуковая волна, образовывающаяся пулей, является следствием того, что пуля движется выше скорости звука. Значит, чтобы подавить этот звук нам необходимо либо снизить скорость пули, либо изменить условия окружающей среды, что бы звук в ней распространялся более быстро. Почему не подходит второй вариант, я думаю, объяснять не стоит, поэтому остается только снижение скорости пули.

Патроны СП-5 и СП-6

Это в свою очередь ведет к тому, что пуля теряет свой импульс на коротких расстояниях и становится неэффективной. Однако выход есть и из этого положения, так снизив скорость полёта пули можно увеличить вторую составляющую импульса пули – её вес. Именно этот принцип и используется в дозвуковых патронах, например, таких как СП-5 и СП-6, применяемых в бесшумном автоматическом оружии. При этом стоит отметить, что эффективная дальность таких боеприпасов все равно оставляет желать лучшего, однако снижение скорости пули — это единственный вариант из возможных для снижения звука воздаваемого ей в полете.

Третья составляющая звука выстрела это звук работы автоматики оружия. Такая проблема имеет множество решений, но, ни одно из них не может полностью избавить от звука движущихся внутри частей оружия. Применяются самый разнообразные системы подавления звука, вплоть до того, что все движения происходят в звукоизолированном отсеке, что естественно налагает свой отпечаток на сложность обслуживания таких моделей, видимо поэтому они остаются только опытными образцами.

Есть даже такие экзотические варианты, когда подвижные части плавают в жидкой среде, но в основном погашение звука автоматики достигается тем, что ставятся всевозможные уплотнители, которые хотя бы избавляют от лязга соприкасающихся между собой деталей. Естественно все это со временем изнашивается и звук усиливается, но с другой стороны работа автоматики не настолько громка, что бы безошибочно определить местоположение источника звука, ну а на больших дистанциях звук работы оружия просто не будет слышен.

Последней составляющей звука выстрела становится звук попадания пули по цели, с этим к сожалению вообще ничего нельзя поделать, разве что экспансивные пули будут себя вести несколько тише, да и то в зависимости от того по какой цели они попадают.

Необходимо так же учитывать, что сама цель может издавать определенные звуки, так, к примеру, в случае попадания по металлическому листу звука самого попадания слышно практически не будет, так как его перекроет гул от вибрации самого листа, не говоря уже о том, что если цель является живым организмом, то она способна так же издавать звуки, разумеется, в том случае, если стрелок своим выстрелом не лишит ее такой возможности.

Также нужно учитывать, что даже в том случае, когда возможности крикнуть или как либо привлечь внимание у пораженного человека нет, то это может сделать звук падающего тела, или предметов, которые будут сброшены с какой-либо высоты. Другими словами, данный источник звука с вероятностью в сто процентов устранить нельзя, хотя опыт стрелка быстрее всего будет подсказывать ему правильный момент выстрела и точку прицеливания, что бы звуков было как можно меньше.

Как видите, полностью бесшумная стрельба все еще остается недостижимым барьером для огнестрельного оружия. Хотя, конечно, процесс развития приборов бесшумной стрельбы не стоит на месте, совершенствуется автоматика оружия, изменяется аэродинамика и конструкция пуль для повышения их эффективности на дозвуковых скоростях, однако все это не может сделать применение огнестрельного оружия полностью бесшумным, и видимо никогда эта цель не будет достигнута, ну разве что в случае стрельбы в вакууме.

Однако в сравнении с тем шумом, который издает выстрел без применения средств для погашения его звука, даже самый примитивный и неэффективный прибор бесшумной стрельбы выглядит, как вполне сносный способ обезопасить стрелка и скрыть его местоположение, дав ему тем самым время для еще нескольких выстрелов или для изменения позиции. Однако только на технические средства без опыта их применения полагаться нельзя, так как результат может быть совсем отличным от ожидаемого.

Ну и в конце еще следует добавить, что для гражданских лиц применение приборов бесшумной стрельбы категорически запрещено, так же как и их хранение и изготовление даже без цели сбыта. Так что о бесшумной охоте можно забыть.

В ряде развитых капиталистических стран, в частности в США, глушители разрешены, и наоборот считается признаком хорошего тона не травмировать звуком выстрела свои уши и окружающих. В Украине нашли лазейку в виде ПСВУЗ, который «прибором бесшумной стрельбы» не является.

Иными словами от применения приборов бесшумной стрельбы одни плюсы, если не вспоминать о том, что сам ПБС изнашивается. Ресурс для современных многокамерных тактических глушителей составляет порядка 10-30 тысяч выстрелов, т.е. нередко даже превышает ресурс ствола.

Еще одним не названным здесь минусом глушителя является то, что практически все глушители в той или иной степени оказывают влияние на баллистику. Иногда требуется заново пристреливать оружие. А некоторые типы глушителей, в частности ПБС-1, даже требуют замены прицела.

/Кирилл Карасик, ohrana.ru/

army-news.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о