На холостых плавают обороты: Плавают обороты двигателя: причины и способы ремонта

Содержание

Плавают обороты двигателя: причины и способы ремонта

Мотор – «сердце» автомобиля, и как у сердца человека, в работе этого «органа» иногда случаются перебои. О проблемах с двигателем нам становится известно по ритму его «сердцебиений» — оборотам. Если обороты силового агрегата начали плавать – мотор дает нам сигнал о том, что с ним что-то неладно. В нашем сегодняшнем материале мы расскажем, на какие поломки намекают скачущие обороты мотора, как их правильно диагностировать и ремонтировать.

Плавающие обороты Hyundai

Причина появления плавающих оборотов

О том, что у мотора что-то не так с оборотами, водитель может узнать, взглянув на тахометр. При нормальной работе силового агрегата на холостом ходу стрелка этого прибора держится на одном уровне (обычно в пределах 750-800 об/мин), а если у двигателя проблемы, то стрелка то падает, то поднимается (диапазон от 500 до 1 500 об/мин и выше). Если в машине нет тахометра, то плавающие обороты можно уловить на слух: рокот двигателя то возрастает, то уменьшается. А еще – по нарастающим и ослабевающим вибрациям, проникающим в салон машины из моторного отсека.

Как правило, нестабильные обороты двигателя проявляются на холостом ходу. Но и на промежуточных оборотах работы мотора можно зафиксировать провалы или взлеты стрелки тахометра – это характерно для дизельных двигателей. Рассмотрим эти два случая отдельно, чтобы понять, по каким причинам эти явления происходят.

Скачки оборотов на холостом ходу

Плавающие обороты на холостом ходу наиболее часто проявляются на инжекторных двигателях. Связано это с особенностью регулирования работы системы холостого хода электронным блоком управления двигателя (ЭБУ). Электронные «мозги» автомобиля постоянно считывают информацию о работе холостого хода, и если она нарушается, то дают команду ответственным за корректное функционирование системы датчикам исправить положение. Нарушаться работа холостого хода может по причине попадания лишнего воздуха в топливную систему, а конкретно – в цилиндры двигателя. В таком случае датчик массового расхода воздуха сигнализирует ЭБУ о поступлении в камеру сгорания излишка воздуха. Чтобы выровнять количество воздуха и горючего, образующего вместе топливовоздушную смесь, «мозги» дают команду клапанам инжектора открыться и впустить в цилиндры больше топлива. В этот момент обороты двигателя резко возрастают. Затем ЭБУ «понимает», что подал в цилиндр слишком много топлива, и ограничивает его подачу – в этот момент обороты резко падают.

Вторая причина плавания оборотов на холостом ходу – выход из строя регулятора холостого хода (РХХ).

Сняли регулятора холостого хода (РХХ)

Он представляет собой электродвигатель, в конструкцию которого входит конусная игла, а функция его – стабилизировать обороты мотора, когда тот работает вхолостую. Основная причина его поломки – износ элементов РХХ (обрыв провода, изнашивание направляющих или привода конусной иглы и прочие) вследствие длительной эксплуатации автомобиля на некачественном топливе. Когда регулятор ломается, двигатель, оставшись без «стабилизатора», начинает непроизвольно повышать или понижать обороты.

Третья причина скачков оборотов – неисправность клапана вентиляции масляного картера.

клапан вентиляции масляного картера

В процессе работы мотора в картере скапливаются отработавшие газы (их еще называют картерными). Если двигатель новый, то объем таких газов в картере сравнительно небольшой, а у мотора с большим пробегом количество картерных газов повышенное. Избыток этих газов выводится через систему вентиляции к впускному коллектору и дроссельной заслонке, где они участвуют в образовании топливовоздушной смеси в камерах сгорания двигателя. Если клапан вентиляции картера заклинивает (обычно это случается из-за отложения на его стенках остатков масла, содержащихся в составе газов картера), во впускной коллектор поступает меньшее количество картерных газов, ТВЗ не обогащается в полной мере, обороты двигателя начинают плавать – от средних (1100 — 1200) к низким (750-800).

Четвертая причина появления плавающих оборотов на холостом ходу – выход из строя датчика массового расхода воздуха (ДМРВ).

датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) Лада 2110

Он, как и клапан вентиляции картера, может в процессе длительной эксплуатации покрываться грязной масляной пленкой, что, в конце концов, приводит к его поломке. Довольно редко в ДМРВ ломается термоанемометр — элемент, ответственный за измерения объемов воздуха, поступающих в камеру сгорания двигателя. ЭБУ в этом случае не получает корректных данных о массовом расходе воздуха и требует его подачи в цилиндры, что отзывается на скачках оборотов мотора.

Пятая причина – некорректная работа дроссельной заслонки, функция которой состоит в регулировании давления воздуха, подающегося в цилиндры мотора.

дроссельная заслонка

Она может заклинивать по двум причинам: на внутренней поверхности «пятака» заслонки появляется масляный налет, не дающий заслонке нормально закрываться и открываться, а также из-за неисправности привода дроссельной заслонки. Отметим, что это наиболее часто встречающаяся причина работы мотора с плавающими оборотами на холостом ходу, характерная и для карбюраторных двигателей.

Говоря о карбюраторных двигателях, перечислим причины, по которым у них могут возникать скачки оборотов на холостом ходу. Это а) некорректная регулировка холостого хода мотора; б) поломка электромагнитного клапана карбюратора; в) засорение жиклера холостого хода продуктами сгорания топлива.

Карбюратор 21073 Солекс

Скачки оборотов на промежуточном ходу

У дизельных двигателей плавающие обороты на промежуточном ходу в основном возникают по причине образования ржавчины на лопастях в топливном насосе высокого давления. Коррозия этих деталей насоса возникает из-за наличия в составе топлива воды. Кстати, по этой же причине обороты дизельного мотора скачут и на холостом ходу.

ТНВД Bosch — вид на центробежный регулятор

У всех перечисленных выше причин появления нестабильных оборотов двигателя имеется несколько последствий: повышенный расход топлива, выброс в атмосферу выхлопных газов с высоким содержанием СО, износ элементов топливной системы и системы подачи воздуха двигателя. Чтобы не допустить этого, необходимо периодически проверять работу перечисленных выше систем и датчиков, а если беда все же случилась, и обороты «лихорадит» — немедленно чинить все поломки.

Диагностировать причину или предотвратить её появление заранее можно с помощью мультимарочного сканера Rokodil ScanX.

Диагностический сканер Rokodil ScanX

Сравнивая показания со спецификацией от производителя можно заведомо определить, работает ли система исправно. В случае обнаружения ошибок после диагностики Rokodil ScanX более точно укажет на проблемный элемент и откуда в первую очередь стоит начать осмотр. Например, ошибки P0100-P0104 укажут на неисправность связанную с ДМРВ, P0518 укажет на РХХ и т.д. Данная процедура поможет более точно узнать причину неисправности и сэкономить время

на ее обнаружение.

Исправляем плавающие обороты мотора

1. Подсос воздуха в цилиндры двигателя. Нужно проверить герметичность магистралей системы подачи воздуха к впускному коллектору. Для этого можно снимать каждый шланг в отдельности и продувать его при помощи компрессора или насоса (трудоемкий процесс), а можно обработать шланги WD-40. На том месте, где «вэдэшка» быстро испарится, можно будет обнаружить трещину. В этом случае рекомендуем не заклеивать ее изолентой, а заменить изношенный шланг на новый.

2.

Замена регулятора холостого хода. Состояние РХХ проверяется при помощи мультиметра, которым замеряем его сопротивление. Если мультиметр показывает сопротивление в диапазоне от 40 до 80 Ом, то регулятор вышел из строя и его придется заменить.

3. Чистка клапана вентиляции картера. Здесь не обойтись без разборки масляного картера – только так можно добраться к его вентиляции и извлечь клапан. Промываем его в керосине или любом средстве для очистки деталей двигателя от следов масляного шлама. Затем просушиваем клапан и устанавливаем его на место.

4. Замена датчика массового расхода воздуха. ДМРВ – деталь деликатная и в большинстве случаев ремонту не подлежит. Так что если причиной плавающих оборотов на холостом ходу стал именно он, его лучше заменить, а не ремонтировать. Тем более, что исправить вышедший из строя термоанемометр невозможно.

5. Промывка дроссельной заслонки с последующей установкой ее правильного положения. Есть два способа очистить дроссельную заслонку от масляных отложений – со снятием заслонки и промывка ее без снятия с автомобиля. В первом случае отсоединяем все шланги и провода, ведущие к заслонке, ослабить ее крепления и вынуть. Затем положить в емкость и залить специальным аэрозолем (например, Liqui Moly Pro-line Drosselklappen-Reiniger).

Промывка дроссельной заслонки

Если масляный шлам на ее поверхности застарел, его можно аккуратно очистить при помощи щетки. Затем поверхности заслонки промокнуть чистой сухой ветошью и установить ее на место, подсоединив все шланги и провода. Во втором случае промывка дроссельной заслонки проводится на горячем двигателе таким же аэрозолем. Перед нанесением чистящего средства заслонку нужно обесточить. Сначала заливаем аэрозоль внутрь заслонки, ждем пару минут и заводим двигатель. При работающем моторе продолжить обработку заслонки аэрозолем. Если при этом от нее повалит белый дым – не страшно, это удаляется масляный шлам. По окончании процедуры подсоединяем провода, и при помощи компьютера перепрограммируем алгоритм ее работы, устанавливая нужный зазор открытия заслонки.

6. Регулировка холостого хода двигателя

. Эту операцию можно провести при помощи отвертки, регулируя винты количества и качества оборотов.

Регулировка холостого хода двигателя

7. Замена электромагнитного клапана карбюратора. При поломке этого клапана двигатель может работать только на подсосе воздуха. Поэтому для устранения скачков оборотов рекомендуем заменить электромагнитный клапан на новый.

Проверка электромагнитного клапана карбюратора

8. Чистка жиклера холостого хода. Лет двадцать назад очистка жиклера от масляного налета была трудоемкой операцией. Сегодня не нужно извлекать жиклер из системы – достаточно влить в него специальный аэрозоль для чистки карбюраторов и оставить средство там на пять минут. По прошествии этого времени следует очистить жиклер от остатков грязи сжатым воздухом.

Извлекли жиклер холостого хода

9. Обработка лопастей ТНВД от коррозии. Для этого понадобится средство от коррозии (например, XADO VeryLube), которое можно просто распылить в горловину топливного бака перед заправкой. Очистку лопастей насоса от коррозии это средство выполнит самостоятельно. Для профилактики коррозии лопастей насоса можно залить в бак 200 мл моторного масла, которое в процессе езды создаст на поверхностях лопастей защитную пленку.

Запомните: при появлении скачков оборотов двигателя на холостом ходу необходимо обратиться на СТО и провести детальную проверку работы указанных систем двигателя. Своевременная диагностика избавит вас от серьезных поломок узлов мотора.

Плавают обороты: причины и решения

Причинами плавающих оборотов двигателя могут стать отказ топливной системы, попадание лишнего воздуха в цилиндры и многие другие неисправности. Оптимальным решением является диагностика проблемы и ее решение в сервисном центре.

Плавают обороты: норма оборотов и определение отклонений

Плавающие обороты двигателя являются одним из первых сигналов о неисправности в работе автомобиля. Их игнорирование может привести к необходимости дорогостоящего ремонта транспортного средства.

Причины могут находиться как в самом двигателе, так и в других системах. Зачастую выявить проблему самостоятельно довольно сложно, поэтому основной рекомендацией при проблеме скачков оборотов мотора является обращение в автосервис.

Кроме колеблющейся стрелки тахометра сбои в количестве оборотов выдают посторонние звуки и вибрация, которые то усиливаются, то уменьшаются.

В процессе езды критические изменения оборотов не так заметны, а вот на холостом ходу они очень привлекают внимание.

Двигатель заведенной, но не движущейся машины работает на 700-800 оборотах в минуту. Если диапазон колебания стрелки достигает 500-1000 оборотов, значит существует проблема.

Причины плавающих оборотов и решение проблем

Сложностью выявления причин плавающих оборотов является их множественность. Повреждение практически любого подкапотного элемента может привести к скачкам стрелки тахометра. Рассмотрим наиболее частые неисправности.

Самая распространенная и легко устраняемая проблема – изношенные свечи зажигания. Их ресурс составляет около 40 тысяч километров. Если их замена не проводилась, с большой вероятностью установка новых деталей решит проблему плавающих оборотов.



Нарушение герметичности

На холостом ходу за подачу воздуха в цилиндры двигателя отвечает регулятор холостого хода. Он пропускает необходимое количество вещества для создания топливно-воздушной смеси. При этом дроссельная заслонка, осуществляющая те же функции при движении автомобиля, должна находиться в закрытом состоянии.

Часто причиной плавающих оборотов становится именно пропуск воздуха за счет дроссельной заслонки на холостом ходу. Причинами этого могут стать загрязнение детали либо образование зазора.

Попадание лишнего воздуха приводит к тому, что электронный блок управления выделает большое количество топлива для создания смеси. Вследствие этого обороты повышаются. После «понимания» ошибки ЭБУ снижает выброс горючего и обороты падают. Это повторяется раз за разом.

Нагар и грязь препятствуют плотному закрытию заслонки, вследствие чего лишний воздух попадает в систему. Решением становится прочистка дроссельного узла.

Образование зазора – более серьезная проблема. Есть два варианта ее решения: замена заслонки на новую либо восстановление герметичности с помощью специального покрытия (заслонка в закрытом состоянии не является непроницаниемой, однако просачивание воздуха через исправную заслонку настолько мало, что не оказывает влияния на работу двигателя. Под понятием «герметичность» в данном случае понимается отсутствие видимого просвета).

На заводах-изготовителях на края заслонки наносят антифрикционный материал, который облегчает движение механизма при открытии-закрытии и снижает износ трущихся элементов.

Этот слой может стереться после продолжительной эксплуатации либо вследствие усиленной очистки заслонки – многие автолюбители принимают покрытие за нагар и избавляются от него механическим способом.

Восстановить герметичность не так сложно, на рынке существует много антифрикционных материалов. Один из них – MODENGY Для деталей ДВС. Он наносится распылением из баллона и полимеризуется при комнатной температуре, после чего образует устойчивый сухой слой, который снижает трение и износ, восстанавливает герметичность заслонки в закрытом состоянии, повышает ее чувствительность и предотвращает налипание грязи и нагар.


Пропуск воздуха может стать следствием обрыва шлангов, износа уплотнений. Они подлежат замене.

Поломки топливной системы

Топливная система часто выходит из строя вследствие заливания некачественного горючего или длительной эксплуатации автомобиля без замены изношенных деталей.

Обследованию должны подвергаться топливный фильтр (забивается, требует очистки), трубки подачи горючего (могут быть пережаты либо повреждены), диафрагма регулятора давления топлива (заклинивает) и форсунки (выходят из строя из-за загрязнений).

 


Прочие причины

Причинами плавающих оборотов может стать и износ цилиндро-поршневой группы. Об этом скажет понижение компрессии, которая измеряется компрессометром. В этом случае поможет только качественный ремонт.

Поломка датчиков электронного блока управления является довольно распространенной проблемой. Вследствие этого ЭБУ получает неточные данные о работе системы и отдает некорректные команды, например, при нормальном количестве впускаемого воздуха может подавать увеличенное количество топлива и наоборот.

Работоспособность данных приборов проверяется мультиметром – измеряется напряжение и сопротивление.


Предотвратить проблему плавающих оборотов можно путем соблюдения всех инструкций производителя – своевременной замены расходных материалов, заливания качественного горючего, поддержания периодичности технических обслуживаний транспортного средства.


Плавают обороты: почему прыгают обороты двигателя на холостом ходу

Неполадки в двигателе с электронным впрыском топлива

Вы стали замечать, что ваш автомобиль дергается на холостом ходу, появились проблемы при зажигании, а на приборной панели или бортовом компьютере загорелся сигнал «проверить двигатель», тогда, скорее всего, у вас «плавают обороты».

Чаще всего, данный вид неполадок в двигателе, возникает у автомобилей с электронным впрыском топлива. При этом обороты меняются резко и скачкообразно каждые 3  секунды: обороты могут быть то 800, то 1200, то 1500 оборотов в минуту.

Причинами «плавающих» оборотов, которые возникают в двигателях такого типа, зачастую, являются проблемы с западанием клапана вентиляции. А вот неприятным последствием таких неполадок, являются проблемы в системе питания автомобиля.

Многие автовладельцы замечают, что в их двигателе «плавают обороты» уже через несколько лет эксплуатации автомобиля.

С другой стороны, причиной резких скачков оборотов могут быть неполадки датчика температуры двигателя. В этом случае, сначала вы нормально запускаете автомобиль, но во время прогрева замечаете, что плавают обороты, резко меняя диапазон от 1300 до 1500 оборотов в минуту. После прогрева двигателя, скачки оборотов прекращаются и работа машины нормализуется.

Чтобы избежать дальнейших скачков оборотов во время прогрева двигателя, стоит заменить датчик температуры.

Плавают обороты на карбюраторном двигателе

Если в карбюраторном двигателе плавают обороты, тогда вам необходимо, как можно скорее, обратиться к опытному специалисту техцентра Вилгуд, ведь в таких случаях, скачки оборотов возникают из-за проблем с неправильной регулировкой серводвигателей, которые приоткрывают дроссельные заслонки.

Кстати, причиной возникновения скачков в оборотах таких двигателей является неудачная регулировка  мотора «умельцами». Поэтому, не экономьте на регулировке своего карбюратора и обращайтесь только к профессионалам!

Неполадки дизельных двигателей

В то время как скачки оборотов в двигателях с электронным впрыском топлива, возникают, чаще всего, на холостом ходу, в дизельных двигателях, это происходит и при 1000, и 1500  оборотов в минуту.

Главной причиной «плавания оборотов» в дизельных двигателях является заедание подвижных лопастей в насосе, которое может происходить из-за долгого стояния автомобиля, воды в топливе или ржавчины.


Плавают обороты (дергается машина) | Автомастер55.рф Омск СТО

 

Ваша любимая машина на холостом ходу дергается? На скорости все хорошо и трогается отлично, а на холостом ходу просто танцует? Появились неисправности зажигания или топливной системы, например, загорелся сигнал check engine («проверь двигатель»), или появились проблемы запуска двигателя, машина плохо заводится, плавают обороты?, — это верный сигнал обратить внимание на здоровье Вашего автомобиля и найти причину неисправности.

После нескольких лет эксплуатации. Нормальный запуск, но вместо плавного понижения оборотов по мере прогрева, вдруг возникает «провал» оборотов с периодичностью нескольких секунд. Обороты резко скачкообразно меняются в диапазоне 1300-500. С дальнейшим прогревом провалы исчезают, обороты двигателя стабилизируются, и не проявляются до следующего «холодного» пуска. Но постепенно эффект этот нарастает. Причиной оказался датчик температуры двигателя. Конечно, лучшее решение — его замена.

Обычно плавают обороты у двигателей с электронным впрыском топлива и связан с нештатным подсосом воздуха. Дело в том, что двигатели с впрыском имеют блок управления, или как его еще называют, компьютер. Этот компьютер обсчитывает количество воздуха, поступающего в цилиндры и, учитывая состояние еще ряда датчиков, открывает на то или иное время электромагнитные клапаны инжекторов (или одного инжектора, если система Ci). И вот, когда поступает «лишний» воздух, а датчик положения дроссельной заслонки «говорит», что его не должно быть, датчик температуры — что двигатель уже вышел из режима прогрева и топлива надо лить поменьше, в результате у «того компьютера» «крыша едет», он не знает, что ему с этим «лишним» воздухом делать.

Причина плавания оборотов, которая встречалась на двигателях с впрыском, это заедание клапана вентиляции картера двигателя.

Вся эта ситуация приводит к тому, что обороты двигателя периодически начинают изменятся: то 800 об/мин, то 1200 об/мин, и так с периодом около 3-х секунд. Можно также сказать, что в этом случае нарушается автоматическое регулирование системы питания и обороты начинают плавать.

У карбюраторных двигателей причиной плавания оборотов двигателя может быть неправильная регулировка какого-нибудь серводвигателя, который приоткрывает дроссельную заслонку в тех или иных случаях. Отвинтите регулировочные винты серводвигателя, привод которого дергается в такт с плаванием оборотов, и все сразу успокоится. Эта поломка встречалась только в тех двигателях, где пытались что-то регулировать, например, многие «умельцы», чтобы найти винт регулировки холостого хода на карбюраторе (упорный винт дроссельной заслонки), крутят понемножку все винты подряд. Ради бога. Но надо же их, если двигатель на них никак не реагирует, вернуть в первоначальное состояние. А то потом окажется, что в каком-то режиме работы появляются провалы в газе, обороты плавают, большой расход топлива и так далее.

В дизельных двигателях этот дефект (плавают обороты) может проявляться не только на холостом ходу, но и при 1000 об/мин, и при 1500 об/мин. Причина этого до сих пор была одна — заело подвижные лопасти в питающем насосе. Заедание происходит только из-за ржавчины, а она — из-за воды в топливе. Обычно это случается с машинами, которые долго стояли. Вообще-то существуют рекомендации на тот случай, когда вы собираетесь поставить свой автомобиль с дизельным двигателем на длительную стоянку. Допустим, вам надо уезжать на месяц в командировку. Накануне отъезда залейте в топливный бак примерно литр моторного масла и последний день ездите на этом топливе. Двигатель при этом будет дымить, но зато все детали в ТНВД покроются тонкой масляной пленкой.

Если Ваша машина «дергается» (плавают обороты), обратитесь к нам. Мы проведем полную или частичную диагностику автомобиля.

Неустойчивые, плавающие обороты двигателя. Проблемы и решение.

Неустойчивые, плавающие обороты двигателя. Проблемы и решение.

В большинстве случаев с проблемой плавающих оборотов сталкиваются владельцы автомобилей, оснащенных двигателем с электронным впрыском. Причиной плавающих оборотов или неустойчивых оборотов может быть несколько факторов. О возможных неисправностях, которые влекут за собой неустойчивые обороты и о методах устранения подобных неполадок– далее в статье.

Рекомендации специалистов ХАДО

Если вы заметили, что обороты начали плавать, проверьте состояние:

  • Регулятора холостого хода, датчика массового расхода воздуха, датчика положения дроссельной заслонки. Если обнаружится поломка одного из вышеупомянутых элементов, необходимо произвести его замену. В случае несерьезной поломки можно очистить узел при помощи средства Verylube Очиститель заслонки и клапана EGR.
  • Подсоса воздуха внутри системы.
  • Системы питания. Если форсунки топливоподачи засорены, обороты будут неустойчивыми. В этом случае рекомендуется применять промывку инжекторов XADO MaxiFlush.
  • Системы зажигания. Для устранения плавающих оборотов из-за неисправной системы зажигания, нужно проверить, насколько хорошо функционируют свечи, высоковольтные провода и катушки зажигания.
  • Электронного блока управления двигателем (ЭБУ). В случае если блок управления не способен сформировать соответствующий сигнал для обеспечения правильного функционирования топливных форсунок двигателя, помочь в разрешении проблемы поможет только проведение профессиональной диагностики на СТО и ремонт узла.

Каталог продукции

Вы вышли из Вашего Личного Кабинета.

Ваша корзина покупок была сохранена. Она будет восстановлена при следующем входе в Ваш Личный Кабинет.

Укажите ваши данные

Заполните все поля формы с подробной информацией о модели Вашей машины для того, чтобы наши эксперты смогли Вам помочь.

Ваш запрос отправлен

Бесплатный звонок

Ваш запрос отправлен

Ваша заявка принята.

С вами свяжется наш консультант в ближайшее время.

Часы работы: Пн-Пт: с 9:00 до 18:00
Суббота, воскресенье: выходной.

Плавают обороты на холостом ходу, что делать?

Вне зависимости от года, пробега и марки автомобиля, каждый владелец может столкнуться с проблемой плавающих оборотов на холостом ходу. Как правило обороты колеблются от 500 до 1500, сопровождаясь повышенной вибрацией. Самые распространенные причины плавающих оборотов – от загрязнения дроссельной заслонки, регулятора холостого хода, свечей и т. д., до износа цилиндро-поршневой группы.

Холостой ход

Работа исправного двигателя на холостом ходу варьируется от 650 до 1100 оборотов, в зависимости от температуры окружающего воздуха, ведь зимой двигателю нужно больше топлива, от чего первые несколько минут обороты могут достигать значения 1300-1500.

В городском режиме плавающие обороты более ощутимы, особенно с механической трансмиссией, что доставляет массу неудобств.

Причины и признаки нестабильного ХХ

Стоит проверить на ошибки электронный блок управления двигателем, так как он обрабатывает импульсы, подаваемые от датчиков, и контролирует процесс работы двигателя, внося коррективы. Стоит проверить на ошибки регулятор холостого хода, клапан вентиляции картеров, ДМРВ и электронную педаль газа (если стоит электронный дроссель).

По механической части встречаются следующие проблемы:

– загрязнение дроссельной заслонки и впускного коллектора;

– загрязнение регулятора холостого хода, из-за чего шторка регулятора подклинивает и пропускает незапрограммированное количество воздуха;

– расходомер непосредственно может влиять из-за загрязнения электронной платы, из-за чего показания впускаемого воздуха будут колебаться;

– износ поршневой группы в виде низкой компрессии даст о себе знать не только плавающими оборотами, но и троением и значительным уменьшением мощности двигателя;

– износ свечей зажигания чаще всего является виновником плавающих оборотов, так как слабая искра не обеспечит качественное воспламенение смеси, от чего произойдет дисбаланс между цилиндрами двигателя.

Что может стабилизировать холостой ход

Для борьбы с нестабильным ХХ нужна комплексная операция, которая позволит надолго забыть о проблемах с двигателем.

  • Чистка дроссельной заслонки, регулятора холостого хода и клапана картерных газов. В данном случае частицы грязи и масла не будут препятствовать потоку воздуха к цилиндрам. Тем самым мы исключаем образование нагара на поверхности поршня и клапанов.
  • Замена свечей зажигания. Чем мощнее искра – тем качественнее воспламенение смеси, что безусловно повышает КПД двигателя.
  • Замена топливного и воздушного фильтра.
  • Промывка топливной системы, как минимум с применением очистителя, добавляемого в топливный бак.
  • Проверяем ЭБУ на ошибки и при их наличии занимаемся устранением.

Итоги

Плавающие обороты двигателя можно «вылечить» без существенных вложений, ведь зачастую проблема кроется в мелочах.

А какие еще причины плавающих оборотов на холостом ходу встречались вам? И как вы с этим боролись? Поделитесь опытом!

Скачут обороты двигателя на холостом ходу

Плавающие обороты холостого хода являются достаточно распространенной неисправностью на различных автомобилях. Обороты скачут на бензиновых авто и на дизельных агрегатах, а также на двигателях с ГБО. Отметим, что плавают обороты на газу или на бензине на холостых достаточно часто по причине сторонней некорректной прошивки ЭБУ.

Рекомендуем также прочитать статью о том, что такое топливные карты и чип-тюнинг. Из этой статьи вы узнаете о различных режимах работы ДВС под управлением контроллера, доработках штатной прошивки блока управления двигателем, разнице между чип-тюнингом и установкой отдельного тюнинг-бокса и т.д.

Так или иначе, во время езды указанная проблема способна доставить массу неудобств, так как водитель вынужден постоянно подгазовывать для того, чтобы двигатель не заглох в самый неподходящий момент. Далее мы рассмотрим, почему скачут обороты двигателя на холостом ходу, а также как определить причину неисправности для дальнейшего устранения.

Содержание статьи

Неустойчивые обороты холостого хода: симптомы и причины

В норме обороты ХХ на разных моторах могут колебаться в диапазоне от 700 до 900 об/мин. Нужно учитывать, что сразу после запуска холодного ДВС блок управления повышает обороты холостого хода, заставляя двигатель работать в так называемом «режиме прогрева». Данный режим штатный, то есть не является неисправностью. После достижения определенной температуры и незначительного нагрева мотора «прогревочные» обороты падают, двигатель начинает работать в обычном режиме ХХ.

Если скачут обороты двигателя на холостом ходу, тогда данная неисправность выглядит подобно легкому нажатию и отпусканию педали газа, причем сам водитель не нажимает на акселератор. Другими словами, холостые обороты могут быть слишком высокими или нормальными, затем начинают падать до такой отметки, когда двигатель почти глохнет. После этого мотор снова «подхватывает», стрелка на тахометре опять поднимается и скачки в виде повышения и понижения оборотов повторяются. 

Обычно неисправность проявляется несколько минут, чаще на холодном двигателе, после чего исчезает до следующего запуска. Также возможен вариант, когда поломка присутствует постоянно и независимо от степени прогрева двигателя, то есть обороты плавают постоянно после отпускания педали газа и перехода ДВС в режим работы на ХХ.

Причин для такого нестабильного холостого хода бывает много. Среди них можно выделить несколько основных. Прежде всего, необходимо учитывать тип установленного двигателя и его систему питания: карбюратор, инжектор, дизельный мотор.

Рекомендуем также почитать статью о том, что такое инжекторный двигатель. Из этой статьи вы узнаете об особенностях, устройстве и принципах работы инжекторного впрыска.

На моторах с карбюратором большинство проблем решается путем чистки и настройки указанного дозирующего устройства.

  • Холостой ход двигателя на карбюраторе необходимо регулировать, так как настройки имеют свойство сбиваться во время активной эксплуатации ТС.
  • Также следует обратить внимание на то, чтобы в карбюраторе не происходило значительного обеднения топливно-воздушной смеси.
  • Отдельного внимания заслуживает электромагнитный клапан карбюратора. Характерным признаком его поломки является отказ двигателя работать на холостых оборотах без подсоса.
  • Необходимо также исключить возможность подсоса воздуха в карбюратор, что также может сильно обеднять смесь. В результате мотор троит, обороты скачут, двигатель начинает глохнуть.

Во время манипуляций с карбюратором следует проверять степень загрязненности жиклеров, прочищать каналы холостого хода, оценить уровень топлива в поплавковой камере и т.д. Конечной целью является нормальная подача воздуха и топлива в карбюратор, в результате чего состав смеси будет оптимальным для режима ХХ. В процессе эксплуатации жиклеры карбюратора требуют периодической очистки, параллельно с этим нужно проверить состояние воздушного фильтра и заменить сильно загрязненный элемент.

Теперь несколько причин, по которым обороты скачут на инжекторном двигателе. Как известно, современные авто с таким двигателем предполагают оснащение электронным впрыском топлива под управлением ЭСУД. Такая система управления конструктивно имеет множество датчиков, благодаря которым определяется состав топливной смеси на разных режимах работы ДВС.  Вполне очевидно, что выход из строя или ошибочные данные от какого-либо датчика могут приводить к плавающим оборотам на холостом ходу. Другими словами, электронный блок управления (ЭБУ) не получает достоверной информации или получает данные с перебоями, в результате чего обороты скачут на холостых. В списке возможных неисправностей следует выделить:

  • Зажигание и неполадки в данной системе. Необходимо проверять высоковольтные провода, свечи зажигания и другие элементы.
  • Впуск. Неисправности во впуске могут быть связаны с датчиком ДМРВ, загрязненным воздушным фильтром, подсосом воздуха.
  • Регулятор холостого хода. Выход из строя или сбои в работе данного устройства закономерно приводят к неустойчивым оборотам двигателя на ХХ.
  • Система рециркуляции отработавших газов ЕГР. Проблемы с EGR вызывают нарушения в составе топливно-воздушной смеси, что также влияет на стабильность оборотов ДВС.

Если обороты скачут на холостом ходу, тогда проверки следует начинать с РХХ. Местом расположения регулятора обычно является область рядом с датчиком положения дроссельной заслонки ДПДЗ. Проверять указанное устройство можно посредством его замены на заведомо исправное или же при помощи мультиметра. Для проверки мультиметром следует узнать рабочее сопротивление, после чего измерить сопротивление регулятора тестером. Отклонения от нормы укажут на возможную поломку регулятора холостого хода.

В том случае, если диагностика регулятора показывает его работоспособность, тогда следует продолжить проверку. Следующим элементом является датчик массового расхода воздуха ДМРВ. Для проверки следует отключить разъем питания от ДМРВ, после чего нужно запустить силовой агрегат. В режиме холостого хода обороты могут подняться до отметки около 1200-1500 об/мин. Устойчивая работа ДВС с отключенным датчиком массового расхода воздуха и улучшенная динамика разгона при езде укажет на то, что обороты могут плавать по причине неполадок ДМРВ.

Что касается клапана EGR, данное решение позволяет вернуть обратно во впуск часть отработавших газов. Это сделано для улучшения экологических показателей ДВС. Другими словами, клапан открывает и затем перекрывает канал для подачи выхлопа обратно в двигатель. Выход из строя или «залипание» клапана приводит к тому, что отработавшие газы с избытком попадают во впуск, влияя на состав смеси, обороты ХХ и другие режимы работы мотора. Для нормального функционирования клапан ЕГР нужно периодически очищать, особенно его седло.

Дизельный двигатель конструктивно отличается от бензинового тем, что в его устройстве присутствует ТНВД. По этой причине плавающие обороты на холостом ходу могут возникать как в результате неполадок, свойственных бензиновым аналогам, так и в результате проблем с насосом высокого давления. Например, коррозия или механический износ подвижных элементов внутри насоса. Заедания и другие сбои приводят к тому, что холостые обороты на дизеле скачут.

Что в итоге

Как видно, в списке основных систем и механизмов, которые нужно проверять в случае плавания оборотов на ХХ, находятся:

Каждая из указанных систем требует подробной диагностики. Также необходимо учитывать, что сильно загрязненные инжекторные форсунки или обрыв в цепи их питания может являться причиной плавающих оборотов, потери мощности, троения двигателя, дымности выхлопа и т.д.

По этой причине инжектор необходимо своевременно чистить от загрязнений (каждые 30-40 тыс. пройденных км.) путем промывки или удаления отложений в ультразвуковой ванне. Также следует уделять внимание производительности топливного насоса и тому давлению, которое он создает в топливной рампе. Загрязнение сеточки бензонасоса является частой причиной неустойчивой работы двигателя, скачущих оборотов и других неисправностей.

Напоследок добавим, что в отдельных случаях троение двигателя и сбои в его работе на холостых и под нагрузкой сопровождается тем, что на приборной панели загорается «чек». Отметим, что фиксирование ошибки и запись неисправности в память ЭБУ может облегчить поиски неисправности. Для определения выхода из строя или сбоев в работе того или иного датчика будет достаточно подключить специальный сканер в диагностический разъем автомобиля для считывания кодов ошибок и последующей их расшифровки.

Читайте также

Что это значит, если моя машина трясется на холостом ходу?

Вы только что завели машину, и, пока она стоит на подъездной дорожке, двигатель трясется и грохочет. Что-то не так, но в чем проблема? Короче говоря, этот типичный симптом, который вы испытываете, — это «грубое безделье».

Грубый холостой ход может указывать на несколько проблем, и есть несколько способов узнать, не работает ли ваш холостой ход. Автомобиль, имеющий проблемы на холостом ходу, будет проявлять несколько симптомов, в том числе:

  • Подскакивает или трясется на холостом ходу
  • Непостоянные / скачущие обороты
  • Пропускающие / дрожащие звуки
  • Холостой ход ниже 600 об / мин

Подозреваю, что у вас грубая работа на холостом ходу автомобиль? Вам, наверное, интересно, что может вызвать эту проблему.На самом деле есть много разных причин, одни более серьезные, чем другие. Однако в конечном итоге, если ваша машина трясется на холостом ходу, кажется упругой или обороты нестабильны, отнесите ее к механику для более тщательного осмотра.

Ставни моей машины, когда я их включаю

Когда ваш автомобиль припаркован или ваша нога нажимает на тормоз, он работает на холостом ходу с постоянной скоростью. Эта частота вращения позволяет двигателю генерировать достаточно энергии для работы жизненно важных компонентов без отключения.

Скорость холостого хода должна быть стабильной, без скачков и скольжения.В большинстве современных автомобилей скорость холостого хода от 600 до 1000 об / мин является средней. Однако, если ваша машина едет на холостом ходу, она не будет плавной. Например, обороты будут подскакивать и опускаться, или они упадут ниже 600 об / мин (или того, что типично для вашего автомобиля).

Неровный холостой ход легко определить при запуске двигателя, и он может зависеть от температуры двигателя при запуске двигателя. Неровный холостой ход при холодном запуске, например, может быть вызван другими причинами, нежели автомобиль, который резко работает на холостом ходу только при горячем двигателе.

Другими словами, обратите внимание на то, когда ваш автомобиль трясется на холостом ходу, а также на любые звуки. Это может помочь вашему механику определить проблему.

Возможные причины резкого холостого хода автомобиля

Длинный список систем, компонентов и электроники может вызвать резкий холостой ход. Это затрудняет диагностику первопричины, особенно если вы не знаете, где искать. Вот почему рекомендуется обратиться к опытному механику, если ваша машина резко простаивает.

В конечном итоге все, от систем зажигания и впрыска топлива до клапанов и поршней, может вызвать грубый холостой ход.Вот несколько наиболее распространенных компонентов:

  1. Грязные / неисправные топливные форсунки — Системы впрыска топлива играют важную роль в запуске вашего автомобиля. Система впрыскивает топливо и воздух в цилиндры. Если они забиты или забиты, форсунки не обеспечивают правильное смешивание топлива и воздуха, что приводит к резкому холостому ходу или медленному ускорению.

На что обращать внимание: грубый, непостоянный старт, резкий холостой ход и недостаток мощности при ускорении.

  1. Неправильная скорость холостого хода — Большинство автомобилей имеют правильную скорость холостого хода, обычно от 600 до 1000 об / мин.Скорость холостого хода автомобиля может измениться из-за износа. К счастью, правильная настройка может восстановить правильные обороты холостого хода.

На что обращать внимание: обороты холостого хода обычно падают ниже 600 об / мин или того, что типично для вашего автомобиля. Скорость холостого хода кажется ниже, чем обычно.

  1. Неисправен топливный насос — Топливный насос перекачивает бензин из бака в систему впрыска. Со временем насос может выйти из строя из-за износа или засориться. В результате двигатель не получает достаточно топлива.

На что обращать внимание: Неисправный топливный насос может вызвать затруднения при запуске двигателя, резкий холостой ход и глохнет.

  1. Засорен топливный фильтр — Топливный фильтр фильтрует загрязнения из бензина. Со временем он может забиться, что замедлит подачу топлива. В свою очередь, двигатель не получает достаточно топлива.

На что обращать внимание: помимо грубого холостого хода распространенными симптомами являются случайные пропуски зажигания, трудности с запуском и не запускаемый автомобиль.

  1. Неисправен датчик температуры двигателя. — Автомобили требуют различных топливных смесей в зависимости от температуры двигателя. Например, для холодного запуска требуется более богатая смесь. Когда датчик температуры выходит из строя, система впрыска топлива считает, что автомобиль теплее, чем он есть, что может привести к использованию неправильной смеси.

На что обращать внимание: Плохой датчик температуры приводит к резкому холостому ходу при холодном пуске. После нагревания проблема может стать менее заметной.

  1. Неисправный датчик воздушного потока — Как и датчик температуры, датчик воздушного потока помогает вашему автомобилю определять, сколько топлива использовать, в зависимости от количества воздуха в двигателе. Когда этот датчик выходит из строя, компьютер автомобиля не может правильно откалибровать правильную смесь топлива и воздуха.

На что обращать внимание: Неровная работа на холостом ходу — один из первых симптомов, за которым следует разбрызгивание при ускорении или даже остановка двигателя по мере усугубления проблемы.

  1. Утечка вакуума — Ваш автомобиль всасывает много воздуха, и это возможно благодаря разрежению во впускном коллекторе.Утечка в этой системе снижает производительность, так как ваш автомобиль не может регулировать правильную подачу воздуха к топливу.

На что обращать внимание: Неровный холостой ход, медленное ускорение, разбрызгивание или недостаток мощности при разгоне — все это симптомы утечки в вакуумной системе.

  1. Неисправен клапан рециркуляции ОГ — Клапан рециркуляции ОГ отвечает за рециркуляцию выхлопных газов обратно в систему сгорания. Со временем этот клапан может застрять в открытом или закрытом положении, и проблемы с производительностью, в том числе грубый холостой ход, являются наиболее распространенными системами.

На что обращать внимание: Помимо резкого холостого хода, также могут присутствовать пониженная экономия топлива, стук и медленное ускорение.

  1. Неисправные свечи зажигания — Свечи зажигания создают искру, которая воспламеняет топливо в двигателе. Таким образом, неисправные свечи зажигания изо всех сил пытаются зажечь топливо, вызывая резкий холостой ход и затруднения при запуске.

На что обращать внимание: Ваш автомобиль может с трудом переворачиваться и, как только это произойдет, будет работать на холостом ходу.

Когда пора идти к механику?

Грубый холостой ход может раздражать, но его нельзя игнорировать.Часто это один из первых симптомов более серьезной проблемы. Так когда же сдавать его на диагностику?

Если машина постоянно работает на холостом ходу, самое время передать ее механику. Кроме того, если вы замечаете другие симптомы помимо грубого холостого хода, у вас могут быть более серьезные проблемы. Некоторые связанные симптомы, на которые следует обратить внимание, включают:

  • Медленное ускорение
  • Сниженная экономия топлива
  • Разбрызгивание или недостаток мощности
  • Сложность запуска двигателя
  • Двигатель глохнет

Нижняя линия, грубый холостой ход часто бывает признак того, что с вашей машиной что-то не так.В большинстве случаев, если вы испытывали этот симптом более одного раза, лучше всего осмотреть автомобиль, чтобы найти причину.

Свяжитесь с нами

Если ваша машина сильно работает на холостом ходу, позвоните нам: 410-828-5750. Авто-сервис Hollenshade предоставляет полный спектр услуг по ремонту автомобилей в Таусоне, штат Мэриленд. Назначьте встречу сегодня по телефону или через Интернет.

Почему мой двигатель работает на холостом ходу и что мне делать с этим?

Если вы управляли автомобилем какое-то время, вероятно, это случилось с вами хотя бы раз.Вы подъезжаете на красный свет и, ожидая зеленого света, замечаете, что ваш двигатель горит. Обычно двигатели работают на холостом ходу около 600-800 об / мин. Старые двигатели могут развивать скорость до 1200 об / мин и более во время прогрева. Но если двигатель набирает обороты на холостом ходу, даже после того, как он достаточно прогрет, у вас может быть проблема.

Высокие обороты холостого хода приводят к потере топлива, вызывают дополнительный износ двигателя и могут быть небезопасными. Если ваша нога соскользнет с педали тормоза во время оборотов двигателя, это может вызвать крен вашего автомобиля вперед, подвергая опасности других водителей и даже пешеходов.Лучше всего немедленно решить проблему, чтобы избежать несчастного случая.

Что вызывает высокие скорости холостого хода?

Есть несколько проблем, которые могут быть причиной, если ваш автомобиль работает на холостом ходу на высоких оборотах. Некоторые легко исправить самостоятельно, для других потребуются специальные инструменты или опыт. Вот некоторые из наиболее распространенных причин, по которым двигатель работает на холостом ходу.

Самая частая проблема — неисправный предохранитель. В современных транспортных средствах частота вращения двигателя на холостом ходу чаще всего регулируется с помощью электродвигателя регулятора холостого хода (IAC).На это могут повлиять неисправные предохранители во многих различных электронных системах вашего автомобиля.

Далее, высокая частота вращения холостого хода может быть вызвана неисправностью компьютера. Если все предохранители вашего автомобиля все еще исправны, возможно, неисправен компьютер, связанный с любым из этих электронных элементов. Если ваш компьютер управления трансмиссией неверно считывает обороты холостого хода, это может привести к неисправности, связанной с высокими значениями холостого хода.

Когда дроссельная заслонка вашего автомобиля выходит из строя, это может привести к тому, что он заглохнет или будет работать на холостом ходу.Часто это происходит из-за скопления грязи в воздухозаборнике. В других случаях проблема может заключаться в треснувшей впускной трубке.

Если вакуумный порт двигателя РХХ протекает, это может быть еще одной причиной высокой работы двигателя на холостом ходу. Утечка могла быть вызвана уплотнением или, что чаще, одним из прикрепленных шлангов. При перегреве двигатель часто работает на холостом ходу выше, чем обычно, поэтому обязательно проверьте датчик температуры двигателя. А плохой генератор также может вызвать частый холостой ход в вашем двигателе.

Что я могу с этим сделать?

Некоторые из вышеперечисленных проблем легко исправить практически любому.Домашние мастера могут легко заменить фильтры, а иногда и предохранители или другие проблемные детали. Другие причины должны устраняться обученным механиком. Некоторым требуется специальное оборудование даже для попытки ремонта.

Одна важная вещь, которую следует помнить, если вы пытаетесь устранить проблему с холостым ходом, — это всегда проверять ее с помощью аксессуаров, таких как кондиционер и выключенное радио. В некоторых транспортных средствах эти системы могут вызвать небольшую частоту вращения двигателя для передачи большей мощности электронике.

Поддерживайте свои автомобили в отличном рабочем состоянии с помощью предупреждений о профилактическом техническом обслуживании от Azuga.Свяжитесь с нами сегодня, чтобы узнать больше.

Возможные причины слишком высокой скорости холостого хода вашего автомобиля

Если кажется, что ваш автомобиль на холостом ходу разгоняется до более высоких, чем обычно, оборотов, это не обязательно является проблемой. Если эта проблема возникает при холодном двигателе, это может быть частью конструкции двигателя. Некоторые автомобили, особенно старые автомобили с карбюраторами, рассчитаны на работу со скоростью 1200 об / мин или около того, пока они не прогреются. А в современных автомобилях, если вы используете несколько аксессуаров, таких как кондиционер или обогреватель, бортовой компьютер двигателя может дать ему команду работать на более высоких оборотах, чтобы обеспечить необходимую мощность.

Но если ускоренный холостой ход сохраняется даже после полного прогрева двигателя, это, вероятно, указывает на настоящую проблему.

Устранение неполадок, связанных с быстрым бездействием

Первый шаг — определить, есть ли какие-либо диагностические коды неисправностей, хранящиеся в PCM (модуле управления трансмиссией). Если да, это станет хорошей отправной точкой для устранения неполадок. Некоторые сетевые магазины автозапчастей бесплатно считывают ваши коды — все, что вам нужно сделать, это спросить. Когда вы найдете эти коды, вы сможете проследить их возможные причины или проконсультироваться с механиком для дальнейшей интерпретации.Если

Если PCM не предлагает никаких подсказок, лучше всего начать поиск проблем с клапана управления холостым воздухом / управления перепускным воздухом (IACV / BAC). Вы можете попробовать очистить его и посмотреть, улучшит ли это вашу скорость холостого хода. Очистка корпуса дроссельной заслонки также может вылечить высокие обороты холостого хода.

Возможные причины высоких оборотов холостого хода

Есть много возможностей, когда ваш двигатель работает на холостом ходу слишком быстро. Вот несколько распространенных, которые помогут вам разобраться в корне проблемы.

  • В автомобилях с карбюраторами может быть виноват неисправный ускорительный насос или силовая цепь.
  • Двигатель может перегреваться, и системе охлаждения требуется ремонт.
  • Регулятор давления топлива может работать при слишком низком давлении и, возможно, его необходимо заменить.
  • Возможно, необходимо отрегулировать угол опережения зажигания.
  • Проблемы с зажиганием, возникающие из-за крышки распределителя, ротора, проводов зажигания или свечей зажигания, могут вызвать проблемы с высоким холостым ходом — необходимо проверить каждый из этих компонентов.
  • Если компьютеризированная система управления двигателем неисправна, одним из симптомов может быть высокая частота вращения холостого хода.
  • Причиной может быть утечка вакуума в любом из шлангов — проверьте их все на предмет утечек.
  • Причиной проблемы может быть неисправный блок управления холостым ходом; может потребоваться его замена.
  • Неисправный генератор может ускорить работу на холостом ходу; если да, замените его.

Для механика своими руками: Многие проблемы, связанные с высоким холостым ходом, могут быть выявлены и устранены путем поиска и устранения неисправностей со стороны пациента.Однако другие решения лучше всего выполнять в сервисном центре.

Один совет — убедитесь, что вы проверяете работу двигателя на холостом ходу, когда кондиционер и дефростер находятся в положении ВЫКЛ. В некоторых автомобилях бортовой компьютер автоматически немного увеличивает обороты холостого хода, когда вспомогательное оборудование работает, и вы не получите истинную скорость холостого хода, если они работают.

Регулятор холостого хода — обзор

На рисунке 6 показано поперечное сечение впускного коллектора. Угол дроссельной заслонки регулирует массовый расход воздуха, м.a, in ,, в коллектор. Дизельные двигатели либо не дросселируются, либо очень умеренно дросселируются в некоторых рабочих точках, чтобы обеспечить достаточную рециркуляцию выхлопных газов. Массовый расход воздуха из коллектора в цилиндры, ma, out, зависит от уровня давления во впускном коллекторе, p m (и давления в цилиндре, p c ). Чтобы правильно контролировать соотношение воздух-топливо λ в переходных режимах, впрыскиваемое количество топлива должно быть адаптировано к массовому расходу воздуха в цилиндр m.a, out ,, а не массовый расход воздуха во впускной коллектор, m.a, in ,.

РИСУНОК 6. Поперечный разрез впускного коллектора.

Колебаниями давления во впускном коллекторе пренебречь (усредненная модель). Изменение массового расхода воздуха m.a, in приводит к замедленному изменению давления в коллекторе p m . Применимое дифференциальное уравнение выводится из энергетического равновесия: изменение внутренней энергии воздушной массы во впускном коллекторе равно сумме входящих и исходящих потоков энергии плюс баланс изменений энергии газа из-за смещения работа пв .Вводя удельную внутреннюю энергию u = U / m и удельную энтальпию h = H / m , дифференциальное уравнение принимает вид:

(7) ddt (ma, inuin) = ma, inuin − ma, outuout + paV.in − pmV.out

Использование коэффициентов теплоемкости c v = ∂ u / ∂ϑ и c p = ∂ h / ∂ϑ, показатель адиабаты κ = c p / c v , газовая постоянная R , а также плотность воздуха ρ = м / V , получаем следующее уравнение для изменения давления:

(8) п.m = κRϑaVm (m.a, in − ϑmϑam.a, out)

Трудно измерить массовый расход воздуха из коллектора в цилиндр, m.a, out ,. Поскольку динамический отклик ma, out намного быстрее, чем динамический отклик давления в коллекторе p m , только статическое поведение ma, out должно учитываться в справочной таблице f 1 ( n , p m ) (рис.7). Массовый расход воздуха m.a, out, зависит от частоты вращения двигателя n и давления в коллекторе p m при стационарной работе, где производные равны n.= 0 и pˆ.m = 0:

РИСУНОК 7. Динамическая модель впускного коллектора.

(9) ma, out * = ma, outϑmϑa = f1 (n, pm)

Изменение давления во впускном коллекторе определяется по формуле:

(10) pm = 1τ (ma, in − f1 (n, pm))

с постоянной времени интегрирования τ:

(11) τ = VmκRϑa

Постоянная времени интегрирования зависит от рабочего состояния двигателя. На одном тестовом двигателе оно варьируется от 21 мс до 740 мс. Сравнение измеренного и рассчитанного давления в коллекторе и частоты вращения двигателя n показано на рис.8. Процесс преобразования энергии чрезвычайно сложен и очень нелинейен. В упрощенном подходе стационарная зависимость крутящего момента сгорания T comb от давления во впускном коллекторе и скорости двигателя должна быть представлена ​​второй нелинейной справочной таблицей f 2 ( n , p m ), которые можно измерить во всех рабочих точках двигателя. Динамическое поведение отдельно рассматривается комбинацией времени запаздывания первого порядка T l, e и мертвого времени T d, e .

РИСУНОК 8. Сравнение измеренного и рассчитанного давления в коллекторе.

Обе постоянные времени изменяются обратно пропорционально частоте вращения двигателя.

Баланс крутящего момента на коленчатом валу

(12) 2πJdndt = Tcomb − Tload

Двигатель с разомкнутым сцеплением (т.е. без трансмиссии) имеет момент инерции в диапазоне:

J = 0,15… 0,30 кг / м2

Путем введения нормированных переменных получаем:

(13) ︸Tj2π · J · n0T0 · d (n / n0) dt = TcombT0 − TloadT0

с постоянной времени,

(14) Tj = 2πJ · n0T0

При максимальном выходном крутящем моменте T 0 и частоте вращения двигателя n 0 :

J = 0.3 кг / м 3

n 0 = 6000 об / мин

T 0 = 300 Нм

Постоянная времени 0,6 T J 902 902 с . При ускорении с низких оборотов двигателя с максимальным крутящим моментом инерционный момент J на порядок меньше, однако T J на порядок больше при высоких оборотах двигателя и минимальном выходном крутящем моменте (e .г., при движении накатом). Момент нагрузки включает трение, вспомогательные приводы и возмущения. Полная модель установки для управления частотой вращения холостого хода показана на рис. 9. Для конструкции контроллера две карты f 1 ( n , p m ) и f 2 ( n , p m ) линеаризованы в рабочей точке холостого хода ma, 0, n0, pm, 0. Представляем дифференциалы первого порядка:

РИСУНОК 9.Блок-схема управления холостым ходом.

(15) FN1 = ∂f1∂n | n = n0FN2 = ∂f2∂n | n = n0FP1 = ∂f1∂pm | pm = pm, 0FP2 = ∂f2∂pm | pm = pm, 0

и разность переменных, получаем:

(16) Δm.a, out * ma, 0 = FN1n0m.a, 0Δnn0 + FP1pm, 0m.a, 0Δpmpm, 0

(17) ΔTcomb * T0 = FN2n0T0Δnn0 + FP2pm, 0T0Δpmpm, 0

Дифференциальное уравнение из модели многообразия, Ур. (10) преобразуется Лапласа и в сочетании с уравнением. (16) принимает следующий вид:

(18) с · τn · ΔPmpm, 0 = −FN1n0m.a, 0ΔNn0 − FP1pm, 0m.a, 0ΔPmpm, 0 + ΔM.a, дюйм.a, 0

Входящий воздушный поток ΔM.a, in служит управляющим входом Δ U . Уравнение (17) также преобразовано по Лапласу и расширено на время задержки двигателя и времени задержки:

(19) ΔTcombT0 = FN2n0T0e − sTd, esTl, eΔNn0 + FP2pm, 0T0e − sTd, e1 + sTl, eΔPmpm, 0

This теперь вставлен в баланс крутящего момента, уравнение. (13). Пренебрегая возмущающим моментом нагрузки T load для целей управления, получаем:

(20) sTJ · ΔNn0 = e − sTd, e1 + sTl, e (FN2n0T0ΔNn0 + FP2pm, 0T0ΔPmpm, 0) Анализ устойчивости модели установки и конструкции контроллера теперь должен выполняться без учета постоянных времени T d, e и T l, e .Последующий подход упрощается до модели линейного пространства состояний второго порядка:

(21) S · [ΔPmpm, 0ΔNn0] = ︸A¯ [−FP1τnpm, 0m.a, 0 − FN1τnn0m.a, 0FP2Tjpm, 0T0FN2Tjn0T0] · [ Pmpm, 0ΔNn0] + ︸B¯ [1τn0] · ΔUm.a, 0

Управление пространством состояний с пропорциональной обратной связью может быть выполнено, например, путем размещения полюсов. Добавлена ​​дополнительная интегральная обратная связь, чтобы компенсировать смещения из-за возмущающих нагрузок. Вся система показана на рис. 9. На рис. 10 показан входной критический возмущающий сигнал от привода, который поступает одновременно с возмущающим моментом.Видно лишь очень незначительное снижение частоты вращения двигателя. Аналогичным образом может быть выполнено регулирование холостого хода дизельных двигателей. По сравнению с двигателями SI есть два основных отличия:

РИСУНОК 10. Помехи от водителя и одновременное переключение передач в положение Drive как возмущающая нагрузка.

1.

Впускной коллектор не дросселирован, поэтому двигатель получает максимально возможный массовый расход воздуха m.a в каждой рабочей точке.

2.

При непосредственном впрыске топлива время задержки T l, e может быть значительно сокращено.

Эти две точки упрощают конструкцию управления. Сложностью может быть турбонаддув, который вносит значительную временную задержку в реакцию массового расхода воздуха m.a на переходные процессы управляющего входа.

Холостой ход двигателя и расход топлива

Работа двигателя на холостом ходу влечет за собой серьезные последствия с точки зрения топливной экономичности.Чрезмерная работа автомобиля на холостом ходу приводит к повышенному расходу топлива, что не только увеличивает износ компонентов двигателя и сокращает срок службы автомобиля, но также отрицательно сказывается на окружающей среде. К счастью, есть способы уменьшить непродуктивную работу двигателя на холостом ходу. В этой статье мы обсудим, почему двигатели на холостом ходу могут быть дорогостоящими и вредными для окружающей среды, а также некоторые возможные решения для менеджеров автопарка.

Что такое двигатель на холостом ходу?

«Холостой ход» означает работу двигателя автомобиля, когда он не движется, например, когда вы находитесь на светофоре или застряли в пробке.Холостой ход является частью процесса вождения автомобиля и является довольно частым явлением для большинства водителей. Однако работа на холостом ходу может быть не лучшим фактором для вашего автомобиля, расхода топлива или окружающей среды.

Сокращение времени простоя транспортных средств — простой способ сохранить и даже увеличить экономию топлива среди транспортных средств парка, особенно при повышении цен на газ.

Работа на холостом ходу вредит вашему двигателю?

Если автомобиль не работает на холостом ходу, это больше повреждает двигатель, чем запуск и остановка.Фактически, работа двигателя на низких оборотах (холостом ходу) вызывает вдвое больший износ внутренних деталей по сравнению с движением на обычных скоростях. По оценкам Американской ассоциации грузовиков, работа на холостом ходу может увеличить затраты на техническое обслуживание на 2000 долларов на автомобиль в год, а также сократить срок службы двигателя.

Чрезмерная работа на холостом ходу также может вызвать накопление углеродных остатков в двигателе грузовика. Поскольку двигатель не работает при оптимальной температуре на холостом ходу, топливо сгорает лишь частично, что приводит к накоплению остатков топлива на стенках цилиндра.Это может привести к дальнейшему повреждению компонентов двигателя, включая свечи зажигания и выхлопные системы, увеличивая затраты на техническое обслуживание и сокращая срок службы двигателя.

Холостой ход и расход топлива

На холостом ходу автомобили могут потреблять больше бензина, чем вы думаете. Это напрямую влияет на то, сколько вы тратите на бензин и как часто вам нужно заправляться. Однако количество топлива, потребляемого автомобилем на холостом ходу, зависит от таких факторов, как его вес, объем двигателя и тип топлива, которое он потребляет.В некоторых штатах и ​​местных органах власти даже есть законы, запрещающие работу на холостом ходу, которые ограничивают работу двигателя на холостом ходу и налагают штрафы на водителей, которые их нарушают.

Загрузите это бесплатное руководство, чтобы узнать об эффективных способах снижения стоимости топлива.

Автомобильные двигатели на холостом ходу и без дизельных двигателей

Как правило, чем меньше размер вашего автомобиля, тем меньше топлива он расходует на холостом ходу. Согласно исследованиям, проведенным Аргоннской национальной лабораторией (Аргонн), компактный седан потребляет 0,16 галлона недизельного топлива в час холостого хода без нагрузки.Но при средних ценах на топливо, составляющих почти 2,6 доллара за галлон в 2019 году, стоимость холостого хода может возрасти для водителей, которые каждый год проводят много времени за рулем.

Грузовик / полуприцеп на холостом ходу и дизельные двигатели

При простое тяжелых грузовиков расходуется даже больше топлива, чем при простое среднего автомобиля. По данным Министерства энергетики, тяжелые грузовики потребляют около 0,8 галлона топлива в час на холостом ходу. Водителям грузовиков часто приходится оставлять свои грузовики на холостом ходу во время отдыха, который может составлять до 10 часов, что приведет к потере почти 8 галлонов топлива во время сна.Кроме того, к этим расходам может добавляться простой, не связанный с работой. Ежедневный 30-минутный перерыв на обед для каждого из ваших водителей может стоить вам еще 2,5 галлона потраченного впустую топлива. В течение года грузовик для дальних перевозок мог простаивать около 1800 часов при использовании почти 1500 галлонов дизельного топлива, что составляло почти 3 доллара за галлон в 2019 году. Для одного тяжелого грузовика стоимость отработанного топлива в среднем составляет около 4000 долларов.

Полуприцепы расходуют 0,64 галлона дизельного топлива в час холостого хода без нагрузки. Однако, когда они несут груз, количество потребляемого топлива увеличивается.Полуприцепы и грузовики большой грузоподъемности перевозят большую часть товаров, потребляемых в Соединенных Штатах, поэтому снижение общих затрат на транспортировку имеет важное значение для экономики.

Двигатель на холостом ходу и окружающая среда

Холостой ход и израсходованное топливо также оказывают серьезное воздействие на окружающую среду. Работа двигателя на холостом ходу особенно плохо сказывается на качестве воздуха, и по оценкам Всемирной организации здравоохранения, загрязнение воздуха является причиной 4,2 миллиона смертей в год. По оценке Министерства энергетики Аргонны, 11 миллионов тонн углекислого газа, 55 000 тонн оксидов азота и 400 тонн твердых частиц выбрасываются в окружающую среду в результате простоя тяжелых грузовиков в периоды простоя.

Эти числа не включают многие другие часы простоя небольших транспортных средств или непродуктивное время простоя, которое происходит при погрузке и разгрузке грузовиков. Выбросы в результате работы двигателя на холостом ходу способствуют изменению климата и влияют на качество воздуха, что создает отрицательный риск для здоровья для всех.

Возможные решения по снижению холостого хода двигателя

Для многих людей сокращение времени, затрачиваемого на работу двигателя, является приоритетом, если не необходимостью.Например, хотя каждый может получить выгоду от меньшего количества простаивающих автомобилей на дороге, владельцы бизнеса, которым приходится управлять своим автопарком, могут сэкономить деньги за счет сокращения времени простоя.

  1. Водителям небольших транспортных средств рекомендуется выключить двигатель, если вы планируете работать на холостом ходу более 10 секунд. Распространенный миф о том, что перезапуск двигателя требует больше газа и вызывает его износ.
  2. Не тратьте время на холостой ход, чтобы прогреть двигатель — просто начните движение. Двигатели нагреваются быстрее при движении, чем на холостом ходу.
  3. Программное обеспечение для отслеживания автопарка
  4. GPS — это один из возможных способов сокращения простоев автопарков. Это программное обеспечение можно использовать для сбора данных о том, чем на самом деле занимаются автомобили и водители, чтобы менеджеры автопарка могли видеть, есть ли какие-либо способы улучшить производительность и сократить время простоя.
  5. Водители поездов и автобусов как возможное решение для сокращения времени простоя. Коучинг должен быть постоянным, но обучение водителей тому, чтобы они не простаивали с момента первого приема на работу, может помочь выработать передовой опыт на раннем этапе.Рекомендации по работе двигателя на холостом ходу должны быть частью вашей программы обучения и культуры безопасности.
  6. Менеджеры автопарка и частные операторы-владельцы должны рассмотреть возможность приобретения вспомогательных силовых агрегатов (ВСУ) для сокращения времени простоя двигателя. ВСУ могут приводить в движение грузовики во время отдыха без использования топлива, чтобы водители могли наслаждаться комфортом своей кабины, например кондиционером и фарами, не сжигая топливо.

Двигатель на холостом ходу может показаться безобидным, но на самом деле он имеет огромные последствия, которые могут негативно повлиять на всех.Он тратит значительные средства на топливо и выводит вредные токсины в окружающую среду. Во время вождения помните, что двигатель работает на холостом ходу, чтобы вы могли внести свой вклад в его снижение.

В чем разница между расширенным режимом холостого хода и нормальным режимом холостого хода? Можно ли получить отчетливую мощность выбросов на холостом ходу для любого типа транспортного средства? Можно ли это сделать в режиме уровня выбросов или только в режиме инвентаризации?

Длительный холостой ход — это отдельный процесс выбросов, определяемый как простоя грузовиков дальнего следования со спальной кабиной в ночное время на стоянках для грузовиков и в других местах во время простоев, требуемых федеральным законодательством.В такие периоды холостого хода эти двигатели испытывают необычные нагрузки (телевизоры, кондиционер, вентиляторы и т. Д.) И более высокие, чем нормальные, обороты холостого хода.

MOVES также рассчитывает выбросы на холостом ходу, которые возникают при нормальной работе для всех типов транспортных средств. Источники нормальной работы на холостом ходу включают остановки на светофоре и железнодорожных переездах, а также на холостом ходу во время погрузки и разгрузки грузовиков. Эти выбросы на холостом ходу включаются в результаты расчетов рабочих выбросов.

Масштаб проекта в MOVES, когда он запущен в режиме инвентаризации, позволяет пользователю определять ссылку, которая содержит только холостые операции, и получать выходные данные о выбросах в режиме ожидания.Для этого определите объем транспортного средства связи как 1 транспортное средство и назначьте среднюю скорость 0 миль в час. Во входных данных источника ссылки вы можете указать конкретный тип транспортного средства (например, легковые автомобили) с долей 1 для ссылки. Вы также можете включить информацию о возрастном составе, топливе, программе I / M и метеорологии. Поскольку прогоны Project Scale выполняются для одного часа выбранного типа дня, месяца и года, выходные данные инвентаризации из прогона будут в форме граммов в час.

Выполнение прогона на уровне проекта в режиме уровня выбросов не приведет к выбросам на холостом ходу, поскольку режим работы на холостом ходу отдельно не сообщается.Для каждой средней скорости и типа дороги свой график движения со встроенной оценкой времени простоя. Воздействие этого типа холостого хода включается в процесс выброса отработавших газов вместе с остальными операциями транспортного средства.

Выбросы на холостом ходу

Выбросы на холостом ходу

Hannu Jääskeläinen

Это предварительный просмотр статьи, ограниченный некоторым исходным содержанием. Для полного доступа требуется подписка DieselNet.
Пожалуйста, войдите в систему , чтобы просмотреть полную версию этого документа.

Реферат : Некоторые категории дизельных двигателей большой мощности, такие как грузовики дальнего следования или локомотивы, обычно простаивают в течение длительных периодов времени, что приводит к выбросам на холостом ходу и расходу топлива. Выбросы на холостом ходу зависят от ряда рабочих условий, включая использование обогрева и кондиционирования кабины, обороты двигателя на холостом ходу и температуру окружающей среды. Они также зависят от технологии автомобиля.

Введение

Термин на холостом ходу относится к непрерывной работе главного силового двигателя транспортного средства, когда транспортное средство остановлено.Холостой ход является обычным явлением в условиях дорожного движения, особенно во время движения по городу, например, на светофоре или при движении с остановками во время пробок. Однако периоды простоя в трафике относительно короткие. Больше опасений вызывают длительные периоды простоя тяжелых дизельных двигателей, когда автомобиль находится на стоянке, а не в активной эксплуатации. Это может иметь более неблагоприятное воздействие на окружающую среду и стать источником значительного дополнительного — и часто ненужного — расхода топлива.

Предполагается, что основным источником выбросов на холостом ходу являются грузовики дальнего следования, которые обычно простаивают в течение ночи, в основном для обогрева кабины и кондиционирования воздуха.Помимо обогрева и кондиционирования воздуха, аксессуары для грузовиков, такие как стереосистемы, радиоприемники CB, внутреннее освещение, телевизоры, компьютеры и холодильники, требуют энергии и могут стимулировать работу на холостом ходу, даже если климат-контроль не требуется. В крайних случаях может потребоваться до 6 кВт пиковой электрической мощности, если одновременно используется несколько аксессуаров [1307] . Типичные требования к мощности двигателя для кондиционера, электродвигателя нагнетателя и охлаждающего вентилятора двигателя показаны в таблице 1 [1310] .

прохладная кабина
Таблица 1
Типичные требования к мощности двигателя для базовых услуг на холостом ходу
Принадлежность Мощность, л.с.
При 600 об / мин При 1200 об / мин
Кондиционер, 32 ° C днем ​​ Опускание горячей кабины Основная 7,5 7,5
7,5
3,5 3,5
Двигатель вентилятора 0,4 0.4
Вентилятор охлаждения двигателя Вкл / Выкл включен 1,5 5,0
Вкл / Выкл выключен 0 0

В более холодном климате двигатели часто останавливаются на холостом ходу — например, во время погрузки / разгрузки груза — для предотвращения потенциальных проблем с запуском. У некоторых водителей грузовиков выработалась привычка постоянно держать дизельный двигатель включенным.

Еще одним значительным источником выбросов дизельного топлива на холостом ходу могут быть железнодорожные локомотивы.В отличие от грузовиков, большинство локомотивных двигателей не используют антифриз в своих системах охлаждения. Таким образом, локомотивы должны работать на холостом ходу своих двигателей, когда температура опускается ниже примерно 4 ° C (40 ° F), чтобы предотвратить замерзание охлаждающей воды двигателя, загустевание моторного масла и топлива и для поддержания заряда аккумулятора. При температурах выше 4 ° C локомотивы могут работать на холостом ходу, чтобы поддерживать работоспособность двигателя и / или поддерживать комфортную температуру в кабине машиниста.

Туристические автобусы — это еще одна категория транспортных средств, главный двигательный двигатель которых может длительное время работать на холостом ходу.Это в первую очередь для поддержания комфорта в салоне для пассажиров (отопление или кондиционер). Туристические автобусы не так многочисленны, как грузовики, но привлекают внимание, потому что из-за их большого внутреннего отсека для поддержания комфортной внутренней температуры требуется значительно больше времени простоя, чем для типичного грузовика дальнего следования или личного легкового автомобиля [1316] .

Продолжительный холостой ход грузовых автомобилей, локомотивов и других дизельных двигателей может иметь несколько негативных последствий для окружающей среды и экономики, а именно:

  • Расход дизельного топлива и связанные с ним выбросы углекислого газа,
  • Выбросы регулируемых (NOx, PM, HC, CO) и нерегулируемых загрязнителей дизельного топлива,
  • Увеличение затрат на техническое обслуживание двигателя и сокращение срока его службы,
  • Водитель с нарушением покоя и здоровья,
  • Повышенный уровень шума.

Вклад холостого хода в общий объем выбросов

В Северной Америке большая часть дорожного дизельного топлива используется тракторными прицепами 8 класса, которые перевозят грузы. В 1995 году Американская ассоциация грузовиков подсчитала, что грузовики простаивают в среднем 10 часов в день зимой и 4,5 часа в день в не зимние дни [1310] . По другим оценкам, максимальное время простоя составляет до 8 часов в день [1308] . Данные, полученные из загрузок модуля управления двигателем транспортного средства (ЕСМ), показали, что тяжелые грузовики большой грузоподъемности на дальние расстояния проводят 40% времени на холостом ходу и 50% времени в крейсерском режиме [1311] .Поэтому информативно изучить случай простоя магистральных грузовиков для магистральных перевозок на холостом ходу, чтобы оценить долю общих суточных выбросов и расхода топлива, которая может быть отнесена на счет холостого хода этих транспортных средств.

Вклад холостых выбросов в общие выбросы груженых грузовиков на шоссе можно оценить на основе данных нескольких исследований CRC [1301] [1302] . Эта оценка предполагает экстремальный случай, когда грузовик простаивает 8 часов в день и проводит 10 часов в пути, путешествуя со скоростью по шоссе.В таблице 2 представлены результаты этой оценки на основе средних значений выбросов и расхода топлива для 36 тяжелых грузовиков. Коэффициенты выбросов оценивались по средним значениям для испытаний, проведенных на холостом ходу без дополнительных нагрузок и в крейсерском режиме цикла HHDDT.

Таблица 2
Среднесуточные расчетные выбросы и расход топлива для груженого грузового автомобиля на шоссе
На холостом ходу, 8 часов Крейсерская, 10 часов
CO, g 222 1850
NOx, g 567 9065 9065 9065 9065 9065 9065 9065 109314
ПМ, г 20 395
Расход топлива, кг 11.6 197

Данные в таблице 2 можно использовать для оценки относительного вклада холостого хода в общие выбросы для рассматриваемого примера. При другом подходе можно сначала оценить относительный вклад холостого хода для каждого транспортного средства, а затем усреднить эти значения. Это позволяет лучше оценить диапазон значений вклада холостого хода. На рисунке 1 показаны результаты этой оценки. Хотя усредненная суточная доля холостого хода аналогична доле, которая может быть оценена на основе усредненных данных таблицы 2, результаты не обязательно идентичны.

Рисунок 1 . Вклад холостого хода в общие выбросы грузовиков

Диапазон вкладов холостого хода в общие суточные выбросы и расход топлива для грузовика, работающего на холостом ходу в течение 8 часов в сутки. Планки погрешностей представляют собой среднее значение ± одно стандартное отклонение.

В крайнем случае, когда грузовой автомобиль на шоссе проводит около 8 часов в день на холостом ходу, около 6% ежедневного расхода топлива можно отнести на счет холостого хода. Доля всех выбросов на холостом ходу превышает вклад расхода топлива.Вклад CO и THC особенно непропорционально 12% и 27% соответственно. Эти оценки предполагают отсутствие дополнительных нагрузок и низкие обороты холостого хода. Если требуется обогрев кабины, кондиционер или значительная электрическая нагрузка, пропорция холостого хода увеличится.

Два фактора могут объяснить непропорционально высокие выбросы CO и HC на холостом ходу. Сгорание дизельного топлива на холостом ходу имеет высокую долю сгорания с предварительной смесью. Это предварительно смешанное сжигание является богатым топливом, и местное соотношение топливовоздушного эквивалента может достигать 4.Такие богатые условия могут привести к образованию значительных количеств CO. Кроме того, условия чрезмерно обедненной смеси на периферии горения предварительно смешанного обогащенного газа могут привести к гашению частично окисленной смеси или смеси, полностью ускользающей от горения.

Выбросы ТЧ на холостом ходу двигателя могут содержать гораздо большее количество частиц, чем при работе с нагрузкой. Сообщалось также, что эти частицы намного меньше (20 нм), чем частицы при нагрузке (60 нм) [1768] .

###

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *