Число бензина: Что такое октановое число бензина

Содержание

Октановые числа бензина — moto strangers

Октановое число — показатель, характеризующий детонационную стойкость топлива для двигателей внутреннего сгорания. Число равно содержанию (в процентах по объёму) изооктана (2,2,4-триметилпентана) в его смеси с н-гептаном, при котором эта смесь эквивалентна по детонационной стойкости исследуемому топливу в стандартных условиях испытаний.

В разных странах используются разные системы обозначения октанового числа бензина. Например, в Америке — AKI, у нас в России — RON. При чтении мануала харли можно увидеть рекомендации для октанового числа топлива. Даны они для страны-производителя, т.е. Америки.

RON — Research Octane Number

Наиболее распространенный в мире тип определения октанового числа (Австралия, Европа). Определяется путем испытаний в  двигателе с изменяемой степенью сжатия и сравнения результатов с аналогичным тестом для изо-октана и н-гептана. Частота вращения двигателя — 600 об/мин.

MON — Motor Octane Number

Другой тип определения октанового числа. Производится на аналогичной RON установке, но частота вращения 900 об/мин, топливная смесь подогревается и настройки зажигания изменяемые. Для современных видов топлива MON будет меньше RON на 8-10 пунктов, т.е. октановое число бензина в Америке будет на 4-5 пунктов ниже.

AKI — Anti-Knock Index

Применяется в основном в США и Канаде. Вычисляется как среднее значение RON и MON. Часто пишется как (R+M)/2 или же Road Octane Number (RdON), Pump Octane Number (PON).

Ниже таблица соответствия.

Топливо RON MON AKI
hexadecane
< -30
n-octane -10
n-heptane(MON 0 by definition) 0
diesel fuel 15–25
2-methylheptane 23
n-hexane 25
2-methylhexane 44
1-heptene 60
n-pentane 62
рекомендации для типичных двухтактных подвесных моторов 69 65 67
1-pentene 84
n-butanol 96 78 87
n-butane
91
«обычный» бензин в Канаде и США 91–92 82–83 87
«EuroSuper» или «EuroPremium» 95 85–86 90–91
«premium» бензин в Индонезии 90
«premium» бензин в США 97-98 88–89 93
«SuperPlus» в Германии, Англии и Словении 98 89–90 93–94
iso-octane (MON 100 by definition) 100
benzene 101
«BP Ultimate 102» 102 93–94 97–98
t-butanol 103 91 97
ethane 108
propane 110
toluene 111 95 103
E85 gasoline 100-105
xylene 117
isopropanol 118 98 108
ethanol 129 102 116
methanol 133 105 119
methane 135 122 129
hydrogen* > 130 very low

Для примера, в сервис-мануале на спортстер 05 года указано:

Harley-Davidson motorcycles were designed to obtain the
best performance and efficiency using unleaded gasoline (91
pump octane or higher for the XL 1200 Custom and XL 1200
Roadster, 87 or higher for all other models). Pump octane is
the octane number usually shown on the gas pump. Some
fuel suppliers sell gasoline/alcohol blends as a fuel. The type
and amount of alcohol added to the fuel is important.

Т.е. для для моделей 1200 custom и 1200 roadster рекомендуется использовать неэтилированный бензин с октановым числом 91 или выше, для остальный моделей — бензин с числом 87 и выше.

Согласно таблице, американский бензин 91 или выше соответствует российскому 95; 87 и выше американский — 91-92 российский.

Источники
en.wikipedia.org
ru.wikipedia.org

ТОП-3 способа повысить октановое число бензина

Фото: pomoshch-na-dorogakh.ru

Производить бензин с высоким октановым числом достаточно дорого. Дешевле пользоваться специальными добавками, которые называются антидетонаторы. При использовании подобных добавок 92 бензин может превратиться в 95.

Для получения более высокого октанового числа бензина в большинстве случаев берут МТБЭ. МТБЭ расшифровывается как метилтретбутиловый эфир. Он обладает сильным специфическим запахом и при этом абсолютно бесцветен. Из плюсов вещества также можно отметить не токсичность и высокое октановое число. Минусы эфира состоят в том, что он очень летуч и часто испаряется в жаркую погоду.

Фото: www.all.biz

Помимо метилтретбутилового эфира используется в качестве антидетонатора и обычный спирт. Для повышения октанового числа подходят и этиловый спирт, и метиловый.

При смешивании этилового спирта с составом бензина снижается токсичность выхлопных газов.  Но есть и минусы. Из-за спирта растет давление насыщенных паров, а это ведет к образованию паровых пробок, что не очень хорошо для всей топливной системы.  Помимо этого спирт растворяется в воде, а такой бензин способен к поглощению влаги из кислорода.

Для получения 95 бензина необходимо добавить к бензину 10 процентов спирта.

Фото: dilova.com.ua

Еще одной добавкой к бензину является тетраэтилсвинец, который является наиболее эффективным антидетонатором. Но не только эффективность радует автовладельцев. Это средство еще и недорогое.

Для использования необходимо всего 0,05 процента вещества. При добавлении такого количества тетраэтилсвинца октановое число вырастает примерно на 15-20 делений.

Но тетраэтилсвинец не рекомендуется использовать без специальных добавок. Без них при его сгорании появляется оксид свинца, который можно заметить на комплектующих частях автомобиля. В связи с этим в тетраэтилсвинец добавляются вещества, которые уменьшают его негативное воздействие.

Фото: izobretatel.by

Но, если тетраэтилсвинец смешивается с красителями, бензином и этим специальным веществом, то он становится опасен для человека и не допускается для использования в автомобилях.

При использовании любых материалов необходима активная ссылка на DRIVENN.RU

Октановое число бензина

Думаем, любой автолюбитель когда-либо задумывался о загадочных цифрах, указанных на колонке с бензином на заправках. Почему для одного автомобиля водитель выбирает одну цифру, для другого — другое.

Инструкторы по вождению объяснили нам, что такое загадочное октановое число, и как оно влияет на нашего железного друга и его основные агрегаты.

Откуда берется октановое число?

К сожалению, во время обучения вождению будущим автомобилистам не дают подробной информации об октановом числе, поэтому эта статья будет вам очень полезной. Как говорят специалисты, октановое число является показателем устойчивости жидкого топлива к детонации. Таким образом, чем выше данное число, тем бензин во время сжатия дольше не будет воспламеняться, то есть тем сильнее и быстрее его можно сжать.

Говоря другим языком: если вы хотите взять от бензина больше энергии, то топливную смесь необходимо сжать сильнее, отчего она воспламеняется.

Этот процесс происходит в камере сгорания. Именно поэтому для моторов с высоким уровнем сжатия подходит топливо, которое может сильно сжиматься, не взрываясь. Высокое октановое число достигают путем добавления в бензин особых присадок, что делается на нефтеперерабатывающих предприятиях.

Октановое число — как узнать самостоятельно?

Определить октановое число, но только примерное значение, можно при помощи специализированного устройства под названием октанометр с погрешностью около 10 ед.

То есть определить качество бензина самостоятельно, без лабораторных тестов невозможно.

В лабораторных условиях есть два метода:

  • исследовательский;
  • и, так называемый, моторный метод.

В первом случае топливо сравнивается с эталонным образцом. Что касается моторного метода, то здесь используется особый одноцилиндровый ДВС, где головка блока цилиндров сконструирована по особому, что позволяет быстро менять степень сжатия.

Влияние на расход топлива

Если вы выбираете топливо с небольшим октановым числом, сгорание бензина происходит быстрее, поэтому и его расход увеличится, да и двигатель будет «тупить» на трассе. Заправляясь бензином с высоким числом октана, время сгорания топлива повышается, КПД двигателя уменьшается, причем его мощность также теряется. Отсюда вывод: расход увеличивается не сильно.

Говоря о влиянии октанового значения на потребление топлива, можно сказать следующее: когда это число выше расчетного, расход не снизится, когда ниже — увеличится. Например, ваша машина рассчитана на 95-ый бензин.

Если вы заправитесь 92-ым, то расход топлива станет выше. Если в авто, рассчитанный на 92-ой, вы зальете 95-ый, то никаких плюсов не получите.

Часто производители автомобилей, чтобы привлечь покупателей, заявляют заниженное октановое число. Чтобы понять, нужно ли использовать более дорогое топливо, обратите внимание в первую очередь на уровень сжатия двигателя.

Не стоит использовать высокооктановый бензин в машинах, рассчитанных на более низкие варианты. Минусы очевидны. Если конструкция двигателя была изначально сконструирована под низкое октановое число, то при применении более высокого это повлечет полную перенастройку выпускных и впускных газов. Более того, это может привести к замене некоторых агрегатов двигателя авто.

Видеоматериал о проверке октанового числа специальным прибором:

Будьте внимательны и аккуратны на дорогах города!

В статье использовано изображение с сайта motorpuls.ru

Октановое число, состав бензина


Октановое число бензина

Октановое число

Октановое число и цетановое число. Из-за принципиально разного устройства двигателей Даймлера и Дизеля к бензину и дизельному топливу предъявляются прямо противоположные требования.

В двигателе внутреннего сгорания с принудительным поджигом смесь бензина и воздуха в цилиндре при сжатии не должна самовоспламеняться. Если же это случится, возникает детонация.

Впервые устойчивость бензинов к детонации была исследована в 1921 г. американским инженером Г. Рикардо. Он предложил первую шкалу детонационной стойкости бензинов. В начале 30-х г. из-за высокой стойкости к детонации за стандарт был выбран изооктан (2,2,4-триметилпентан). Это соединение смешивали в самых разных соотношениях с гептаном нормального строения (он весьма склонен к детонации), и у каждого образца определяли детонационную стойкость. Октановое число данного сорта бензина численно равно содержанию (в объёмных процентах) изооктана в его смеси с гептаном, при котором эта смесь эквивалентна по детонационной стойкости исследуемому топливу в стандартных условиях испытания. Октановое число может превышать 100 (если бензин ещё более стоек к детонации, чем чистый изооктан).

*Детонация — это взрывное воспламенение топлива, которое проявляет себя в виде характерного звука и приводит к быстрому износу двигателя. При детонации фронт пламени распространяется со скоростью 2—2,5 км/с, тогда как при нормальном сгорании топлива в цилиндре скорость составляет лишь 15—60 м/с.

Если для бензина важно, чтобы он не воспламенялся в смеси с воздухом даже при высокой степени сжатия, то для дизельного топлива, напротив, необходимо, чтобы оно самопроизвольно воспламенялось в цилиндре. Для характеристики способности разных сортов дизельного топлива к воспламенению принято использовать цетановое число. Его определяют, сравнивая способность к воспламенению данного топлива и смеси углеводорода цетана (гексадекана C16H34 t кип=287 °C) с метилнафталином (жидкость с t кип=245 °С).

Октановое число различных бензинов

  • Бензин прямой гонки 40—70
  • Бензин термического крекинга 70—75
  • Бензин каталитического крекинга 80—90
  • Бензин риформинга 80—90

Цетановое число соответствует процентному содержанию цетана в смеси: чем оно выше, тем легче топливо самовоспламеняется при сжатии. Чем больше в топливе неразветвлённых насыщенных углеводородов и чем меньше разветвлённых и ароматических, тем выше способность к самовоспламенению и детонации. Бензобаки автомобилей заправляют смесью бензиновых фракций, выделенных в различных процессах переработки нефти. Базовые компоненты бензина, помимо бензина прямой перегонки, — это фракции, полученные в результате процессов каталитического и термического крекинга и риформинга. Октановые числа этих фракций, как правило, не превышают 90. Поэтому в состав автомобильного бензина включают также высокооктановые компоненты, которые получают в ходе специальных промышленных реакций.

Удлинение углеводородной цепи позволяет увеличить октановое число до 105. Смешение всех этих компонентов позволяет получить бензин с необходимым октановым числом.

Состав бензина

Бензин. Состав бензина

Проблему увеличения октанового числа бензинов можно решить с помощью специальных добавок (их называют антидетонационными присадками). Так, добавление 0,82 г тетраэтилсвинца Pb(С2Н5)4 к 1 кг изооктана увеличивает октановое число бензина до 110. Огромный недостаток данной присадки (этиловой жидкости) заключается в том, что при её сгорании образуются высокотоксичные соединения свинца, большая часть которых с выхлопными газами выбрасывается в атмосферу. Из-за этого во многих странах запрещено применять тетраэтилсвинец.

Сейчас основными добавками, увеличивающими октановое число бензинов, служат кислородсодержащие соединения — этиловый спирт, трет-бутиловый спирт (СН3)3СОН, метил-трет- бутиловый эфир (СН3)3СОСН3, метил-трет-амиловый эфир С2Н5С(СН3)СН3. Октановые числа этих соединений высоки (например, у (СН3)3СОСН3 оно равно 120), а токсичность их, а также продуктов их сгорания (вода и углекислый газ) низка.

Качественный бензин

Качественный бензин


Качественный бензин

Помимо октанового числа бензина, которое должно соответствовать классу двигателя, к топливу предъявляется ещё несколько важных требований. Прежде всего это его фракционный состав — содержание в бензине отдельных фракций с различными температурами кипения. От фракционного состава зависят условия пуска двигателя, длительность прогрева, полнота сгорания топлива.

При промышленном выпуске бензинов в них растворяют газообразные линейные и разветвлённые бутаны, которые не только обладают высокими октановыми числами, но и характеризуются высоким давлением насыщенных паров.
Ещё одно требование — химическая стабильность. Для увеличения стабильности в бензин при хранении добавляют специальные соединения — антиоксиданты. Их действие основано на замедлении процессов окисления за счёт превращения активных радикалов в малоактивные. При отрыве активным радикалом атома водорода от ОН-группы образуется неактивный радикал, прерывающий цепную реакцию окисления.

Сравните дорогие духи с их сложным неповторимым ароматом и характерно пахнущую маслянистую желтоватую жидкость, заливаемую в баки автомобилей на бензоколонках. На первый взгляд может показаться, что парфюмерный шедевр — это кропотливая филигранная работа, а бензин — всего лишь продукт крупнотоннажного химического производства. На самом же деле по сложности композиция обыкновенного бензина может потягаться с хорошими духами, а требования, предъявляемые современным обществом к качеству, экономичности, экологической чистоте бензина, стимулируют работу сотен химических лабораторий по всему миру. Настоящие исполины мировой нефтехимической промышленности — «Бритиш Петролеум», «Шелл», «Шеврон» — ежегодно тратят миллионы долларов на разработку более совершенных, безопасных для природы антидетонационных присадок, на поиск новых уникальных композиций топлива. А поскольку не за горами тот день, когда нефтяные запасы Земли истощатся, перед химиками стоит фантастическая по своей сложности задача — как с умом истратить то, что есть, а потом найти, чем это можно заменить.

*Этиловая жидкость — раствор тетраэтилсвинца в этилбромиде С2Н5Вr. При её сгорании свинец переходит в летучий бромид PbВr2 (t пл=370 °С, t кип=893 °С).

Совет: Определить, есть ли в бензине тетраэтилсвинец, можно с помощью качественной реакции, носящей имя Кимштедта. Несколько капель бензина наносят на фильтровальную бумагу и высушивают. При обработке сероводородом или сульфидом аммония образуется сульфид свинца, и на фильтровальной бумаге появляется интенсивная тёмная окраска.

Октановое число — АЗС VIP | Пропан-бутан | Автономная газификация | Новокузнецк

Октановое число — важнейший показатель качества, характеризующий детонационную стойкость бензина, зависящий от строения углеводородов, фракционного состава, химической и физической стабильности, содержания серы и др. Октановое число определяется на одноцилиндровых установках ИТ9-2М и УИТ-65 по моторному (ГОСТ 511-82) или на установках ИТ9-6 и УИТ-65 по исследовательскому (ГОСТ 8226-82) методам. Сущность определения сводится к сравнительному сжиганию испытуемого бензина, октановое число которого нужно найти, с искусственно приготовленным эталонным топливом, октановое число которого известно. Эталонное топливо составляют из двух индивидуальных углеводородов: изооктана — высокая и n-гептана — низкая детонационная стойкость. Физические свойства этих углеводородов близки, но структурное строение молекул разное (см. рис.), чем и объясняется различная детонационная стойкость. По внешнему виду — это прозрачные, бесцветные жидкости, не содержащие непредельных углеводородов и осадка, имеющие низкие температуры кипения (около 99°С, плотность 692 и 683 кг/м3).

 

Октановое число (по моторному методу): для изооктана C8h28 составляет 100 единиц, n-гептана С7Н16 — 0 единиц. Установки ИТ9-2М, ИТ9-6 и УИТ-65 имеют однотипные двигатели, агрегаты и измерительную аппаратуру, но условия испытания разные.

 

Условия испытания бензина при определении октанового числа исследовательским методом более мягкие, а получаемое значение выше, чем по моторному методу. Эту разницу называют чувствительностью бензина. Она зависит от его химического состава. Чем меньше разница для бензина одной марки, тем лучше его эксплуатационные свойства. Испытание ведут следующим образом: одноцилиндровый двигатель установки заправляют испытуемым бензином. В процессе работы степень сжатия постепенно повышают до появления детонации. Ее интенсивность регистрируют детонометром. Фиксируются степень сжатия, при которой возникает детонация. После этого двигатель заправляют эталонным топливом и подбирают такую смесь изооктана и n-гептана, при которой интенсивность детонации будет такой же, как и на исследуемом бензине. Октановым числом называют процентное содержание (по объему) изооктана в эталонной смеси, состоящей из изооктана и n-гептана, по своей детонационной стойкости равноценной испытуемому бензину. Предположим, испытуемый бензин по своей детонационной стойкости, определенной на двигателе ИТ9-2М, оказался таким же, как эталонная смесь, состоящая из 78 % изооктана и 22 % гептана. Тогда октановое число данного бензина равно 78. Октановые числа по моторному и исследовательскому методу маркируются по-разному — ОЧМ и ОЧИ (MON и RON). Для оценки разных сортов товарного бензина обычно выбирается какой-то один индекс. Так, по ГОСТу, в марке бензина указывается октановое число, определенное по исследовательскому методу.

 

Моторный и исследовательский методы предусматривают определение детонационной стойкости бензина на постоянных режимах работы одноцилиндрового двигателя. Однако для обеспечения высоких динамических показателей и надежной работы современных многоцилиндровых двигателей важное значение имеет бездетонационная работа и на переменных режимах. При повышении частоты вращения коленчатого вала двигателя испаряющиеся фракции топлива поступают в камеру сгорания раньше тяжелых углеводородов, которые в это время движутся в виде пленки по стенке впускного коллектора. Многоцилиндровому двигателю свойственна неравномерность распределения топлива по цилиндрам, как по качеству смеси, так и по фракционному составу. Детонационную стойкость бензина на различных режимах работы можно оценить дорожным октановым числом, определяемым методом дорожных детонационных испытаний автомобиля М-2140 в условиях, имитирующих езду в городских условиях по ГОСТ 10373-75. Величина дорожного октанового числа хорошо согласуется со значением антидетонационной стойкости легких фракций и наиболее точно характеризует свойства современных высокооктановых бензинов. По этой причине основным фактором, определяющим детонационную стойкость бензина, является коэффициент распределения детонационной стойкости по фракциям (отношение ОЧ низкокипящей фракции до 100°С, к ОЧ высококипящей фракции выше 100°С) и октановое число легких фракций, перегоняющихся до 100°С. Распределение ОЧ по фракциям зависит от компонентного состава бензина.


Что такое октановое число бензина и как его определяют? | Обслуживание | Авто

Каждый двигатель разрабатывается специально под тот или иной вид топлива. В зависимости от его характеристик рассчитывается форма и размеры камер сгорания, а также конструкция поршней. И если в таком моторе применять горючее с иным октановым числом, то мотору может быть нанесен вред. Однако сейчас вместо качественного АИ-95 велики шансы залить какой-нибудь суррогат. Как же определяют истинное октановое число бензина?

За последние полвека было разработано много сортов бензина. Использовался А-55, А-76, А-80 и прочие. Позднее их заменили АИ-92 или АИ-95, которые стали сейчас самыми распространенными в мире. Но есть и более дорогие АИ-98 и даже АИ-100, предназначенные для спортивных трековых машин. Каждая цифра указывает на свойства бензина, а вернее на его способность сопротивляться детонациям. Это и есть октановое число.

Детонация — это процесс преждевременного воспламенения горючей смеси во время цикла сжатия. Горение смеси приобретает взрывной характер и препятствует ходу поршня. Скорость распространения пламени в камере сгорания возрастает с расчетных 20-30 м/с до 1000-2000 м/с. Резко подскакивает температура, что приводит к оплавлению поршней и к прогоранию прокладки головки блока цилиндров из-за локального возрастания температуры. Из-за ударных нагрузок разрушаются стенки цилиндров, а также повреждаются вкладыши коленвала.

Все это следствие работы мотора на некачественном топливе, то есть на откровенно разбавленном бензине, который можно еще найти на небрендовых АЗС.

Лабораторные установки для определения октанового числа

Октановое число определяется экспериментальным путем. Если необходимо проверить бензин, то его отправляют на испытания в лаборатории, где уже имеются специальные моторные стенды.

Установка представляет собой одноцилиндровый мотор с карбюраторным питанием — УИТ-65, УИТ-85 или УИТ-85М. Эти комплексы, в отличие от всевозможных приборов и химических реагентов, могут показать достоверное октановое число бензина.

Установки работают сравнительным методом. Во избежание ошибок исследовательские работы проводятся в соответствии с ГОСТ 8226-82 и ГОСТ Р 32339-2013. Сначала моторный стенд работает на эталонном топливе, и операторы фиксируют его характеристики. А затем результаты сравниваются с работой на исследуемом бензине.

Как проводятся проверки?

Эталонная смесь готовится из двух углеводородов – изооктана, у которого октановое число равно 100, и н-гептана с октановым числом 0. Их смешивают в заранее установленных пропорциях. Если в эталонном топливе 95% изооктана, то оно ведет себя так же, как и бензин АИ-95. При смешении 92% изооктана топливо показывает детонационную стойкость на уровне АИ-92.

Моторную экспериментальную установку запускают на эталонном топливе и раскручивают до 600 оборотов в минуту. Угол опережения зажигания устанавливается постоянный — 13 гр, при этом температура всасываемого в цилиндр воздуха равняется 52 градусам по Цельсию.

При выходе на рабочий режим специальные датчики фиксируют возникновение детонаций.

Затем в установку заливают исследуемый бензин и вводят мотор в точно такие же режимы работы, как и на эталонном горючем. Если детонации возникают раньше, то октановое число бензина меньше заявленного.

Переносные приборы для определения октанового числа

На данный момент этот метод определения октанового числа является наиболее достоверным. Конечно, не каждый водитель может использовать его на практике, потому как моторные установки УИТ-65, УИТ-85 нельзя носить в кармане или смонтировать в гараже.

Однако сейчас в продаже есть переносные приборы для экспресс-анализа топлива, способные по косвенным признакам определять октановое число. Это приборы ОКТИС или Digatron. Они измеряют диэлектрическую проницаемость бензина по количеству антидетонационных присадок. Если присадок мало, то сопротивление жидкости электрическому току отличается от той картины, которую показывает топливо с большим количеством антидетонационных присадок.

Берутся две емкости, в одну заливается топливо, проверенное на УИТ-65 или УИТ-85, а в другую — тестируемое. Прибор показывает не точное октановое число, а разницу между топливами.

Погрешность измерений приборов колеблется в пределах 2-3 единиц. В промышленных масштабах их применять нельзя.

Какой бензин лить? Мифы и правда о высоком октановом числе

Появление «сотых» бензинов было предсказуемо. И причина тому не техническая, а маркетинговая – нефтяные компании вдруг начали откровенную травлю бензина АИ-95. На всех презентациях, посвященных появлению топлива с повышенной моющей способностью, настойчиво предлагают ездить исключительно на АИ-98, да еще и «улучшенном». Иначе, говорят, из-за детонации разрушатся перемычки поршней, и двигатель выйдет из строя. Так в прошлом веке пугали владельцев первых «Жигулей», которые не желали платить за дорогой высокооктановый АИ‑93 и переделывали двигатели на более дешевые А-72/А-76.

Итак, нас отговаривают использовать бензин, рекомендованный автопроизводителем. Только «девяносто восьмой»! На этом фоне появление АИ‑100 уже не выглядит странным. Может быть, на нем машина действительно поедет лучше? Автопроизводители от четкого утвердительного ответа старательно уходят.

Фото: drive2.ru

Что показывают испытания? При заправке «сотым» бензином «Лада Гранта», «Рено Логан» или «Хенде Соларис» никакого прироста показателей не дадут. Современный мотор довольно легко «переваривает» топливо с разбросом октанового числа в одну-две единицы, но это не означает, что с ростом «октана» ему становится лучше. Для двигателя хорошо не высокое октановое число, а оптимальное.

Что значит высокое октановое число

Для автопроизводителя переход на высокооктановые топлива – это проявление конкурентной борьбы в стремлении снизить расход топлива и выбросы вредных веществ без потери мощности двигателей. Бензин с октановым числом 100 предназначен для автомобилей с двигателями, имеющими высокую степень сжатия и, в большинстве случаев, оснащенными турбокомпрессором. При разработке и доводке двигателя его ориентируют на определенный диапазон работы систем зажигания и подачи топлива. На основании этого производитель дает рекомендации по октановому числу бензина, допустимого к использованию на нем.

Чем отличается АИ-100 от распространенных АИ-92 и АИ-95, которыми заправляют подавляющее большинство современных машин, работающих на бензине? Если не вдаваться в тонкости их химического состава, то разница состоит в значении октанового числа, показателя стойкости бензина к детонации. Бензин с более высоким октановым числом допускает и более высокую степень сжатия горючей смеси в цилиндрах без преждевременного ее самовоспламенения (детонации), которая очень вредна для двигателя.


Чем лучше заправлять машину

В современных высокотехнологичных автомобилях карты работы систем подачи топлива и зажигания достаточно широки. Это позволяет блоку управления двигателем самостоятельно адаптироваться под изменение октанового числа бензина (например, с 95 на 98 или 100), что в определенных режимах может дать прирост крутящего момента по сравнению с работой на рекомендованном топливе. Но диапазон этих возможностей у каждого двигателя свой. Он достаточно широк у тех моторов, которыми снаряжают спортивные автомобили, а у двигателей, предназначенных для массовых машин, он значительно меньше. При испытаниях высокофорсированного мотора мы получили на 100‑м бензине по сравнению с базовым 95‑м прирост крутящего момента на 10–15 % при 2500-4500 об/мин.

Существует стереотип среди автолюбителей, что если двигатель изначально не рассчитан на высокооктановый бензин, то возможны нарушения теплового режима и прочие неприятности. Однако мотор, рассчитанный на использование АИ-92, будет отлично работать и на АИ-100. Поскольку теплотворная способность всех сортов бензина примерно одна и та же (разница сопоставима с погрешностью лабораторных измерений), то и заметного прироста мощности от применения бензина с повышенным октановым числом не получится. Необходимость и смысл применения высокооктанового бензина есть лишь на форсированных двигателях с увеличенной степенью сжатия, предельным опережением зажиганием и т. п. Тут обычный 92-й или 95-й будут давать чудовищную детонацию с тяжкими последствиями.

С помощью высокооктанового бензина превратить свою «старушку» в болид не получится. С другой стороны, нет опасности и прожечь клапаны в моторе. Например, октановое число пропан-бутана, на котором работает масса машин, примерно равно 105. Залив сотый бензин в бензобак обычного бюджетника (не турбо и без улучшенных характеристик), вы, скорее всего, не почувствуете разницу, а расходы на горючее немало возрастут.

Бензин

Какое октановое число?

Требования к октановому числу топлива для бензиновых двигателей различаются в зависимости от степень сжатия двигателя. Степень сжатия двигателя составляет относительный объем цилиндра от самого нижнего положения хода поршня до самого верхнего положения поршня Инсульт. Чем выше степень сжатия двигателя, тем больше количество тепла, выделяемого в цилиндре во время сжатия Инсульт.

Если октановое число топлива слишком низкое для данной степени сжатия, топливо преждевременно и самопроизвольно воспламеняется слишком рано и заправка топлива ВЗРЫВАЕТСЯ, а не ГОРЯЕТ, что приводит к неполному горение. Чистый эффект — потеря мощности, возможно, двигатель повреждение и слышимый «стук» или «пинг», называется детонацией.

Октановое число бензина является мерой его устойчивость к ударам.Октановое число определяется путем сравнения характеристики бензина к изооктану (2,2,4-триметилпентан) и гептан. Изооктану присвоено октановое число 100. представляет собой сильно разветвленное соединение, которое горит плавно, с небольшими стучать. С другой стороны, гептан, прямая цепь, неразветвленная молекуле присваивается нулевое октановое число из-за ее плохой детонационные свойства.

Бензин прямогонный (непосредственно с НПЗ). столбец) имеет октановое число около 70.Другими словами, прямолинейный бензин имеет такие же детонационные свойства, что и смесь 70% изооктан и 30% гептан. Многие из этих соединений прямые цепные алканы. Крекинг, изомеризация и другие процессы рафинирования может использоваться для повышения октанового числа бензина примерно до 90. Могут быть добавлены антидетонационные агенты для дальнейшего повышения октанового числа. рейтинг.

• Количество АЗС в U.S.

• Количество автозаправочных станций в США | Statista

Пожалуйста, создайте учетную запись сотрудника, чтобы иметь возможность отмечать статистику как избранную. Затем вы можете получить доступ к своей любимой статистике через звездочку в заголовке.

Зарегистрируйтесь сейчас

Пожалуйста, авторизуйтесь, перейдя в «Моя учетная запись» → «Администрирование». После этого вы сможете отмечать статистику как избранную и использовать персональные статистические оповещения.

Аутентифицировать

Сохранить статистику в формате .XLS

Вы можете загрузить эту статистику только как премиум-пользователь.

Сохранить статистику в формате .PNG

Вы можете загрузить эту статистику только как премиум-пользователь.

Сохранить статистику в формате .PDF

Вы можете загрузить эту статистику только как премиум-пользователь.

Показать ссылки на источники

Как премиум-пользователь вы получаете доступ к подробным ссылкам на источники и справочной информации об этой статистике.

Показать подробные сведения об этой статистике

Как премиум-пользователь вы получаете доступ к справочной информации и сведениям о выпуске этой статистики.

Статистика закладок

Как только эта статистика будет обновлена, вы сразу же получите уведомление по электронной почте.

Да, сохранить в избранное!

… и облегчить мне исследовательскую жизнь.

Изменить параметры статистики

Для использования этой функции вам понадобится как минимум Single Account .

Базовая учетная запись

Познакомьтесь с платформой

У вас есть доступ только к базовой статистике.
Эта статистика не включена в в вашем аккаунте.

Единая учетная запись

Идеальная учетная запись начального уровня для индивидуальных пользователей

  • Мгновенный доступ от до 1 мес статистики
  • Скачать в форматах XLS, PDF и PNG
  • Подробные ссылки

$ 59 $ 39 / месяц *

в первые 12 месяцев

Корпоративный аккаунт

Полный доступ

Корпоративное решение, включающее все функции.

* Цены не включают налог с продаж.

Самая важная статистика

Самая важная статистика

Самая важная статистика

Самая важная статистика

Самая важная статистика

Дополнительная статистика

    9007 Количество АЗС в Таиланде, 2017 г., по брендам
  • Количество АЗС в Малайзии, 2017 г., по брендам
  • Количество АЗС во Вьетнаме, 2017 г., по брендам
  • Количество АЗС, принимающих топливные карты в Германии, в 2014 г., по поставщикам
  • Количество АЗС на Филиппинах, 2017 г., по брендам
  • Ежемесячный доход АЗС в Норвегии 2018-2019 гг.
  • Количество АЗС в Китае в 2011-2014 гг.
  • Потребители, сравнивающие цены на бензин в Соединенном Королевстве (Великобритания) ) 2017 г., по возрасту
  • Количество зарубежных АЗС в Китае в 2018 г., по поставщик
  • Номера автозаправочных станций Япония 2004-2019
  • Доля рынка АЗС в Китае 2018, по владельцу
  • Номера автозаправочных станций Япония 2004-2019
  • Количество компаний по розничной продаже топлива в Австралии на 2020 финансовый год, по штатам
  • Доля рынка автозаправочных станций в Дании 2018, по видам топлива
  • Сельские районы с тремя номерами АЗС Япония 2012-2019
  • Доходы от отрасли «транспорт для прогулок и осмотра достопримечательностей, суша» в Пенсильвании 2012-2024 гг.

Узнать подробнее о том, как Statista может поддержать ваш бизнес.

ProQuest. (5 декабря 2020 г.). Количество автозаправочных станций в США с 2013 по 2016 год (в тысячах) [График]. В Statista. Получено 29 октября 2021 г. с сайта https://www.statista.com/statistics/525107/number-of-gasoline-stations-in-the-united-states/

ProQuest. «Количество автозаправочных станций в США с 2013 по 2016 год (в тысячах)». Диаграмма. 5 декабря 2020 года. Statista. По состоянию на 29 октября 2021 г. https://www.statista.com/statistics/525107/number-of-gasoline-stations-in-the-united-states/

ProQuest.(2020). Количество автозаправочных станций в США с 2013 по 2016 год (в тысячах). Statista. Statista Inc. Дата обращения: 29 октября 2021 г. https://www.statista.com/statistics/525107/number-of-gasoline-stations-in-the-united-states/

ProQuest. «Количество автозаправочных станций в США с 2013 по 2016 год (в тысячах)». Statista, Statista Inc., 5 декабря 2020 г., https://www.statista.com/statistics/525107/number-of-gasoline-stations-in-the-united-states/

ProQuest, Количество автозаправочных станций в США с 2013 по 2016 год (в тысячах) Statista, https: // www.statista.com/statistics/525107/number-of-gasoline-stations-in-the-united-states/ (последнее посещение — 29 октября 2021 г.)

Бензиновые автомобили в США — статистика и факты


Взаимоотношения между потребителями и автомобилями

В автомобильной промышленности США в 2020 году было продано около 14,5 миллионов легковых автомобилей, большинство из которых имели бензиновые ДВС. В течение 2019 года потребление автомобильного бензина неуклонно росло, достигнув в этом году более 146 миллиардов галлонов.Автомобильный бензин на сегодняшний день является наиболее востребованным источником энергии в транспортном секторе США, превзойдя в 2020 году дистиллятный мазут более чем на семь квадриллионов британских тепловых единиц. энергии в 2020 году снизились за последние несколько лет. Пикапы, автомобили с самыми высокими уровнями выбросов, выбросили около 470 граммов CO2 на милю в 2017 году до 460 граммов на милю в 2020 году. Для других типов транспортных средств отмечалось аналогичное снижение.

Экологическое сознание

Заботы об окружающей среде начинают подрывать монополию, удерживаемую в отрасли бензиновыми автомобилями. Производство топливного этанола или «биотоплива» резко возросло со 175 миллионов галлонов, произведенных в 1980 году, до примерно 13,8 миллиардов галлонов, произведенных в 2020 году. Альтернативные виды топлива предоставляют потребителям возможность управлять транспортными средствами, которые значительно снижают уровень загрязнения воздуха. В электромобилях используются электродвигатели, которые позволяют потребителям управлять автомобилем, не опасаясь выброса опасных загрязнителей воздуха.Тем не менее, эти типы транспортных средств по-прежнему вызывают опасения по поводу эффективности, дальности действия аккумуляторной батареи и безопасности. В некоторых штатах лицензионные сборы для электромобилей по-прежнему выше, чем для стандартных, что усугубляет отсутствие стимулов для водителей переходить на электромобили с аккумулятором. Транспортные средства с бензиновым двигателем теряют свою опору в автомобильной промышленности, но все еще не решено, когда альтернативные варианты топлива обгонят любимые автомобили, которые толкали американцев в путь.

В этом тексте представлена ​​общая информация. Statista не предполагает ответственность за полноту или правильность предоставленной информации. Из-за различных циклов обновления статистика может отображаться более свежей. данные, чем указано в тексте.

4 наиболее распространенных типа топлива и что о них следует знать

Подъезжайте почти к любому бензоколонке в Соединенных Штатах, и вы увидите три варианта топлива.Что это значит?

Большинство водителей выбирают самый дешевый вариант или топливо самого низкого качества; однако другие покупают самый дорогой или самый высокий сорт, потому что считают, что он лучше всего подходит для двигателя их автомобиля. Если вас смущают три кнопки, не подключайтесь по ошибке к дизельному насосу, потому что это тоже запутанная территория. Базовые знания о типах и марках топлива пригодятся любому водителю и помогут вам принять решения, которые улучшат работу вашего автомобиля. Ниже приведены типы топлива, доступные сегодня, их характеристики и способы их использования.

Вы читаете одну из статей нашего «Руководства для начинающих водителей». Вам нужно потренироваться перед предстоящим экзаменом? Пройдите наш бесплатный образец экзамена по вождению — регистрация не требуется! ✨

Виды топлива для автомобилей

  1. 1

    Бензин

    Бензин является наиболее распространенным автомобильным топливом и используется во всем мире для питания автомобилей, мотоциклов, скутеров, лодок, газонокосилок и другой техники. Это специальное ископаемое топливо, получаемое из нефти, отсюда и прозвище «бензин» в США.K. Также важно отметить, что углеводороды в бензине и углекислый газ при его производстве способствуют загрязнению и смогу. Несмотря на это, заправочные станции можно найти повсюду.

    Газ обычно доступен с тремя октановыми числами или «градациями». Марки обозначаются октановым числом по исследовательскому методу (RON) и AKI определенной формулы. Наклейки или ярлыки будут информировать водителей о том, какой насос выпускает каждый класс. 87 AKI обычно является самым дешевым вариантом и имеет самое низкое октановое число. Далее идет средний класс с 88-90 AKI.Наконец, бензин премиум-класса или высококачественный бензин имеет октановое число 90-94 AKI.

    Различные виды топлива не горят одинаково. Чем меньше октановое число или ниже марка, тем быстрее и сильнее он горит под давлением. Внедорожники и спортивные автомобили лучше работают на плюс или премиум (более высокое октановое число), поскольку их двигатели производят большее сжатие топлива для лучшей управляемости. Но большинство автомобилей прекрасно работают на самом дешевом бензине. Вы не добьетесь большей экономии топлива, если выберете бензин плюс или премиум для автомобиля, который рекомендует обычный бензин.

    Следующее видео дает вам представление о различных марках и их использовании:

  2. 2

    Дизельное топливо

    Дизельное топливо также производится из нефти, но очищается с использованием другого метода, чем тот, который используется для создания бензина. Многие большие и промышленные грузовики используют дизельное топливо, равно как и грузовые автомобили-перегрузчики и сельскохозяйственное оборудование. Существует два типа дизельного топлива: один специально для автомобилей, а другой — для внедорожников.

    Возрождение дизельных транспортных средств произошло в последние несколько лет из-за роста цен на все виды топлива, включая бензин и дизельное топливо.Автомобили с дизельным двигателем обычно имеют лучший расход топлива или топливную экономичность, чем автомобили с бензиновым двигателем. Кроме того, некоторые водители считают, что они получают лучшее соотношение цены и качества, даже если дизельное топливо дороже. Volkswagen — известный производитель дизельных автомобилей. Следующее видео продемонстрирует разницу между бензиновыми и дизельными двигателями:

  3. 3

    Биодизель

    Дизельное топливо, которое создается с использованием растительных масел или животных жиров, называется биодизелем. Его можно приготовить из соевого масла, сала, водорослей и растительных масел. Некоторые изобретательные водители нашли способы перерабатывать использованные кулинарные масла в биодизельное топливо, которое используется в измененных автомобильных двигателях. Посмотрите следующее видео, чтобы узнать больше о биотопливе:

  4. 4

    Этанол

    Хотя этанол широко не используется в качестве общего автомобильного топлива, его добавляют в наш обычный бензин в качестве присадки. Многие производители автомобилей разрабатывают автомобили, которые могут работать на этаноле, поскольку это экономичное топливо, получаемое из возобновляемых источников, таких как кукуруза и сахарный тростник.Если вы ищете автомобиль, работающий на этаноле, есть несколько моделей автомобилей, которые могут работать на 100-процентном этаноле.

В наши дни большинство автомобилей работают на бензине, но популярность других автомобилей растет, особенно автомобили с батарейным питанием. Убедитесь, что вы покупаете правильный тип топлива для вашего автомобиля для максимальной производительности.

И, наконец, для тех новых водителей, которые все еще учатся качать бензин, будет полезно следующее руководство:

Октановое число бензина с использованием NIR-спектроскопии

Октановое число бензина является показателем того, как бензин будет работать в различных условиях двигателя.Включены два различных рейтинга: октановое число по исследовательскому методу (RON) и моторное октановое число (MON). Готовый бензин должен соответствовать определенным требованиям к октановому числу. Таким образом, нефтеперерабатывающие заводы контролируют этот параметр во время производства и должны подтверждать соответствие бензина спецификациям перед его выпуском. Кроме того, октановое число компонентов смеси бензина (продукта риформинга и т. Д.) Является важным параметром при производстве установки. Традиционный лабораторный метод определения октанового числа — это метод детонационного двигателя, при котором сжигается бензин и его характеристики сгорания сравниваются с известными стандартами.Этот метод требует времени и трудозатрат и не дает возможности контролировать производство в реальном времени. Использование волноводных спектрофотометрических анализаторов в ближнем инфракрасном диапазоне позволяет легко измерять октановое число на предприятиях по производству бензина и нефтепереработки с помощью оптоволоконной спектроскопии в ближней инфракрасной области (NIR). Волноводные анализаторы предназначены для использования в технологических процессах со встроенной функцией мультиплексирования. NIR может применяться в режиме реального времени непосредственно в процессе мониторинга и является альтернативой традиционным методам, позволяющей сэкономить время и деньги.Использование NIR-спектроскопии для определения октана хорошо задокументировано в литературе, первые исследования проводились в 1989 г. (Kelly)

Рисунок 1: Спектры бензина, полученные с помощью волноводного анализатора полного спектра NIR-O

БИК-область электромагнитного спектра содержит информацию обертоновых и комбинированных диапазонов основных частот C-H, O-H и NH. Эта информация связана с химическим составом и может использоваться как для количественного, так и для качественного анализа.(Д. Бернс) Путем измерения спектров БИК серии проб топлива с известным октановым числом можно разработать количественную модель, позволяющую измерять будущие образцы только на основе их спектра БИК. В волноводных анализаторах используется волоконная оптика, позволяющая размещать пробоотборник в удаленных местах от самого спектрометра.

Система Guided Wave — это многоканальная система, позволяющая одному анализатору измерять несколько параметров в нескольких потоках (до 12). Возможность мультиплексирования снижает стоимость и сложность установки для каждой точки измерения по сравнению с переключением потоков.

Технико-экономическое обоснование: Можно ли использовать ближний инфракрасный диапазон для контроля октанового числа бензина?

Рис. 2 Распределение набора данных, используемого для определения октанового числа бензина с помощью технико-экономического обоснования

технологической спектроскопии в ближнем ИК-диапазоне. Спектры в ближнем ИК-диапазоне для группы различных образцов технологического бензина с известным октановым числом были измерены в диапазоне от 1000 до 1600 нм с использованием волноводного спектрометра ближнего ИК-диапазона. На рисунке 1 показаны спектры поглощения некоторых типичных образцов бензина, собранных с использованием технологического зонда, работающего в режиме онлайн, с длиной оптического пути 1 см.Распределение октановых чисел для этих образцов показано на рисунке 2. Значения RON варьируются от 89,7 до 101,4, а значения MON — от 80,8 до 89,0. Это стандартные диапазоны для смешанного бензина. Модель количественной калибровки была создана с использованием спектров NIR и лабораторных данных об октане. Калибровка производится с использованием регрессии PLS в программном обеспечении Unscrambler ™. Для обсуждения PLS и других методов многомерной калибровки см. Martens & Naes (H. Martens) и ASTM E1655 (E1655).

Рисунок 3: Прогноз Рона с помощью спектроскопии процесса NIR Рисунок 4: Прогноз MON с помощью спектроскопии процесса NIR

Калибровочная модель использовалась для прогнозирования октанового числа бензина (RON и MON) с помощью зонда на месте, вставленного в технологический поток, измеряющего в реальном времени. Результаты для этого показаны на рисунке 3 для RON и на рисунке 4 для MON. Оба параметра хорошо согласуются с принятым лабораторным методом. Обе модели (RON и MON) в этом примере настроены для работы с несколькими сортами смешанного бензина.Этот метод легко различает пробы с низким, средним и высоким октановым числом.

NIR-спектроскопия — это быстрый и надежный метод измерения октанового числа бензина

Измерение октанового числа бензина с помощью спектроскопии NIR является быстрым и надежным с использованием волноводных анализаторов NIR, как описано здесь. Этот метод сводит к минимуму необходимость сбора лабораторных проб. Результаты доступны в режиме реального времени (в секундах) для нескольких параметров в сложных потоках.Системы способны измерять октановое число и многие другие параметры, такие как бензол, плотность, точки перегонки и т. Д. Как для смешанного бензина (всех марок), так и для отдельных компонентов смеси.

Список литературы

  • Д. Бернс, Э. Чюрчак. Справочник по анализу в ближнем инфракрасном диапазоне. Marcel Dekker, Inc., 1992.
  • E1655, ASTM. «Стандартные методы инфракрасного, многомерного, количественного анализа». нет данных
  • Х. Мартенс, Т. Нэйс. Многовариантная калибровка.John Wiley & Sons, 1989.
  • Келли, Джеффри Дж. И др. «Прогноз октанового числа бензина по спектральным характеристикам в ближней инфракрасной области в диапазоне 660-1215 нм». Аналитическая химия (1989): 313-320.

% PDF-1.4 % 1 0 объект > поток 2018-12-04T15: 16: 39 + 07: 00Microsoft® Office Word 20072021-10-29T04: 43: 36-07: 002021-10-29T04: 43: 36-07: 00iText 4.2.0 от 1T3XTapplication / pdfuuid: d223df4d -6a02-4ca4-8136-d54dec87f0fauuid: 5e399d05-7c71-49f9-81f6-50674e50d6d6uuid: d223df4d-6a02-4ca4-8136-d54dec87f0fa

  • сохранено xmp.iid: B11191AFFF0EE911898CA89E5873B6242019-01-03T08: 01: 34 + 05: 30 Adobe Bridge CS6 (Windows) / метаданные
  • Bambang Sugiarto
  • C. Setyo Wibowo
  • Ardi Zikra
  • Alva Budi
  • Try Mulya
  • May Muchar
  • конечный поток эндобдж 2 0 obj > эндобдж 3 0 obj > поток xXKo7 ﯘ? E «

    Центр данных по альтернативным видам топлива: основы этанольного топлива

    Этанол — это возобновляемое топливо, производимое из различных растительных материалов, известных под общим названием «биомасса».«Более 98% бензина в США содержит этанол, обычно E10 (10% этанола, 90% бензина), который насыщает топливо кислородом, что снижает загрязнение воздуха.

    Этанол также доступен в виде E85 (или гибкого топлива), который может использоваться в транспортных средствах с гибким топливом, предназначенных для работы на любой смеси бензина и этанола до 83%. Другая смесь, E15, одобрена для использования в легковых автомобилях 2001 модельного года и более новых.

    Сделать этанол доступным в качестве автомобильного топлива необходимо в несколько этапов:

    • Сырье для биомассы выращивается, собирается и транспортируется на предприятие по производству этанола.
    • Сырье преобразуется в этанол на производственном предприятии, а затем транспортируется на топливный терминал или конечному потребителю по железной дороге, грузовиком или баржей.
    • Этанол смешивается с бензином на топливном терминале для получения E10, E15 или E85, а затем доставляется грузовиком на заправочные станции. E15 поступает либо непосредственно с терминала, либо через насос-блендер из резервуаров E10 и E85 на станции.

    Свойства топлива

    Этанол (CH 3 CH 2 OH) — прозрачная бесцветная жидкость.Он также известен как этиловый спирт, зерновой спирт и EtOH (см. Поиск по свойствам топлива). Этанол имеет одну и ту же химическую формулу независимо от того, произведен ли он из сырья на основе крахмала или сахара, такого как кукурузное зерно (поскольку это в первую очередь в Соединенных Штатах), сахарный тростник (как в основном в Бразилии) или из целлюлозного сырья (например, древесной щепы или растительных остатков).

    У этанола более высокое октановое число, чем у бензина, что обеспечивает превосходные свойства смешивания. Требования к минимальному октановому числу бензина предотвращают детонацию двигателя и обеспечивают управляемость.Бензин с более низким октановым числом смешивают с 10% этанолом, чтобы получить стандартное октановое число 87.

    Этанол содержит меньше энергии на галлон, чем бензин, в разной степени, в зависимости от процентного содержания этанола в смеси. Денатурированный этанол (98% этанола) содержит примерно на 30% меньше энергии, чем бензин на галлон. Влияние этанола на экономию топлива зависит от содержания этанола в топливе и от того, оптимизирован ли двигатель для работы на бензине или этаноле.

    Энергетический баланс этанола

    В США 94% этанола производится из крахмала кукурузного зерна.Для превращения любого исходного сырья в этанол требуется энергия. Этанол, произведенный из кукурузы, демонстрирует положительный энергетический баланс, а это означает, что процесс производства этанольного топлива не требует больше энергии, чем количество энергии, содержащееся в самом топливе.

    Целлюлозный этанол улучшает энергетический баланс этанола, поскольку сырье представляет собой либо отходы, побочные продукты другой отрасли (древесина, растительные остатки), либо специальные культуры, такие как просо и мискантус, с меньшими потребностями в воде и удобрениях по сравнению с кукурузой.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *