Особенности вождения в зимний период – Особенности зимнего вождения и экспуатации — DRIVE2

Особенности зимнего вождения и экспуатации — DRIVE2

Как бы вы ни осторожничали во время зимней езды, неизбежно, пусть и не часто, будут возникать ситуации, когда автомобиль на скользкой дороге будет выходить из под вашего контроля. Это может быть занос, о гашении которого упоминалось ранее, возможны случаи, когда машина не захочет поворачивать туда, куда вы ее направляете или не станет останавливаться, приближаясь к препятствию или перекрестку.

Каждый водитель, который продолжает эксплуатировать машину зимою, самостоятельно вырабатывает меры по борьбе с этими явлениями и приобретает свой стиль зимнего вождения, однако о невысокой эффективности этого стиля свидетельствует повышенное число аварий на улицах и дорогах при первых гололедах и достаточно частые дорожные происшествия в течении всего зимнего сезона, особенно если гололед появляется внезапно. Недостаточная эффективность самостоятельно выработанного большинством водителей стиля зимней езды прежде всего заключается в том, что научившись плавно водить автомобиль, не злоупотреблять тормозами и умея остановить начинающийся занос, они прекращают совершенствоваться как водители: ведь в большинстве случаев зимняя дорога регулярно очищается от снега и покрытие в городе и вне города не представляет особой опасности для движения с невысокой скоростью.

На неочищенных городских и сельских дорогах не разгонишься из-за ям и ухабов и самостоятельно приобретенные в течение первой половины зимы навыки зимнего вождения уже являются ощутимой гарантией безопасности. Более — менее уверенно справляясь с управлением при описанном выше состоянии дороги, большинство водителей уже с повышенной степенью риска осторожно доезжают до места в тех случаях, когда попадают в более сложные дорожные условия. В этом состоянии и пребывает поголовное число водителей-непрофессионалов всю оставшуюся жизнь. Я утверждаю это потому, что перед поездкой в качестве пассажира с незнакомым водителем по зимней дороге, обычно спрашиваю его, нравится ли ему ездить по гололеду. В большинстве случаев ответ отрицательный, изредка нейтральный, в редчайших случаях положительный и знаю только одного водителя, который даже огорчается, что у них зимою не было гололедов и он не получил от зимней езды удовольствия. Зимой более-менее безопасно можно ездить с тем водителем, которому езда по гололеду нравится и в то же время он, конечно, не демонстрирует свое искусство без всякой надобности, то есть не принадлежит к категории ранее упомянутых «мастеров».

Если попытаться сформулировать требования к водителю, который максимально безопасен зимой, они, на мой взгляд, должны состоять из следующих пунктов:

1. Водитель должен знать коварство зимней дороги, в том числе места, особенно грозящие опасностью;
2. Должен быть грамотным с точки зрения тактики и стратегии дорожного движения;
3. Должен уметь и с удовольствием ездить по скользкой дороге, в том числе и в режиме заноса.

Эти три качества каждый водитель может развить в себе самостоятельно, по крайней мере до такого уровня, что езда по жесточайшему гололеду если и не будет доставлять ему наслаждения, то по крайней мере не будет вызывать боязни и дрожи в руках.

Что касается потенциально опасных участков на зимней дороге, они, как нетрудно догадаться, находятся в непосредственной близости от светофоров, въездов на главную дорогу на нерегулируемых перекрестках, в районе остановок и прочих местах, где индивидуальный и общественный транспорт притормаживает, останавливается или начинает движение. Подъезжать к ним или проезжать такие участки надо с максимальной осторожностью, поскольку они не только отполированы шинами тормозящих и набирающих скорость автомобилей, но и, как правило, отличаются наличием большого числа пешеходов. Будьте осторожны, двигаясь по расчищенной и сухой главной дороге после прошедшего несколько дней тому назад снегопада в районе примыкания второспепенных улиц и, если выезжающий с них транспорт неожиданно пересекает дорогу — не удивляйтесь и уступите ему сами, несмотря на ваше явное преимущество.

Скорее всего подъезжающие к главной дороге автомобили просто не могут вовремя остановиться на укатанном до блеска ранее выпавшем и неубранном снегу. На загородных дорогах скользкие участки встречаются в зоне снежных переметов на опушках леса, в разрывах придорожных лесозащитных насаждений, на развилках и перекрестках дорог, а также до и после крутых поворотов, перед которыми многие водители притормаживают, а затем увеличивают скорость движения.

Учитывая особенности зимней езды, стратегия дорожного движения не должна быть примитивной, а в тактическом отношении водитель не должен быть столь безмятежен, как летом. Под этим подразумевается, что нужно значительно больше опасаться других участников движения. Нельзя считать, как это позволительно летом, что достаточно быстрый и далекий пешеход успеет перейти дорогу до вашего прибытия — ведь не исключено, что он тут же может поскользнуться, упасть и в итоге окажется у вас под колесами. Опасен даже стоящий на обочине человек — и он может, сделав неосторожное движение, соскользнуть под колеса с того валика снега, с которого собирается спуститься на проезжую часть. Поскольку любое встречное или впереди идущее транспортное средство из-за условий движения или ошибки водителя может развернуться и оно потенциально способно помешать вашему движению — держитесь о

www.drive2.ru

как правильно ездить зимой на машине — DRIVE2

Руководство ГАИ призывает водителей при плохих погодных условиях без крайней потребности не выезжать на дороги общего пользования, однако многим последовать такому совету сложно: кому-то нужно добраться до рабочего места, а у других работа и вовсе связана с поездками на автомобиле.

Опрошенные эксперты из числа сотрудников автоинспекции и автоспортсменов считают, что ездить зимой и избегать аварий можно, однако для этого водителю нужно придерживаться элементарных правил безопасности, содержать свой автомобиль в исправном техсостоянии.

Но даже самые опытные водители время от времени допускают ошибки при управлении автомобилем, которые приводят к тому, что автомобиль буксует, «срывается» с траектории движения, а также его может занести или даже развернуть. Усложняет ситуацию критическое состояние автодорог: их чистят от снега и льда далеко не всегда и не везде, а в тех местах, где снегоуборочная техника все же прошла, на месте снегового покрытия обнажаются глубокие ямы.

Для профилактики аварийности водителю нужно изучать спецприемы вождения, которые помогут выйти из критической ситуации и, вполне возможно, спасут жизнь и здоровье.

Особенности вождения авто зимой

НАЧАЛО ДВИЖЕНИЯ. Прежде всего сконцентрируйтесь: если под колесами лед, стоит отказаться от разговоров по мобильному даже при помощи «хендс-фри». После того как завели двигатель, стартуйте с места очень осторожно, работая педалями максимально плавно, а если под колесами чистый лед, слегка прикрытый снегом, есть смысл пробовать тронуться со второй передачи. Стандартная зимняя авария — автомобиль «повело» при трогании с места, в результате чего пострадала машина соседа.

СКОРОСТЬ. В плохих дорожных условиях скорость автомобиля должна быть, в первую очередь, безопасной — согласно ПДД, это такая скорость, при которой водитель в конкретных дорожных условиях способен избежать аварии при внезапно изменившейся ситуации. Причем не стоит путать ее с разрешенной — далеко не всегда на скорости 60 или 80 км/час можно вовремя остановиться перед внезапно выскочившем на дорогу пешеходом. Определить безопасную скорость несложно: перед выездом на дорогу общего пользования попробуйте экстренное торможение и оцените, насколько увеличился тормозной путь по сравнению с привычной реакцией автомобиля, а также то, на какой скорости и при каком усилии на педаль тормоза автомобиль сохраняет траекторию.

ДИСТАНЦИЯ И ИНТЕРВАЛ. Одно из главных правил, которое надо помнить на скользкой дороге, — необходимо всегда оставлять достаточное для маневра пространство и избегать резких маневров. Дело в том, что снег или лед почти вдвое уменьшают сцепные свойства с дорогой, соответственно, увеличивается тормозной путь, а значит, нужно держать дистанцию до впереди идущей машины в полтора-два раза большую привычной. Учтите, что даже если вы управляете суперсовременным автомобилем с шипованной резиной и множеством электронных систем безопасности, идущие впереди старенькие «Жигули» может внезапно развернуть на 360 градусов, а при столкновении виновным признают именно вас — за нарушение п. 12.3 ПДД (в случае возникновения опасности или препятствия водитель обязан уменьшить скорость вплоть до полной остановки).

ТОРМОЖЕНИЕ. Резкий удар по педали тормоза на скользкой дороге – одна из самых распространенных ошибок начинающих водителей. Дело в том, что если автомобиль не оснащен АБС, колеса блокируются и потерявшее управляемость авто в лучшем случае юзом пройдет еще 100—150 метров, в худшем — остановится о впереди идущий автомобиль. Но даже если скольжению воспрепятствует антиблокировочная система, нажатие на педаль тормоза с одновременным поворотом руля приведет к развороту авто на 180—360 градусов. Тормозить нужно короткими качками — сильно нажать на педаль и отпустить ее несколько раз, пока автомобиль не остановится полностью, а подтормаживать плавным и легким нажатием на педаль. Для повышения эффективности торможения используйте торможение двигателем, быстро переходя с повышенной на пониженную передачу (например, с 4-й на 2-ю и сразу на 1-ю). И еще один совет — не нажимайте на педаль сцепления до полной остановки автомобиля; даже если двигатель заглохнет, сэкономленные сантиметры спасут от столкновения.

Эффективная рулежка

Чтобы выйти «сухим» из аварийной ситуации, водитель должен грамотно воздействовать на рулевое колесо. Как ни странно это звучит, для этого он прежде всего должен выбрать правильную посадку. Сядьте в кресло, упритесь в спинку сиденья, выжмите педаль сцепления и положите вытянутые руки на руль — запястья должны лежать на ободе: такое положение даст возможность не запутаться при перехвате рулевого колеса и позволяет нормально работать с педалями и рычагом КПП. Опытный водитель держит рулевое колесо, совсем от него не отталкиваясь, при этом плотно прижавшись к спинке сиденья, что позволяет противостоять действию силы инерции. А неопытный — «висит» на руле, и если автомобиль не вписывается в поворот, то довернуть руль ему бывает довольно сложно, так как баранка используется им в качестве точки опоры.

Получить необходимые навыки правильной рулежки можно на тренажере в любой автошколе, либо самостоятельно, при помощи нехитрого упражнения: вывесить передние колеса (поднять авто на домкрате или платформе) и вращать руль от упора до упора на время. «Намотавшие» по дорогам свыше 30 тыс. км пять циклов «от упора до упора» выполняют за 15—16 секунд, а «спортсмены» — за 8—9 сек. Условный рефлекс приобретается за 2,5 часа изнурительного труда, срабатывая з

www.drive2.ru

10 правил, которые должен знать каждый водитель — DRIVE2

Управление транспортным средством в зимний период очень сильно отличается от вождения в другие сезоны. Знание необходимых правил управления автомобилем зимой позволит сохранить не только транспортное средство, но и жизнь.

Очень многие водители несерьёзно относятся к вождению в зимний период, а зря. Количество ДТП зимой значительно возрастает, а с ними растёт и количество травм и смертей. Существуют несложные правила, которые обезопасят вождение автомобиля зимой.

1. Необходимо заранее подготовить автомобиль к зимней погоде. Важно сменить летнюю резину на зимнюю, удостоверившись, что она ещё пригодна для вождения в сложных погодных условиях. Также не стоит забывать о заливке морозостойкой жидкости в бачок стеклоомывателя. Следует проверить аккумуляторную батарею и зарядить её, если надо.

2. Перед поездкой важно тщательно очистить автомобиль от снега и льда. Стекла и боковые зеркала надо освободить от зимних осадков в первую очередь, так как сниженный обзор зимой напрямую влияет на безопасность. Снежный покров на крыше автомобиля при резком торможении тоже может закрыть обзор, съехав на лобовое стекло. Поэтому запаситесь скребками и щётками для очистки автомобиля.

3. Нельзя резко тормозить на зимней скользкой трассе. Это вызывает блокировку колес и утрату над управляемостью автомобиля. Антиблокировочная система во время срабатывания зимой значительно удлиняет тормозной путь, поэтому не стоит ей злоупотреблять. Для безопасного вождения надо нажимать на педаль тормоза плавно, без рывков. Если произошла блокировка колёс, то необходимо отпустить тормоз и дальше давить на педаль только прерывистыми нажатиями.

4. Соблюдайте скоростной режим. Никакие зимние шины с самыми мощными шипами не уберегут водителя, если он не будет придерживаться безопасного скоростного режима. Скорость надо всегда выбирать в соответствии с погодными и климатическими условиями. Не стоит полагаться только на зимние колёса, полный привод или какие-тот другие технические характеристики автомобиля. Водитель должен управлять автомобилем в каждый момент и при любом изменении дорожной обстановки.

5. Не совершайте резких маневров, при которых возникает опасность потери контроля над автомобилем. Например, резко увернувшись от ямки на трассе, можно оказаться за её пределами, улетев в кювет. Поэтому всегда будьте бдительны. Особенно при езде по мостам и эстакадам. Лёд на этих участках образуется намного раньше, чем на других, поэтому важно не делать резких ускорений, которые могут привести к заносу автомобиля.

6. На обледенелой трассе не стоит обгонять другие транспортные средства. Особенно, если левые полосы движения загрязнены зимними осадками из снега и льда. Попав в такую колею можно навсегда потерять контроль над автомобилем и уйти в опасный занос. Очень внимательно надо подходить к обгону длинномерных транспортных средств на зимней трассе, так как они создают дополнительные трудности в виде опасных воздушных потоков.

7. Всегда будьте внимательны при движении на подъёмах. Исходя из загрязнённости дороги и крутизны подъёма надо заранее выбирать необходимую скорость. Это важно сделать для того, чтобы не переключаться во время самого движения по подъёму, так как это может вызвать пробуксовку колёс и потерю сцепления автомобиля с дорогой.

8. При движении на спусках не стоит давить на педаль тормоза, а следует применять торможение с помощью двигателя, выбрав пониженную передачу. Это надо сделать заранее, ещё перед самим спуском. Почему это важно? Потому что во время движения по спуску не следует переключать передачи и пользоваться тормозной системой, все эти меры могут спровоцировать потерю контроля над автомобилем.

9. В условиях сниженной видимости: сильного снегопада или метели, важно выделить свой автомобиль в потоке. То есть надо всегда ехать с включенными фарами и противотуманными фонарями. Это позволит не только другим водителям заметить ваш автомобиль, но и более безопасно двигаться вам, получая необходимое освещение дороги. При вынужденных остановках не стоит забывать об аварийной световой сигнализации.

10. Будьте внимательны к пешеходам. На скользкой или заснеженной дороге человек, идущий по пешеходному переходу может внезапно поскользнуться и упасть. Важно быть готовым к такой экстремальной ситуации. Поэтому надо всегда снижать скорость при приближении к пешеходным переходам, детским учреждениям и другим потенциально опасным участкам.

Каждое из этих правил является важным само по себе, так как в них заложены основы безопасного движения в зимних условиях. Этими несложными правилами не стоит пренебрегать ни новичку, ни опытному автолюбителю. Всем водителям можно пожелать безопасной езды и счастливого пути!

www.drive2.ru

Вождение автомобиля зимой, особенности зимнего вождения

Особенности зимнего вождения обуславливаются несколькими факторами. К ним относятся скользкое дорожное покрытие, гололед, снег, а также короткий зимний день. Все это сильно затрудняет управление автомобилем. Конечно, при очень уж неблагоприятных условиях от поездки лучше было бы отказаться. Но зачастую оказывается так, что вопрос о том, ехать или не ехать, даже не стоит, и выезжать на дорогу все-таки приходится. Если при этом следовать определенным правилам и использовать некоторые контраварийные приемы вождения, то риск попасть в ДТП можно значительно снизить. Итак, по-порядку.

НАЧАЛО ДВИЖЕНИЯ. Прежде всего перед выездом на дорогу надо определиться с коэффициентом сцепления колес с поверхностью, чтобы предугадать, как поведет себя автомобиль при разгоне, торможении или резком маневрировании. Проделайте эти действия еще до выезда на проезжую часть, во дворе дома или возле гаража. Выехав на улицу, обратите внимание на состояние дорожного покрытия там. Это может быть укатанный снег или гололед.

Далее — трогаемся с места. Здесь важно, чтобы первый оборот ведущих колес прошел без пробуксовки. Нужно как бы качнуть автомобиль, придав ему хоть какое-то движение вперед, а затем очень плавно прибавить газ. На машинах с АКПП это делается очень просто — рычаг переводится из положения N в положение D без участия педали газа, и машина плавно трогается с места. После этого уже можно немного добавлять газ, опять же не допуская пробуксовки. Если колеса все же забуксовали — немедленно сбросить газ и начать все заново. Газовать на месте бесполезно — колесо быстро разогреет лед, образовавшаяся тонкая прослойка воды значительно увеличит скольжение, и пробуксовка увеличится.

Если ваша машина оборудована штатной антипробуксовочной системой (TRC — Traction Control), ее нужно выключить специальной кнопкой, с ней не получится плавно, но мощно качнуться. Не допускайте, чтобы автомобиль «повело» при трогании, особенно при выезде с парковки — в этом случае может пострадать соседняя машина.

СКОРОСТЬ. Скорость движения автомобиля должна быть безопасной всегда, а при плохих дорожных условиях она должна гарантированно позволить водителю уйти от столкновения  либо применив торможение, либо маневрированием. И не следует путать безопасную скорость с разрешенной — не всегда можно на скорости 60 км/час вовремя остановиться перед внезапно возникшим препятствием, например, перед выскочившим на дорогу пешеходом. Определить для себя безопасную скорость мы должны в самом начале поездки, когда проверяем коэффициент сцепления колес с дорогой. Если на сухом покрытии при скорости 60 км/час средний остановочный путь автомобиля составляет 40 метров, то на скользком покрытии он увеличивается до 90 — 140 метров.

ДИСТАНЦИЯ И ИНТЕРВАЛ. При выборе безопасной дистанции и интервала нужно помнить, что сцепные свойства с дорогой на скользком покрытии почти вдвое уменьшаются, пропорционально увеличивается тормозной путь, и значит, нужно держать дистанцию до впереди идущего транспортного средства в полтора-два раза большую, чем обычно. Даже если ваш автомобиль переобут в зимнюю шипованную резину и оборудован всеми возможными электронными системами безопасности, впереди идущий старенький «Жигуленок» может просто развернуть на 360 град., а вот при столкновении виновным признают именно вас — это нарушение п. 12.3 ПДД (в случае возникновения опасности для движения … водитель должен немедленно принять меры для уменьшения скорости вплоть до остановки).
В городе особую опасность представляют накатанные отшлифованные ледяные участки перед светофорами и перекрестками. Вот две аварии в этой ситуации (фото с видеорегистратора): ул. Шинная и ул. Белостоцкого.

ТОРМОЖЕНИЕ. Распространенная ошибка начинающих водителей при торможении зимой — резкий удар по тормозам. Если автомобиль не оборудован АБС, колеса сразу блокируются, машина теряет управляемость и идет юзом. На скользкой дороге (если у вас нет АБС) необходимо применять прерывистое торможение — несколько раз нажимая и отпуская педаль тормоза, до полной остановки. Максимальная эффективность при торможении достигается при 10-15 % проскальзывании шин, причем независимо от покрытия. Используя прерывистое торможение, мы добиваемся похожего эффекта — именно так работает АБС.

ВЫХОД ИЗ ЗАНОСА — ЗАДНИЙ ПРИВОД. Ситуация следующая: при прямолинейном движении заднюю часть автомобиля начинает заносить в сторону, и машина как бы стремится развернуться поперек дороги. Действия — не тормозить, (а на механике — и не выжимать сцепление), плавно сбросить газ и так же плавно повернуть руль в сторону заноса. Сбросом газа мы уменьшаем тяговую силу на ведущих задних колесах, а расторможенные передние управляемые колеса возвращают нас на первоначальную траекторию движения. Здесь важно поворачивать руль не резко и не чрезмерно, иначе автомобиль развернет в противоположную сторону. Если это все же произошло, то выравнивать поворотом руля в сторону уже этого нового заноса, но еще плавнее и на меньший угол.

ВЫХОД ИЗ ЗАНОСА — ПЕРЕДНИЙ ПРИВОД. Ситуация та же: заносит заднюю часть машины, действия — поворачиваем руль в сторону заноса, но, в отличии от заднеприводных, газ не сбрасываем ни в коем случае, а немного добавляем — передние ведущие колеса как бы вытягивают автомобиль в том направлении, куда повернуты. Однако здесь есть один нюанс — важно слишком не перегазовать, иначе колеса сорвутся в пробуксовку, потеряют сцепление с дорогой и перестанут нас вытягивать. Наступит снос и поворот руля уже ничего не даст. Тогда надо немного сбросить газ до восстановления контакта с дорогой, а затем снова добавить.

ЗАСТРЯЛ АВТОМОБИЛЬ — МЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА. Если закопались — не газуйте на месте, зароетесь еще больше. Попытайтесь раскачать автомобиль взад-вперед. В большинстве случаев бывает достаточно просто немного подтолкнуть. Часто помогают прохожие или проезжающие мимо водители. Если не помогает, надо достать из багажника лопату (зимой возите всегда с собой) и немного подкопать. Откапывать нужно то колесо, которое забуксовало. Загляните под машину, не легла ли она на снег защитой, поддоном, балкой или рычагами. Если да — подкапывайте и под машиной. Затем за и перед ведущими колесами прочистите лопатой две небольшие колеи, по полметра в каждую сторону. Если есть возможность, подсыпьте туда песка или щебенки и затем враскачку, не газуя, выбирайтесь из снега.

ЗАСТРЯЛ АВТОМОБИЛЬ — АКПП. Здесь немного сложнее из-за некоторой «задумчивости» автомата — он недостаточно быстро для нашего случая переключает скорости с D на R и обратно. Раскачку делаем следующим образом: держим над тормозом ЛЕВУЮ НОГУ -> на D подаем автомобиль вперед -> в верхней мертвой точке, не отпуская газ, левой ногой фиксируем машину -> отпускаем газ -> включаем R -> отпускаем тормоз и добавляем газ, и так до задней вехней мертвой точки; там опять фиксируем левой ногой тормозом, затем опять вперед — зафиксировали, назад — зафиксировали, и так пока амплитуда раскачки не станут достаточно большой, чтобы выбраться. Тормоз держать обязательно левой ногой, иначе пока вы переставите правую с газа на тормоз, машина успеет скатиться вниз.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕМЕ «ВОЖДЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ ЗИМОЙ». Главная, и самая коварная особенность зимнего вождения — это часто меняющееся и непредсказуемое покрытие. Неизвестно, что нас ждет за очередным поворотом: лед, колея, глубокий снег или асфальт, покрытый тонкой невидимой ледяной коркой. Такой асфальт наиболее опасен, иногда его еще называют black ice — черный лед. Нужно научиться правильно оценивать и прогнозировать изменение состояния дороги. Если потеплело и тает снег, на дороге вода, а на завтра обещают заморозки — это не страшно. Вода на дороге не превратится в лед, а высохнет, испарится. А вот если при небольшом морозе идет дождик — это уже серъезно. В этом случае мы получаем чистейший гололед. Определяется очень просто — по тонкой ледяной корочке на лобовом стекле, по которой бесполезно скользят дворники. В таких погодных условиях даже очень опытному водителю лучше отменить намеченную поездку.

Дальше. В движении наблюдайте за тем, как автомобиль держится на разных покрытиях. К примеру, на загородных дорогах на укатанном снегу довольно неплохой коэффициент сцепления колес с дорогой, опасаться следует только отшлифованных участков у перекрестков, перед поворотами и на спусках. Зимой на трассе обычно есть колея, старайтесь держаться в ней, не уходя в сторону. Если все же приходится смещаться — старайтесь, чтобы все колеса (и левые, и правые) попали на однородное покрытие. Иначе может развернуть:

На зимнем покрытии направляйте колеса туда, где сцепление шин с дорогой будет максимальным. Это или менее скользкая колея, или островки снега на льду, или более шершавый лед — в общем все, за что колеса могут зацепиться. Чтобы постоянно знать об изменении покрытия, можно время от времени «прощупывать» дорогу короткими нажатиями на тормоз, и по поведению машины делать выводы. Если автомобиль «клюет носом», немного осаживается — сцепление с дорогой нормальное, а если не реагирует и слышно скольжение шин по покрытию — вы на льду. Если машина с АБС, то в этом случае «биение» педали тормоза вы почувствуете при немного меньшем, чем обычно, усилии нажатия.

На прямых участках дороги с обледенелым покрытием на большой скорости автомобиль может «поплыть». Причина тому — попадание на невидимые глазом неровности. Что делать : как и во всех таких случаях — не тормозить и резко не бросать газ. Скольжение надо остановить сразу — резко крутнуть рулем в сторону заноса и тут же вернуть обратно. Важно помнить, что при попадании на отрезок дороги с хорошим сцеплением колеса заранее должны быть повернуты в сторону направления движения. В противном случае автомобиль резко кинет в сторону и можно потерять над ним контроль.

По тяжелому и мокрому снегу машину направляйте по колее, проложенной проехавшими ранее автомобилями. На загородной трассе опасайтесь обочин — можно свалиться в покрытый снегом кювет. Образуется так называемая фиктивная обочина, расчищенная снегоочистительной машиной.

Самое главное, чему нужно научиться в зимнем вождении — уметь спрогнозировать любую ситуацию, просчитать ее на шаг вперед и всегда знать, какое в настоящий момент сцепление колес с дорогой.

об инструкторе

good-driver.dp.ua

Особенности вождения авто зимой — Автомобилистам

Наступила зима, и на улицах города отмечается резкий всплеск аварийности, в том числе и со смертельными исходами.

Ездить зимой и избегать аварий можно, однако для этого водителю нужно придерживаться элементарных правил безопасности, содержать свой автомобиль в исправном техсостоянии.

Но даже самые опытные водители время от времени допускают ошибки при управлении автомобилем, которые приводят к тому, что автомобиль буксует, «срывается» с траектории движения, а также его может занести или даже развернуть. Усложняет ситуацию критическое состояние автодорог: их чистят от снега и льда далеко не всегда и не везде, а в тех местах, где снегоуборочная техника все же прошла, на месте снегового покрытия обнажаются глубокие ямы.

Особенности вождения авто зимой

НАЧАЛО ДВИЖЕНИЯ. Прежде всего, сконцентрируйтесь: если под колесами лед, стоит отказаться от разговоров по мобильному даже при помощи «хендс-фри». После того как завели двигатель, стартуйте с места очень осторожно, работая педалями максимально плавно, а если под колесами чистый лед, слегка прикрытый снегом, есть смысл пробовать тронуться со второй передачи. Стандартная зимняя авария — автомобиль «повело» при трогании с места, в результате чего пострадала машина соседа.

СКОРОСТЬ. В плохих дорожных условиях скорость автомобиля должна быть, в первую очередь, безопасной — согласно ПДД, это такая скорость, при которой водитель в конкретных дорожных условиях способен избежать аварии при внезапно изменившейся ситуации. Причем не стоит путать ее с разрешенной — далеко не всегда на скорости 60 или 80 км/час можно вовремя остановиться перед внезапно выскочившем на дорогу пешеходом. Определить безопасную скорость несложно: перед выездом на дорогу общего пользования попробуйте экстренное торможение и оцените, насколько увеличился тормозной путь по сравнению с привычной реакцией автомобиля, а также то, на какой скорости и при каком усилии на педаль тормоза автомобиль сохраняет траекторию.

ДИСТАНЦИЯ И ИНТЕРВАЛ. Одно из главных правил, которое надо помнить на скользкой дороге, — необходимо всегда оставлять достаточное для маневра пространство и избегать резких маневров. Дело в том, что снег или лед почти вдвое уменьшают сцепные свойства с дорогой, соответственно, увеличивается тормозной путь, а значит, нужно держать дистанцию до впереди идущей машины в полтора-два раза большую привычной. Учтите, что даже если вы управляете суперсовременным автомобилем с шипованной резиной и множеством электронных систем безопасности, идущие впереди старенькие «Жигули» может внезапно развернуть на 360 градусов, а при столкновении виновным признают именно вас — за нарушение п. 12.3 ПДД (в случае возникновения опасности или препятствия водитель обязан уменьшить скорость вплоть до полной остановки).

ТОРМОЖЕНИЕ. Резкий удар по педали тормоза на скользкой дороге – одна из самых распространенных ошибок начинающих водителей. Дело в том, что если автомобиль не оснащен АБС, колеса блокируются и потерявшее управляемость авто в лучшем случае юзом пройдет еще 100—150 метров, в худшем — остановится о впереди идущий автомобиль. Но даже если скольжению воспрепятствует антиблокировочная система, нажатие на педаль тормоза с одновременным поворотом руля приведет к развороту авто на 180—360 градусов. Тормозить нужно короткими качками — сильно нажать на педаль и отпустить ее несколько раз, пока автомобиль не остановится полностью, а подтормаживать плавным и легким нажатием на педаль. Для повышения эффективности торможения используйте торможение двигателем, быстро переходя с повышенной на пониженную передачу (например, с 4-й на 2-ю и сразу на 1-ю).

Эффективная рулежка

Чтобы выйти «сухим» из аварийной ситуации, водитель должен грамотно воздействовать на рулевое колесо. Как ни странно это звучит, для этого он прежде всего должен выбрать правильную посадку. Сядьте в кресло, упритесь в спинку сиденья и положите вытянутые руки на руль — запястья должны лежать на ободе: такое положение даст возможность не запутаться при перехвате рулевого колеса и позволяет нормально работать с педалями и рычагом КПП. Опытный водитель держит рулевое колесо, не отталкиваясь от него, но при этом плотно прижавшись к спинке сиденья, что позволяет противостоять действию силы инерции. А неопытный — «висит» на руле, и если автомобиль не вписывается в поворот, то довернуть руль ему бывает довольно сложно, так как баранка используется им в качестве точки опоры.

Получить необходимые навыки правильной рулежки можно на тренажере в любой автошколе, либо самостоятельно, при помощи нехитрого упражнения: вывесить передние колеса (поднять авто на домкрате или платформе) и вращать руль от упора до упора на время. «Намотавшие» по дорогам свыше 30 тыс. км пять циклов «от упора до упора» выполняют за 15-16 секунд, а «спортсмены» — за 8-9 сек. Условный рефлекс приобретается за 2,5 часа изнурительного труда, срабатывая затем в аварийной ситуации.

Контраварийные приемы: контролируйте авто рулем и газом

Самая главная задача водителя при езде по скользкому покрытию — не допускать заноса, а если он и произошел, контролировать его и уверенно выравнивать траекторию. Для того чтобы автомобиль не потерял траекторию, нужно водить «плавно». Планируйте свои действия заранее, смотрите в оба и сбавляйте скорость в случае любого изменения рельефа дороги. Резко крутанул руль, вошел в поворот на слишком высокой скорости или переборщил с ускорением или торможением — потерю траектории может спровоцировать любая из перечисленных ошибок водителя.

Различают два основных вида заносов. Собственно занос (или избыточная поворачиваемость) возникает, когда передние колеса преодолевают расстояние короче желаемого, и задние колеса выносит в сторону. Это результат воздействия боковых сил, ослабляющих сцепление задних колес с дорогой. Снос (или недостаточная поворачиваемость) может возникнуть, если повернуть передние колеса на угол, слишком большой для движущего момента в данный момент времени. Тогда передние колеса продолжают скользить в исходном направлении, несмотря на поворот руля.

ЗАДНИЙ ПРИВОД. Например, при движении в прямолинейном направлении заднюю часть автомобиля начинает заносить влево, и он как бы пытается развернуться поперек дороги. В этом случае не следует резко тормозить, а надо не резко несколько уменьшить подачу топлива, снизить скорость и мягко и четко поворачивать рулевое колесо влево. Автомобиль под действием несколько уменьшенной тяговой силы на ведущих задних колесах и при расторможенных передних управляемых колесах вернется к первоначальному направлению движения.

При этом необходимо рулевым колесом выровнять траекторию, если предшествующий поворот рулевого колеса окажется чрезмерным. Если рулевое колесо повернуто слишком резко и чрезмерно, то автомобиль может занести в противоположную сторону. В этом случае занос предотвращается аналогичным приемом поворота рулевого колеса вправо и последующим выходом на прямолинейное движение.

ПЕРЕДНИЙ ПРИВОД. При заносе переднеприводного автомобиля водитель должен повернуть рулевое колесо так же, как на заднеприводном автомобиле, но ни в коем случае не уменьшая подачу топлива. Более того, необходимо поднажать на газ — в этом случае ведущие колеса будут вытягивать автомобиль в направлении движения. При этом нет необходимости в корректирующих действиях рулевым колесом.

Однако увеличение скорости в повороте и при входе в него может вызвать пробуксовку передних колес. Как только они потеряют сцепление с дорогой, то перестанут направлять автомобиль, и он, став неуправляемым, будет двигаться по более пологой, чем необходимо, кривой — наступает снос и увеличение угла поворота рулевого колеса в этой ситуации ничего не даст. Для восстановления сцепления колес с дорогой и возвращения автомобиля к движению в заданном ему направлении необходимо плавно уменьшить подачу топлива до восстановления сцепления ведущих колес с дорогой и после этого немного поднажать.

Отметим, что мы лишь описали теорию выхода из заноса (сноса). Для того чтобы применить ее на практике, нужны практические навыки, получить которые можно лишь на курсах контраварийного вождения, которые проводят на закрытых площадках и под руководством профессиональных инструкторов.

Если буксуют колеса

Одна из самых распространенных сезонных неприятностей, в которую попадают практически все без исключения водители (от владельцев малолитражек до владельцев джипов), — снежно-ледяной плен, когда автомобиль — «ни туда и ни сюда». В большинстве случаев достаточно попросить прохожих подтолкнуть автомобиль сзади, но если это не помогает, приходится доставать лопату и копать.

ЗАСТРЯЛИ ВЕДУЩИЕ КОЛЕСА. Откопать нужно то колесо, которое буксует. Причем смотрите — не легли ли его рычаги, привод на снег. Легли? Значит, нужно копать и под ними. Затем для обоих ведущих колес прокапываете колейки — впереди автомобиля и позади него — сантиметров по 50 в каждую сторону. Если есть возможность, в колеи лучше положить щебенку, насыпать песка или заложить их ветками. И затем, враскачку, не газуя, внатяг выбирайтесь на твердое место.

МАШИНА СЕЛА НА ДНИЩЕ. Загляните под машину — должен быть просвет. Нет? Копайте лопатой до тех пор, пока он не появится. Иногда есть смысл поддомкратить по очереди ведущие колеса и вымостить под ними описанные выше колейки. Но вот только для домкрата нужна опора, в качестве которой можно использовать диск запасного колеса. Подкопайте под нее место в снегу под домкратным гнездом, выстелите его подручными материалами (ветками, щебенкой) или ковриком из салона, сверху — запаску. Ставьте на нее домкрат, поднимайте колесо и очищайте под днищем до твердой почвы.

Движение по трассе

Оказавшись на скользкой или заснеженной дороге, нужно забыть о быстрой езде и лучше всего держаться среднего или правого ряда. Помните о том, что если на сухой дороге при скорости 60 км/ч тормозной путь автомобиля равен 40-45 м, то на скользкой он возрастает до 90-140 м. Также учтите состояние дороги: ширину проезжей части, наличие крутых подъемов, спусков, поворотов, интенсивности движения автомобилей, времени суток, освещенности, обзорности, технического состояния автомобиля, наконец, собственного самочувствия. Учтите, что после длительного движения на высокой скорости происходит привыкание: после езды со скоростью 100 км/ч снижение до 50 км/ч вызывает впечатление чуть ли не остановки автомобиля. Однако субъективное впечатление обманчиво — ориентируйтесь по приборам.
Будьте осторожны при встречном разъезде: часто водители испытывают ощущение недостаточной ширины дороги и, чтобы избежать кажущегося столкновения, в момент разъезда пытаются резко сманеврировать рулем, что может привести к аварии. Также учтите, что восприятие дороги в перспективе может быть искаженным: пологие подъемы, начинающиеся вслед за длинными спусками, кажутся крутыми, а плавные повороты издалека выглядят, как крутые изломы.

Владислав Бовсуновский

Поделиться

zolotou.com

ГИБДД напоминает водителям об особенностях вождения в зимний период

Тульская Госавтоинспекция напоминает, что с наступлением зимнего периода водители начинают сталкиваться с тяжелыми дорожными условиями, которые стремительно могут меняться за короткие промежутки времени. Резкие перепады температуры, осадки в виде снега, а также сильный ветер могут изменить дорогу до неузнаваемости. Даже хорошо знакомая автодорога может измениться в короткий срок и преподнести вам неприятные сюрпризы. Так что владельцам транспортных средств нужно быть особенно внимательными и осторожными на дороге.

Важную роль в эксплуатации транспортного средства в зимний период играет использование зимней колесной резины. Летние покрышки не предназначены для эксплуатации на автомобиле в зимнее время, поскольку резиновый состав летних шин теряет свои свойства при отрицательных температурах, что влияет на способность покрышки держать сцепление с дорогой. Кроме того, зимние шины имеют иной протектор, который предназначен для снега, льда и воды.

В соответствии с техническим регламентом таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» определен зимний период, когда должна быть установлена зимняя колесная резина — декабрь, январь, февраль. Уважаемые автолюбители, не ждите 1 декабря. Так как даже при температуре менее 7 градусов тепла, летняя резина начинает терять свои свойства и затвердевает, что влечет за собой повышение аварийной опасности.

Помните, что летние шины на заснеженной или обледенелой дороге не смогут обеспечить максимального сцепления с дорогой. Также помните, что тормозной путь летней резины в зимнее время в несколько раз больше, чем у автомобиля с зимними покрышками. В итоге, эксплуатация автомобиля в зимний период на летних шинах, подвергает не только вас, но и других участников дорожного движения опасности.

Вождение автомобиля в зимних условиях также требует высокой концентрации и внимания, обязывая водителя выполнять определенные действия за рулем и соблюдать ряд условий при эксплуатации машины. 

Прежде чем отправиться в дорогу вы должны удалить с кузова машины весь снег. Таким образом, вы предотвратите попадание снега и льда во время движения по дороге на другие автомобили. В противном случае вы не только рискуете повредить транспортные средства других участников дорожного движения, но можете ограничить видимость водителям, которые движутся позади вас.

Никогда не выезжайте на дороги общего пользования, если стекла автомобиля покрыты снегом или льдом. Помните, что перед тем как тронуться с места, все стекла транспортного средства должны быть очищены от снега и наледи. Движение с загрязненными стеклами и боковыми зеркалами заднего вида очень опасно. Также, прежде чем отправиться в путь, убедитесь, что вся оптика автомобиля не загрязнена снегом, зимней грязью и льдом. Это может привести к ДТП.

Манера вождения у водителей так же должна соответствовать дорожным и погодным условиям. В зимний период особенно опасно совершать резкие маневры, которые могут привести к потере контроля над транспортным средством.

Подъезжая к пешеходным переходам необходимо заблаговременно сбросить скорость, во избежание экстренного торможения, в зимний период тормозной путь значительно увеличивается, что, в случае появления пешехода на проезжей части, может не позволить автомобилю вовремя остановиться.

Пешеходам, так же стоит быть осторожнее и осмотрительнее, пересекая проезжую часть. Прежде чем продолжить движение необходимо убедиться в собственной безопасности, что все автомобили остановились и пропускают вас, и только после этого начинать движение. Если вы резко появитесь на проезжей части, даже если водитель успеет вовремя среагировать, погодные условия могут не позволить транспортному средству вовремя остановиться.

Так же, Тульская Госавтоинспекция напоминает, что согласно пункту 4.1 Правил дорожного движения, люди, находящиеся ночью на проезжей части дороги вне заселенной местности, должны иметь световозвращающие приспособления.

В зимний период это особенно актуально. В сумерках или в темноте пешехода на дороге почти не видно. Благодаря световозвращающим элементам пешеходы в условиях плохой или недостаточной видимости обеспечены безопасностью на дороге. Яркое световое пятно, создаваемое световозвращателем, привлечет внимание водителя и позволит ему вовремя заметить пешехода. Человек, имеющий при себе такой элемент, виден на расстоянии втрое превышающем способность водителя заметить его без отражателя (130-400м).

Сотрудники тульской Госавтоинспекции рекомендуют родителям контролировать ношение ребенком световозвращающих элементов независимо от времени суток и времени года, особенно в непогоду. Вместе с этим дети-пешеходы должны знать и соблюдать правила безопасного поведения на дороге.

Уважаемые пешеходы, помните, что ваша безопасность в ваших руках! Используйте световозвращающие элементы на одежде во время передвижении по проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости. Кроме того уделите особое внимание юным участникам дорожного движения. Проконтролируйте, чтобы на ваших детях всегда были элементы со световозвращающим покрытием.

71.xn--b1aew.xn--p1ai

Правила зимнего вождения. — DRIVE2

Продолжаем познавательную страничку.

помни!

Зимнее вождение радикально отличается от летнего!

И это вполне естественно – скользкая дорога, снежные заносы и прочие «прелести» зимнего времени накладывают на водителя целый ряд ограничений и диктуют свои условия. Конечно, для опытных водителей зимнее время года не становится серьезным испытаниям, а вот новичкам за рулем приходится несладко.

Поэтому, чтобы не попасть в дорожно-транспортное происшествие, нелишним будет запомнить несколько очень важных правил зимней езды. Эти правила могут на первый взгляд показаться непростыми, но очень быстро они станут привычными и навыки вождения зимой будут у вас отточены до автоматизма.

Подготовка машины к зиме.

Народная мудрость гласит о том, что сани нужно готовить летом. То же самое касается и машины – если вы хотите обезопасить себя от неприятных происшествий зимой, заранее подготовьте машину должным образом:

• Зимняя резина.

Ни в коем случае не надейтесь на авось и «переобуйте» свою машину в зимнюю резину. Многие водители предпочитают использовать так называемую всесезонную, однако, справедливости ради, следует заметить, что сцепление с дорогой в данном случае будет не таким качественным, как в случае с зимней резиной. Поэтому не стоит пытаться сэкономить таким образом.

Ведь экономия в данном случае будет на безопасности, а значит – на здоровье, а порой и жизни, причем не только ваших. Кстати – не забудьте о запасном колеса: на нем также должна быть зимняя резина!

• Автомобильные узлы.

В обязательном порядке проверьте и при необходимости замените все без исключения эксплуатационные жидкости – гидроусилитель руля, трансмиссия, подвески, тормозная жидкость и моторное масло. Эта простая мера может в морозы сослужить вам очень хорошую службу. Кроме того, не лишним будет проверить все резиновые детали: сайлентблоки, шаровые опоры, наконечники рулевой тяги и прочие.

• Незамерзайка.

Обязательно возите с собой хотя бы один литр незамерзайки, независимо от того, когда вы заправляли бак. Возможно, эта мера покажется излишней, но она не раз выручала в зимнее время водителей.

Особенности манеры вождения

Помните о том, что зимняя дорога очень коварна и никогда не предугадаешь, какие сюрпризы могут вас поджидать буквально через 50 метров – могут быть снежные заносы, обледенение и прочие неприятности. Поэтому ни в коем случае не превышайте допустимую скорость! Причем это касается не только начинающих водителей, но и асов. Впрочем, опытные люди прекрасно это знают и не станут лихачить на зимней дороге.

• Перестроение.

В зимнее время необходимо постараться как можно реже перестраиваться из ряда в ряд – это в значительной степени повышает риск ДТП. Нужно повернуть налево? Значит, занимайте левый ряд изначально и не «прыгайте» туда-сюда. Дорога скользкая, вы не можете быть уверены в опыте водителей соседних автомобилей – так к чему рисковать, пытаясь сэкономить пару-тройку минут? Если вы все-таки попадете в ДТП, сотрудников ГАИ придется ждать гораздо дольше.

• Торможение.

Наверное, наибольшее внимание в зимнее время стоит обратить на то, как вы тормозите – от этого во многом зависит ваша безопасность. Если машина оснащена системой ABS, торможение должно быть плавным – в противном случае возникает риск блокировки колес. Если же это все же произошло, либо же если ABS отсутствует, тормозить лучше всего прерывисто, не выключая передачи – чтобы колеса не проскальзывали.

• Заносы.

Одна из самых распространенных опасностей, подстерегающих водителей зимой – это заносы. Причем от них не застрахован никто, но риск можно свести к минимуму. Во-первых, старайтесь не ездить по гравию – зимой, покрытый коркой льда, он особенно коварен. И если избежать подобной дороги не получается, то хотя бы максимально снижайте скорость.

Во-вторых, не забывайте про повороты – большинство заносов происходит из-за неправильных действий водителя. А ведь, чтобы этого избежать, достаточно просто сбросить скорость перед поворотом.

Но если же машина все же попала в занос, из него нужно выйти правильно, без неприятных последствий. Бытует мнение, что нужно как можно быстрее сбросить газ, однако это – глубочайшее заблуждение. Если в занос вошла машина переднеприводная, газу стоит прибавить – но без фанатизма. А вот если машина заднеприводная – тут, действительно, газ нужно сбрасывать, одновременно повернув руль именно в сторону заноса.

«Подводные камни»

Зима готовит много сюрпризов, поэтому нужно быть готовыми ко всему. Поэтому стоит обратить внимание на следующие аспекты:

• Сугроб.

Это только дети радостно визжат, падая в сугроб. А вот автомобилист, попавший в снежный плен, вряд ли будет радоваться – выбраться из него не так-то просто, как может показаться на первый взгляд. Знаете, чего не стоит делать ни при каких обстоятельствах? Буксовать! В этом случае единственное, чего вы добьетесь – еще глубже закопаете машину в снег. Поэтому постарайтесь либо раскопать снег, либо обратиться к кому-то за помощью – таким образом вы сэкономите массу времени и сил.

• Зерк

www.drive2.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о