что это такое и в чем ее отличие от других
Главное предназначение любой коробки передач – обеспечение необходимого диапазона изменения крутящего момента при различных режимах движения автомобиля. Одной из видов АКПП с функцией ручного режима переключения передач является Типтроник. В статье разберем, что такое Типтроник, чем она отличается от обычного автомата, определим ее основные плюсы и минусы. Не оставим без внимания и устройство, а также принцип работы Tiptronic.
Типтроник и ее основная функция
Селектор TiptronicТермин «Типтроник» имеет двойственное значение. С одной стороны, это название торгового бренда, зарегистрированного в 1989 году и принадлежащего производителю спортивных автомобилей Porshe. С другой – это коробка автомат, сочетающая функции автоматической КПП с ручным управлением.
Изначально система Типтроник была создана для автоспорта с целью обеспечения быстрого переключения передач за счет того, что селектор управления имеет минимальный ход.
Заблуждением является мнение, что понятие «Типтроник» обозначает отдельную конструкцию АКПП, включающую функцию ручного переключения передач. Типтроник является только функцией автомата, которая предназначена для контроля динамики автомобиля в различных режимах работы двигателя. Для классической автоматической трансмиссии это недоступно.
С начала 2000-х годов в автомобильной промышленности коробка Tiptronic стала получать широкое распространение.
Первый “Типтроник” в разрезеСегодня этот термин стал нарицательным в связи с использованием АКПП с типтроником в автомобилях многих производителей. В настоящее время под этой коробкой может подразумеваться любая КПП с возможностью имитации ручного управления. С другой стороны, не каждая коробка автомат с возможностью ручного переключения передач копирует разработку Porsche и подпадает под условия товарного знака Tiptronic.
Сегодня АКПП с функцией Типтроник используется в следующих автомобилях:
1. Концерн Volkswagen:
- Audi;
- VW;
- Skoda;
- Seat;
- Porshe.
2. BMW – здесь данная функция носит несколько иное название – Стептроник.
Такая же функция ручного переключения используется в роботизированных КПП DSG и S-Tronic, а также в вариаторе Multitronic.
Схема АКПП Tiptronic от ZFУстройство и принцип работы Типтроник
Устройство Tiptronic практически ничем не отличается от устройства классической АКПП. Да и движение в автомобиле с типтроником идентично движению машины, в которой установлен обычный автомат. Разница лишь в том, что коробка Типтроник позволяет водителю при необходимости быстро перевести селектор управления в ручной режим работы.
Работает система Типтроник при помощи переключателей в селекторе КПП и переключателей (при наличии) на рулевом колесе.
Селектор КПП может быть оснащен переключателями в количестве от одного до трех: один – для включения режима, второй и третий – для переключения на пониженную и повышенную передачи. Сигналы от переключателей передаются в электронный блок управления трансмиссией, который запускает алгоритм программы и обеспечивает переключение скоростей.
Особенность алгоритма смены передач в коробке Tiptronic следующая: при повышении передач селектор занимает переднее не фиксируемое положение, при понижении– селектор переходит в заднее не фиксируемое положение. Этот алгоритм отличается от общепринятого переключения скоростей, когда селектор толкается назад для повышения передачи и вперед для ее понижения.
Схема переключения передачКоробка Типтроник работает в двух режимах: полного автомата и ручного управления. В ручном режиме водитель не просто ограничивает АКПП использованием некоторого диапазона передач (например, не выше третьей), а самостоятельно решает, какая конкретная передача должна быть включена.
Автоматический режим имеет те же позиции – D, N, R, P, но сбоку есть специальный вырез под ручной режим. Когда селектор при переключении скоростей перемещается в этот паз, осуществляется ручное управление работой КПП. Регулировать передачу можно перемещением рычага в положение «+» или «-».
Выключается Tiptronic обратным перемещением селектора передач в положение D. На некоторых моделях автомобилей переключение выполняется с помощью подрулевых переключателей (лепестков). Установленная передача отображается на панели приборов.
При нажатии на подрулевые переключатели система управления переводит коробку в ручной режим, минуя переключение рычага селектора. Если подрулевые лепестки не используются водителем, то система управления сама переводит коробку в автоматический режим работы.
Плюсы и минусы АКПП Типтроник
По сути, коробка Tiptronic – это автоматическая коробка передач с функцией ручного управления. Но это не обычная АКПП, это все же принципиально новая коробка, которая, например, в отличие от автомата может тормозить двигателем.
Tiptronic эффективен в любых условиях. Например, можно быстро перейти на понижающую передачу и повысить тем самым динамику автомобиля. АКПП себе такое позволить не может. Помимо этого, в неблагоприятных дорожных условиях можно заранее выбрать пониженную передачу, а значит, чувствовать себя более уверенно на дороге.
Как пользоваться типтроником на автомате: АКПП типтроник
Многие новички автолюбители не знают, как пользоваться типтроником на коробке автомат. А новые автомобили на автоматической коробке передач почти все оснащены типтроником. Впервые такую функцию в обычные автоматы добавил автомобильный концерн Порше. Это произошло в 1990 году. За ним стали использовать дополнительную опцию производители автомашин компаний БМВ, Мерседес-Бенц, Ауди.
На момент первых автоматов АКПП имел 4 передачи, но со временем количество скоростей увеличилось, благодаря современным разработкам.
Что такое типтроник
Автолюбители часто путают типтроник, называя его отдельной коробкой передач, устанавливающейся на транспортные средства. Такое определение неправильное. Эксперты утверждают, что «Tiptronic» — это дополнительная функция на некоторых автоматах для ручного управления машиной.
КПП с типтроником имеет следующую конструкцию:
- гидромеханическая часть, безвальная;
- 4-ступенчатый планетарный ряд;
- электронный блок управления, который дает команды коробке.
Типтроник устанавливается на следующих АКПП:
- роботизированная;
- вариаторная (DSG).
Внимание! Впервые функцией типтроник производители дополняли автомашины со спортивным режимом для быстрого переключения передач.
Для этой опции была изготовлен специальный тип коробки автомат. Классический вид АКПП нельзя дополнить типтроник. А все селекторы, оснащенные дополнительной опцией ручного управления, имеют режимы, обозначающиеся как «+» и «-». Эти иконки обозначают повышенную и пониженную передачи селектора.
Режимы типтроник входят в отдельный блок на автомате, который расположен справа от основных режимов или на рулевом колесе.
Принцип работы типтроник
Принцип работы режима типтроник следующий:
- Водитель переводит кулису селектора в ручной режим или типтроник. Нажимает на кнопку разблокировки. Она защищает передвижение рычага в автоматический режим без ее отключения.
- Выбирает повышенную. Крутящий момент увеличивается постепенно, как на МКПП. При этом все числа передач строго зафиксированы в ЭБУ автомата. Коробка не сможет переключиться сразу со второй на третью, как на АКПП. Затем водитель переводит авто на пониженную передачу посредством рычага выбора диапозона в отделе типтроник.
- Все переключения типтроник происходят условно по команде водителя. Если у авто выбор пониженной и повышенной передачи можно проводить с помощью подрулевых лепестков, то нужно перевести рычаг селектора в управление посредством ручного режима. А переключать скорости на типтронике уже можно лепестками.
Внимание! По утверждениям производителей, автомат с типтроник обладает щадящим режимом к двигателю.
В коробках с типтроник заложена жесткая связь между колесами и АКПП. Без нее невозможно наличие данного режима. Планетарные шестерни дополнительно усилены. Все это делается с помощью функционирования последовательно соединенных планетарных шестерен. Они помогают увеличивать крутящий момент и с легкостью переносить высокие нагрузки.
Электрический тюнинг, благодаря которому производители обновили обычный автомат, программного обеспечения позволяет электронному блоку управления проводить целый алгоритм программ переключения передач. А также, если компьютер посчитает, что переключение скоростей в данный момент не самый удачный выбор, то команда будет проигнорирована.
Плюсы и минусы типтроника
У типтроника есть преимущества и свои недостатки, как и у любой коробки. Например, к плюсам такого автомата относятся:
- динамичное развитие скорости. Водитель может переключиться на пониженную передачу, чтобы увеличить разгон;
- в ручном режиме типтроник управление машиной напоминается езду с механической коробкой. Это позволяет лучше маневрировать среди транспорта в городе и улучшает устойчивость на скользких дорогах;
- неровные участки машина с типтроником проходит быстрее, чем на автомате. Благодаря задержке на пониженной передаче, она лучше сглатывает неровности дороги;
- экономичный расход горючего;
- защита от переключения скорости в самый опасный момент. ЭБУ не позволит переключиться в положение парковки при движении вперед или назад. Автомашина на АКПП типтроник просто встанет, как вкопанная.
Есть и отрицательные стороны у этой коробки передач. Они заключаются в:
- большом размере автомата;
- переключении передач с задержкой, как бы это происходило на механике.
Концерн БМВ использует аналогичную функцию в своих АКПП под названием Стептроник. Преимущества и недостатки этих модификаций практически идентичны с АКПП типтроник.
Как пользоваться типтроником на автоматической коробке передач
Пользоваться ручным управлением на автомате, роботизированной коробке или DSG, где установлена эта функция проще простого.
- Переключить ручку селектора АКПП типтроник в область для ручного режима. Это Т-образная выемка на селекторе.
- Передвигать кулису АКПП до значения «плюс» (повышенная) или «минус» (пониженная) в зависимости от ситуации на дороге.
- Менять передачи можно, используя лепестки под рулем, если они заложены в модификацию транспортного средства.
- Если нет желания пользоваться ручным режимом АКПП, то можно перевести кулису обратно в положение «D».
Однако и у АКПП с типтроник случаются поломки, которые необходимо вовремя ремонтировать, чтобы избежать покупки нового агрегата.
Поломки и ремонт
Самыми распространенными поломками типтроника являются:
- появление вибрации при езде в режиме «движение вперед» или «движение назад». Это обусловлено выходом из строя гидротрансформатора. Ремонт осуществляется путем полного разбора АКПП и помещения ГДТ на специальный стенд для последующего разрезания напополам. Только таким образом можно будет определить проблему и вылечить коробку от вибрации;
- паузы при переключении дольше, чем обычно. А обороты в это время нарастают. Тут придется заменить фрикционы и почистить гидроплиту или заменить ее на новую;
- встает в «аварийный режим». Такое происходит из-за механических или программных ошибок в АКПП. Обычно на мониторе прибора панели высвечивается следующая комбинация символов: «Check-Engine»;
- масляные пятна на поддоне, подтекает пробка. Эта обычная проблема тех автолюбителей, кто любит экономить. Вместе с смазывающим средством и фильтром АКПП рекомендуется заменять все уплотнители для поддона и пробок слива и залива. Так как они со временем дубеют и герметичность теряется;
- появление шумов. Выход из строя подшипников и дифференциала. Эти элементы подлежат замене.
Перечисленные выше поломки являются самыми частыми болезнями у АКПП данного вида. Чтобы не допускать их необходимо ежегодно появляться в сервис-центре для проведения технического осмотра и профилактики.
Обслуживание АКПП с типтроником
Самым главным в обслуживании является замена смазывающей жидкости в автомате с типтроником. Для коробки определенной компании-производителя используется родное масло. Кроме оригинала можно заливать аналоги в коробку автомат. Но последние должны соответствовать стандарту оригинала.
Какое масло используют для заливки в Типтроник
Если же автовладелец не может найти мануал по эксплуатации коробки передач, то он может узнать у опытных механиков сервис-центра. А также есть возможность обратиться в дилерский центр. Там подскажут какое масло понадобится для замены отработанной жидкости в АКПП с типтроником.
Если нет оригинала, то рекомендуется приобретать аналоги по вязкости, не уступающие маслу от производителя. А также все технические параметры должны совпадать.
Через сколько меняют масло
Эксперты советуют полностью менять масло в АКПП с типтроником при эксплуатации в экстремальных условиях через 60 тысяч километров, а частичную замену делать через 30 тысяч км пробега. К тяжелым условиям для автоматической коробки передач относятся:
- холодные или жаркие времена года с экстремально низкой или высокой температурой;
- простои в пробках до двух трех часов в день;
- движение по грунтовым и проселочным дорогам;
- буксировка других автомобилей или груза.
Особенно важно следить за маслом во время буксировке и не допускать перегрева. После длительного буксирования тяжелого груза, эксперты советуют сделать полную замену смазывающего средства.
Заключение
АКПП типтроник – это современный тип коробки передач, который облегчает вождение на дорогах автолюбителю. Благодаря ей, он может совместить комфорт вождения и повышенный контроль от автомата за счет «умного» электронного блока управления.
Единственное, что может смущать начинающих автолюбителей – это цена АКПП и стоимость ремонта. Хотя с учетом тех удобств, которые дает АКПП с типтроником, плата за него становится обоснованной.
Типтроник: что это такое, плюсы и минусы, отличие от АКПП
Типтроник – это термин, который применяется в сфере автомобильного строительства для обозначения коробки передач. Она отличается своими конструкторскими особенностями. В частности, данное устройство сочетает в себе функции АКПП и МКПП.
Следует подробно разобраться в том, что такое типтроник, чем он хорош, определить особенности его работы.
В автомобиле, где имеется автоматическая КПП, переключение скоростей не требует участия водителя. Иначе дело обстоит с tiptronic. АКПП Типтроник, отличающаяся своей конструкцией, позволяет повысить динамику транспортного средства. Данная система на некоторых автомобилях может иметь название Steptronic, Multitronic.
Как пользоваться типтроником? В салоне авто, где установлен данный вариант, переключение скоростей происходит с помощью рычага. Имеются позиции «D», «N», «R», «P». Благодаря типтронику автомобилист самостоятельно выбирает нужную скорость. Если РВД установлен в положение «D», то для повышения передачи перемещение рычага происходит в сторону «+», для понижения «-». В дополнении к этому, бортовой компьютер осуществляет контроль за переключением скоростей. На установленном дисплее управления водитель видит текущую передачу. Выключение Tiptronic происходит путем перемещения рычага в положение «D».
Ручное переключение скоростей дает возможность держать под контролем динамику хода. Благодаря наличию бортового компьютера снижается риск повреждения КПП или силовой установки неосторожными переключениями. По ресурсу работы Tiptronic не уступает классическому «автомату».
Характеристики АКПП и Tiptronic
Что выбрать Типтроник или автомат? Автомобили с «автоматом» хорошо распространены. Коробка автомат не имеет необходимости в переключении скоростей вручную. Типтроник – это не оригинальная КПП, так как является дополнением АКПП, значит, водителю предоставляется больше возможностей при управлении автомобилем.
На вопрос: чем отличается tiptronic от автомата, можно сделать вывод, что АКПП – это коробка передач, которая самостоятельно переключает скорости. Типтроник является ее модификацией, который имеет такую возможность, как ручное управление передачами. Отличие отмечается только с технологической стороны.
Следует выявить плюсы и минусы Типтроника.
Преимущества автоматической КПП с Tiptronic:
- удобство в эксплуатации авто, из-за чего многие водители новички отдают данной КПП предпочтение,
- полный контроль над управлением трансмиссией, когда маневрирование происходит по пересеченной местности,
- устройство гарантирует отличную динамику хода,
- повышенная функциональность,
- этот тип позволяет экономить на расходе горючего,
- машина достаточно быстро набирает скорость.
Недостатки устройства:
- большие габариты КПП,
- переключение скоростей происходит с задержкой (может превышать 0,5 сек.).
Однако, несмотря на это, преимуществ у автомата Типтроник в несколько раз больше.
Если возникают затруднения в том, что лучше МКПП и АКПП, можно сделать выбор в пользу версии Типтроник. Изначально он применялся на Porshe спортивного типа, выигрышно отличался от уже существующих видов КП. В последствие такой вариант стали использовать на многих современных популярных иномарках (Volkswagen, Audi). Все модели автомобилей, поддерживающие режим Tiptronic, характеризуются продуктивностью работы.
Таким образом, коробка передач Типтроник – это сочетание функциональных особенностей «механики» и «автомата». В частности, автомобилист, совершая передвижение, использует АКПП, при этом сохраняются функциональные возможности МКПП. Эксперты, рассуждая о плюсах и минусах, пришли к выводу, что положительных сторон у Tiptronic больше. С данной коробкой совершение маневров на дорожных участках, отличающихся сложностью, происходит легко. Наличие ручного режима в автоматических коробках позволяет эффективнее осуществлять передвижение по холмистой местности или, когда автомобиль поднимается в гору.
Загрузка…как пользоваться и менять масло, плюсы и минусы, отзывы
Что такое Типтроник
Типтроник – АКПП (автоматическая коробка передач автомобиля), которая дарит возможность ручного переключения, когда это нужно. Механизм был создан и запатентован концерном Porsche, как вариация «спортивного» режима: изначально исключительно для трансмиссии спортивных авто он и был изобретен. По сравнению со стандартной механикой, типтроник был проще в освоении и удобнее в эксплуатации.
Первоначально типтроник создавался для 4-ступенчатой АКПП, современные наработки позволили устанавливать его на 8-ступенчатых автоматах, например в Porsche Panamera с полным и задним приводом. Естественно, типтроник не остался уникальным – на рынок со временем пришли его вариации, а само слово «Типтроник» стало нарицательным.
Параллельно с Porsche, разработкой подобной АКПП занималась компания Chrysler (США). Свое детище они назвали Ultradrive. Со временем от идеи отказались: рассчитывавший на массовый рынок Chrysler, не смог финансово позволить себе полномасштабное производство такой КПП (коробка передач автомобиля). На данный момент доработанная версия Ultradrive, названная Autostick, занимает в рядах разработок Chrysler свое почетное место.
Идеи типтроника воплотились в ряде аналогов от других производителей: применение подобных автоматических КПП можно обнаружить у Audi, Volkswagen, BMW, Honda. Разработка велась под левый руль, что не помешало выпускать и праворульные автомобили с типтроником, например, Mitsubishi для японского рынка.
Особенности функционирования Типтроника
Несмотря на возможность ручного управления, коробка передач по-прежнему оставалась автоматической, что выражается в полном контроле переключения передач бортовым компьютером. Таким образом, предотвращается слишком высокая нагрузка на мотор, например, при подъеме вверх.
В более современных моделях авто бортовой компьютер использует информацию, полученную в ходе поездок. ЭБУ (электронный блок управления) способен самостоятельно оценить манеру управления, и повлиять на контроль коробки передач. На основе полученных данных, компьютер может предотвращать как аварийные ситуации, так и проблемы с механизмами под капотом – та или иная передача не включается, если она не соответствует повадкам водителя, замеченными ЭБУ. Это позволит водителю эксплуатировать КПП типтроник с максимальным комфортом.
Использование коробки Типтроник
Данная коробка передач – идеальный вариант для опытного водителя, который ценит АКПП за простоту и надежность, а механику – за широту возможностей. Правильное использование типтроника позволит не только лихо кататься:
- наличие дополнительных режимов позволит стартовать на снегу, не увязнув в каше из воды, земли и грязи;
- на обгоне типтроник зарекомендовал себя исключительно с положительной стороны, обладая отличной динамичностью, не будет подергиваться или «проваливаться»;
- при необходимости проехать на участке с плохой или отсутствующей дорогой, АКПП этого типа также отлично подойдет.
Типтроник в свое время стал воплощением сочетания автомата с механикой. Основное его отличие от обычной АКПП – дополнительная возможность самостоятельно переключать передачи. В остальном он остается автоматом, просто немного доработанным.
Устройство и принцип работы Типтроника
Многие считают, что любая коробка, сочетающая автоматное и механическое управление по умолчания является типтроником, но это не так. Разницу между ними покажут составляющие данной АКПП. Устройство автомата под этим именем имеет такие черты:
- гидравлическая АКПП;
- безвальный тип;
- на планетарных редукторах;
- гидротрансформатор, блокирующий каждую передачу;
- обязательный ЭБУ.
Принцип работы типтроника вызывает у некоторых удивление и непонимание, хотя он предельно прост. Переход с автомата на «механику» в типтронике осуществляется самим рычагом. Стандартный диапазон P-R-N-D (парковка, задний ход, нейтральный режим, движение соответственно) получил специальное дополнение: отсек в виде повернутой на 90 градусов буквы Т, с отметками «плюс» и «минус». Движение рычага вперед повышало передачу, а назад — снижало. Переключение последовательное: перепрыгнуть со второй на четвертую невозможно. Со временем появился более комфортный вариант: смена режима происходила благодаря «лепесткам» установленным либо под рулем, либо прямо на нем. Кроме того, рычаг селектора оснащен специальной кнопкой: переключаться с P на R, а также с N на R и P можно только при ее нажатии.
Чтобы переключиться обратно к автоматическому режиму, необходимо вернуть рычаг управления в положение D .С лепестками сбрасывание происходит автоматически – когда система замечает, что ручная КПП не использовалась некоторое время.
Плюсы и минусы Типтроника
Коробка переключения передач типтроник имеет свои хорошие и плохие стороны. К плюсам можно отнести:
- Возможность перехода к ручному управлению трансмиссией. Некоторые ситуации на дороге требуют именно управления руками, например, при торможении двигателем.
- При переключении передач машину не будет дергать, все происходит мягко и плавно.
- Особая защита, предотвращающая повреждение двигателя. Ручная коробка передач такого не имеет.
- Даже в «ручном» режиме бортовой компьютер продолжает контролировать коробку передач – это дополнительно предотвращает от внезапных переключений. Если такое случится, электроника просто проигнорирует заданную случайно команду.
- Сниженный расход топлива. По сравнению со стандартной автоматической коробкой, типтроник помогает экономить на заправке, хоть и не так сильно, как при МКПП (механическая коробка передач).
- Сам по себе типтроник весьма прочен, что обеспечивает долгосрочное надежное использование.
- Режимы эксплуатации. Современные автомобили благодаря этой АКПП обладают несколькими режимами – спортивным, зимним. В зависимости от условий, водитель получает возможность подобрать оптимальный вариант, чтобы повысить комфорт управления и езды.
- Комфорт и простота управления. Некоторые модели авто оснащены лепестками, расположенными под рулевым колесом или на нем, что значительно повышает комфортабельность вождения.
В целом, типтроник предлагает отличный вариант совмещения ручного и автоматического управления. Для новичков это позволяет улучшить свои навыки, для опытных водителей – возможность качественно и комфортно управлять машиной. В то же время, медаль типтроника имеет и обратную сторону, которая выражается рядом негативных моментов, например:
- Большой размер. Коробка передач типтроник из-за внушительных, по сравнению со стандартной АКПП, размеров прибавляет вес автомобилю в целом.
- Задержка при ручном переключении скоростей. Это трудно назвать недостатком, но для некоторых является проблемой. Задержка может составить от 0,1 до 0,7 секунды.
- Дорогостоящее производство. Стоимость изготовления КПП типтроник довольно высока, что сказывается на цене автомобиля, оснащенного данной коробкой. Соответственно, заменить детали или отремонтировать КПП будет очень недешево.
- Сложно осваивать. Многие не сразу понимают, как правильно пользоваться типтроником.
О типтронике также существует ряд негативных отзывов. Для некоторых возможность ручного управления кажется лишней. Якобы, в городе, особенно маленьком, необходимость механической КПП стремится к нулю, достаточно стандартного «автомата».
Поломки и ремонт
Ничто не идеально и коробка передач типтроник не является исключением. Устройство данной КПП немногим отличается от стандартной АКПП. Типтроник нуждается в правильной эксплуатации и должном уходе. Порой даже корректное использование не способно уберечь коробку от проблем. Самые распространенные неполадки типтроника таковы:
- Сбой в работе электронного блока управления;
- Проблемы с маслом;
- Механические поломки, износ деталей (например, сальника, масляного насоса).
С большинством данных проблем помогают справиться сотрудники автосервиса.
Самостоятельный ремонт не рекомендуется – даже заливать масло в типтронике порой бывает не так просто, что уже говорить о замене деталей. В лучшем случае, попытка отремонтировать коробку не увенчается успехом, в худшем – приведет авто в нерабочее состояние.
Отличия АКПП Типтроник от вариатора
Автоматическая коробка передач возникла, когда появилась необходимость увеличить комфорт от управления автомобилем в городских условиях. Владелец может не отвлекаться – за него все сделает компьютер. В этом же был и своеобразный минус, поскольку ряд ситуаций требовал ручной смены передач, и в целом, для некоторых автомат – скорее ограничение, чем помощник.
Вариатор – еще одна версия автомата. Разница между типтроником и вариатором при этом огромна, от остальных типов КПП он тоже существенно отличается. Причина в том, что это бесступенчатая коробка. В этом ее несомненное преимущество, особенно на фоне стандартных механик и автоматов. Плавный постоянный разгон, без рывков, подергиваний, провалов и всего остального, с чем сталкиваются как опытные водители, так и новички. Не обошлось без минусов, у вариатора он один, но серьезный – передаточное звено нагрузки. Большинство автомобилей с вариаторной АКПП используют в качестве этой детали ремень. Его высокая изнашиваемость требует аккуратного передвижения с минимальным количеством нагрузок. То есть, никакого сильного буксирования, никаких полных багажников и уж тем более серьезных прицепов.
Сравниваем типтроник в коробке автомат и механическую коробку
Механическая коробка передач известна многим автолюбителям с богатым опытом вождения. Данный тип КПП предлагает водителю принимать непосредственное участие в переключении передач, тем самым полностью контролируя процесс управления, что и является плюсом. Очевидное преимущество перед АКПП – нет необходимости в гидротрансформаторе, который был создан из-за невозможности воздушного охлаждения. Минус механики в том, что в городских условиях необходимость ее использования мала: разогнаться негде – кругом либо знаки со светофорами и постами ГАИ, либо пробки: долго стоять в них тяжело, любое движение требует переключения передачи. Для некоторых водителей МКПП не дает безграничные возможности, а наоборот – заставляет отвлекаться, мешает сконцентрироваться на дороге.
Стоит упомянуть еще один тип, совмещающий механическую коробку передач с автоматической, но разработанный на основе МКПП. Речь идет о роботизированной коробке переключения передач или «роботе». Пожалуй, лучшим примером является разработка Opel под названием Easytronic (Изитроник). От МКПП была взята, собственно, механическая часть, автомат представлен электронным блоком, который отвечает за сцепление и самостоятельно решает, когда переключать передачи.
К сожалению, хороший замысел оказался плохо реализован. Стали намного заметнее рывки при нагрузке, порой включение новой передачи занимает кучу времени, даже с зажатой до упора педалью газа. Переключать передачи мгновенно (как на механике) эта коробка не может, плавность переключения (как у автоматной коробке) тоже отсутствует. Применять автомобиль с роботом можно только в условиях города, для тихой, аккуратной езды.
Масло для заливки в Типтроник
Вариации типтроника от разных производителей имеют свои особенности и отличия: о том, какое масло заливать, подробно расскажет инструкция по эксплуатации – очевидно, что температура кипения или вязкость «напитка» для Porsche вряд ли подойдет для Audi. Также помочь могут консультации сотрудников сервисных центров. Кстати, саму процедуру замены масла тоже лучше доверить им.
Руководство пользователя советует совершать замену примерно после 60-80 тысяч км пробега. Некоторые опытные водители советуют сделать это раньше, на вдвое меньшем сроке. Решение, конечно же, исключительно за владельцем, главное – замена должна быть регулярной.
Обслуживание и увеличение срока эксплуатации
Регулярный техосмотр и выполнение инструкций производителя позволяют автомобилю с АКПП Типтроник ездить без проблем довольно долго. Игнорирование возникших неполадок обходится дорогостоящим ремонтом и переходом в касту пешеходов на некоторое время.
Обладая автомобилем с типтроником, не забывайте своевременно проверять его на наличие проблем и повреждений. АКПП этого типа хоть и выносливая, но все же не бессмертная. Заметив тревожные звоночки (увеличилось время переключения передач, автомобиль начинает дергаться), обращайтесь в автосервис. Регулярный техосмотр поможет не только предотвратить серьезные поломки, но и даст возможность насладиться вождением.
что это такое, как пользоваться и обслуживать
Чтобы разобраться, что такое типтроник, нужно изучить особенности его работы относительно АКПП и МКПП. Тогда станут очевидны преимущества и минусы коробки передач, вызывающей столько вопросов в среде автомобилистов. Если говорить об определении, то типтроник – это коробка передач, относящаяся к автоматическому классу, но обладающая возможностью переключения режимов вручную.
Подобная система была создана для повышения контроля над работой двигателя. Используя коробку типтроник, автомобилист сам выбирает, когда переключать режимы работы на разных участках трассы. Однако на фоне полумеханического управления образуются определенные минусы устройства. При выборе подобной КПП необходимо понимать, что управлять ею сложнее, чем привычным автоматом или классической механикой.
Из истории можно подметить, что изначально tiptronic использовалась в спортивных автомобилях. А название коробки передач запатентовал автомобильный производитель Porsche, выпустивший первый автомобиль с аналогичным управлением в 1990 году. За определением нередко скрываются и другие названия, по сути являющиеся классическим типтроником: стептроник, эспатик, тач-троник. Широко используется короба в роботизированной технике, в вариаторах. И, говоря о коробке tiptronic, большинство автомобилистов подразумевает автоматическую коробку передач, а не механику.
Устройство и принцип работы типтроник
Устройство коробки типтроник имеет такую же структуру, как у классической АКПП. Однако присутствует возможность перевода механизма в режим ручного управления. Что касается движения автомобиля, то оно идентично машинам, снабженным автоматической коробкой.
Работа системы тесно связана с переключателями, расположенными в селекторе КПП. В некоторых автомобилях дополнительные переключатели находятся на руле:
- в селекторе установлено от 1 до 3 переключателей;
- 1 всегда отвечает за активацию режима;
- 2 может регулировать понижение или повышение передачи;
- 3 отвечает за дополнительную регулировку повышения или понижения.
От переключателей коробки типтроника сигналы подаются в электронный блок управления трансмиссией, который реагирует на переключение скоростей.
Среди особенностей этого алгоритма можно выделить следующее. Когда повышается передача, селектор устанавливается на переднее положение, когда передача понижается, он занимает заднее положение. Классический алгоритм выглядит иначе: селектор уходит назад для повышения передачи и, наоборот, располагается впереди для понижения.
Коробка типтроник использует в работе 2 режима:
- ручное управление – водитель самостоятельно выбирает передачу, ограничивая автоматическую коробку в самостоятельном выборе;
- автоматическое управление – коробка использует режимы P, N, D, R, однако рядом всегда есть паз управления, через который происходит переключение на механический режим.
Для отключения коробки типтроник необходимо переместить селектор в положение D. В большинстве автомобилей выбранный режим работы коробки передач отображается на панели управления. В некоторых машинах предусмотрена система подрулевых лепестков, при нажимании которых tiptronic включается или отключается.
Принцип работы АКПП с типтроником
Чтобы коробка могла называться типтроником, она должна соответствовать определенным критериям:
- отсутствие вала;
- наличие гидравлической системы АКПП;
- применение планетарных редукторов;
- наличие блокировки гидротрансформатора на каждой передаче;
- управление происходит через электронный блок.
Важное условие для нормальной работы коробки tiptronic – наличие безупречной связи колес с мотором. Этот баланс удалось достигнуть только после совершенствования автомобилей. Так, типтроником не могут оснащаться машины образца 80-х годов и ранее.
Важно! КПП тех лет при блокировке получали катастрофические ударные нагрузки, происходившие при понижении передачи. Это приводило к быстрому износу элементов трансмиссии.
Со временем появились материалы и дополнительные элементы в системе управления автомобилем, которые повысили износостойкость транспортного средства. Все это позволило разработать классический типтроник, который сейчас без проблем используется во многих машинах.
Итак, принцип работы классической коробки типтроник сводится к следующему:
- Для активации функции необходимо перевести рычаг АКПП в ручное положение. Для автомобилей, оснащенных подрулевыми лепестками, для активации используют этот элемент.
- Как только электронный блок управления получает сигнал об изменении режима, он активирует программный модуль.
- Далее программа отвечает за переключение передач, выполняемое шофером вручную.
Переключение вверх и вниз проводится последовательно, перескакивать режимы нельзя.
Как пользоваться коробкой типтроник
В обычном режиме коробка типтроник использует секцию D, а действия машины контролирует бортовой компьютер. При переходе в секцию T водитель получает полный контроль передачи. Если же типтроник долгое время не используется, то бортовой компьютер сам активирует автоматическую коробку.
Как переключить типтроник
Коробка типтроник оснащена классическим рычагом и 2 пазами для управления – в автоматическом и ручном режиме. Обычно переход с МКПП или АКПП требует от водителя некоторой переподготовки и привыкания к новой системе.
Важно! Автоматический режим имеет классические буквы на панели – D, N, R, P.
В большинстве случаев для активации типтроника требуется переключение рычага, либо применяются подрулевые лепестки и кнопки на руле. Для активации делают следующее:
- Рычаг переводят влево или вправо (секция вида T).
- Передвигают рычаг вперед-аназад для повышения и понижения передачи. Обычно сторона, на которой написан «+», обозначает повышение передачи, а «-« — ее понижение.
- Также кнопки или лепестки, расположенные на руле и под ним, обозначены «+» и «-».
После активации того или иного режима отслеживать состояние коробки можно на электронном дисплее панели управления.
Бортовой компьютер продолжает контролировать работу машину даже в механическом режиме. Так, он отвечает за защиту коробки и двигателя от действий, которые способны причинить вред. Например, если машина останавливается при первом режиме передачи, то электронный блок не даст отключиться мотору.
Некоторые машины оснащены специальными программами – спортивной и зимней. При использовании первой программы коробка типтроник поддерживает высокие обороты двигателя даже при первой передаче. Это необходимо для совершения маневров, обгонов и моментального ускорения. А зимняя программа защищает от пробуксовки на обледенелых дорогах.
Плюсы и минусы АКПП типтроник
Любое устройство имеет свои плюсы и минусы, и коробка передач типтроник не стала исключением. Среди преимуществ элемента выделяют:
- Удобство управления авто с коробкой tiptronic. Отпадает потребность в постоянном контроле активированной передачи, как этого требует МКПП. Но в любой момент шофер может перейти на ручное управление для точного контроля работы двигателя. При этом нет потребности в переключении на пониженную передачу вручную, бортовой компьютер самостоятельно предотвращает чрезмерные нагрузки.
- Безупречный комфорт при нахождении на неблагоприятных дорогах. Коробка типтроник имеет фиксированную пониженную передачу – для преодоления плохого участка дороги не нужно переходить на повышенную ступень. Однако постоянное нахождение в таком режиме может привести к повышенному износу элементов системы.
- Максимальное удобство в обгонах и на поворотах. Классическая АКПП автоматически переключается на высокую ступень передачи, если машине нужно больше ускорения при обгоне. Из-за этого скорость падает. В ручном управлении при наличии типтроника передача фиксируется, и обороты находятся в стабильном режиме. За счет этого повышается скорость выполнения маневров, уменьшается время обгона.
- Легкий старт на ледяной поверхности. При гололеде коробка типтроник защищает автомобиль от пробуксовки, минуя первую передачу.
- Снижение расхода топлива. Так как коробка самостоятельно выбирает момент изменения скорости, то и количество расходуемого бензина сокращается.
- Встроенная защита от повреждений. Типтроник предотвращает включение максимальных оборотов двигателя, защищая его от износа.
- Примерно одинаковая стоимость автомобилей. Транспортное средство с классической АКПП стоит не намного дешевле, чем с типтроником.
Если говорить о недостатках АКПП с типтроником, то следует учитывать несколько параметров, на которые влияет этот элемент:
- Увеличение веса автомобиля. Коробка содержит больше деталей и узлов, за счет чего масса транспортного средства увеличивается. А это влияет и на стоимость обслуживания, и на мобильность машины.
- Отсутствие 100% контроля из-за применения электронного блока управления. Любой автомобиль с коробкой типтроник оснащен электронным блоком, который имеет встроенную защиту от определенных действий и настроек. Это может вызывать определенный дискомфорт при необходимости фиксирования КПП на определенной ступени (коробка игнорирует заданные настройки и работает согласно программе).
- Автомат работает медленнее при наличии типтроника. Это связано с тем, что сигнал проходит больше узлов до момента выполнения.
Что же лучше – типтроник или классический автомат? Если рассматривать вопрос с точки зрения технической стороны, то tiptronic – это «золотая середина», которая нивелирует многие минусы АКПП и МКПП, а также удовлетворяет нужды большинства автомобилистов. Коробка с такой функцией станет лучшим решением для шоферов, долгое время пользовавшихся только МКПП. После небольшого привыкания пользователи часто переходят на полную АКПП, оставляя типтронику периоды, когда нужны повороты и обгоны.
Неисправности и ремонт
Так как в коробке типтроник находится несколько больше деталей, чем в классической АКПП, то и неисправности случаются время от времени. Главное, что должен помнить водитель, — это аккуратность эксплуатации и своевременное обслуживание. Постоянные нарушения рекомендаций производителя приведут к повреждениям и дорогому ремонты. Среди наиболее распространенных неполадок tiptronic выделяют:
- износ деталей – часто страдает масляный насос и сальник, в большинстве случаев требуется полная замена элементов, так как ремонт не дает нужного результата на продолжительный срок;
- сбои в работе ЭБУ – электронный блок считается одной из самых уязвимых деталей, так как регулярное использование даже в щадящем режиме не защищает от программных ошибок. Для диагностики ЭБУ требуется специализированное компьютерное оборудование;
- неполадки, связанные с маслом, — нередко автомобилисты сами вызывают поломки из-за желания сэкономить. Применение некачественного или неподходящего масла, его разбавление водой увеличивает износ деталей в десятки раз.
Самостоятельный ремонт во всех этих случаях – нерациональное решение. В домашних условиях нет возможности применения профессионального оборудования, а знаний владельца авто обычно недостаточно для обнаружения проблемы и ее полноценного устранения. Самостоятельные действия в худшем случае приводят к полной неисправности типтроника, ЭБУ и даже двигателя.
Сравнение tiptronic с АКПП и МКПП
Выбор коробки передач – один из важнейших вопросов, на который должен ответить покупатель. От этого зависит удобство управления автомобилем. В отличие от механических и автоматических коробок, типтроник лишен многих их минусов. Коробка tiptronic лаконично объединяет большую часть преимуществ этих устройств. Однако, кроме технического превосходства и параметров, нужно учитывать и личные предпочтения водителя. Можно привести несколько главных параметров для сравнения tiptronic, АКПП и МКПП:
- Расход топлива. Механические коробки по этому показателю превосходят остальные варианты. А вот классический автомат – худший среди них. Типтроник же считается чем-то средним за счет возможности переключения режимов управления.
- Простота использования. АКПП полностью устраняет потребность в отслеживании активированной скорости, при использовании автомобиля в городе это – лучшее решение. Однако при наличии типтроника возможности автомобиля расширяются, водителю становится проще управлять средством при поворотах, на обгоне, выбирая настройки под ситуацию.
- Использование машины в условиях гололеда. В зимний период переключение режимов ощущается особо остро, когда необходимо быстро менять передачи. То же самое касается остановок на светофорах.
- Обслуживание и использование. Ремонт АКПП стоит дороже, чем восстановление МКПП. А обслуживание гибридной коробки стоит еще дороже за счет большего количества узлов в системе типтроник.
Современные машины по большей части сразу же оснащаются коробкой tiptronic, что позволяет сделать вывод: гибридный вариант превосходит классические АКПП и МКПП по большинству параметров и подходит как для вождения в городских условиях, так и для регулярных поездок за город. Но, отвечая на вопрос, что же лучше – типтроник или автомат, водитель должен самостоятельно взвешивать все плюсы и минусы устройств.
Отличия АКПП типтроник от моделей со схожим механизмом работы
Если внимательно рассмотреть преимущества и недостатки АКПП с типтроником и без него, то можно узнать следующее:
- Классическая АКПП идеально подходит для простого передвижения по загородным или городским улицам, когда не нужны повышенные нагрузки на мотор. Если же автомобиль постоянно находится в условиях бездорожья, то типтронику проще справиться с возвышенностями, подъемами или преградами, так как селектор автоматически выбирает лучшую передачу для сохранения мощности двигателя (и с максимальной его защитой от нагрузок).
- Внезапный обгон и резкие повороты – то, что в идеальной форме реализует АКПП с типтроником. Другие модификации автоматической коробки не способны для эффективного и безопасного обгона с резкими поворотами.
- Эффективность торможения у АКПП с типтроником намного выше. Никакая другая КПП не способна эффективно и безопасно совершать резкое торможение.
- Возможность начала движения со 2 передачи в ручном режиме делает типтроник лучшим решением для управления в условиях гололеда. Остальные АКПП не дают возможности резкого старта на ледяной дороге.
- Упрощенное движение по бездорожью при наличии типтроника. Механизм повышает эффективность обхода препятствий без ущерба для трансмиссии и двигателя.
- Защита от неправильного выбора скорости. Если водитель случайно включит не ту передачу на классической АКПП, то мотор подвергнется чрезмерным нагрузкам. А это напрямую влияет на его долговечность. При наличии коробки tiptronic такого не случится. Электронный блок управления, отвечающий за работу двигателя, предотвращает выбор некорректных скоростей и защищает транспортное средство.
- АКПП с типтроником сокращает расход топлива. Классический автомат потребляет намного больше бензина, так как корректировка скоростей в ручном режиме на нем невозможна. Однако наличие автоматической системы все-таки понижает эффективность расхода топлива, и первенство в этой сфере занимает только полностью механическая коробка.
АКПП с типтроником – это современное решение, которое оптимизирует классический автомат и возвращает автовладельцу больше контроля над транспортным средством.
Отличия АКПП типтроник от вариатора
Автоматическая коробка – это изобретение, которое создавалось с целью повышения комфорта автомобилиста, предпочитающего водить исключительно в городских условиях. Полностью автоматическое управление устраняет потребность в выборе скоростей – компьютер выбирает лучший вариант самостоятельно. Однако некоторые ситуации до сих пор требуют специфических действий водителя, а АКПП не способна доверить их человеку.
Ручная смена передач при использовании типтроника – решение, которое оптимизировало полностью автоматическую коробку. При этом, сохранилась возможность комфортного управления транспортным средством без отвлечения на переключение скоростей там, где это не нужно.
Но существует еще одна версия АКПП – это вариатор. В отличие от типтроника и большинства других коробок, вариатор не имеет ступеней переключения. На фоне стандартных КПП он смотрится гораздо привлекательнее: при переключении отсутствуют рывки, достигается плавный разгон, нет подергиваний и провалов.
Однако существенный минус вариатора – это передаточное звено нагрузки. В качестве детали подавляющее большинство авто использует ремень, а это – очень ненадежный элемент, который быстро изнашивается. Поэтому обращаться с вариатором нужно намного бережнее, чем с типтроником. Автомобили с вариатором не должны оснащаться прицепами, в них нельзя усаживать больше людей, чем допускает инструкция и, тем более, перевозить полные багажники вещей.
Обслуживание и увеличение срока эксплуатации
Коробка типтроник – отличное решение для автомобилистов, предпочитающих активное вождение. Однако злоупотреблять этим параметром и постоянно нагружать автомобиль не следует. Нередко после резких обгонов и поворотов трансмиссия ломается.
Чтобы автомобиль работал долго и исправно, ему требуется качественное топливо. Никаких низкосортных типов бензина и масел, наполовину разбавленных водой. Все это снижает срок службы элементов АКПП и двигателя.
Важное правило обслуживания – регулярное посещение СТО и выполнение плановых осмотров. Большинство неисправностей невозможно заметить в условиях собственного гаража. А исправить поломки, как следует, не получится из-за отсутствия профессионального оборудования.
Совет! Внимательно читайте инструкцию по эксплуатации автомобиля и строго соблюдайте требования производителя, и тогда машина прослужит очень долго.
При появлении первых «симптомов» износа типтроника нужно обращаться в сервисный центр за диагностикой. Специалисты выявят неисправность коробки и помогут ее устранить.
Масло для заливки в типтроник
Масло для коробки типтроник нужно выбирать, исходя из рекомендаций производителя автомобиля. Главные отличия заключаются в температуре кипения жидкости, а также в его вязкости. Общим параметром для любой КПП будет периодичность замены – не позднее 80 тыс. км пробега. Однако водители советуют менять жидкость уже после 40-50 тыс. км. Если вы сомневаетесь в рекомендациях, либо нет возможности изучить инструкцию к транспортному средству, следует получить консультацию в сервисном центре. Замену масла в коробке тоже лучше доверять специалистам, так как нарушение технологии или использование неподходящего продукта может привести к преждевременному износу.
Коробка tiptronic – это ступень эволюции автомобилей, которая смогла объединить преимущества автоматов и механики, избавившись от части их минусов. Однако при выборе транспортного средства с этой функцией необходимо учитывать существующие ограничения. Если авто с коробкой типтроник покупает пользователь, который раньше ездил только на механике, ему понравится наличие функции самостоятельного контроля скоростей. Также важно помнить, что коробка нуждается в грамотном обслуживании и постоянном уходе – для этого необходимо внимательно изучить инструкцию по эксплуатации.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Поделиться новостью в соцсетях Метки: tiptronic, типтроник
Что такое типтроник в автомобиле
Если еще недавно можно было утверждать, что любой типтроник – это автомат, но не каждый автомат является типтроником, то сегодня АКПП в чистом виде редко можно встретить на новых автомобилях. Другими словами, из вида трансмиссий типтроник модифицировался в основную функцию практически любой автоматической коробки передач. Дальше мы расскажем о том, что такое типтроник в автомобиле более подробно.
Что такое типтроник в машине и как он появился?
Чтобы ездить на авто в различных режимах была создана трансмиссия. Именно благодаря ней передается крутящий момент к колесной группе. Современные авто оборудованы механическими и автоматическими коробками. Водители авто, которые хотят полностью управлять процессом вождения – выбирают механическую коробку передач МКПП, другие же предпочитают автоматическую коробку передач (АКПП).
Для того чтобы на авто с АКПП можно было руководить динамикой во время торможения, при поворотах, ускорении, переключении пониженной передачи, была добавлена функция типтроник. Большинство автолюбителей думают, что это отдельный прибор, который представлен новой трансмиссией. Но это ошибочное мнение.
Изначально система применялась для спортивных автомобилей. Название было запатентовано компанией Porsche, выпустившей в 1990 году первый автомобиль с АКПП и возможностью ручного управления передачами. В дальнейшем это нововведение стали использовать и другие предприятия, прозвав его тач-троник, эспатик, стептроник. Название типтроник стало окончательным вариантом, которым пользуются по настоящее время. Система стала активно применяться в роботизированных коробках, а также вариаторах. Сегодня это название больше подразумевает любую АКПП, которая предусмотрена функцией регулировки переключения передач вручную.
Как пользоваться коробкой типтроник
Рычаг автоматической коробки передач с типтроником
Обычно управление типротроником выполняется при помощи рычага автоматической коробки передач. Но, некоторые модели могут быть оснащены подрулевыми переключателями или кнопками на руле.
Чтобы запустить функцию ручного переключения нужно сделать следующее:
- Передвинуть рычаг КПП в правую или левую сторону, затем, этим же рычагом можно двигать вперед-назад, переключаясь на повышенную или пониженную передачу.
- Если автомобиль оснащен подрулевыми переключателями или кнопками с обозначениями «+» и «-». То выполнять ручное переключение нужно именно с их помощью.
Если же водитель не будет пользоваться типтронником, то система будет функционировать в автоматическом режиме, как и обычная коробка автомат.
Как работает типтроник
В основу автоматической трансмиссии заложен принцип планетарной передачи, а в секвентальных коробках функционирует последовательный комплект шестерен, позволяя осуществлять большой крутящий момент и переносить высочайшие нагрузки, благодаря жесткой связи. Как соединить два принципа в одном приборе? Никак. Поэтому за основу взяты «автомат» и усиление планетарных шестерен для обеспечения жесткой связи с каждой передачей посредством гидротрансформатора. Теперь обладатель такого авто может испытать на себе ощущения, которые схожи с управлением секвентальной трансмиссией, толкая рычаг вверх, водитель посылает сигнал электронике для переключения на высшую передачу, а перемещая вниз – на пониженную. Для этого следует перебросить рычаг в определенное положение. Таким образом, все типтроники управляются электроникой.
Видео о типтронике
Плюсы и минусы типтроника
Кнопки управления типтроником на руле
Система типтроник становится популярнее с каждым днем. На современных авто почти в каждой установлены коробки автомат с ручным управлением. Причиной являются следующие преимущества системы:
- Водитель всегда может переключиться в ручное управление в непредвиденных ситуациях, к примеру, при торможении мотором, вручную понижая передачу. Это минимизирует вероятность заносов на поворотах, особенно на скользкой дороге.
- Система безопасна для обгонов, она не дает автомату переключиться на высокую скорость.
- Если транспорт оборудован зимним режимом, то система типтроник позволяет трогаться по дороге, покрытой льдом, со второй передачи, избегая пробуксовок.
- Автоматические коробки не совсем любят бездорожье, но переключившись в ручной режим, можно спокойно передвигаться по неровностям.
- Все модели, оборудованные типтроником, имеют интегрированную систему защиты, которая контролирует ручное переключение и не дает двигателю выйти из строя. На МКПП данная функция отсутствует.
- Экономичное потребление топлива, если сравнить с обычной АКПП.
Коробки с типтроником имеют и свои недостатки. Из-за введения функции ручного управления увеличились габариты и вес конструкции. Передачи активизируются с некоторой задержкой.
В целом функция типтроник позволяет опытному водителю управлять динамикой авто, сохраняя все достоинства АКПП.
Похожие публикации
Типтроник: что это и как работает? Полное описание
Автор Автомеханик На чтение 9 мин. Опубликовано
Типтроник – это разновидность трансмиссии автоматического типа, устанавливаемой на различные технические средства. Впервые о данном виде коробки передач заговорили в конце 1990 года, когда немецкий автобренд Порше применил данную конструкцию на свои модели транспорта. Спустя два года после презентации, все немецкие концерны массово начали использовать Типтроник.
Правда, на то время действовало одно ограничение – только четырёхступенчатый автомат. Позже, благодаря различным современным разработкам, Типтроник устанавливался на автоматы с различным количеством скоростей. В новинке идеально сочетается автоматический тип и некоторые ручные элементы механики. Рассмотрим подробным образом, принцип действия так званого «ноу-хау».
Что такое коробка передач Типтроник
По сути – это интеллектуальная трансмиссия, механизм которой позволяет переключать передачи как ручным, так и автоматическим способом. Старт и последующее переключение на высшую или низшую передачу происходит плавно, без явных рывков и дёрганий.
Когда Типтроник переведён в режим «Автомат», то он действует, как полноценная автоматическая коробка передач. Чтобы перевести систему в режим ручного управления, необходимо воспользоваться рычагом – переключателем и перевести его в положение «+» и «-». Теперь для повышения передачи достаточно просто наклонить рычаг в сторону отметки «+», чтобы снизить, отметку «-». Управление просто и интуитивно понятно. Езда с комфортом и большим запасом тяги, при умелом обращении. Хотя, некоторые владельцы технических средств до сих пор считают, что Типтроник создан для боягузов. Нет, это вовсе не так. Именно этот тип и используется настоящими экстремалами за счёт встроенной функции «Kick Down», но об этом позже.
Современные автомобили оснащены так зваными «лепестками» – аналогами штатного рычага коробки передач. Просто так удобнее и практичнее. Реакция на использование намного быстрее, нежели кулисный вариант. Начиная с 2007 года в механизм Tiptronic активно внедряют «спортивный характер». Некоторые наработки в этом направлении уже дали свои положительные результаты на ряде немецких и японских марок. Теперь, когда имеете общее представление о том, что такое коробка передач Типтроник, необходимо рассмотреть конструкцию основной автоматической трансмиссии.
Коробка автомат: общее понятие принципа действия и разновидности
На примере Ауди А6 рассмотрим строение классической конструкции коробки автомат:
- фланец карданного вала;
- раздаточная коробка с межосевым дифференциалом;
- пакет фрикционов;
- масляный насос;
- входной вал автомата;
- главная передача;
- фланец осевой;
- вторичный вал АКПП.
Модифицированный вариант автоматического типа – вариатор, который призван плавно передавать вращательный момент от силового агрегата к колёсам транспортного средства. При этом должны изменяться данные коэффициента передаточного усилия.
Современные вариаторы имеют конструкцию:
- торового типа;
- клиноременный.
Основу клиноременного варианта составляют два шкива, состоящих из двух половинок каждый. Один шкив установлен на моторе, второй на полуосевом механизме. Передавая вращательное движение друг к другу, автомобиль движется. Чем ближе сошлись шкивы, тем большее усилие необходимо приложить клиновидному ремню для передачи момента и наоборот. Главное условие прохождения процесса – плавность.
Отличия АКПП Типтроник от моделей со схожим механизмом работы (преимущества)
- АКПП хороша при простом передвижении по прямой линии, без передачи излишних нагрузок силовому агрегату. Но, если на пути окажется возвышенность или затяжной подъём, преодолеть преграду будет проще для мотора на Tiptronic за счёт наличия селектора выбора повышенной или пониженной передачи без потери мощности и момента вращения;
- ежедневно каждый автомобилист сталкивается с необходимостью проведения внезапного обгона впередиидущего транспорта. В сравнении с модификациями автомата, легче всего совершить манёвр на Tiptronic. Так как конструкционно имеется функция резкой подачи максимального количества топлива «Kick Down» для проведения определённого движения, но кратковременного. Уж если вести речь о сравнении с механикой, то последний вариант наиболее приемлем;
- Tiptronic, как никакая иная коробка передач, обеспечит наиболее эффективное торможение силовым агрегатом при необходимости;
- в зимний период вероятность качественного старта на автомобиле в несколько раз повышается, так как допускается начало движения машины со второй передачи в ручном режиме;
- различные передвижения по бездорожью, лёгкой пересечённой местности дадутся просто и непринуждённо, при условии использования коробки автомат нового типа;
- эффективное предотвращение активации нежелательной или некорректной скорости. Часто бывает так, что по ошибке включишь не ту передачу и мотор моментально испытывает резкий скачок нагрузки, что крайне нежелательно. В случае с Tiptronic этого физически неможет быть. За все процессы с автоматом отвечает электронный блок управления двигателем, который собирает данные на основе показаний ряда датчиков. При несоответствии скорости фактической, агрегат просто не позволит её активировать во вред техническому средству;
- эффективное средство для экономии топлива, если сравнивать с остальными представителями «автоматов». Как показывает практика, экономия равна от 5 до 15%, при условии соблюдения основных правил эксплуатации технического средства. Механическому типу Tiptronic проигрывает несколько параметров, «пальма первенства» достаётся МКПП.
Отрицательные стороны модифицированной коробки передач
- несмотря на ряд преимуществ перед классическим АКПП, в сравнении с МКПП, оборудование проигрывает, так как не может передать всю прелесть и полноту ощущений от механики;
- среди всех типов КПП механика занимает первое место по экономии топлива, второе Типтроник и только третье АКПП.
- проведение профилактических и ремонтных работ будет на порядок выше аналогов. Как показывает практика, автомобили с возрастом более 7 лет имеют большие проблемы с трансмиссией, особенно типа Типтроник по причине сильного износа трущихся деталей.
Какое масло используют для заливки в Типтроник
Во многом информация зависит от данных производителя, которые указаны в соответствующем разделе инструкции по эксплуатации. Для каждого транспортного средства характерен свой показатель вязкости, высшей и низшей температуры кипения. Так, что информацию о том, какое масло используют для заливки в Типтроник, владелец найдёт в технической книге. Если по каким-либо причинам такой книги не имеется, воспользуйтесь услугами квалифицированных консультантов из числа работников магазина или дилерского центра.
Через сколько меняют масло
Точный ответ на вопрос никто не даст. Достаточно много производителей автомобилей и каждый пытается преподнести свою продукцию, как наиболее соответствующую стандартам качества, что не всегда так.
Через сколько меняют масло. Если просмотреть 90% всех руководств по эксплуатации автомобилями, то в них будет написано о сроке в 60 – 80 тыс. км. пробега. Учитывая множество объективных факторов, среди которых и качество, рекомендованный срок в 30 – 35 тыс. км. Если владелец будет принципиальным, то может сослаться на «букву закона», настоящий автолюбитель будет менять строго в соответствии с «народными правилами». Как поступите вы, решайте сами, но замена масла должна быть всегда.
Принцип работы Типтроника
Весь процесс управления зациклен на рычаге кулисы коробки передач или подрулевыми лепестками. В зависимости от технических характеристик автомобиля, может быть предусмотрено три, четыре лепестка. Каждый будет чётко обозначать определённые действия. Подобной фаршировкой пользуются японские производители.
Когда Типтроник полностью находится в автоматическом режиме, то ним управляет электронным блок управления. Также ЭБУ перехватывает инициативу управления при отсутствии команд от лепестков на протяжении 15 -ти минут и более.
Существует вторая разновидность Типтроника – Мультитроник. Когда водитель имеет фактическую возможность полноценно программировать и задавать режимы переключения скоростей.
Автомобили, оборудованные Типтроником, имеют в своей оснастке всего две педали: тормоз и газ. На рычаге кулисы нанесены обозначения: «D, N, R, P». Когда селектор установлен в положение «D», то движение автомобиля полностью контролируется электронным блоком управления. При возникновении резкой необходимости, водитель всегда имеет возможность переключиться в ручной режим, совершить манёвр или продолжить следование в желанном направлении.
Если вдруг водитель забыл на какой передаче передвигается, то достаточно взглянуть на центральную консоль приборов, где отображены все необходимые данные, в том числе и передача в режиме онлайн.
При полной остановке на красном сигнале светофора, нет надобности включать первую передачу на коробке передач. ЭБУ всё сделает за вас. Достаточно просто слегка надавить на педаль акселератора и продолжить движение.
Обслуживание и увеличение срока эксплуатации
Владельцу на заметку: несмотря на то, что коробка передач подготовлена к активному стилю вождения, не следует этим злоупотреблять. Часты случаи, когда после очередной погони по ночным улицам трансмиссия приходила в полную непригодность из-за неумелого использования.
Систематическая заправка только качественным топливом. Проводить ремонтные работы только в условиях СТО с привлечением квалифицированного персонала. Независимо от того, типтроник или вариатор, все агрегаты любят качественный уход и правильное использование.
В случае механического повреждения корпусной части Типтроника, купить новую трансмиссию можно в специализированном магазине. Цена на деталь будет зависеть от ряда факторов, среди которых оригинальность, страна доставки, поставщик, оплата, сроки установки, срок гарантийного обслуживания. Не забывайте, что помимо гарантийного, присутствует и послегарантийное обслуживание которое также нужно проводить. Машина должна быть постоянно под присмотром.
Отзывы владельцев автомобилей с Типтроником
Василий, 46 лет, водитель Ауди А4.
Вот уже третий год, как я управляю Ауди с типом трансмиссии Tiptronic. Нареканий нет, динамика разгона очень нравится, плавность и комфортность. Так как езжу аккуратно, научился экономить топливо, даже в условиях городской черты и мегаполисов. В сравнении с моими первыми поездками и нынешними, это 7% сбережения потребления. Много или мало, но факт остаётся фактом. При необходимости моментально совершить обгон, включаю вторую передачу на скорости 80 км/час и на полную катушку ощущаю силу двухлитрового монстра;
Петр, 36 лет, владелец Шкода Кодяк.
В начале текущего года прикупил себе долгожданный внедорожник от компании Шкода. Автомобиль хороший, практичный, комфортный. Дополнительные условия для качественной езды создаёт трансмиссия – модифицированный автомат типа Tiptronic. Проживаю в такой местности, что необходимо постоянно преодолевать крутой подъём, благодаря механизму ручного управления любая горка нам по плечу. Покупкой доволен, рекомендую;
Карина, 33 года, собственница Мерседес-Бенц.
Муж подарил на знаменательную дату. Машиной довольна, нареканий на качество нет, ведь это же «немец». Сначала испытывала трудности с привыканием к новому типу трансмиссии – Tiptronic. Ничего, после нескольких недель управления в активном состоянии, сейчас дам форы любому желающему. Экономлю топливо приблизительно на 5%, хотя люблю активный стиль управления техникой.
Статьи по теме:
VW Tiptronic Проблемы трансмиссии | Он все еще работает
Ричард Роу
Изображение предоставлено Flickr.com, любезно предоставлено Риком Флоресом
Несмотря на то, что некоторые называют его коробкой передач VW с «лопастными лепестками», Tiptronic на самом деле является очень продвинутой и надежной коробкой передач. Tiptronic, впервые представленный компанией Porsche, не является механической коробкой передач с электронным управлением, как это может быть в некоторых более дорогих приложениях. Это автоматическая трансмиссия, специально разработанная для ручного переключения с помощью подрулевых лепестков или стандартного последовательного переключателя.
История
Tiptronic был разработан Porsche как жизнеспособная альтернатива стандартной механической коробке передач, которая была единственной традиционно доступной опцией. Эти трансмиссии, прозванные пуристами как «Порше Позера», стали очень популярными в последние годы, особенно после того, как в автомобилях Формулы 1 начали использовать аналогичную схему переключения подрулевых лепестков. Porsche лицензирует эту конструкцию трансмиссии нескольким другим производителям, включая Land Rover и собственный корпоративный фюрер Porsche, Volkswagen.
Сильные стороны
Поскольку он изначально был разработан для автомобилей с гораздо большей мощностью, Tiptronic хорошо известен как прочная трансмиссия. Его использование практически в каждом приложении Turbo-4 в семействе VW является свидетельством его силы, и многие владельцы модифицируют эти автомобили, чтобы передавать более 300 лошадиных сил через стандартную трансмиссию с немногим большим, чем перезагрузка компьютера. Его планетарная передача такая же прочная, как и у любой автоматической коробки передач, и единственные сбои в стандартных трансмиссиях, как правило, имеют электрическую природу.
Внутренние недостатки
Компания уже обратилась к одному из немногих недостатков VW Tiptronic. Ранние трансмиссии были подвержены резким 1–2 переключениям на более высокую передачу, неустойчивым 3–4 переключениям и дрожанию гидротрансформатора. VW выпустил сервисный бюллетень для решения этой проблемы, в котором владельцам рекомендуется перепрограммировать (перепрограммировать) стандартный трансмиссионный компьютер более свежим программным обеспечением и более плавной работой.
N89 Соленоид
В нескольких известных случаях в Tiptronic вышел из строя важный соленоид, обозначенный «N89».Tiptronic использует несколько соленоидов в различных комбинациях для включения передач. Первая и четвертая передачи имеют практически одинаковое расположение соленоидов, за исключением # N89. Если этот соленоид заедает при переключении с 3-й на 4-ю, возможно переключение на первую передачу вместо четвертой. Это приведет к быстрому замедлению, например, при ударе по тормозам, но пока еще не произошло фактического повреждения трансмиссии.
Модификация
Если вы подумываете использовать мощность 911 в своем Passat, подумайте о модернизации стандартных сцеплений и гидротрансформатора.Поскольку многие компоненты этого Tiptronic используются совместно с братьями VW Porsche, некоторые из них могут использовать стандартные компоненты Porsche для модернизации.
Еще статьи
.Какие бывают трансмиссии? — Справочный центр Edmunds
Автоматическая коробка передач (AT)
Это трансмиссия, в которой используется гидротрансформатор, планетарный ряд и муфты или ленты для автоматического переключения передних передач автомобиля. Некоторая автоматика позволяет водителю ограниченное количество ручного управления автомобилем (помимо выбора режима движения вперед, назад или нейтраль) — например, позволяя водителю управлять переключением на повышенную и пониженную передачу, используя кнопки или подрулевые переключатели на рулевом колесе или передаче. селектор.Обычные названия таких трансмиссий — «автомат с переключением передач», «Типтроник» и «автостик». Чтобы узнать больше, см. Автоматические передачи: что заставляет их работать.
Механическая коробка передач (MT)
В механической коробке передач водитель выбирает все передачи вручную, используя как подвижный селектор передач, так и управляемую водителем муфту. Этот тип трансмиссии также известен как «стандартная» трансмиссия. Для получения дополнительной информации см. «Основы ручной передачи».
Автоматическая ручная коробка передач (AM)
Подобно механической коробке передач, автоматизированная механическая коробка передач также использует механическое сцепление; однако действие сцепления не контролируется водителем с помощью педали сцепления, а скорее автоматизировано с использованием электронного, пневматического или гидравлического управления.Эта трансмиссия, которую иногда называют «коробкой передач с прямым переключением передач» («DSG») или «последовательной механической коробкой передач» («SMG»), позволяет либо полностью автоматическое переключение передач вперед, либо ручное переключение передач с помощью селектора передач, кнопок или подрулевых переключателей. на руле.
Бесступенчатая трансмиссия (CVT)
Эта трансмиссия имеет бесступенчатое передаточное число (в отличие от обычных ступенчатых передаточных чисел) и использует ремни, шкивы и датчики, а не шестерни, чтобы поддерживать стабильную кривую ускорения без пауз для переключения передач.Благодаря этому вариатор может поддерживать двигатель в оптимальном диапазоне мощности, тем самым повышая эффективность и расход топлива. Вы можете получить больше информации на сайте CVT Enters the Mainstream.
.Принцип работы секвентальных редукторов | HowStuffWorks
Принцип работы механической коробки передач дает общее представление о механизмах механической коробки передач. Пятиступенчатая механическая коробка передач сегодня довольно стандартна для автомобилей. Внутри это выглядит примерно так:
Есть три вилки, управляемые тремя тягами, которые зацепляются рычагом переключения передач. Если смотреть на рычаги переключения передач сверху, они выглядят следующим образом на нейтральной, задней, первой и второй передаче:
H-образная схема позволяет перемещать тягу переключения между тягами управления для трех вилок и перемещать тяги вперед и назад.
Последовательная механическая коробка передач работает так же. Еще существует набор вилок переключения передач , которые перемещают муфты, которые включают передачи. Единственная разница — это способ манипулирования стержнями управления. Узор «H» удаляется и заменяется другим движением.
В гоночном автомобиле рычаг переключения передач перемещается либо «толкать вперед» для переключения на более высокую передачу, либо «тянуть назад» для переключения на более низкую передачу. Если вы находитесь на одной передаче и хотите перейти на более высокую передачу (например,грамм. со 2-й по 3-ю), вы нажимаете рычаг переключения передач вперед. Чтобы перейти с 3-го на 4-е, вы снова нажимаете рычаг вперед. Чтобы перейти с 4-го на 5-е, нажмите еще раз вперед. Каждый раз одно и то же движение. Чтобы переключить передачу, скажем, с 5-й на 4-ю, вы потяните рычаг назад. В европейских автомобилях массового производства рычаг переключения передач перемещается вперед и назад для переключения на более высокую и низкую передачи соответственно. В автомобилях Формулы-1 на самом деле есть два подрулевых переключателя по бокам руля вместо рычага переключения передач.Левый лепесток переключается на более высокую передачу, а правый — на пониженную. На мотоцикле вы делаете то же самое, но вместо того, чтобы перемещать рычаг вперед и назад рукой, вы перемещаете рычаг вверх и вниз ногой.
Эти движения производят вращение храпового барабана . Барабан выглядит так:
Видно, что в барабане есть проточки. Эти канавки могут выполнять одно из двух действий:
- Если барабан расположен вдали от шестерен трансмиссии, канавки контролируют стандартные тяги управления.
- Если барабан расположен рядом с шестернями, канавки непосредственно перемещают вилку переключателя передач, и тяги управления не требуются. Кажется, это более распространенный метод, потому что он состоит из меньшего количества деталей и более компактен.
Итак, когда вы перемещаете рычаг, он поворачивает барабан на один шаг (например, на 50 градусов). Это вращение заставляет стержни или вилки перемещаться в соответствии с канавками в барабане, меняя шестерни.
Из-за барабана надо сдвигать в последовательности .Нет перехода, например, с первой передачи на третью. Чтобы перейти на третью, вы всегда должны переключаться на вторую передачу. То же самое и при переключении на пониженную передачу. Преимущество этой системы в том, что ошибки переключения невозможны. Вы всегда переходите на следующую передачу.
,Руководство по трансмиссии: все, что вам нужно знать
- Дом
- Категории
- Принадлежности
- Аксессуары для интерьера
- Внешние аксессуары
- Игрушки
- Очистка и детализация
- Электроника
- Аудио
- Двигатель и производительность
- Инструменты
- Шины и диски
- Мотоциклы и велосипеды
- Уход на дому
- Кемперы на колесах
- Внедорожники
- Гарантии
- Расширенная гарантия
- Заводские гарантии
- Принадлежности
- Блог
- Инструменты
- Калькулятор размера шин
- Поиск колес и шин
- О нас
- Связаться
- Дом
- Категории